СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку развития речи "Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка""

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку развития речи "Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка""

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку развития речи "Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка""»

Презентация к уроку русского языка  в 5 классе   Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка!» Урок в 5 классе Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №21 г. Белгорода Олейник Наталья Юрьевна

Презентация к уроку русского языка в 5 классе Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка!»

Урок в 5 классе

Подготовила учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №21 г. Белгорода

Олейник Наталья Юрьевна

► Цель урока: подготовиться к написанию сочинения по картине. ► Задачи урока: познакомиться с художником; узнать, что такое колорит картины; палитра картины; тон картины; полутон картины; передний, средний, задний план картины; научиться правильно и последовательно описывать картину.
  • ► Цель урока:
  • подготовиться к написанию сочинения по картине.
  • ► Задачи урока:
  • познакомиться с художником;
  • узнать, что такое колорит картины;
  • палитра картины;
  • тон картины;
  • полутон картины;
  • передний, средний, задний план картины;
  • научиться правильно и последовательно описывать картину.
Федор Павлович Решетников (1906-1986)  «Опять двойка!» (холст, масло, 1952)

Федор Павлович Решетников (1906-1986) «Опять двойка!» (холст, масло, 1952)

Слово о художнике Фёдор Павлович Решетников – замечательный художник, родился в 1906 году. С юных лет он увлекался рисованием. Ещё студентом Московского художественного института он плавал на легендарном корабле «Челюскин» и сделал там множество зарисовок. Вместе с другими героями-челюскинцами он был снят с дрейфующей льдины. Возвратившись на Большую Землю, написал несколько картин, посвящённых Арктике. В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь. По окончании войны он вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети. Широко известны его картины «Прибыл на каникулы», «За мир», «Переэкзаменовка», «Опять двойка!»

Слово о художнике

  • Фёдор Павлович Решетников – замечательный художник, родился в 1906 году. С юных лет он увлекался рисованием. Ещё студентом Московского художественного института он плавал на легендарном корабле «Челюскин» и сделал там множество зарисовок. Вместе с другими героями-челюскинцами он был снят с дрейфующей льдины.
  • Возвратившись на Большую Землю, написал несколько картин, посвящённых Арктике.
  • В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь. По окончании войны он вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети. Широко известны его картины «Прибыл на каникулы», «За мир», «Переэкзаменовка», «Опять двойка!»
История создания картины  Художник вспоминал:  «Мысль написать картину родилась у меня в школе, когда я сидел на уроке, наблюдая за учеником, который не мог решить у доски задачу. Я живо представил себе, как дома встретят мальчика, если он получит двойку, и решил написать об этом картину».

История создания картины

Художник вспоминал:

«Мысль написать картину родилась у меня в школе, когда я сидел на уроке, наблюдая за учеником, который не мог решить у доски задачу. Я живо представил себе, как дома встретят мальчика, если он получит двойку, и решил написать об этом картину».

Картина Ф.П.Решетникова «Опять двойка!» выставлена в Москве в Государственной Третьяковской галерее. Зрители, особенно школьники, подолгу останавливаются перед ней и с большим интересом рассматривают это полотно. Взрослых трогает отчаяние матери, а школьников, конечно, интересует герой картины. Одни зрители улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, быть может, вспоминают и свои злополучные двойки. Каждый по-своему читает полотно художника, и никто не остаётся равнодушным.
  • Картина Ф.П.Решетникова «Опять двойка!» выставлена в Москве в Государственной Третьяковской галерее.
  • Зрители, особенно школьники, подолгу останавливаются перед ней и с большим интересом рассматривают это полотно. Взрослых трогает отчаяние матери, а школьников, конечно, интересует герой картины.
  • Одни зрители улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, быть может, вспоминают и свои злополучные двойки.
  • Каждый по-своему читает полотно художника, и никто не остаётся равнодушным.
Какое название является наиболее подходящим? «История двойки», «Опять двойка!», «Как Митю подвели коньки».

Какое название является наиболее подходящим?

  • «История двойки», «Опять двойка!», «Как Митю подвели коньки».
Эскиз Натурщик Композиция Колорит
  • Эскиз
  • Натурщик
  • Композиция
  • Колорит
Кто изображён на переднем плане? Какими эпитетами вы можете описать выражение лица мальчика? Почему он отвернулся от мамы и от младшего братика? Что у него в руках? Что находится в портфеле? О чём говорит «бывалый», потрёпанный вид портфеля? Как вы думаете, что делал мальчик после школы?
  • Кто изображён на переднем плане?
  • Какими эпитетами вы можете описать выражение лица мальчика?
  • Почему он отвернулся от мамы и от младшего братика?
  • Что у него в руках?
  • Что находится в портфеле?
  • О чём говорит «бывалый», потрёпанный вид портфеля?
  • Как вы думаете, что делал мальчик после школы?
1.Ученик – главный герой картины. Какой возраст школьника? О чем говорят его внешний вид, одежда, поза, выражение лица? О чем говорит его «бывалый» портфель?

1.Ученик – главный герой картины.

Какой возраст школьника?

О чем говорят его внешний вид, одежда,

поза, выражение лица?

О чем говорит его «бывалый» портфель?

2.Мама получившего двойку ученика. Что говорит о том, что мама – домохозяйка? О чем говорят ее поза, выражение лица? Какой вопрос читается в глазах мамы?

2.Мама получившего двойку ученика.

Что говорит о том, что мама – домохозяйка?

О чем говорят ее поза, выражение лица?

Какой вопрос читается в глазах мамы?

3. Младший брат мальчика. Во что одет ребенок? На чем он сидит? Какие эмоции он испытывает? Почему? Во что одет ребенок? На чем он сидит? Какие эмоции он испытывает? Почему? Во что одет ребенок? На чем он сидит? Какие эмоции он испытывает? Почему? Во что одет ребенок? На чем он сидит? Какие эмоции он испытывает? Почему? Во что одет ребенок? На чем он сидит? Какие эмоции он испытывает? Почему?

3. Младший брат мальчика.

Во что одет ребенок?

На чем он сидит?

Какие эмоции он испытывает?

Почему?

  • Во что одет ребенок? На чем он сидит? Какие эмоции он испытывает? Почему?
  • Во что одет ребенок? На чем он сидит? Какие эмоции он испытывает? Почему?
  • Во что одет ребенок? На чем он сидит? Какие эмоции он испытывает? Почему?
  • Во что одет ребенок? На чем он сидит? Какие эмоции он испытывает? Почему?
4.Сестра «виновника событий». Что говорит о том, что девочка хорошо учится? О чем говорят ее поза, выражение лица? Из-за чего она переживает больше всего?

4.Сестра «виновника событий».

Что говорит о том, что девочка хорошо учится?

О чем говорят ее поза, выражение лица?

Из-за чего она переживает больше всего?

5. Бело-рыжий пес. Как художник изобразил собаку? О чем говорит поза собаки? Как художник изобразил собаку? О чем говорит поза собаки? Как художник изобразил собаку? О чем говорит поза собаки? Как художник изобразил собаку? О чем говорит поза собаки? Как художник изобразил собаку? О чем говорит поза собаки?

5. Бело-рыжий пес.

Как художник изобразил собаку?

О чем говорит поза собаки?

  • Как художник изобразил собаку? О чем говорит поза собаки?
  • Как художник изобразил собаку? О чем говорит поза собаки?
  • Как художник изобразил собаку? О чем говорит поза собаки?
  • Как художник изобразил собаку? О чем говорит поза собаки?
Комната – отражение быта 60-х годов прошлого века.

Комната – отражение быта 60-х годов прошлого века.

1.Средства живописи – способ раскрытия замысла картины.  Каким переживанием связаны все действующие лица? Как об этом говорят их позы, выражения лиц?  Почему художник выбрал приглушенные тона (голубовато-серые стены, коричневый пол, болотного цвета пальто ученика и т.д.)? 2.Мои впечатления ( Какие мысли возникли у вас о картине «Опять двойка»?)

1.Средства живописи – способ раскрытия замысла картины.

Каким переживанием связаны все действующие лица? Как об этом говорят их позы, выражения лиц?

Почему художник выбрал приглушенные тона (голубовато-серые стены, коричневый пол, болотного цвета пальто ученика и т.д.)?

2.Мои впечатления ( Какие мысли возникли у вас о картине «Опять двойка»?)

Мальчик Белобрысый, хохолок на макушке, пухлые губы, румяное лицо, наверное, долго был на улице.

Мальчик

Белобрысый, хохолок на макушке, пухлые губы, румяное лицо, наверное, долго был на улице.

Глаза девятилетнего третьеклассника Виноватые, огорчённые, грустные, брови сдвинуты, ему стыдно за очередную двойку.

Глаза девятилетнего третьеклассника

Виноватые, огорчённые, грустные, брови сдвинуты, ему стыдно за очередную двойку.

Одежда: пальто с лисьим воротником, тёмные брюки, чёрные ботинки Портфель: потрёпанный, «бывалый», видавший виды, перевязан бечёвкой

Одежда: пальто с лисьим воротником, тёмные брюки, чёрные ботинки

Портфель: потрёпанный, «бывалый», видавший виды, перевязан бечёвкой

Мать Молодая, но усталая женщина, сцепленные руки; будничная одежда, красное пятно передника; лицо грустное, смотрит с упрёком на сына.

Мать

Молодая, но усталая женщина, сцепленные руки; будничная одежда, красное пятно передника; лицо грустное, смотрит с упрёком на сына.

Сестра Стоит в глубине комнаты, на заднем плане, аккуратная, смотрит осуждающе, полная противоположность брату.

Сестра

Стоит в глубине комнаты, на заднем плане, аккуратная, смотрит осуждающе, полная противоположность брату.

Шестилетний братишка Встречает брата с усмешкой, злорадствует,  он как будто хочет сказать: «Ага, попался?!»

Шестилетний братишка

Встречает брата с усмешкой, злорадствует, он как будто хочет сказать: «Ага, попался?!»

Верный пёс Четвероногий друг с радостным визгом бросается навстречу мальчику.

Верный пёс

Четвероногий друг с радостным визгом бросается навстречу мальчику.

Комната Чистая, уютная, белая скатерть с жёлтой каймой, большой ковёр, географическая карта на стене в смежной комнате.

Комната

Чистая, уютная, белая скатерть с жёлтой каймой, большой ковёр, географическая карта на стене в смежной комнате.

Композиция Каждый персонаж, находясь на своём месте, хорошо виден, и в то же время все действующие лица связаны общим переживанием. Об этом говорят их позы, выражения лиц.

Композиция

Каждый персонаж, находясь на своём месте, хорошо виден, и в то же время все действующие лица связаны общим переживанием. Об этом говорят их позы, выражения лиц.

Колорит Скромный, неяркий. Ведь художник рассказывает не о праздничном событии, а об обычном, будничном дне. Используются приглушённые тона (голубовато-серые стены, коричневый пол).

Колорит

Скромный, неяркий. Ведь художник рассказывает не о праздничном событии, а об обычном, будничном дне. Используются приглушённые тона (голубовато-серые стены, коричневый пол).

Синонимы Главный герой картины – мальчик, он, третьеклассник, озорник.  Художник – автор произведения, он, Ф.П.Решетников.  Рисовать – изображать, создать, написать.  Смотреть с укором – с упрёком, виновато, грустно.

Синонимы

Главный герой картины – мальчик, он, третьеклассник, озорник. Художник – автор произведения, он, Ф.П.Решетников. Рисовать – изображать, создать, написать. Смотреть с укором – с упрёком, виновато, грустно.

Орфографическая работа П о ртфель, с о бака, в е л о сипед, к о л о рит, к о мп о зиц и я, из о бр а зить, к а ртина п о л о тно.

Орфографическая работа

П о ртфель, с о бака, в е л о сипед, к о л о рит, к о мп о зиц и я, из о бр а зить, к а ртина п о л о тно.

1. Ф.П.Решетников – известный художник. 11.Описание картины: 1)Основная мысль картины «Опять двойка!». 2)Главный герой произведения – девятилетний мальчик. 3)Мать. 4)Сестра. 5)Шестилетний братишка. 6)Четвероногий друг. 7)Композиция. 8)Колорит. 9)Отношение художника к изображённому. 111.Какой впечатление картина произвела на меня.
  • 1. Ф.П.Решетников – известный художник.
  • 11.Описание картины:
  • 1)Основная мысль картины «Опять двойка!».
  • 2)Главный герой произведения – девятилетний мальчик.
  • 3)Мать.
  • 4)Сестра.
  • 5)Шестилетний братишка.
  • 6)Четвероногий друг.
  • 7)Композиция.
  • 8)Колорит.
  • 9)Отношение художника к изображённому.
  • 111.Какой впечатление картина произвела на меня.
Список использованных источников 1. Решетников Ф.П. Сатира и дружеские шаржи. [Альбом] / [Авт. текста и сост. Г. Н. Павлов]. – Л.: Художник РСФСР, 1982 2. Выставка произведений Народного художника СССР Федора Павловича Решетникова. К 70-летию со дня рождения. – М.: Изобразительное искусство, 1976 3. Федор Решетников. [Альбом] / Авт.-сост. Б. В. Вишняков – М.: Изобразительное искусство, 1982.

Список использованных источников

  • 1. Решетников Ф.П. Сатира и дружеские шаржи. [Альбом] / [Авт. текста и сост. Г. Н. Павлов]. – Л.: Художник РСФСР, 1982
  • 2. Выставка произведений Народного художника СССР Федора Павловича Решетникова. К 70-летию со дня рождения. – М.: Изобразительное искусство, 1976
  • 3. Федор Решетников. [Альбом] / Авт.-сост. Б. В. Вишняков – М.: Изобразительное искусство, 1982.
Список использованных источников: 4. Деготь Е. Русское искусство XX века. – М.: Трилистник, 2000 5. Ф.П. Решетников. Альбом. – М., 1954 6. Русская живопись. Энциклопедия. – М.: Астрель, 2003 7. Степанян Н. Искусство России XX века: Взгляд из 90-х. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999 8. Тагрин С. Мир в открытке. М.: Изобразительное искусство, 1978

Список использованных источников:

  • 4. Деготь Е. Русское искусство XX века. – М.: Трилистник, 2000
  • 5. Ф.П. Решетников. Альбом. – М., 1954
  • 6. Русская живопись. Энциклопедия. – М.: Астрель, 2003
  • 7. Степанян Н. Искусство России XX века: Взгляд из 90-х. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999
  • 8. Тагрин С. Мир в открытке. М.: Изобразительное искусство, 1978


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!