Подготовка к ЕГЭ
Самые трудные случаи
Романова Ирина Ильинична
Учитель русского языка и литературы
Г.Кемерово
А1 Орфоэпические нормы
Правило
Ударения в формах прошедшего времени глаголов .
- В формах женского рода ударение падает на окончание –а. В формах мужского, среднего рода и во множественном числе – на первый слог:
- ИСКЛЮЧЕНИЯ: клАла, крАла, послАла, жилОсь.
А4 Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастным оборотом)
Ловушка! Нельзя заменить
- если в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот, но есть сочетание глагола-сказуемого с местоимением или существительным в роли дополнения.
Посмотрев в окно, мне стало грустно (НЕЛЬЗЯ, так как есть дополнение мне)
- если деепричастный оборот относится к страдательным причастиям, т.к. в этом случае субъект действия, выраженного сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием) не совпадают:
Убежав из дома, мальчик был найден (НЕЛЬЗЯ, так как из дома убегает мальчик, а находят его другие люди!)
А6 Грамматические нормы (синтаксические нормы )
НЕЛЬЗЯ заменить придаточное определительное причастным оборотом, если:
если в предложении вместо слова КОТОРЫЙ встречаются союзные слова ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, КОГДА:
Невдалеке от дома, где жил писатель, рос высокий тополь ( = Невдалеке от дома, в котором жил писатель, рос высокий тополь).
Подсказка. Если в предложенных ответах встречается подобное предложение, вы смело его вычеркиваете.
Ловушка!
Иногда в задании А6 в предложении в качестве союзных слов могут выступать КТО, ЧТО, КАКОЙ, ЧЕЙ. Их легко можно заменить относительным местоимением КОТОРЫЙ в соответствующем падеже.
А9 Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения
- Чаще всего сомнения вызывает определение простого глагольного сказуемого, выраженного больше, чем одним словом:
Я буду принимать участие в выставке.
- В данном примере буду принимать участие - сложная форма будущего времени, которая определяется в синтаксисе как простое сказуемое. А сочетание принимать участие является фразеологическим единством, которое можно заменить словом участвую. Поэтому перед нами простое глагольное сказуемое.
Ловушка !
- Нередко ошибаются, называя простыми глагольными сказуемыми следующую конструкцию:
Все в Москве пропитано стихами, рифмами проколото .
- Такая ошибка связана с двумя факторами.
- Во-первых, следует отличать краткое страдательное причастие от формы глагола прошедшего времени.
Помни!
- Краткое причастие имеет суффиксы -Т-, -Н- , а глагол -Л-. Значит, пропитаНо, проколоТо – это краткие страдательные причастия.
- Во-вторых, перед нами сказуемое, которое выражено всего одним словом, но какое оно – простое или составное? Попробуйте добавить в предложение какое-либо обстоятельство времени, например, в начале ХХ века, и посмотрите, как поведут себя эти формы.
В начале ХХ века все в Москве было пропитано стихами, рифмами было проколото .
- Появляется связка было и сказуемое уже явно становится составным. .
Таким образом, если в предложении вы сталкиваетесь со сказуемыми, выраженными краткими страдательными причастиями, то вы имеете дело с составным именным сказуемым.
А13. Правописание корней.
Ловушка №1!
- Нельзя проверять гласные в корне глаголом с суффиксом - ЫВА-(-ИВА -):
хорОший – прихорАшИВАться.
- Как вы видите, происходит чередование звуков, и можно ошибиться.
Ловушка №2!
- В современном русском языке осталось много параллельных слов из древнерусского и старославянского языков:
- вОРОта – привРАтник,
- хОРОнить – охРАна,
- зОЛОто – зЛАто,
- хОЛОдный – прохЛАда.
«Запоминалки»
Заря, зарница , озарять
по слову « ЗАРЕВО» я буду проверять
А14. Правописание приставок.
Ловушка!
- ДИС- - иноязычная приставка, поэтому на письме она не изменяется.( ДИСГАРМОНИЯ)
А15. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
Ловушка!
Верно определи начальную форму глагола:
Занавешивать-1 спр, несов вид ( занавешива е т)
Занавесить-2 спр.совер. вид( занавес и т)
«Запоминалки»
А20. Знаки препинания при обособленных членах предложения (определениях, обстоятельствах )
А21. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. В этом задании ты столкнешься с таким явлением в русском языке, как вводные слова и конструкции.
Различай!
Ловушка №1!
- Не являются вводными и НЕ выделяются запятыми: мало-помалу, в начале, вдруг, будто, ведь, якобы, в конечном счете, вряд ли, все-таки, даже, едва-ли, исключительно, именно, как будто, почти, как бы, как раз, к тому же, между тем, по предложению, просто, по решению, по постановлению, приблизительно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, однажды, словно, в довершении всего, с пор, как бы, решительно, исключительно, вот, примерно, даже.
Ловушка №2!
- Частица бывало запятыми выделяется.
А22. Знаки препинания в простом осложненном предложении
Ловушка №1!
- В предложении может быть несколько рядов однородных членов, поэтому различай конструкции с однородными членами предложения, соединенными повторяющимися союзами, и конструкции с несколькими рядами однородных членов, которые внутри ряда соединены одиночным союзом.
- (Это предложение с тремя рядами однородных членов: двумя однородными подлежащими, двумя однородными сказуемыми и двумя однородными обстоятельствами)
Ловушка №2!
Фразеологические обороты (устойчивые сочетания слов):
- Ни с того ни с сего
- И день и ночь
- И стар и млад
- И смех и горе
- И там и сям
- Ни взад ни вперед Запятая внутри них не ставится !
- Ни да ни нет
- Ни за что ни про что
- Ни рыба ни мясо
- Ни свет ни заря
- Ни слуху ни духу
В1. Основные способы словообразования.
Ловушка!
- перечита л ← перечита ть (суффиксальный способ). Ошибка! –ть и –л- - формообразующие суффиксы, т.е. это формы одного и того же слова.
- Правильно: перечитал, н.ф. пере чита ть – чита ть ( приставочный способ).
- когда в указанные предложения «подбрасываются» причастия и деепричастия типа «построивший» и «построив» с требованием найти слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. Ребенок волнуется, нервничает, а тут так легко: вот они, приставка и суффикс! И балл потерян! Подросток попал в «ловушку»: он забыл, что эти глагольные формы никогда не образуются данным способом.
Правило
- Если в слове есть приставка, то постараться найти прежде всего однокоренное слово с приставкой.
Ловушка!
- вход ← ход (приставочный способ). Ошибка! Ход – не самое близкое однокоренное слово!
- Правильно: вход ← вход ить (бессуффиксный способ).
В3. Словосочетание.
Ловушка!
Не являются подчинительными словосочетаниями:
- Сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет;
- Сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову;
- Подлежащее и сказуемое: наступила ночь;
- Составные словоформы : более светлый, будет ходить;
- Группы слов, объединенных сочинительной связью: отцы и дети.
- Удивительно, но разработчики ЕГЭ в тренировочные тесты вставили в задание В2 примеры, которые выходят за рамки школьной программы. Материал нетрудный, просто он в школе изучается несколько однобоко. Речь идет о таком способе подчинительной связи в словосочетании, как примыкание.
- Даются примеры типа «ее книжка», дети постарше, «платье бордо». В школьной практике такие словосочетания разбирают как согласование
- . А это примыкание, так как притяжательные местоимения: ее его, их, несклоняемые прилагательные и форма простой сравнительной степени прилагательного относятся к неизменяемым, значит, они примыкают только по смыслу к главному слов
- Например, «прическа каре», «платье хаки», «ее книга». Особенно много споров вызывает последний пример. Но как просто доказать, что слова «ейная» книжка или «ейеной» кофты мы просто не используем в речи.
Различай !
В разрядах местоимений выделяется два омонимичных (одинаковых по звучанию и написанию, но разных по смыслу) разряда.
На вопросы косвенных падежей отвечает личное местоимение, и оно участвует в подчинительной связи – управление , а притяжательное отвечает на вопрос чей ? и является неизменяемым, оно участвует в примыкании.