СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку отечественной культуры "Культурные достижения СССР в 30-е г.г."

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация дает убедительное подтверждение достижениям отечественной культуры в 30-е г.г. XX в.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку отечественной культуры "Культурные достижения СССР в 30-е г.г."»

Культурные достижения СССР 30-х г.г. Автор : Бабич Татьяна Васильевна, преподаватель МХК НОУ «Ногинская гимназия» Московской области 2016

Культурные достижения

СССР 30-х г.г.

Автор : Бабич Татьяна Васильевна, преподаватель МХК НОУ «Ногинская гимназия» Московской области

2016

Несмотря на тоталитарный контроль государства на все сферы культурного развития общества, искусство СССР в 30 х годах 20 века не отставало от мировых тенденций того времени. Внедрение технологического прогресса, а также новые веяния из запада способствовали расцвету литературы, музыки, театра и кино. Начиная со второй половины 20-х годов литература и искусство рассматривались как одно из средств коммунистического просвещения и воспитания масс.

Несмотря на тоталитарный контроль государства на все сферы культурного развития общества, искусство СССР в 30 х годах 20 века не отставало от мировых тенденций того времени. Внедрение технологического прогресса, а также новые веяния из запада способствовали расцвету литературы, музыки, театра и кино. Начиная со второй половины 20-х годов литература и искусство рассматривались как одно из средств коммунистического просвещения и воспитания масс.

Именно этим объяснялось усиление борьбы с «контрреволюционными» идеями и «буржуазными теориями» в сфере художественной жизни. С возникновением творческих союзов ликвидировалась относительная свобода художественного творчества. Вопросы литературы и искусства обсуждались на страницах газет как дело принципиальной важности. Основным творческим методом литературы и искусства становился социалистический реализм, важнейшим принципом которого являлась партийность. Регламентация художественного творчества сдерживала, но не остановила развития литературы, живописи, театрального и музыкального искусства.

Именно этим объяснялось усиление борьбы с «контрреволюционными» идеями и «буржуазными теориями» в сфере художественной жизни. С возникновением творческих союзов ликвидировалась относительная свобода художественного творчества. Вопросы литературы и искусства обсуждались на страницах газет как дело принципиальной важности. Основным творческим методом литературы и искусства становился социалистический реализм, важнейшим принципом которого являлась партийность.

Регламентация художественного творчества сдерживала, но не остановила развития литературы, живописи, театрального и музыкального искусства.

Свыше двадцати двух лет своей жизни Нестеров отдал церковным росписям и иконам. Все началось с того, что его картина

Свыше двадцати двух лет своей жизни Нестеров отдал церковным росписям и иконам. Все началось с того, что его картина "Видение отроку Варфоломею" понравилась Виктору Васнецову. Имя этого художника в то время гремело: он расписывал с помощниками Владимирский собор в Киеве, задуманный как памятник национальной истории, веры и нео -русского стиля.

Предстояло не только

Предстояло не только "сложить живописную эпопею" в честь князя Владимира, но и создать целый пантеон подвижников веры, русской культуры и истории. Здесь были князья - защитники Руси от половцев, татар и немцев - Андрей Боголюбский, Михаил Черниговский, Александр Невский, подвижники просвещения - Нестор Летописец, иконописец Алимпий и другие. Русские христианские образы соединялись с общечеловеческими образами.

В советское время работ в области религиозного искусства была для художника невозможна. Его творчество было сосредоточено на портретном жанре. М.В. Нестеров создает выдающиеся образы современников, портреты: П. и А. Кориных, С. Юдина, И. Шадра, В. Мухиной, И. Павлова, и многие другие. Эти портреты выдвинули художника в ряд ведущих живописцев - реалистов эпохи. Работы объединяет ощущение богатства духовной жизни, разнообразие характеров, с замечательной точностью отраженных в пластике, рельефное выражение душевного склада и настроения человека. Портрет академика Павлова

В советское время работ в области религиозного искусства была для художника невозможна. Его творчество было сосредоточено на портретном жанре. М.В. Нестеров создает выдающиеся образы современников, портреты: П. и А. Кориных, С. Юдина, И. Шадра, В. Мухиной, И. Павлова, и многие другие. Эти портреты выдвинули художника в ряд ведущих живописцев - реалистов эпохи. Работы объединяет ощущение богатства духовной жизни, разнообразие характеров, с замечательной точностью отраженных в пластике, рельефное выражение душевного склада и настроения человека.

Портрет академика Павлова

Портрет Кориных Портрет Мухиной

Портрет Кориных

Портрет Мухиной

Эталон социалистического реализма - так называли это монументальное произведение Веры Мухиной, ставшее одним из главных символов СССР. Идея скульптуры принадлежит архитектору Иофану, который придумал объединить идеи сразу двух античных статуй -

Эталон социалистического реализма - так называли это монументальное произведение Веры Мухиной, ставшее одним из главных символов СССР. Идея скульптуры принадлежит архитектору Иофану, который придумал объединить идеи сразу двух античных статуй - "Тираноборцев"(Критий) и "Ника Самофракийская"(неизвестный автор).

В первом случае, архитектора вдохновила обща линия скульптур Гармодия и Аристогитона, составивших заговор против тирана Гиппарха. Во втором случае - динамика и патриотическое звучание скульптуры. Вера Мухина подошла к созданию главного идеологического произведения с присущим ей размахом и талантом.

Две фигуры - рабочего и крестьянки, высоко поднимающие над головой символы СССР - молоток и серп . Они словно устремлены ввысь, их объединяет момент триумфа, великой победы. Идея побеждающего труда и вечного нерушимого союза пролетариата и крестьянства - главная коммунистическая догма - в исполнении великой Веры Мухиной выглядит непреложной и привлекательной. Для достижение дополнительного эффекта, скульптуру было решено сделать из тонких листов нержавеющей стали, которая отражала свет и меняла свой цвет в зависимости от солнечного освещения.

Две фигуры - рабочего и крестьянки, высоко поднимающие над головой символы СССР - молоток и серп . Они словно устремлены ввысь, их объединяет момент триумфа, великой победы.

Идея побеждающего труда и вечного нерушимого союза пролетариата и крестьянства - главная коммунистическая догма - в исполнении великой Веры Мухиной выглядит непреложной и привлекательной. Для достижение дополнительного эффекта, скульптуру было решено сделать из тонких листов нержавеющей стали, которая отражала свет и меняла свой цвет в зависимости от солнечного освещения.

Государственный заказ предусматривал размещение скульптуры у входа в Советский павильон на всемирной выставке в Париже . Парижане ходили смотреть на скульптуру по нескольку раз в день, поскольку она постоянно меняла свой цвет - на восходе она была розовой, днем - ярко-серебристой, а на закате - золотой.

Государственный заказ предусматривал размещение скульптуры у входа в Советский павильон на всемирной выставке в Париже . Парижане ходили смотреть на скульптуру по нескольку раз в день, поскольку она постоянно меняла свой цвет - на восходе она была розовой, днем - ярко-серебристой, а на закате - золотой.

Поскольку павильоны Германии и СССР находились напротив друг друга, скульптурная композиция всеми возможными художественными и монументальными средствами должна была демонстрировать идеологическое превосходство коммунизма над нацизмом.

Поскольку павильоны Германии и СССР находились напротив друг друга, скульптурная композиция всеми возможными художественными и монументальными средствами должна была демонстрировать идеологическое превосходство коммунизма над нацизмом.

   После окончания выставки французы начали собирать средства для того, чтобы выкупить у СССР скульптуру и оставить ее в Париже. Сталин категорически отказал.

   После окончания выставки французы начали собирать средства для того, чтобы выкупить у СССР скульптуру и оставить ее в Париже. Сталин категорически отказал.

С конца 40-х годов

С конца 40-х годов "Рабочий и колхозница" является основным символом киностудии Мосфильм. Скульптура часто встречается в документальных и художественных фильмах. Теперь она стала самым впечатляющим и талантливым памятником своей эпохи.    В начале 21 века монумент пережил серьезную и затяжную реставрацию. С 2009 года эталон соцреализма снова украшает вход во Всероссийский выставочный центр.

Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года был одним из самых грандиозных градостроительных проектов ХХ века, сравнимым по своей масштабности с известным османовским планом развития Парижа. В отличие от последнего он был принят на государственном уровне. Генплан 1935 года был осуществлен почти по всем своим основным пунктам и почти в намеченные сроки .

Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года был одним из самых грандиозных градостроительных проектов ХХ века, сравнимым по своей масштабности с известным османовским планом развития Парижа. В отличие от последнего он был принят на государственном уровне. Генплан 1935 года был осуществлен почти по всем своим основным пунктам и почти в намеченные сроки .

Архитектурная история Москвы разделилась на периоды до генплана 1935 года и после него. В результате выполнения генплана 1935 года два идейно несводимых воедино образа столицы (образ старой, дореволюционной Москвы и образ новой, социалистической) обрели свои четкие физические очертания, которые вошли в контекст современной российской культуры.

Архитектурная история Москвы разделилась на периоды до генплана 1935 года и после него. В результате выполнения генплана 1935 года два идейно несводимых воедино образа столицы (образ старой, дореволюционной Москвы и образ новой, социалистической) обрели свои четкие физические очертания, которые вошли в контекст современной российской культуры.

Московский Дворец Советов - один из самых известных нереализованных архитектурных проектов в истории. Огромное (самое большое и самое высокое в мире) здание, которое должно было стать символом победившего социализма, символом новой страны и новой Москвы. Этот проект поражает воображение и в наши дни.  

Московский Дворец Советов - один из самых известных нереализованных архитектурных проектов в истории. Огромное (самое большое и самое высокое в мире) здание, которое должно было стать символом победившего социализма, символом новой страны и новой Москвы. Этот проект поражает воображение и в наши дни.  

 Статуя Ленина, действительно должна была стать самой большой в мире статуей. Да и огромным электромоторам в проекте тоже место нашлось – они должны были быть установлены в трюме Большого Зала и с их помощью в этом зале на 22 тысячи человек менялись бы площадки. Поражают и размеры здания – общая высота 416.5 метров, объем – семь с половиной миллионов кубических метров (три пирамиды Хеопса!). 

Статуя Ленина, действительно должна была стать самой большой в мире статуей. Да и огромным электромоторам в проекте тоже место нашлось – они должны были быть установлены в трюме Большого Зала и с их помощью в этом зале на 22 тысячи человек менялись бы площадки. Поражают и размеры здания – общая высота 416.5 метров, объем – семь с половиной миллионов кубических метров (три пирамиды Хеопса!). 

18 июня 1931 года в газете

18 июня 1931 года в газете "Известия" был объявлен открытый конкурс на лучший проект Дворца. В том же году, 5 декабря был взорван Храм Христа Спасителя – символ старой России, место которого должен был занять символ Страны Советов. Храм был виден практически из любой точки Москвы начала тридцатых, новый архитектурный символ должен был быть виден из любой точки обновленной Москвы недалекого будущего.

До войны успели построить фундамент высотной части Дворца и начали монтировать стальной каркас здания . Увы, после 22 июня 1941 года бетон, гранит, сталь, арматура потребовались для совсем иных целей.

До войны успели построить фундамент высотной части Дворца и начали монтировать стальной каркас здания

. Увы, после 22 июня 1941 года бетон, гранит, сталь, арматура потребовались для совсем иных целей.

После войны над Москвой вознеслись другие высотки, более скромные по размерам. Фундамент Дворца использовался при строительстве самого большого в мире плавательного бассейна.

После войны над Москвой вознеслись другие высотки, более скромные по размерам. Фундамент Дворца использовался при строительстве самого большого в мире плавательного бассейна.

А в девяностые годы на этом же фундаменте восстановили Храм Христа Спасителя, снесенный в декабре 1931 года.

А в девяностые годы на этом же фундаменте восстановили Храм Христа Спасителя, снесенный в декабре 1931 года.

Сталинский ампир – это впечатляющий воображение архитектурный «коктейль», в котором гармонично сосуществуют между собой черты французского императорского стиля с классическими канонами античности, приправленные эклектичным ар деко и многочисленными элементами различных псевдостилей.

Сталинский ампир – это впечатляющий воображение архитектурный «коктейль», в котором гармонично сосуществуют между собой черты французского императорского стиля с классическими канонами античности, приправленные эклектичным ар деко и многочисленными элементами различных псевдостилей.

Для сталинского ампира в архитектуре характерно использование архитектурных ордеров, барельефы с советской символикой, композиции из скульптурных фигур трудящихся, спортсменов, военных. В оформлении фасадов домов используется мрамор, гранит, бронза. Ампир в сталинском варианте представлял архитектуру как искусство на основе классики Древнего Рима. Основой стала ордерная архитектура с ее четкими пропорциями и торжественным декором.

Для сталинского ампира в архитектуре характерно использование архитектурных ордеров, барельефы с советской символикой, композиции из скульптурных фигур трудящихся, спортсменов, военных. В оформлении фасадов домов используется мрамор, гранит, бронза.

Ампир в сталинском варианте представлял архитектуру как искусство на основе классики Древнего Рима. Основой стала ордерная архитектура с ее четкими пропорциями и торжественным декором.

Добавление советской символики в архитектурный ордер придавало идеологический окрас и подчеркивало оптимистический характер архитектурного подхода, что соответствовало общей направленности социалистического реализма. На увеличенной части фриза здания дома Советов мы можем наблюдать монументальную горельефную композицию фигур советских граждан, смотрящих в сторону светлого будущего – от политкорректных пионеров, до летчиков, танкистов, и людей в кепках.

Добавление советской символики в архитектурный ордер придавало идеологический окрас и подчеркивало оптимистический характер архитектурного подхода, что соответствовало общей направленности социалистического реализма.

На увеличенной части фриза здания дома Советов мы можем наблюдать монументальную горельефную композицию фигур советских граждан, смотрящих в сторону светлого будущего – от политкорректных пионеров, до летчиков, танкистов, и людей в кепках.

Архитектор Жолтовский стал основателем нового стилистического направления в архитектуре - так называемой неоклассики. В начале 1930-х годов Иван Владиславович руководил разработкой крупных проектов по всей территории Советского Союза, включая и знаменитые Днепрогэс и город-курорт Мацесту. Не оставалась в стороне и Москва, где были возведены великолепные дома на Моховой, Смоленской площади и на Большой Калужской улице.

Архитектор Жолтовский стал основателем нового стилистического направления в архитектуре - так называемой неоклассики.

В начале 1930-х годов Иван Владиславович руководил разработкой крупных проектов по всей территории Советского Союза, включая и знаменитые Днепрогэс и город-курорт Мацесту. Не оставалась в стороне и Москва, где были возведены великолепные дома на Моховой, Смоленской площади и на Большой Калужской улице.

Гостиница «Москва» на Охотном Ряду, 2 одна из самых больших в столице России. Изначально была построена в период с 1933 по 1935 годы. Проект был разработан группой архитекторов, при значительном участии Алексея Викторовича Щусева .

Гостиница «Москва» на Охотном Ряду, 2 одна из самых больших в столице России. Изначально была построена в период с 1933 по 1935 годы. Проект был разработан группой архитекторов, при значительном участии Алексея Викторовича Щусева .

МОСКОВСКОЕ МЕТРО Для всеобщего пользования Московский метрополитен был открыт 15 мая 1935 года в 7 часов утра. Однако задолго до его открытия начались пробные рейсы. Движение началось от станции

МОСКОВСКОЕ МЕТРО

Для всеобщего пользования Московский метрополитен был открыт 15 мая 1935 года в 7 часов утра. Однако задолго до его открытия начались пробные рейсы. Движение началось от станции "Сокольники" до станции "Охотный ряд" и далее по разветвлению - до станций "Парк культуры" и "Смоленская". 13 прекрасно выполненных и богато архитектурно оформленных станций-дворцов, залитых потоками света, гостеприимно раскрыли двери вестибюлей перед трудящимися Москвы и всей нашей страны. Люди всю ночь стояли у вестибюлей, чтобы оказаться в числе первых пассажиров. Разменных автоматов и турникетов тогда не были. Пассажиров пропускали по билетам двух цветов. Красные - до станции "Сокольники", желтые - обратно. На билетах делались пометки о времени выдачи. Билет считался действительным в течение 35 минут.

Впрочем, для путешествия под Москвой много времени и не требовалось. Длина первой трассы была 11,6 км.

Маяковская-самая красивая станция Московского метро В 1939 г. отмечена Золотой медалью в Нью-Йорке

Маяковская-самая красивая станция

Московского метро

В 1939 г. отмечена

Золотой медалью в Нью-Йорке

«Кропоткинская» была удостоена Гран-при в 1958 г. на Международной выставке в Брюсселе

«Кропоткинская» была удостоена Гран-при в 1958 г. на Международной выставке в Брюсселе

Киноискусство 30-х гг. поставило перед собой как главную задачу исследование процесса формирования нового социалистического сознания в ходе борьбы за социализм. Фильм

Киноискусство 30-х гг. поставило перед собой как главную задачу исследование процесса формирования нового социалистического сознания в ходе борьбы за социализм. Фильм "Чапаев" (1932 г.)был наивысшим выражением общего подъёма киноискусства 30-х гг., ознаменовавшегося появлением целого ряда выдающихся фильмов. Современные темы новаторски разрабатывались в фильмах режиссера С. Герасимова (фильм "Семеро смелых", 1936.

КИНО СССР В 30-е гг. возник жанр музыкального фильма, в котором с большим успехом работали режиссеры Г. Александров и И. Пырьев.

КИНО СССР

В 30-е гг. возник жанр музыкального фильма, в котором с большим успехом работали режиссеры Г. Александров и И. Пырьев.

Большое место в кино-репертуаре предвоенных лет заняли фильмы, посвященные истории освободительной борьбы народов Советского Союза, -

Большое место в кино-репертуаре предвоенных лет заняли фильмы, посвященные истории освободительной борьбы народов Советского Союза, - "Пётр Первый" (1937-39, 1-2-я серии), реж. В. Петров, по роману А. Толстого; "Александр Невский" (1940), реж. Эйзенштейн, "Суворов" (1941), реж. Пудовкин; "Богдан Хмельницкий" (1941), реж. И. Савченко, и др. Эти фильмы, утверждающие патриотические традиции народов нашей Родины, звучали особенно актуально в обстановке надвигающейся военной угрозы.

Главным творческим завоеванием советского киноискусства 30-х гг. явилось создание целой галереи ярких, подлинно народных характеров - Чапаева, Максима, профессора Полежаева, великого гражданина Шахова, колхозницы и государственной деятельницы Александры Соколовой и др. В этих образах, необычайно конкретно воплотивших черты нового человека, воспитанного партией, советские люди увидели лучшие свои качества и высокие образцы для подражания.

Музыка СССР В 1932 г. организовался Союз советских композиторов, положивший начало объединению музыкантов на основе метода социалистического реализма. Советское музыкальное творчество перешло на новый этап. Огромный размах получает песенное творчество. Жанр массовой песни становится лабораторией новых средств мелодической выразительности, и процесс «песенного обновления» охватывает все виды музыки — оперную, симфоническую, кантатно-ораториальную, камерную, инструментальную. Музыкальная жизнь страны в те годы связана с именами С. Прокофьева, Д. Шостаковича, И. Дунаевского и др.

Музыка СССР

В 1932 г. организовался Союз советских композиторов, положивший начало объединению музыкантов на основе метода социалистического реализма. Советское музыкальное творчество перешло на новый этап.

Огромный размах получает песенное творчество. Жанр массовой песни становится лабораторией новых средств мелодической выразительности, и процесс «песенного обновления» охватывает все виды музыки — оперную, симфоническую, кантатно-ораториальную, камерную, инструментальную.

Музыкальная жизнь страны в те годы связана с именами

С. Прокофьева, Д. Шостаковича, И. Дунаевского и др.

СОВЕТСКАЯ СИМВОЛИКА

СОВЕТСКАЯ СИМВОЛИКА

ЗА ВНИМАНИЕ -

ЗА ВНИМАНИЕ -

Интернет-ресурсы: Шнуровка http:// img-fotki.yandex.ru/get/6701/16969765.145/0_75db5_f1871c9b_L.png  источник шаблона: Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Сайт http://linda6035.ucoz.ru/   СПАСИБО АВТОРАМ ФОНОВ И КАРТИНОК

Интернет-ресурсы:

Шнуровка http:// img-fotki.yandex.ru/get/6701/16969765.145/0_75db5_f1871c9b_L.png

источник шаблона:

Фокина Лидия Петровна

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ ст. Евсино»

Искитимского района

Новосибирской области

Сайт http://linda6035.ucoz.ru/

СПАСИБО АВТОРАМ ФОНОВ И КАРТИНОК


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!