СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по теме "В.А.Жуковский и русский романтизм"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации содержится материал по темам "Романтизм и его признаки", "Романтические произведения В.А.Жуковского".

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по теме "В.А.Жуковский и русский романтизм"»

Романтизм (ФР. Romantisme) – направление в европейском искусстве первой половины 19 века, явившееся выражением неудовлетворённости результатами французской буржуазной революции. (Словарь иностранных слов) «Формул романтизма дано несколько, но точной, совершенно исчерпывающей формулы, с которой согласились бы все историки литературы, пока нет, она не выработана».  (М.Горький, статья «Как я учился писать».)

Романтизм (ФР. Romantisme) – направление в европейском искусстве первой половины 19 века, явившееся выражением неудовлетворённости результатами французской буржуазной революции. (Словарь иностранных слов)

«Формул романтизма дано несколько, но точной, совершенно исчерпывающей формулы, с которой согласились бы все историки литературы, пока нет, она не выработана».

(М.Горький, статья «Как я учился писать».)

 «Термин романтизм , романтическое искусство ведёт своё происхождение от прилагательного романтический , в свою очередь происходящего от слова роман . Им ещё в XVII веке на Западе обозначали также произведения, которые представлялись настолько отдалёнными от жизни, что то, о чём в них говорилось, можно было представить себе не в действительности, а лишь в книге», - пишет учёный Л. И. Тимофеев .  В начале XIX века слово романтизм  стало употребляться как термин, обозначающий целое литературное направление, во многом отличное от классицизма.

«Термин романтизм , романтическое искусство ведёт своё происхождение от прилагательного романтический , в свою очередь происходящего от слова роман . Им ещё в XVII веке на Западе обозначали также произведения, которые представлялись настолько отдалёнными от жизни, что то, о чём в них говорилось, можно было представить себе не в действительности, а лишь в книге», - пишет учёный Л. И. Тимофеев .

В начале XIX века слово романтизм стало употребляться как термин, обозначающий целое литературное направление, во многом отличное от классицизма.

 В Западной Европе  романтизм  начал складываться после французской буржуазной революции 1789 года. Причины появления романтизма  Неудовлетворённость результатами революции Отсутствие свободы и социальной справедливости Два основных течения в романтизме Активный романтизм : мечты о лучшем будущем, призыв к борьбе за переустройство общества. Пассивный романтизм : уход от неудовлетворявшей действительности в мир туманных мечтаний, грёз, порой в потусторонний мир чудесного, божественного, мистического.

В Западной Европе романтизм начал складываться после французской буржуазной революции 1789 года.

Причины появления романтизма

  • Неудовлетворённость результатами революции
  • Отсутствие свободы и социальной справедливости

Два основных течения в романтизме

Активный романтизм : мечты о лучшем будущем, призыв к борьбе за переустройство общества.

Пассивный романтизм : уход от неудовлетворявшей действительности в мир туманных мечтаний, грёз, порой в потусторонний мир чудесного, божественного, мистического.

Выдающиеся представители романтизма Джордж Байрон (Англия) Виктор Гюго (Франция)

Выдающиеся представители романтизма

Джордж Байрон

(Англия)

Виктор Гюго

(Франция)

Писатели-романтики в произведениях стремились выразить свою мечту, своё представление о том, каковы должны быть жизнь и люди. Фридрих Шиллер (Германия)

Писатели-романтики в произведениях стремились выразить свою мечту, своё представление о том, каковы должны быть жизнь и люди.

Фридрих Шиллер

(Германия)

Генрих Гейне ( Германия)

Генрих Гейне

( Германия)

Адам Мицкевич (Польша)

Адам Мицкевич

(Польша)

Основные черты романтизма Борьба  за свободу  творчества . 2 . В произведениях ясно выступала личность поэта, его переживания. 3. Основной  герой духовно родственен поэту  по характеру и отношению к жизни. 4. Интерес романтиков  ко всему необычному, яркому, загадочному. 5.  Романтический герой  – необыкновенная исключительная личность, которая действует в исключительных обстоятельствах. 6. Место действия - далёкие страны, диковинная обстановка. Природа описывается  в причудливых, контрастных, ярких красках. Сюжет строится  на необыкновенных, фантастических событиях. 9. Композиции свойственны  резкие контрасты, противопоставления. 10. Интерес к народному творчеству.

Основные черты романтизма

  • Борьба за свободу творчества .

2 . В произведениях ясно выступала личность поэта, его переживания.

3. Основной герой духовно родственен поэту по характеру и отношению к жизни.

4. Интерес романтиков ко всему необычному, яркому, загадочному.

5. Романтический герой – необыкновенная исключительная личность, которая действует в исключительных обстоятельствах.

6. Место действия - далёкие страны, диковинная обстановка.

  • Природа описывается в причудливых, контрастных, ярких красках.
  • Сюжет строится на необыкновенных, фантастических событиях.

9. Композиции свойственны резкие контрасты, противопоставления.

10. Интерес к народному творчеству.

Романтики часто обращали взор к прошлому: они искали людей исключительных, совершивших подвиг во имя свободы. Делая этих людей героями своих произведений, писатели-романтики не столько рисовали исторически достоверные образы, сколько наделяли их тем, о чём сами мечтали в настоящем. Герои чаще всего действуют вне быта, вне социального окружения.

Романтики часто обращали взор к прошлому: они искали людей исключительных, совершивших подвиг во имя свободы.

Делая этих людей героями своих произведений, писатели-романтики не столько рисовали исторически достоверные образы, сколько наделяли их тем, о чём сами мечтали в настоящем.

Герои чаще всего действуют вне быта, вне социального окружения.

Жанры романтизма Лирическая поэма 2. Лирическая драма 3. Баллада 4. Элегия  Романтические произведения отличаются красочностью языка. В них широко применяются эпитеты, яркие сравнения, метафоры. Тон речи приподнятый, взволнованный.

Жанры романтизма

  • Лирическая поэма

2. Лирическая драма

3. Баллада

4. Элегия

Романтические произведения отличаются красочностью языка. В них широко применяются эпитеты, яркие сравнения, метафоры. Тон речи приподнятый, взволнованный.

Представители романтизма в России К. Ф. Рылеев В. А. Жуковский

Представители романтизма в России

К. Ф. Рылеев

В. А. Жуковский

Василий Андреевич Жуковский 1783 - 1852 Его стихов пленительная сладость Пройдёт веков завистливую даль А. С. Пушкин Русский поэт, переводчик, один из основоположников  русского романтизма.

Василий Андреевич Жуковский

1783 - 1852

Его стихов пленительная сладость

Пройдёт веков завистливую даль

А. С. Пушкин

Русский поэт, переводчик,

один из основоположников

русского романтизма.

Василий Андреевич Жуковский родился 29.01.(09.02.) 1783 г. в селе Мишенском Белявского уезда Тульской губернии. Отец – Афанасий Иванович Бунин, помещик, владелец с. Мишенское. Мать – Сальха, турчанка по происхождению, при крещении получила имя Елизаветы Дементьевны Турчаниновой. Родившийся у неё сын, по желанию А.И.Бунина, был усыновлён Андреем Григорьевичем Жуковским ( жившим «на хлебах» у Буниных). Это позволило Жуковскому В.А. избежать участи незаконнорожденного, но для получения дворянства он был зачислен на фиктивную военную службу. Жуковский на правах воспитанника рос в семье Буниных, где и получил первоначальное образование. Дом В.А. Жуковского в селе Мишенское

Василий Андреевич Жуковский родился 29.01.(09.02.) 1783 г. в селе Мишенском Белявского уезда Тульской губернии.

Отец – Афанасий Иванович Бунин, помещик, владелец с. Мишенское.

Мать – Сальха, турчанка по происхождению, при крещении получила имя Елизаветы Дементьевны Турчаниновой. Родившийся у неё сын, по желанию А.И.Бунина, был усыновлён Андреем Григорьевичем Жуковским ( жившим «на хлебах» у Буниных). Это позволило Жуковскому В.А. избежать участи незаконнорожденного, но для получения дворянства он был зачислен на фиктивную военную службу.

Жуковский на правах воспитанника рос в семье Буниных, где и получил первоначальное образование.

Дом В.А. Жуковского

в селе Мишенское

Основные этапы жизни и творчества В. А. Жуковского   В 1797 г. Жуковский был определён в Благородный пансион при Московском университете. Пребывание в пансионе (1797-1800 г.г. – важнейший период творческого формирования будущего поэта. Здесь были заложены первые основы просветительских взглядов. В 1797 г. появилось первое печатное стихотворение Жуковского «Майское утро». В 1801 г . Жуковский с А.Тургеневым, А.Мерзляковым и др. организует «Дружеское литературное общество», сыгравшее заметную роль в утверждении новых (романтических) принципов в русской литературе . Московский университет

Основные этапы жизни и творчества

В. А. Жуковского

В 1797 г. Жуковский был определён в Благородный пансион при Московском университете. Пребывание в пансионе (1797-1800 г.г. – важнейший период творческого формирования будущего поэта. Здесь были заложены первые основы просветительских взглядов.

В 1797 г. появилось первое печатное стихотворение Жуковского «Майское утро».

В 1801 г . Жуковский с А.Тургеневым, А.Мерзляковым и др. организует «Дружеское литературное общество», сыгравшее заметную роль в утверждении новых (романтических) принципов в русской литературе .

Московский университет

 Начало самостоятельной литературной деятельности Первый успех Жуковского-поэта связан с элегией  «Сельское кладбище» (1802 г.).  Она принесла автору всероссийскую известность, которую ещё более упрочила знаменитая элегия  «Вечер»(1806 г.). «Вечер» - законченный образец элегии нового типа – ознаменовал переход поэта на позиции романтизма.  В.А. Жуковский. Художник О. Кипренский. 1816

Начало самостоятельной литературной деятельности

Первый успех Жуковского-поэта связан с элегией «Сельское кладбище» (1802 г.). Она принесла автору всероссийскую известность, которую ещё более упрочила знаменитая элегия «Вечер»(1806 г.).

«Вечер» - законченный образец элегии нового типа – ознаменовал переход поэта на позиции романтизма.

В.А. Жуковский. Художник О. Кипренский. 1816

Расцвет лирики Жуковского, несущей на себе потенциал романтической лирики, был связан с переживаемым поэтом глубоким чувством к  М. А. Протасовой.  Его преданная любовь к Маше не закончилась браком: молодые люди были кровными родственниками. ( «Желание», «К ней», «Мечты») М.А.Протасова (в замужестве Мойер). Рисунок карандашом В.А.Жуковского. 1811

Расцвет лирики Жуковского, несущей на себе потенциал романтической лирики, был связан с переживаемым поэтом глубоким чувством к М. А. Протасовой. Его преданная любовь к Маше не закончилась браком: молодые люди были кровными родственниками.

( «Желание», «К ней», «Мечты»)

М.А.Протасова (в замужестве Мойер).

Рисунок карандашом В.А.Жуковского. 1811

Широкий отзвук в поэзии Жуковского нашла Отечественная война 1812 г. Стихотворение  «Певец во  стане русских воинов» (1812 г.)  получило широкое распространение в русской армии и принесло поэту славу «Русского Тиртея».

Широкий отзвук в поэзии Жуковского нашла Отечественная война 1812 г. Стихотворение «Певец во стане русских воинов» (1812 г.) получило широкое распространение в русской армии и принесло поэту славу «Русского Тиртея».

Петербургский период (1817 – 1841) 1815 – 1818 г.г.  – участие в деятельности литературного общества «Арзамас» 1817 – 1841 г.г.  – учебно-педагогическая деятельность при дворе С 1826 г.  – наставник наследника престола великого князя Александра Николаевича (Александра II ) Жуковский принимает живейшее участие в судьбе многих артистов, литераторов, художников. В.А. Жуковский в группе писателей.  Слева направо: И.А. Крылов, А.С. Пушкин, В.А.Жуковский, Н.И.Гнедич.  Художник Г. Чернецов. 1836 г.

Петербургский период (1817 – 1841)

1815 – 1818 г.г. – участие в деятельности литературного общества «Арзамас»

1817 – 1841 г.г. – учебно-педагогическая деятельность при дворе

С 1826 г. – наставник наследника престола великого князя Александра Николаевича (Александра II )

Жуковский принимает живейшее участие в судьбе многих артистов, литераторов, художников.

В.А. Жуковский в группе писателей.

Слева направо: И.А. Крылов, А.С. Пушкин, В.А.Жуковский, Н.И.Гнедич.

Художник Г. Чернецов. 1836 г.

 В.А. Жуковский в Неаполе. Рисунок Г. Рейтерна. 1833 В.А. Жуковский в Швейцарии.  Художник Г. Рейтерн

В.А. Жуковский в Неаполе.

Рисунок Г. Рейтерна. 1833

В.А. Жуковский в Швейцарии.

Художник Г. Рейтерн

В 1841 г. после почётной отставки со службы В. А. Жуковский решил переселиться в Германию. Весной 1841 г. поэт женился на юной Елизавете фон Рейтерн, дочери своего старого друга художника Е. Рейтерна. В последнее десятилетие Жуковский активно занимался переводческой деятельностью. Умер В. А. Жуковский 12 (24). 04. 1852 г. в Германии в Баден-Бадене, похоронен в Петербурге в Александро-Невской лавре.  В.А. Жуковский. Портрет с автографом поэта. Художник К. Шульц. 1840

В 1841 г. после почётной отставки со службы В. А. Жуковский решил переселиться в Германию.

Весной 1841 г. поэт женился на юной Елизавете фон Рейтерн, дочери своего старого друга художника Е. Рейтерна.

В последнее десятилетие Жуковский активно занимался переводческой деятельностью.

Умер В. А. Жуковский

12 (24). 04. 1852 г. в Германии в Баден-Бадене, похоронен в Петербурге в Александро-Невской лавре.

В.А. Жуковский.

Портрет с автографом поэта.

Художник К. Шульц. 1840

Творчество Жуковского достигло наибольшего расцвета в первые два десятилетия 19 века. Свои литературные позиции он определил в одном из ранних стихотворений – «Вечер»:  Мне рок судил брести неведомой стезёй,  Быть другом мирных сёл, любить красы природы,  Дышать над сумраком дубравной тишиной,  И, взор склонив на пенны воды,  Творца, друзей, любовь и счастье воспевать.   Намеченный здесь путь – это путь романтизма. Лирический герой Жуковского – человек глубоких чувств (чаще всего горестных), ушедший от действительности в свой внутренний мир, в свои мечты. Любимый лирический жанр поэта –  элегия. Элегия (греч.) – жанр лирики, описание печального, задумчивого или мечтательного настроения. (Словарь иностранных слов) В.А. Жуковский. Художник Е. Эстеррейх. 1820. Портрет подарен Пушкину с надписью:

Творчество Жуковского достигло наибольшего расцвета в первые два десятилетия 19 века. Свои литературные позиции он определил в одном из ранних стихотворений – «Вечер»:

Мне рок судил брести неведомой стезёй,

Быть другом мирных сёл, любить красы природы,

Дышать над сумраком дубравной тишиной,

И, взор склонив на пенны воды,

Творца, друзей, любовь и счастье воспевать.

Намеченный здесь путь – это путь романтизма.

Лирический герой Жуковского – человек глубоких чувств (чаще всего горестных), ушедший от действительности в свой внутренний мир, в свои мечты.

Любимый лирический жанр поэта – элегия.

Элегия (греч.) – жанр лирики, описание печального, задумчивого или мечтательного настроения. (Словарь иностранных слов)

В.А. Жуковский. Художник Е. Эстеррейх. 1820. Портрет подарен Пушкину с надписью: "Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму Руслан и Людмила. 1820. марта 26. Великая пятница"

Элегия «Море» Проиэведения романтиков часто имеют не только один, прямой смысл. За реальными событиями и явлениями, которые в них описываются, скрывается ещё что-то невысказанное, недоговорённое. Рассмотрим с этой точки зрения элегию «Море». Как поэт рисует море? Сколько картин моря представлено в элегии? Какие краски, звуки создают образ моря? Какие художественные средства использует поэт? Какую роль выполняет пейзаж? Какую тайну скрывает море? В чём заключается новизна стихотворения?

Элегия «Море»

Проиэведения романтиков часто имеют не только один, прямой смысл. За реальными событиями и явлениями, которые в них описываются, скрывается ещё что-то невысказанное, недоговорённое.

Рассмотрим с этой точки зрения элегию «Море».

Как поэт рисует море?

Сколько картин моря представлено в элегии?

Какие краски, звуки создают образ моря?

Какие художественные средства использует поэт?

Какую роль выполняет пейзаж?

Какую тайну скрывает море?

В чём заключается новизна стихотворения?

Поэт рисует море в спокойном состоянии. Оно прекрасно. В морской глади отражаются и чистая лазурь неба, и «облака золотые», и блеск звёзд. Четырёхстопный амфибрахий в белых (нерифмованных) стихах элегии передаёт и безмолвие моря, и движение волн. Дважды повторенный в начале стихотворения рефрен Безмолвное море, лазурное море» помогает созданию образа прекрасного, спокойного моря. Море живёт своей загадочной жизнью. Оно представляется поэту живым, тонко чувствующим и мыслящим организмом, которое хранит в себе «глубокую тайну». Отсюда метафоры, метафорические сравнения: море «дышит», оно наполнено «смятенной любовью…» Поэт обращается к морю с вопросом, словно к человеку: Что движет твоё необъятное лоно? Чем дышит твоя напряжённая грудь? Ответ на этот вопрос поэт даёт как предположение. Вечер на море

Поэт рисует море в спокойном состоянии. Оно прекрасно. В морской глади отражаются и чистая лазурь неба, и «облака золотые», и блеск звёзд. Четырёхстопный амфибрахий в белых (нерифмованных) стихах элегии передаёт и безмолвие моря, и движение волн. Дважды повторенный в начале стихотворения рефрен Безмолвное море, лазурное море» помогает созданию образа прекрасного, спокойного моря. Море живёт своей загадочной жизнью. Оно представляется поэту живым, тонко чувствующим и мыслящим организмом, которое хранит в себе «глубокую тайну». Отсюда метафоры, метафорические сравнения: море «дышит», оно наполнено «смятенной любовью…»

Поэт обращается к морю с вопросом, словно к человеку:

Что движет твоё необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряжённая грудь?

Ответ на этот вопрос поэт даёт как предположение.

Вечер на море

 В бурю море бьётся, вздымает волны. В описании бури поэт использует аллитерацию.  Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,  Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу….  При чтении создаётся иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн. Трёхсложные стопы разделены паузами, передающими мерные удары волн. Буря у скалистого берега

В бурю море бьётся, вздымает волны. В описании бури поэт использует аллитерацию.

Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу….

При чтении создаётся иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн. Трёхсложные стопы разделены паузами, передающими мерные удары волн.

Буря у скалистого берега

После бури море не сразу успокаивается. Ты долго вздымаешь испуганны волны, И сладостный блеск возвращённых небес Не вовсе тебе тишину возвращает…  Море находится в неволе, как и всё земное. Н а земле всё изменчиво, непостоянно, жизнь полна утрат, разочарований и печали. Только там, на небе, всё вечно и прекрасно. Вот почему море тянется «из земной неволи» к «далёкому, светлому» небу, любуется им и «дрожит за него».  Свобода для лирического героя остаётся недостижимой мечтой.

После бури море не сразу успокаивается.

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращённых небес

Не вовсе тебе тишину возвращает…

Море находится в неволе, как и всё земное. Н а земле всё изменчиво, непостоянно, жизнь полна утрат, разочарований и печали. Только там, на небе, всё вечно и прекрасно. Вот почему море тянется «из земной неволи» к «далёкому, светлому» небу, любуется им и «дрожит за него».

Свобода для лирического героя остаётся недостижимой мечтой.

 Большую известность принесли В. А. Жуковскому его баллады: «Людмила», «Светлана», Эолова арфа», «Ивиковы журавли», «Кассандра» и многие другие.  Баллада (фр.) – лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку.  Над балладой “Светлана” Жуковский работал четыре года - с 1808 по 1812год. Она посвящена его племяннице Александре Александровне Воейковой (в девичестве - Протасовой) и была её свадебным подарком.  В.А. Жуковский. Художник К. Брюллов. 1835

Большую известность принесли В. А. Жуковскому его баллады:

«Людмила», «Светлана», Эолова арфа», «Ивиковы журавли», «Кассандра» и многие другие.

Баллада (фр.) – лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку.

Над балладой “Светлана” Жуковский работал четыре года - с 1808 по 1812год. Она посвящена его племяннице Александре Александровне Воейковой (в девичестве - Протасовой) и была её свадебным подарком.

В.А. Жуковский.

Художник К. Брюллов. 1835

 У русского народа существовал такой обычай как гадание в Святочную неделю ,т. е неделю после Рождества, отмечаемого 7 января, и в Крещенье /19 января/. Святки - волшебное время. А какого волшебства могут ждать девушки? Разумеется,все мечтают о счастливом замужестве и любви. Ну конечно, кому же не интересно заранее узнать о том, какой она будет эта любовь? РАЗ В КРЕЩЕНСКИЙ ВЕЧЕРОК ДЕВУШКИ ГАДАЛИ

У русского народа существовал такой обычай как гадание в Святочную неделю ,т. е неделю после Рождества, отмечаемого 7 января, и в Крещенье /19 января/.

Святки - волшебное время. А какого волшебства могут ждать девушки? Разумеется,все мечтают о счастливом замужестве и любви. Ну конечно, кому же не интересно заранее узнать о том, какой она будет эта любовь?

РАЗ В КРЕЩЕНСКИЙ ВЕЧЕРОК ДЕВУШКИ ГАДАЛИ

Вот в светлице стол накрыт  Белой пеленою;  И на том столе стоит  Зеркало с свечою;  Два прибора на столе.  «Загадай, Светлана;  В чистом зеркала стекле  В полночь, без обмана Светлана прибегает к самому страшному из гаданий - гаданию у зеркала, т. к зеркало -способ связи с потусторонним миром. Как вы думаете,,почему Светлана обращается именно к этому гаданию? Свой ответ подтвердите примером из текста: К. Брюллов(1794-1881) Гадающая Светлана

Вот в светлице стол накрыт Белой пеленою; И на том столе стоит Зеркало с свечою; Два прибора на столе. «Загадай, Светлана; В чистом зеркала стекле В полночь, без обмана

Светлана прибегает к самому страшному из гаданий - гаданию у зеркала, т. к зеркало -способ связи с потусторонним миром.

Как вы думаете,,почему Светлана обращается именно к этому гаданию? Свой ответ подтвердите примером из текста:

К. Брюллов(1794-1881)

Гадающая Светлана

Что ж?.. В избушке гроб; накрыт Белою запоной; Спасов лик в ногах стоит; Свечка пред иконой…  И, с крестом своим в руке, Под святыми в уголке Робко притаилась.  Вот глядит: к ней в уголок Белоснежный голубок С светлыми глазами, Тихо вея, прилетел… Какие детали создают романтический колорит сна Светланы?

Что ж?.. В избушке гроб; накрыт

Белою запоной;

Спасов лик в ногах стоит;

Свечка пред иконой…

И, с крестом своим в руке,

Под святыми в уголке

Робко притаилась.

Вот глядит: к ней в уголок

Белоснежный голубок

С светлыми глазами,

Тихо вея, прилетел…

Какие детали создают романтический колорит сна Светланы?

Явление жениха-мертвеца – всего лишь «лживый сон». Концовка баллады жизнерадостна. По мысли Жуковского, человек создан для счастья.  О! не знай сих страшных снов Ты, моя Светлана…  Будь вся жизнь её светла, Будь весёлость, как была, Дней её подруга.  Как воспринималась баллада читателями в период национального подъёма, вызванного войной 1812 г.? Александр Никанорович Новоскольцев 

Явление жениха-мертвеца – всего лишь «лживый сон». Концовка баллады жизнерадостна. По мысли Жуковского, человек создан для счастья.

О! не знай сих страшных снов

Ты, моя Светлана…

Будь вся жизнь её светла,

Будь весёлость, как была,

Дней её подруга.

Как воспринималась баллада читателями в период национального подъёма, вызванного войной 1812 г.?

Александр Никанорович Новоскольцев 

"Светлана" 1889 г

Проверочная работа Романтизм как литературное направление появился:  а) в первой половине 18 века;  б) в конце 18 века – начале 19 века;  в) в первые десятилетия 19 века. 2. Для романтизма свойственен:  а) просветительский рационализм;  б) повышенный интерес к душевной жизни человека;  в) призыв к свободе, к борьбе за переустройство общества. 3. Герой-романтик:  а) сельский житель, поселянка;  б) исключительная личность, бунтарь;  в) государственный деятель, полководец.

Проверочная работа

  • Романтизм как литературное направление появился:

а) в первой половине 18 века;

б) в конце 18 века – начале 19 века;

в) в первые десятилетия 19 века.

2. Для романтизма свойственен:

а) просветительский рационализм;

б) повышенный интерес к душевной жизни человека;

в) призыв к свободе, к борьбе за переустройство общества.

3. Герой-романтик:

а) сельский житель, поселянка;

б) исключительная личность, бунтарь;

в) государственный деятель, полководец.

4. Писатели, поэты-романтики:  а) Буало, Ломоносов М. В., Державин Г. Р.;  б) Ричардсон, Жан-Жак Руссо, Н. М. Карамзин;  в) Д. Байрон, В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев. 5. Жанры романтизма:  а) лиро-эпическая поэма, баллада, элегия;  б) ода, трагедия, комедия;  в) идиллия, повесть, письма. 6. Роль пейзажа у романтиков:  а) вспомогательная, условная;  б) причудливость, яркость обстановки подчёркивает исключительность, особенность характера героя;  в) средство психологической характеристики героя.

4. Писатели, поэты-романтики:

а) Буало, Ломоносов М. В., Державин Г. Р.;

б) Ричардсон, Жан-Жак Руссо, Н. М. Карамзин;

в) Д. Байрон, В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев.

5. Жанры романтизма:

а) лиро-эпическая поэма, баллада, элегия;

б) ода, трагедия, комедия;

в) идиллия, повесть, письма.

6. Роль пейзажа у романтиков:

а) вспомогательная, условная;

б) причудливость, яркость обстановки подчёркивает исключительность, особенность характера героя;

в) средство психологической характеристики героя.

8. Лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера (сюжет обычно заимствуется из фольклора) - это … 9. Жанр лирики, описание печального, задумчивого или мечтательного настроения – это … 10. Фамилия отца Жуковского В. А. - … 11. Кому Жуковский В. А. подарил в 1820 свой портрет с надписью «Победителю ученику от побеждённого учителя»?  а) Гоголю Н. В.;  б) Пушкину А. С.;  в) Тарасу Шевченко. 12. Приведите примеры народности в балладе «Светлана». 13. Приведите примеры романтизма в балладе «Светлана». 14. Какое символическое значение имеет образ моря в элегии «Море»? 15. В какой стране после почётной отставки в 1841 г. жил Жуковский В. А.?

8. Лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера (сюжет обычно заимствуется из фольклора) - это …

9. Жанр лирики, описание печального, задумчивого или мечтательного настроения – это …

10. Фамилия отца Жуковского В. А. - …

11. Кому Жуковский В. А. подарил в 1820 свой портрет с надписью «Победителю ученику от побеждённого учителя»?

а) Гоголю Н. В.;

б) Пушкину А. С.;

в) Тарасу Шевченко.

12. Приведите примеры народности в балладе «Светлана».

13. Приведите примеры романтизма в балладе «Светлана».

14. Какое символическое значение имеет образ моря в элегии «Море»?

15. В какой стране после почётной отставки в 1841 г. жил Жуковский В. А.?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!