УВЕРТЮРА-ФОНТАЗИЯ П.И. ЧАЙКОВСКОГО «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА»
УВЕРТЮРА
это не только вступительная музыка к опере, балету, драматическому спектаклю, но и музыка вполне самостоятельная, чаще всего с программным названием .
ЦЕЛЬ УРОКА
1. Схема музыкальной драматургии
2. Идейное содержание увертюры
3. Программность музыки увертюры
ПРОГРАММНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
это произведение, в основе которого лежит определенная программа, основанная на тех или иных жизненных событиях, взятых из истории или современной жизни, связанная с произведениями разных искусств или рожденная фантазией композитора.
У. ШЕКСПИР
П. И. ЧАЙКОВСКИЙ
Драматургия увертюры- фантазии «Ромео и Джульетты»
Уильяма Шекспира – великий английский драматург и поэт, живший свыше 400 лет тому назад, в основу своего произведения положил древнюю итальянскую легенду о любви и верности двух юных героев. Родовая вражда разделила две старинные рыцарские семьи – семью Монтекки, к которой принадлежал Ромео, и семью Капулетти, к которой принадлежала Джульетта. Многолетняя вражда между этими семьями становится преградой для любви юных. Любящие друг друга безграничной, чистой и верной любовью Ромео и Джульетта трагически погибают в первые дни весны своей жизни, омраченной тяжелым сумраком старых предрассудков.
Две равноуважаемых семьи в Вероне,
Где встречают нас событья,
Ведут междуусобные бои
И не хотят унять кровопролитья.
Друг друга любят дети главарей,
Но им судьба подстраивает козни.
И гибель их у гробовых дверей
Кладет конец непримиримой розни.
УВЕРТЮРА НАПИСАНА В Сонатной форме
Вступление
Экспозиция (главная и побочная )
Разработка
Реприза
Кода
Схема музыкальной драматургии
Вступление – тема патера Лоренцо. Он начинает свой рассказ
Главная тема экспозиции – тема вражды двух семейств
Побочная тема – тема любви Ромео и Джульетты
Разработка . В ней сталкиваются темы вражды и любви. Они противостоят друг другу. Тема вражды доминирует над темой любви, обрывая и уничтожая её.
В репризе тема вражды звучит ещё более неистово и исступленно, уничтожая тему любви, от которой остаются одни разрозненные фрагменты.
Кода . Патер Лоренцо завершает свой рассказ, снова слышна его тема. А заканчивает увертюру тема любви, которая звучит гимном этому светлому чувству, победившему вековую вражду.
ВСТУПЛЕНИЕ
Вступительное слово П.И. Чайковский предоставляет патеру Лоренцо. В увертюре именно он начинает свой рассказ. Лоренцо – наставник и покровитель юных Ромео и Джульетты. Которого Шекспир и Чайковский наделили глубоким умом и добрым сердцем. Лоренцо - монах. Поэтому музыка вступления напоминает звучание органа.
вопросы
1. Портрет какого человека рисует музыка?
2. Каков его характер, возраст, настроение?
3. Сколько раз прозвучит его тема. Будет ли меняться его речь?
Тема патера Лоренцо очень сдержанная, сосредоточенная, аккордового склада, она рассказывает о человеке в возрасте, который посвятил свою жизнь Богу. Тема проводится несколько раз и характер ее меняется. В конце она становится более напряженной. Эта тема хорального характера вводит нас в мир средневековья.
ЭКСПОЗИЦИЯ
Первый образ борьбы, смертельной схватки, образ вражды и ненависти двух непримиримых родов – Монтекки и Капулетти.
Второй образ – Любви Ромео и Джульетты .
ЭКСПОЗИЦИЯ (главная тема)
ТЕМА ВРАЖДЫ ДВУХ СЕМЕЙСТВ МОНТЕККИ И КАПУЛЕТТИ
ЭКСПОЗИЦИЯ (побочная тема)
ТЕМА ЛЮБВИ РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТЫ
2 занятие УВЕРТЮРА – ФАНТАЗИЯ «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА» П.И. ЧАЙКРВСКИЙ
РАЗРАБОТКА СТОЛКНОВЕНИЕ ГЛАВНОЙ И ПОБОЧНОЙ ТЕМ (ТЕМЫ ВРАЖДЫ И ТЕМЫ ЛЮБВИ)
РЕПРИЗА тема вражды уничтожает тему любви
Смерть героев. Зачем? Почему?
КОДА
ТРАУРНЫЕ АККОРДЫ, СКОРБЬ
И гибель их у гробовых дверей
Кладет конец непримиримой розни
Патер Лоренцо заканчивает свой рассказ в назидание будущим поколениям ТЕМА ЛЮБВИ ЗВУЧИТ КАК ГИМН СВЕТЛОМУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ЧУВСТВУ