«Однажды богатый путешественник заблудился и стал просить бога о помощи. Он даже написал клятву на клочке бумаги: «Обещаю за свое спасение поставить статую золотую, пику держащую». Путешественник спасся, но ему стало жалко обещанного богу золота.
Однако он придумал, как выполнить обещание и при этом сэкономить…»
Презентация по русскому языку, 8 класс, тема «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них.»
Цели урока:
Образовательные цели:
- уточнить и закрепить понятия об обособлении, группах и признаках обособленных членов предложения;
- закрепить правила пунктуации при обособленных членах предложения.
Развивающие цели:
- формировать умение опознавать в тексте обособленные второстепенные члены;
- совершенствовать языковые и пунктуационные навыки;
- развивать способности анализировать признаки обособленности второстепенных членов и делать выводы;
- формировать умение употреблять в речи обособленные члены предложения;
- развивать мышление.
Воспитательные цели:
- воспитывать культуру речи, интерес к изучению русского языка и литературы, понимание роли лингвистических знаний в жизни человека; воспитывать коммуникативные способности, умение самостоятельно оценивать и корректировать выполненную работу.
Разминка
- Выделение второстепенных членов …. называется ……..
- Речевым средством обособления служит……..
- Выделенные второстепенные члены называются………….
- Это обособленные………….
- К обособленным определениям относятся… ……
- К обособленным обстоятельствам относятся………..
- Уточняющие члены предложения-это……………..
- Употребление в речи обособленных членов характерно для ……. стилей.
Разминка
- Выделение второстепенных членов на письме называется обособлением .
- Речевым средством обособления служит интонация .
- Выделенные второстепенные члены называются обособленными.
- Это обособленные определения, приложения, обстоятельства, уточняющие члены предложения.
- К обособленным определениям относятся причастные обороты, одиночные причастия, прилагательные.
- К обособленным обстоятельствам относятся деепричастные обороты, одиночные деепричастия, обстоятельства, выраженные существительными с предлогами.
- Уточняющие члены предложения-это второстепенные члены, которые служат для конкретизации значений других членов предложения.
- Употребление в речи обособленных членов характерно для книжных стилей.
Алгоритм
1) к какому слову (какой части речи) они относятся;
2) чем выражен второстепенный член, распространен или нет;
3) положение второстепенного члена относительно определяемого слова (перед ним или после, отделен или нет другими членами предложения);
4) имеются или отсутствуют дополнительные смысловые оттенки (чаще всего обстоятельственные, например причины).
Задания для создания мини-проекта
Задание 1 группы : в данные предложения вставить необходимые слова, графически выделить их, подобрать соответствующие иллюстрации; рассказать об обособленных определениях, используя материал задания.
Задание 2 группы : в данных предложениях проверить правильность или неправильность постановки знаков препинания, выделить графически, подобрать необходимые иллюстрации; рассказать об обособленных обстоятельствах, используя материал задания.
Задание 3 группы : собрать «рассыпавшиеся» предложения, расставить в них знаки препинания, подобрать необходимые иллюстрации; рассказать об уточняющих членах предложения, используя материал задания.
Обособленные определения и приложения выделяются на письме, если:
- относятся к личному местоимению;
- стоят после определяемого слова;
- стоят перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение или отделены от определяемого другими членами предложения.
Обособленные обстоятельства выделяются
на письме, если это:
- одиночные деепричастия и
деепричастные обороты;
- обстоятельства с предлогом несмотря на ,
имеющим уступительное значение.
Уточняющие члены предложения необходимы
для конкретизации значений других членов
предложения.
Чаще всего как уточняющие употребляются
обстоятельства места,
времени. Такие члены предложения
присоединяются
к уточняемым при помощи союзов «то есть»,
«или (= то есть)».
При них часто употребляются слова особенно ,
например , даже и др.
Работа в квадрате
Выпишите в квадрат номера предложений, в которых нужна запятая (запятые). Обоснуйте свой ответ .
1. Небо, полное грозою, всё в зарницах трепетало…
2. Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звёзды глядят с высоты.
3. Лил дождь, косой, крупный, бьющий в лицо.
4. Недалеко от дома, обнесённого оградой, раскинулся старинный парк.
5. Не рекомендуется читать лёжа.
6. Леса, несмотря на тропический зной, не отличались тропической пышностью.
7. Лексика – это все слова языка, то есть словарный состав языка.
8. Вышедший рано утром отряд прошёл уже четыре версты.
«Я редактор»
Задание 1 : Исправьте грамматические ошибки в предложениях с обособленными членами.
1. Качнув берёзку, с неё посыпались жёлтые листья.
2. Взобравшись на гору, перед нами открылся чудесный вид.
3 . Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего.
4. Выступившие старшеклассники на нашем собрании рассказали о жизни школы.
Задание 2 : В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Там горы (1) отступив немного назад (2) дали место неширокой полосе (3) покрытой ровными камнями (4) обточенными прибоем.
1)1,2 2)1, 3 3)1,2,3,4 4)3,4
«Я редактор»
Задание 1 : 1,2,4
Задание 2 : 3)1,2,3,4
Творческая работа
- Составление текста на тему «Апрель – проказник»
- … , несмотря на холод,…
- Кроме того, в апреле…
- Особенно во второй половине месяца…
- … , главным образом на южном склоне….
- … , на припеке,
- … , мать-и-мачеха, первые весенние цветы,…
- … , даже последний ноздреватый снег…
Написать
сочинение-
миниатюру
на тему
«Весна пришла»
Выписать из
любого
литературного
произведения
6 предложений
на тему
«Обособленные
члены
предложения»
Выполнить
упражнение
341
Учебник,
страница 166
- Тяжела ты, шапка Мономаха.
- Повторение – мать учения.
- Учась, узнаёшь, как мало ты знаешь.
- Если за день ничему не научился – зря прожил день.
Спасибо за урок!