СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка "Междометие как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю вашему вниманию презентацию к уроку русского языка в 7 классе "Междометие как часть речи".

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка "Междометие как часть речи"»

Для чего необходимы служебные части речи?

Для чего необходимы служебные части речи?

 Запишите предложение. Определите синтаксическую роль междометия  бай - бай:   Плачет ребенок, трудно матери, “бай-бай” не помогает. А ребенку ведь давно пора  бай-бай.

Запишите предложение. Определите синтаксическую роль междометия

бай - бай:

Плачет ребенок, трудно матери, “бай-бай” не помогает. А ребенку ведь давно пора

бай-бай.

1) - Познакомиться с новой частью речи – междометиями и ее грамматическими особенностями; 2) – формировать умения находить междометия в текстах, определять роль междометий и конструировать предложения, включая в них междометия; - правильно и уместно употреблять междометия для выражения эмоций, этикетных формул, команд, приказов; - распознавать междометия различных семантических разрядов; - развивать внимание, память, коммуникативные способности учащихся;  3) - наблюдать за использованием междометий и звукоподражательных слов в разговорной речи и языке  художественной литературы;  - воспитывать интерес к предмету.

1) - Познакомиться с новой частью речи – междометиями и ее грамматическими особенностями;

2) – формировать умения находить междометия в текстах, определять роль междометий и конструировать предложения, включая в них междометия;

- правильно и уместно употреблять междометия для выражения эмоций, этикетных формул, команд, приказов;

- распознавать междометия различных семантических разрядов;

- развивать внимание, память, коммуникативные способности учащихся;

3) - наблюдать за использованием междометий и звукоподражательных слов в разговорной речи и языке

художественной литературы;

- воспитывать интерес к предмету.

Ах! Ох! Ай! Восторг, восхищение, досада, раздражение, страх, боязнь, испуг, боль. Эх! Решимость, досада, упрек! Фу! Недовольство, отвращение! Увы! Сожаление! Ой – ой – ой! Боль!

Ах! Ох! Ай!

Восторг, восхищение, досада, раздражение, страх, боязнь, испуг, боль.

Эх!

Решимость, досада, упрек!

Фу!

Недовольство, отвращение!

Увы!

Сожаление!

Ой – ой – ой!

Боль!

Междометия    выражают чувства (Ах! Ох! Эх!) побуждают к действию  (Алло! Ау! Кыш! Цыц!)

Междометия

 

выражают чувства

(Ах! Ох! Эх!)

побуждают

к действию

(Алло! Ау! Кыш! Цыц!)

Добрые слова не лень  Повторять мне трижды в день.  Только выйду за ворота, всем,  идущим на работу,  Кузнецу, ткачу, врачу,  «С добрым утром!» - я кричу.  «Добрый день!» - кричу я вслед  Всем, идущим на обед.  «Добрый вечер!» - так встречаю  Всех, домой спешащих к чаю.

Добрые слова не лень Повторять мне трижды в день. Только выйду за ворота, всем, идущим на работу, Кузнецу, ткачу, врачу, «С добрым утром!» - я кричу. «Добрый день!» - кричу я вслед Всем, идущим на обед. «Добрый вечер!» - так встречаю Всех, домой спешащих к чаю.

до свидания  пожалуйста  извините  спасибо

до свидания

пожалуйста

извините

спасибо

Междометия    Этикетные слова выражают чувства (Ах! Ох! Эх!) побуждают к действию  (Алло! Ау! Кыш! Цыц!)

Междометия

 

Этикетные слова

выражают чувства

(Ах! Ох! Эх!)

побуждают

к действию

(Алло! Ау! Кыш! Цыц!)

Междометия    производные (Батюшки! Ужас! Брось!) непроизводные (ну, эх, увы, ой!)

Междометия

 

производные

(Батюшки! Ужас! Брось!)

непроизводные

(ну, эх, увы, ой!)

- Определите, какой частью речи и каким членом предложения является слово «Ну!» в данном контексте. Шли однажды Ну и Ну Через речку по бревну.  - Ну, скорей! – сказало Ну, - А не то я утону! - Не спеши! – сказало Ну, - Я и так тебя тяну. Разгорелась перебранка,  И какая – то гражданка Головою покачала И сказала: «Ну и Ну!».  (Р.Сеф)

- Определите, какой частью речи и каким членом предложения является слово «Ну!» в данном контексте.

Шли однажды Ну и Ну

Через речку по бревну.

- Ну, скорей! – сказало Ну, -

А не то я утону!

- Не спеши! – сказало Ну, -

Я и так тебя тяну.

Разгорелась перебранка,

И какая – то гражданка

Головою покачала

И сказала: «Ну и Ну!».

(Р.Сеф)

 В один столбик выпишите слова, называющие чувства (знаменательные части речи), в другой – слова, выражающие их (междометия). Какими знаками препинания выделены в тексте междометия?  На дворе у нас Барбос вдруг лизнул Наташу в нос. Охватил Наташу страх – громко закричала: «Ах!» От испуга вся в слезах, повторяет: «Ах – ах – ах!» А в лесу в восторг пришла: «Ах! Я белый гриб нашла!» Оказался он гнилой: «Фу! Какой же он плохой!» Отшвырнула и с досадой закричала: «Ах, не надо!»

В один столбик выпишите слова, называющие чувства (знаменательные части речи), в другой – слова, выражающие их (междометия). Какими знаками препинания выделены в тексте междометия?

На дворе у нас Барбос вдруг лизнул Наташу в нос.

Охватил Наташу страх – громко закричала: «Ах!»

От испуга вся в слезах, повторяет: «Ах – ах – ах!»

А в лесу в восторг пришла: «Ах! Я белый гриб нашла!»

Оказался он гнилой: «Фу! Какой же он плохой!»

Отшвырнула и с досадой закричала: «Ах, не надо!»

1.Это неизменяемые слова. 2.Они не выражают эмоций, чувств, побуждений. 3.Состоят из одного слова (бе и др.) или повторяющихся, которые пишутся через дефис (ква – ква и т.д). 4.Служат для образования новых слов:  мяуканье, мяукать, кваканье, квакать и т.д. 5. Звукоподражательные слова выступают в роли различных членов предложения..

1.Это неизменяемые слова.

2.Они не выражают эмоций, чувств, побуждений.

3.Состоят из одного слова (бе и др.) или повторяющихся, которые пишутся через дефис (ква – ква и т.д).

4.Служат для образования новых слов: мяуканье, мяукать, кваканье, квакать и т.д.

5. Звукоподражательные слова выступают в роли различных членов предложения..

Удивление (ах, ай, ура, браво, о) Восторг (гм, э, эге) Страх, испуг (ба, о, ну, ого) Сожаление (увы, ах, ох) Недовольство, досаду (уф, ух) Побуждение, призыв, запрет (эй, ау, шабаш, цыц, тсс) Недоумение (да ну, ну и ну) Замешательство (эх, тьфу, у) Облегчение (ай, ой, ух, ужас, кошмар)

Удивление (ах, ай, ура, браво, о)

Восторг (гм, э, эге)

Страх, испуг (ба, о, ну, ого)

Сожаление (увы, ах, ох)

Недовольство, досаду (уф, ух)

Побуждение, призыв, запрет (эй, ау, шабаш, цыц, тсс)

Недоумение (да ну, ну и ну)

Замешательство (эх, тьфу, у)

Облегчение (ай, ой, ух, ужас, кошмар)

Что узнали ? Особая часть речи; Выражает, но не называет чувства, побуждения; Неизменяемая часть речи; Имеет род; ___________________________________ Производные, непроизводные;  Пишутся через дефис;  Отделяются запятой;  В предложении является дополнением; ______________________________________________________________________________________ Отвечает на вопрос какой? _______________________________________________________________________

Что узнали ?

  • Особая часть речи;
  • Выражает, но не называет чувства, побуждения;
  • Неизменяемая часть речи;
  • Имеет род;

___________________________________

  • Производные, непроизводные;
  • Пишутся через дефис;
  • Отделяются запятой;
  • В предложении является дополнением;

______________________________________________________________________________________

  • Отвечает на вопрос какой?

_______________________________________________________________________

 Информация о домашнем задании:  1. Для всех:  Параграф 70,  упражнение 416.  2. Индивидуальное:  Подготовить сообщение о происхождении междометий баю – бай, здравствуй, спасибо, пожалуйста. http://znanija.com/task/297959

Информация о домашнем задании:

1. Для всех: Параграф 70,

упражнение 416.

2. Индивидуальное: Подготовить сообщение о происхождении междометий баю – бай, здравствуй, спасибо, пожалуйста.

http://znanija.com/task/297959

По условным схемам составьте предложения с междометиями.  1. [ Ау!... ] 2. [ Гав - гав!... ] 3. [ Эй!... ] 4. [ Алло!... ] 5. [ Мяу!... ] 6. [ Здравствуйте, ... ] 7. [ Ох!... ]
  • По условным схемам составьте предложения с междометиями.

1. [ Ау!... ]

2. [ Гав - гав!... ]

3. [ Эй!... ]

4. [ Алло!... ]

5. [ Мяу!... ]

6. [ Здравствуйте, ... ]

7. [ Ох!... ]

Ах! Как красиво! (С восхищением, с восторгом!) Ох! Как плохо !  ( С досадой и раздражением!) Ай! Не надо! ( Боязливо, испуганно!) Эх! Пойду потанцую! (Решительно!) Фу! Как грязно!  ( С недовольством, с отвращением!) Увы! Все пропало! ( С досадой, с раздражением!) Ой – ой – ой! Больно! (Чувство боли и неприятного ощущения !)

Ах! Как красиво!

(С восхищением, с восторгом!)

Ох! Как плохо !

( С досадой и раздражением!)

Ай! Не надо!

( Боязливо, испуганно!)

Эх! Пойду потанцую!

(Решительно!)

Фу! Как грязно!

( С недовольством, с отвращением!)

Увы! Все пропало!

( С досадой, с раздражением!)

Ой – ой – ой! Больно!

(Чувство боли и неприятного ощущения !)

Ах, как трудно жить на свете, Ах, как трудно жить на свете, Ах, как трудно жить на свете, Ах, как трудно жить на свете, Ах, как трудно жить на свете, Не усвоив междометий! Сердце так и гложет страх. Не усвоив междометий! Сердце так и гложет страх. Не усвоив междометий! Сердце так и гложет страх. Не усвоив междометий! Сердце так и гложет страх. Не усвоив междометий! Сердце так и гложет страх. Ах! Эх, ведь спросят как назло! Эх! Ох, беда уже близка! Ох! Ух, захватывает дух! Ух! Ах, Эх, Ох, Ух …Не вызвали! Ах! Эх, ведь спросят как назло! Эх! Ох, беда уже близка! Ох! Ух, захватывает дух! Ух! Ах, Эх, Ох, Ух …Не вызвали! Ах! Эх, ведь спросят как назло! Эх! Ох, беда уже близка! Ох! Ух, захватывает дух! Ух! Ах, Эх, Ох, Ух …Не вызвали! Ах! Эх, ведь спросят как назло! Эх! Ох, беда уже близка! Ох! Ух, захватывает дух! Ух! Ах, Эх, Ох, Ух …Не вызвали! Ах! Эх, ведь спросят как назло! Эх! Ох, беда уже близка! Ох! Ух, захватывает дух! Ух! Ах, Эх, Ох, Ух …Не вызвали!

    Ах, как трудно жить на свете,

    • Ах, как трудно жить на свете,
    • Ах, как трудно жить на свете,
    • Ах, как трудно жить на свете,
    • Ах, как трудно жить на свете,

    Не усвоив междометий!

    Сердце так и гложет страх.

    • Не усвоив междометий! Сердце так и гложет страх.
    • Не усвоив междометий! Сердце так и гложет страх.
    • Не усвоив междометий! Сердце так и гложет страх.
    • Не усвоив междометий! Сердце так и гложет страх.

    Ах!

    Эх, ведь спросят как назло!

    Эх!

    Ох, беда уже близка!

    Ох!

    Ух, захватывает дух!

    Ух!

    Ах,

    Эх,

    Ох,

    Ух …Не вызвали!

    • Ах! Эх, ведь спросят как назло! Эх! Ох, беда уже близка! Ох! Ух, захватывает дух! Ух! Ах, Эх, Ох, Ух …Не вызвали!
    • Ах! Эх, ведь спросят как назло! Эх! Ох, беда уже близка! Ох! Ух, захватывает дух! Ух! Ах, Эх, Ох, Ух …Не вызвали!
    • Ах! Эх, ведь спросят как назло! Эх! Ох, беда уже близка! Ох! Ух, захватывает дух! Ух! Ах, Эх, Ох, Ух …Не вызвали!
    • Ах! Эх, ведь спросят как назло! Эх! Ох, беда уже близка! Ох! Ух, захватывает дух! Ух! Ах, Эх, Ох, Ух …Не вызвали!


      Скачать

      Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

      Вебинар для учителей

      Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

      Закрыть через 5 секунд
      Комплекты для работы учителя