Для чего необходимы служебные части речи?
Запишите предложение. Определите синтаксическую роль междометия
бай - бай:
Плачет ребенок, трудно матери, “бай-бай” не помогает. А ребенку ведь давно пора
бай-бай.
1) - Познакомиться с новой частью речи – междометиями и ее грамматическими особенностями;
2) – формировать умения находить междометия в текстах, определять роль междометий и конструировать предложения, включая в них междометия;
- правильно и уместно употреблять междометия для выражения эмоций, этикетных формул, команд, приказов;
- распознавать междометия различных семантических разрядов;
- развивать внимание, память, коммуникативные способности учащихся;
3) - наблюдать за использованием междометий и звукоподражательных слов в разговорной речи и языке
художественной литературы;
- воспитывать интерес к предмету.
Ах! Ох! Ай!
Восторг, восхищение, досада, раздражение, страх, боязнь, испуг, боль.
Эх!
Решимость, досада, упрек!
Фу!
Недовольство, отвращение!
Увы!
Сожаление!
Ой – ой – ой!
Боль!
Междометия
выражают чувства
(Ах! Ох! Эх!)
побуждают
к действию
(Алло! Ау! Кыш! Цыц!)
Добрые слова не лень Повторять мне трижды в день. Только выйду за ворота, всем, идущим на работу, Кузнецу, ткачу, врачу, «С добрым утром!» - я кричу. «Добрый день!» - кричу я вслед Всем, идущим на обед. «Добрый вечер!» - так встречаю Всех, домой спешащих к чаю.
до свидания
пожалуйста
извините
спасибо
Междометия
Этикетные слова
выражают чувства
(Ах! Ох! Эх!)
побуждают
к действию
(Алло! Ау! Кыш! Цыц!)
Междометия
производные
(Батюшки! Ужас! Брось!)
непроизводные
(ну, эх, увы, ой!)
- Определите, какой частью речи и каким членом предложения является слово «Ну!» в данном контексте.
Шли однажды Ну и Ну
Через речку по бревну.
- Ну, скорей! – сказало Ну, -
А не то я утону!
- Не спеши! – сказало Ну, -
Я и так тебя тяну.
Разгорелась перебранка,
И какая – то гражданка
Головою покачала
И сказала: «Ну и Ну!».
(Р.Сеф)
В один столбик выпишите слова, называющие чувства (знаменательные части речи), в другой – слова, выражающие их (междометия). Какими знаками препинания выделены в тексте междометия?
На дворе у нас Барбос вдруг лизнул Наташу в нос.
Охватил Наташу страх – громко закричала: «Ах!»
От испуга вся в слезах, повторяет: «Ах – ах – ах!»
А в лесу в восторг пришла: «Ах! Я белый гриб нашла!»
Оказался он гнилой: «Фу! Какой же он плохой!»
Отшвырнула и с досадой закричала: «Ах, не надо!»
1.Это неизменяемые слова.
2.Они не выражают эмоций, чувств, побуждений.
3.Состоят из одного слова (бе и др.) или повторяющихся, которые пишутся через дефис (ква – ква и т.д).
4.Служат для образования новых слов: мяуканье, мяукать, кваканье, квакать и т.д.
5. Звукоподражательные слова выступают в роли различных членов предложения..
Удивление (ах, ай, ура, браво, о)
Восторг (гм, э, эге)
Страх, испуг (ба, о, ну, ого)
Сожаление (увы, ах, ох)
Недовольство, досаду (уф, ух)
Побуждение, призыв, запрет (эй, ау, шабаш, цыц, тсс)
Недоумение (да ну, ну и ну)
Замешательство (эх, тьфу, у)
Облегчение (ай, ой, ух, ужас, кошмар)
Что узнали ?
- Выражает, но не называет чувства, побуждения;
___________________________________
- Производные, непроизводные;
- Пишутся через дефис;
- Отделяются запятой;
- В предложении является дополнением;
______________________________________________________________________________________
- Отвечает на вопрос какой?
_______________________________________________________________________
Информация о домашнем задании:
1. Для всех: Параграф 70,
упражнение 416.
2. Индивидуальное: Подготовить сообщение о происхождении междометий баю – бай, здравствуй, спасибо, пожалуйста.
http://znanija.com/task/297959
- По условным схемам составьте предложения с междометиями.
1. [ Ау!... ]
2. [ Гав - гав!... ]
3. [ Эй!... ]
4. [ Алло!... ]
5. [ Мяу!... ]
6. [ Здравствуйте, ... ]
7. [ Ох!... ]
Ах! Как красиво!
(С восхищением, с восторгом!)
Ох! Как плохо !
( С досадой и раздражением!)
Ай! Не надо!
( Боязливо, испуганно!)
Эх! Пойду потанцую!
(Решительно!)
Фу! Как грязно!
( С недовольством, с отвращением!)
Увы! Все пропало!
( С досадой, с раздражением!)
Ой – ой – ой! Больно!
(Чувство боли и неприятного ощущения !)
Ах, как трудно жить на свете,
- Ах, как трудно жить на свете,
- Ах, как трудно жить на свете,
- Ах, как трудно жить на свете,
- Ах, как трудно жить на свете,
Не усвоив междометий!
Сердце так и гложет страх.
- Не усвоив междометий! Сердце так и гложет страх.
- Не усвоив междометий! Сердце так и гложет страх.
- Не усвоив междометий! Сердце так и гложет страх.
- Не усвоив междометий! Сердце так и гложет страх.
Ах!
Эх, ведь спросят как назло!
Эх!
Ох, беда уже близка!
Ох!
Ух, захватывает дух!
Ух!
Ах,
Эх,
Ох,
Ух …Не вызвали!
- Ах! Эх, ведь спросят как назло! Эх! Ох, беда уже близка! Ох! Ух, захватывает дух! Ух! Ах, Эх, Ох, Ух …Не вызвали!
- Ах! Эх, ведь спросят как назло! Эх! Ох, беда уже близка! Ох! Ух, захватывает дух! Ух! Ах, Эх, Ох, Ух …Не вызвали!
- Ах! Эх, ведь спросят как назло! Эх! Ох, беда уже близка! Ох! Ух, захватывает дух! Ух! Ах, Эх, Ох, Ух …Не вызвали!
- Ах! Эх, ведь спросят как назло! Эх! Ох, беда уже близка! Ох! Ух, захватывает дух! Ух! Ах, Эх, Ох, Ух …Не вызвали!