Тема урока : Оптимизированное моделирование в экономике
Цель урока :
- показать учащимся эффективный способ решения задач оптимизации в электронных таблицах с помощью метода Поиск решения .
Задачи:
- научить строить информационную модель, адекватную поставленной задаче;
- развивать информационное видение явлений и процессов окружающего мира при создании моделей;
- формировать познавательный интерес школьников и креативное мышление при описании окружающей действительности
Вопросы, рассматриваемые на уроке :
- Постановка проблемы
- Построение информационной модели
- Построение математической модели
- Практическая работа
Учитель информатики МКОУ «Ленинская СОШ» Машкина И.В.
Выполнение тестового задания в сети Интернет
http://www.svetly5school.narod.ru/9kar.htm
Повторение
- 1 Этап . Постановка задачи (описание задачи, цель моделирования, анализ объекта).
- 2 Этап . Разработка модели (информационная модель, математическая модель, компьютерная модель).
- 3 Этап . Компьютерный эксперимент(план моделирования, технология моделирования).
- 4 Этап . Анализ результатов моделирования
На этом уроке вы убедитесь, что Excel позволяет не только производить расчёты, но и решать сложные задачи в различных сферах деятельности, такие как решение уравнений, задачи оптимизации.
При решении оптимизационных задач используются линейные модели. Под линейными понимаются модели, в которых связь между входными значениями переменных и результирующими значениями описывается линейными функциями.
Например:
Y = A * X 1 + B * X 2 + C * X 3 +…
В этом выражении A , B , C - константы, X 1, X 2 , X 3 - переменные, Y - результат.
Одной из задач оптимизации является транспортная задача . Она возникает при планировании наиболее рациональных перевозок грузов. В этом случае требуется определение такого плана перевозок, при котором стоимость последних была бы минимальна.
Эта задача является частным случаем задачи линейного программирования и может быть решена симплексным методом. Однако в школьном курсе математики не проходят линейное программирование и симплексный метод. Эту задачу мы решим, применив электронные таблицы MS Excel и функцию в них Поиск решения .
Сформулируем транспортную задачу.
Задача: В двух пунктах отправления А 1 и А 2 находится соответственно 150 и 90 т горючего. В пункты В 1 , В 2 , В 3 требуется доставить соответственно 60, 70 и 110 т горючего. Стоимости перевозки тонны горючего из пункта А 1 в пункты В 1 , В 2 ,В 3 составляют соответственно 6, 10 и 4 денежные единицы, а из пункта А 2 – 12, 2 и 8 денежных единиц. Составить оптимальный план перевозок горючего так, чтобы общая сумма транспортных расходов была наименьшей.
Построим модель решения этой задачи
I этап. Постановка задачи
Автоматизировать расчет объемов перевозок. Для этого необходимо составить таблицу-шаблон, позволяющую быстро рассчитать объемы перевозок и затраты на перевозку так, чтобы затраты на перевозку были минимальными.
В данной задаче рассматриваются объекты “затраты” и “объемы” перевозок, которые формируются на основе отдельных элементов, входящих в стоимость перевозок: тарифов на перевозку и объемов перевозок. Каждый объем перевозок задается объемом заказа и объемом запаса. Параметром плана перевозок являются затраты на перевозку.
II этап. Разработка модели
Для моделирования будем использовать среду электронной таблицы MS Excel .
Составляем таблицу исходных данных
Таблица с полученным решением
III этап. Компьютерный эксперимент
План моделирования
- Провести тестовый расчет компьютерной модели по данным задачи.
- Провести расчет объемов перевозок со своими объемами заказов и объемами запасов продукции.
IV этап. Анализ результатов моделирования
Полученная модель позволяет автоматически пересчитывать объемы перевозок в зависимости от объемов заказов, объемов запасов и тарифов на перевозку единицы продукции. Анализ задачи показывает, что с помощью MS Excel можно решать задачи оптимизации и линейные уравнения.
Домашнее задание
- Составить модель решения задачи .
В резерве трёх железнодорожных станций А, В и С находятся соответственно 60, 80 и 100 вагонов. Составить оптимальный план перегона этих вагонов к четырем пунктам погрузки хлеба, если пункту №1 необходимо 40 вагонов, №2 – 60 вагонов, №3 – 80 вагонов и №4 – 60 вагонов. Стоимость перегонов одного вагона со станции А в указанные пункты соответственно равны 1, 2, 3, 4 денежные единицы, со станции В – 4, 3, 2, 0 денежных единиц и со станции С – 0, 2, 2, 1 денежная единица.