Мое настроение перед уроком
Элементы комбинаторики
ПЕРЕСТАНОВКИ
Цели урока
1. Дать определение понятия «перестановки»
2. Вывести формулу перестановок
3. Познакомиться с понятием «факториал»
4. Научиться применять формулу перестановок в простейших случаях
5. Использовать полученные знания в новых ситуациях
План урока
1. Библиографическая справка
2. Введение понятия перестановки и вывод формулы
3. Решение задач на применение формулы перестановок
4. Самостоятельная работа
5. Итог урока
6. Домашнее задание
Библиографическая справка
Термин « перестановки »
впервые употребил
швейцарский математик,
о дин из основателей
теории вероятностей и
математического анализа Якоб Бернулли
(27.12.1654 — 16.8.1705)
в книге «Искусство предположений»
. Определение
1. Перестановками называют комбинации, состоящие из одних и тех же n различных элементов и отличающиеся только порядком их расположения
2. Перестановки – соединения, которые можно составить из n предметов, меняя всеми возможными способами их порядок
Проказница мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка затеяли сыграть Квартет
Формула перестановок
4∙3∙2∙1 = 24
1∙2∙3∙4∙5=120
1∙2∙3∙4∙5 ∙ …∙ n
Произведение подряд идущих первых n натуральных чисел обозначают n ! и читают «эн факториал»
« factor » - множитель
«эн факториал» - состоящий из n множителей
! Факториал
Формула n ! = 1∙2∙3∙4∙ … ∙ ( n-1 )∙ n
Например
2! = 1∙2 = 2
3! = 1∙2∙3 = 6
Запомни 0! = 1 и 1! = 1
Удобная формула n ! = ( n-1 )!∙ n
Например: 6! = 5!∙6 = 120 ∙ 6 = 720
Правильно ли записано формула для вычисления перестановок
- Р 3 = 3! = 3∙2∙1
- Р 4 = 4! = 1∙2∙4∙5
- Р 5 = 5! = 1∙2∙3∙4∙5
- Р n = n ! = 1∙2∙3∙…∙ n
- Р 4 = 4! = 7∙8∙9∙10
Мозговой штурм
1. Вычислите:
а) 4!;
б) 5!;
в) 6!;
г)7!
Ответы:
а) 24
б) 120
в) 720
г) 5040
Задача
Сколькими способами можно изготовить различные флаги, расположив горизонтально три одинаковых по величине куска материи белого, синего и красного цвета?
Решение.
Р 3 = 3! = 1∙2∙3 = 6
Ответ: 6 способов
Государственная символика некоторых стран
- Флаг Нидерландов Флаг Югославии
Применение полученных знаний в новой ситуации
1. Вычислить:
а) 4! + 2!;
б) 3!∙2!;
в)5! : 4!
Ответы:
а) 26;
б) 12;
в) 5
7 = 9!∙6! 7!∙8! Ответ: 9!∙6! 7!∙8! " width="640"
Что больше: 9!∙6! или 7!∙8! ?
Решение
Так как 9! = 8!∙ 9, то 9!∙6! = 8!∙ 9 ∙ 6!
Так как 7! = 6! ∙ 7, то 7!∙8! = 6! ∙ 7 ∙ 8!
9 7 = 9!∙6! 7!∙8!
Ответ: 9!∙6! 7!∙8!
Самостоятельная работа
I вариант
- Сколькими способами можно составить расписание одного учебного дня из 5 различных уроков?
- 2. Аня, Вера и Таня купили билеты в кинотеатр на 1, 2 и 3-е места первого ряда. Сколькими способами девочки могут занять эти три места?
II вариант
1. Сколькими способами можно расставить 4 различные книги на книжной полке?
2. Сколькими способами могут стать в очередь в билетную кассу 3 человека?
Проверка
I вариант
II вариант
- Ответ: 120 вариантов
- Ответ: 6 способов
- Ответ: 24 способа
- Ответ: 6 способов
Синквейн
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Домашнее задание
Пункт 6.4 , учить формулу перестановок
I уровень: №611, №612,
II уровень: №616, №621.
Мое настроение после урока