Просмотр содержимого презентации
«описание общего вида местности»
Урок русского языка в 7 классе
Семнадцатое октября.
Описание общего вида местности.
Дарьяльское ущелье
Сочинение-описание по личным впечатлениям
- Воспоминание о любимом уголке природы, села;
- Встреча с ним после долгой разлуки;
- Мечты о встрече;
- Словесные зарисовки в дневнике;
- Письмо к другу, которого вы пригласите побывать в вашем любимом месте.
Темы сочинений
- Улица моего детства.
- Любимый уголок природы (родного села).
- Вид из окна.
- Панорама родного села, реки.
Работа над темами сочинений
- Какая тема более широкая?
- Для каких тем обязательна первая часть описания общего вида местности (обозначение позиции наблюдателя)?
- В сочинении на какую тему важна общая оценка предмета описания?
Советы при написании сочинения
- Выберите место, которое будете описывать. Оно должно быть не только хорошо известно вам, но и чем-то особенно памятно, дорого.
- Продумайте, кого, в чём и как вы будете убеждать содержанием своей работы.
- Перед сочинением постарайтесь побывать на том месте, которое собираетесь описывать. Выберите точку обзора, наметьте последовательность описания.
- Составьте сначала план или предельно краткое описание избранного вами места, а затем разверните, распространите его. Припомните, понаблюдайте, в какое время года, суток любимый вами уголок природы, родного села особенно красив. Напишите об этом.
Опорные слова, обозначающие местоположение предметов
Вблизи, поблизости, недалеко, неподалёку, вдали, поодаль, вдалеке, напротив, посреди, посредине; с одной стороны, с другой стороны, в нескольких шагах от, в нескольких метрах от, чуть поодаль.
Работа с глаголами
- Укажите, что общего в значении глаголов: простираться, стлаться, расстилаться, раскинуться.
- Образуйте (письменно) от трёх первых глаголов формы 3-его лица ед. и мн. числа.
Проверьте себя!
- Простираться – простирается, простираются.
- Стлаться – стелется, стелются.
- Расстилаться – расстилается, расстилаются.
Описание картины В.Д.Поленова «Московский дворик»
- «Солнечный яркий день. Небольшой уютный дворик, расположенный в одном из тихих арбатских переулков. Сквозь ветви тенистого сада виднеется фасад большого белого дома, боковой стороной выходящего во двор; правее – старый покосившийся сарай, колодец, вдали – крыши невысоких московских домов и, наконец, пятикупольная церковь с шатровой колокольней, вырисовывающаяся на фоне голубого неба. Дворик живёт своей обычной, повседневной жизнью: на зелёной лужайке играют белобрысые ребятишки; в глубине двора женщина несёт ведро с водой; на верёвке сушится бельё; лошадь мирно ожидает своего хозяина. Весь дворик окутан воздухом, светом и солнцем.»
Беседа по вопросам
- - Выделите в тексте место, где говорится о позиции наблюдателя.
- - Определите последовательность перечисления или описания изображённых на картине предметов.
- - В какой форме употребляются все глаголы в данном тексте и почему?
- - Назовите, пожалуйста, опорные слова, словосочетания, обозначающие местоположение описываемых предметов.
- - Как вы думаете, можно ли по тексту И. Раздобреевой понять общую оценку предмета описания? Обязательна ли такая оценка в сочинении? Почему?
Итог урока
Скажите, пожалуйста, теперь вы сможете написать сочинение так, чтобы тем людям, которые прочитают вашу работу, захотелось приехать в наше село?
Оцените себя на уроке
- Мне было интересно…
- Мне показалось трудным…
Домашнее задание:
Стр. 25 упр. 23 (на выбор учащегося).
Спасибо за урок