СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Отражение звука. Эхо". Физика. 9 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация разработана для проведения урока по теме "Отражение звука.Эхо" в 9 классе. В презентации содержится материал для проведения актуализации знаний по пройденному материалу, для объяснения нового материала и закрепления изученного материала.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока Эхо.Отражение звука. 9 кл.»

1


Отражение звука. Эхо.

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

Содержательная цель: формирование системы физических понятий: Эхо, отражение звука.

Задачи:

- обучающие: способствовать формированию представлений об отражении звука; раскрыть значимость звука, как средства общения людей.

- развивающие: развивать воображения, умения делать необходимые расчеты, развитие коммуникативных навыков, грамотной устной речи, формирование умений реализации новых способов действий.

- воспитательные: воспитывать чувство ответственности, умение работать в коллективе; умение использовать свой интеллект, волю, эмоции для достижения цели.


Название и цели каждого этапа в структуре урока

I   Организационный момент

1) Приветствие учителя. Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.

2) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

II Актуализация знаний

1. Источником звука является….
А) любое колеблющееся тело      
Б) тела, колеблющиеся с частотой более 20 000 Гц
С) тела, колеблющиеся с частотой от 20 Гц до 20000 Гц
Д) тела, колеблющиеся с частотой ниже 20 Гц

3. В каких единицах измеряется длина звуковой волны?
А)  в метрах в секунду                Б) в секундах            С) в Герцах                 Д) в метрах

4. В какой среде из перечисленных скорость звука будет наибольшей?
А) воздух               Б) вакуум                С) вода                    Д) свинец

6. Для нахождения скорости звука нужно…
А) длину волны разделить на частоту колебаний источника звука
Б) длину волны разделить на период колебаний источника звука
С) длину волны умножить на период колебаний источника звука
Д) период колебаний разделить на длину волны

7.       Чему равен период колебаний источника звуковой волны,
если частота колебаний 500 Гц?
А) 17000 с                  Б) 0,68 с                          С) 0,002 с                 Д) 1,4 с

8. Найдите длину звуковой волны частотой 1000 Гц в стекле.
Скорость звука в стекле 5500 м/с

А) 0,2 м              Б) 5,5 м            С)  0,2 км            Д) 5,5 км

Чем определяется громкость и высота тона звука?



Только амплитудой.




Громкость – частотой, высота тона – амплитудой колебаний.




Громкость – амплитудой, высота тона – частотой колебаний.




Только частотой.



Определите, к какому из диапазонов относятся акустические колебания указанных частот?

ν1 = 100 Гц, ν2 = 12 кГц, ν3 = 100 кГц.



1 – звуковые,2 и 3 – ультразвуковые.




1 – инфразвуковые, 2 – звуковые, 3 – ультразвуковые




1 и 2 – звуковые, 3 – ультразвуковые.




Все три частоты – звуковые.






III Проблемное объяснение нового знания

.Никто его не видывал,

А слышать — всякий слыхивал,

Без тела, а живет оно,

Без языка кричит.(ЭХО)


Известно, что летучие мыши легко ориентируются в темноте, и даже в темноте ловят добычу. Такой же способностью обладают дельфины, ориентирующиеся в мутной воде. Что же заменяет им зрение? (Эти животные способны издавать ультразвуковые колебания и воспринимать их после отражения от препятствий. Направленность ультразвука позволяет им определять местоположения и расстояния до окружающих предметов по времени запаздывания отраженного звукового сигнала). Сформулируйте тему нашего урока.

Так значит тема нашего урока «Отражение звука. Эхо». Попробуйте сформулировать цель нашего урока.(узнать, что такое эхо, где оно используется, научиться решать задачи по данной теме ).

Эхо – это звуковые волны, отраженные от какого- либо препятствия и возвратившиеся к своему источнику. Название «эхо» связано с именем горной нимфы Эхо, которая, Согласно древнегреческой мифологии, была влюблена в Нарцисса. От тоски по возлюбленному Эхо высохла и окаменела, так что остался лишь голос, способный повторять окончания произнесенных в ее присутствии слов.

IV Первичное закрепление во внешней речи

5)      Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

- фронтально; - в парах или группах. Выступление групп. Остальные слушают, дополняют.

V Самостоятельная работа с самопроверкой

 1) Организовать самопроверку самостоятельной работы.(игра «Веришь- не веришь»

2)  По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление

и исправление допущенных ошибок.

3) По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха.

 

VI  Включение нового знания в систему знаний и повторение

1)      Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового

способа действия.

1. Почему эхо не возникает в маленькой, заполненной мебелью комнате, но возникает в большом полупустом зале?

2. Может ли возникнуть эхо в степи?

3. Практическое задание: с помощью листа бумаги изготовить прибор для усиления звука (рупор)

4. Причины возникновения эффекта эха в мобильном телефоне?

Такой эффект называется "акустическая связь", возникает тогда, когда звук, принятый от собеседника и воспроизведенный динамиком Вашего телефона, воспринимается микрофоном и передается обратно Вашему собеседнику. Возникает этот эффект при ошибках проектирования корпуса телефона и желании сэкономить на специальном электронном элементе - подавителе эха, отслеживающем эту проблему и устраняющем ее.

5.Опыт по отражению звука.

Задачи.

1. Человек услышал эхо через 2с. Определите расстояние до преграды, если скорость звука в воздухе 340 м/с.

2. Звуковая волна распространяется со скоростью 500 м/с. Определите длину волны, если период равен 5с.

3. Морская волна распространяется со скоростью 2 м/с. Определите период и частоту волны, если её длина 2 м.

4. Камертон является источником звуковых волн с частотой 440 Гц. Какова длина этих звуковых волн в стекле?

5. С какой скоростью распространяется звук в атмосфере Венеры, если эхолот спускаемого аппарата космического корабля на высоте h = 1 км принял сигнал, от-раженный от поверхности Венеры, через 8 с после излучения? (250 м/c)

6. Какова глубина моря, если промежуток времени между излучением и приемом сигнала эхолота t = 4 с, скорость звука в воде равна 1500 м/с? (3 км)



VII  Итог урока

1) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Домашнее задание . Запись на доске (слайд 23) и в дневниках. Консультация по выполнению.

§ 23-33 вопросы после параграфа



4) Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке. Рефлексия.

Итак, мы с вами изучили тему «Отражение звука. Эхо». Давайте оценим себя, как каждый из вас работал.

 1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был




7.Домашнее задание мне кажется

 

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

легким / трудным
интересно / не интересно 

 

5) По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей

деятельности.






Просмотр содержимого презентации
«Отражение звука.Эхо»

Скорость звука   (повторение)

Скорость звука (повторение)

Рассказ - описание   1 . Колебания, происходящие в диапазоне от …. Гц до …. Гц, называют звуковыми. 2. Высота звука зависит от ……. колебаний. 3. Чем больше частота колебаний, тем звук …….. 4. Громкость звука зависит от ……. колебаний. 5. Чем меньше амплитуда колебаний, тем звук ……. 16 20 000 частоты выше амплитуды тише

Рассказ - описание

1 . Колебания, происходящие в диапазоне от …. Гц до …. Гц, называют звуковыми.

2. Высота звука зависит от ……. колебаний.

3. Чем больше частота колебаний, тем звук ……..

4. Громкость звука зависит от ……. колебаний.

5. Чем меньше амплитуда колебаний, тем звук …….

16

20 000

частоты

выше

амплитуды

тише

Как звук доходит до человека?

Как звук доходит до человека?

В какой среде может распространяться звук? Ответ подтвердите примерами.

В какой среде может распространяться звук? Ответ подтвердите примерами.

Может ли распространяться звук в вакууме?

Может ли распространяться звук в вакууме?

В какой среде передача звуковой волны будет быстрее на ваш взгляд?  Ответ обосновать.

В какой среде передача звуковой волны будет быстрее на ваш взгляд? Ответ обосновать.

Скорость звуковых волн в различных средах. Газы (воздух)  Жидкости (вода)  Твердые тела (сталь) - около343 м/с - около 1500 м/с - от 3000 до 6000м/с около 343 м/с около 1500 м/с От 3000 до 6000 м/с

Скорость звуковых волн в различных средах.

  • Газы (воздух)
  • Жидкости (вода)
  • Твердые тела (сталь)

- около343 м/с

- около 1500 м/с

- от 3000 до 6000м/с

около 343 м/с

около 1500 м/с

От 3000

до 6000 м/с

  • Распределите скорости соответственно среде
Проанализируйте данные, как изменяется скорость распространения звука в зависимости от температуры газа?

Проанализируйте данные, как изменяется скорость распространения звука в зависимости от температуры газа?

  • р = 760мм.рт.ст. = const
  • t = 20 о С v = 344 м/с ( 1238 км/ч);
  • t = 10 о С v = 337 м/с
  • t = 0 о С v = 331,45 м/с;
  • t = -10 о С v = 325,2 м/с .
  • чем t газа ↑ , тем v ↑
Подведем итоги 1. Звуковые волны являются…….. продольными. 2 . Звук может распространяться в ….. упругой среде. 3. Звук не может распространяться в …. вакууме. разная . 4. Скорость распространения звука в различных средах …… температуры 5. Скорость распространения звука в воздухе зависит от ……

Подведем итоги

1. Звуковые волны являются……..

продольными.

2 . Звук может распространяться в …..

упругой среде.

3. Звук не может распространяться в ….

вакууме.

разная .

4. Скорость распространения звука в различных средах ……

температуры

5. Скорость распространения звука в воздухе зависит от ……

Эхо   Никто его не видывал,  А слышать — всякий слыхивал,  Без тела, а живет оно,  Без языка — кричит.     ? О каком физическом явлении идет речь ?

Эхо

  • Никто его не видывал, А слышать — всякий слыхивал, Без тела, а живет оно, Без языка — кричит.

? О каком физическом явлении идет речь ?

Отражение звука. Эхо.

Отражение звука. Эхо.

Посмотреть видеофильм: «Эхо»
  • Посмотреть видеофильм: «Эхо»
= 0,06с ? В каком из дух случаев мы услышим эхо?" width="640"

Эхо -

отражение звука от различных препятствий.

? Всегда ли слышно эхо ?

  • Эхо слышно, если отраженный звук воспринимается отдельно от произнесенного.
  • ∆ t = 0,06с

? В каком из дух случаев мы услышим эхо?

s = 3 м, v = 340 м/с t = 2 S / V
  • s = 3 м, v = 340 м/с
  • t = 2 S / V

t= 2* 3 м / 340 м/с = 0,02 сек.

Почему мы не слышим эхо в небольшой квартире?

Почему мы не слышим эхо в небольшой квартире?

  • На каком расстоянии должно находиться препятствие, чтобы можно было услышать эхо?
Распространение звука в помещении

Распространение звука в помещении

Звукопоглощающие материалы

Звукопоглощающие материалы

Рупор

Рупор

Звуковой резонанс

Звуковой резонанс

Эхолокация

Эхолокация

Решение задач  1. Человек услышал эхо через 2с. Определите расстояние до преграды, если скорость звука в воздухе 340 м/с.

Решение задач

1. Человек услышал эхо через 2с. Определите расстояние до преграды, если скорость звука в воздухе 340 м/с.

  • 1. Человек услышал эхо через 2с. Определите расстояние до преграды, если скорость звука в воздухе 340 м/с.
2. Наблюдатель, стоя на расстоянии 200 м от отвесной скалы, хлопнул в ладоши. Через сколько времени он услышит эхо?

2. Наблюдатель, стоя на расстоянии 200 м от отвесной скалы, хлопнул в ладоши. Через сколько времени он услышит эхо?

3 .  Морская волна распространяется со скоростью 2 м/с. Определите период и частоту волны, если её длина 2 м.

3 . Морская волна распространяется со скоростью 2 м/с. Определите период и частоту волны, если её длина 2 м.

красный – оранжевый – жёлтый – зелёный – голубой – синий – фиолетовый

красный – оранжевый – жёлтый – зелёный – голубой – синий – фиолетовый

4. С какой скоростью распространяется звук в атмосфере Венеры, если эхолот спускаемого аппарата космического корабля на высоте 1 км принял сигнал, отраженный от поверхности Венеры, через 8 с после излучения?

4. С какой скоростью распространяется звук в атмосфере Венеры, если эхолот спускаемого аппарата космического корабля на высоте 1 км принял сигнал, отраженный от поверхности Венеры, через 8 с после излучения?

5. Скорость распространения ультразвука приблизительно 1500 м/с. Какова измеряемая глубина моря, если сигнал ультразвукового эхолота возвратился через 0,5 с после выхода?

5. Скорость распространения ультразвука приблизительно 1500 м/с. Какова измеряемая глубина моря, если сигнал ультразвукового эхолота возвратился через 0,5 с после выхода?

Подведем итоги: 1. В результате чего образуется эхо? 2. Почему эхо не возникает в маленькой, заполненной мебелью комнате? 3. Как можно улучшить звуковые свойства большого зала? 4. Почему при использовании рупора звук распространяется на большее расстояние?

Подведем итоги:

1. В результате чего образуется эхо?

2. Почему эхо не возникает в маленькой, заполненной мебелью комнате?

3. Как можно улучшить звуковые свойства большого зала?

4. Почему при использовании рупора звук распространяется на большее расстояние?

Я могу использовать _________________ Я понял что_____________ _______было интересно _______ было трудно Отражение звука. Звуковой резонанс. В будущем можно__________ Я узнал, что___________ Меня удивило, что_______________

Я могу использовать _________________

Я понял что_____________

_______было интересно

_______ было трудно

Отражение звука. Звуковой резонанс.

В будущем можно__________

Я узнал, что___________

Меня удивило, что_______________

Продолжите фразы

Продолжите фразы

  • 1. На уроке я работал………..
  • 2. Своей работой на уроке я..
  • 3. Урок для меня показался…
  • 4. За урок……………………..
  • 5. Мое настроение………….
  • 6. Материал урока мне был ………………………………….
  • активно/ пассивно
  • доволен / не доволен
  • коротким / длинным
  • я не устал / устал
  • стало лучше / стало хуже
  • понятен / не понятен
  • полезен / бесполезен
  • интересен/ скучен
  • легким/ трудным
Домашнее задание

Домашнее задание

  • § 33, повторить § 23-32;
  • 902, 903 (задачник)

Просмотр содержимого презентации
«тест.Отраж. звука.эхо»

Тест по теме «Звук. Отражение звука» 900igr.net

Тест по теме «Звук. Отражение звука»

900igr.net

1. Какова скорость звука в воздухе? А. 300 м/с Б. 340 м/с В. 440 м/с

1. Какова скорость звука в воздухе?

А. 300 м/с

Б. 340 м/с

В. 440 м/с

2. Как меняется скорость звука при уменьшении температуры среды? А. Увеличивается Б. Не меняется В. Уменьшает ся

2. Как меняется скорость звука при уменьшении температуры среды?

А. Увеличивается

Б. Не меняется

В. Уменьшает ся

3. Звуковая волна в воздухе является: А. Поперечной Б. Продольно й В . Параллельной

3. Звуковая волна в воздухе является:

А. Поперечной

Б. Продольно й

В . Параллельной

4. Эхо образуется в результате: А. Отражения двух звуковых волн Б . Отражения препятствия от звука В . Отражения звука от препятствия

4. Эхо образуется в результате:

А. Отражения двух звуковых волн

Б . Отражения препятствия от звука

В . Отражения звука от препятствия

5. Для того, чтобы человеку услышать эхо, необходим промежуток между двумя звуками в: А. 0,04 сек Б. 0,06 сек В. 0,08 сек

5. Для того, чтобы человеку услышать эхо, необходим промежуток между двумя звуками в:

А. 0,04 сек

Б. 0,06 сек

В. 0,08 сек

6. Действие рупора основано на свойстве звука: А. Отражаться от гладких поверхностей Б. Отражаться от круглых поверхностей В. Отражаться от квадратных поверхностей

6. Действие рупора основано на свойстве звука:

А. Отражаться от гладких поверхностей

Б. Отражаться от круглых поверхностей

В. Отражаться от квадратных поверхностей

Спасибо за труды!

Спасибо за труды!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!