Презентация по МДК 02.01 Технология исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства.
Батик. Техника «Свободная роспись.»
Роспись триптиха на шёлке.
По мотивам китайских пейзажей.
Автор: преподаватель
спецдисциплин
Дворянкова Мария Владимировна
Выполнение триптиха на шёлке в технике «Свободная роспись» по мотивам китайских пейзажей. Ручная роспись-батик.
1.История батика.
2.Техника «Свободная роспись».
3.История возникновения «Свободной росписи».
4.Поэтапность росписи триптиха на шёлке.
5.Описание технологического процесса, при выполнении триптиха.
6.История китайской живописи и ее актуальность в современном мире.
7. Общие методические рекомендации.
История батика
- Искусство росписи тканей дало миру сарафаны России, расписанные ткани и сари Индии, необыкновенные кимоно Японии. Много лет назад на островах Индонезии появился один из способов ручной росписи ткани – батик.
- Техника батика насчитывает не одну сотню лет, в течение которых она все усложнялась и совершенствовалась. Это очень древнее художественное ремесло. В разных странах техника батика, или нанесения рисунка на ткань, имеет свои особенности, но в любом случае используют воду и воск.
- Участки ткани, покрытые воском, не впитывают краску. Воск также сочетают с рисовым клейстером и глиной. Наносят их вручную, с помощью бумажных конусообразных пакетиков, «чантингом», а для повторения рисунка используют деревянные или медные штампы, трафареты из дерева или высококачественной бумаги.
- Понятие «батик» впервые появляется в голландских текстах XVII столетия. Яванцы называют батик «амбатик», что означает рисование и письмо. Хотя на художественных изображениях из Индии и можно увидеть одежду, рисунок которой напоминает роспись в технике батика, ранних образцов таких тканей не обнаружено. Самые древние образцы найдены в Египте, они датируются V веком н. э.
- Среди других находок, относящихся к глубокой старине, – японские ширмы периода Нара (646 - 794). Считается, что они были расписаны или китайскими художниками, эмигрировавшими в Японию, или на их родине.
- Искусство батика очень древнее. Самые ранние упоминания об использовании красителей для ткани можно найти в китайских текстах, относящихся примерно к 2500 г. н. э. Изобретение шелка также приписывают китайцам (хотя есть мнение, что еще в I тысячелетии до н. э. его вполне могли производить и в Индии). НО то, что батик применяли в Китае во времена династии Суй (710 – 794), известно абсолютно точно. В любом случае история прочно связывает это искусство с Китаем, ведь именно оттуда оно распространилось по всему миру – вместе с шелком. Нежная, легкая материя ценилась тогда на вес золота и экспортировалась из Китая в Японию, Центральную Азию, а оттуда на Ближний Восток и в Индию. Потому-то этот торговый путь и получил название Великого шелкового пути. Есть свидетельство, что к 1677 году торговля шелком из Индии распространилась на о. Ява и в Персию.
- Во времена китайских династий Суй (581 – 618) и Тан (618 – 907) Япония находилась под большим влиянием Китая, поэтому вполне возможно, что именно тогда батик из Китая был экспортирован в Японию. Об этом свидетельствуют и ширмы, относящиеся к периоду Нара (646 –794). В Японии в VIII веке батик был широко распространен. Всем известно, что эта страна всегда славилась своими великолепно отделанными кимоно.
- В былые времена японцы много времени проводили сидя со скрещенными ногами, поэтому им нужна одежда, не стесняющая движений. Кроме того, в этой стране, как, впрочем, и повсюду на Востоке, не было принято демонстрировать свою фигуру. Но социальный статус необходимо было как-то обозначить, поэтому украшение одежды стало обычным делом для японцев.
- Роспись по ткани с применением воска в Японии часто сочетали с другими техниками окраски – например, с узелковой техникой, позволяющей создать очень сложные узоры.
- В начале XIX века Миязаки Юзен (по другим источникам Миядзани Юдзен) создал собственный стиль, используя и трафареты, и крашение с защитным составом. Его работы сразу можно отличить: великолепные рисунки располагаются в пределах четко выделенных участков.
- Батик завоевал особую популярность на о. Ява, где специалисты в этом деле достигли небывалых высот мастерства. Йоджакарта, Соло, Чиребон, Пекалонган, Тегал, Таксималая, Индрамаю, Гарут, Лезам и Семаранг – такие звучные «имена» носят крупные центры производства батика на острове. Одежду из тканей с узорами, выполненными в технике батика, поначалу носили лишь аристократы. Свое свободное время они посвящали росписи тканей. Постепенно к этой тонкой и очень трудоемкой работе стали подключать и слуг.
- На о. Ява традиционные узоры и техника их нанесения передавались из поколения в поколение, причем в каждой семье они назывались по-разному. Например, чеплокан (с повторяющимися узорами) или кавунг (с круговыми элементами). На Центральной Яве используют более темные краски, чем не северном берегу острова, где ткани расписывают в основном с целью продажи.
- Северную Яву часто посещали арабские и китайские купцы, прибывающие из-за моря. Традиционные мотивы здесь несколько изменились в угоду вкусам потенциальных покупателей. Кроме того, в ярких красках – розовой, желтой и синей, которыми искусно изображены птицы и цветы, четко прослеживается влияние Китая.
- Ислам запрещает изображать людей и животных, поэтому, когда он распространился на о.Ява, изображения на ткани стали более стилизованными, а среди красок начал преобладать священный для мусульман зеленый цвет. В то же время голландские купцы предпочитали европейские мотивы – их привлекали букеты, бабочки и птицы. Интерес к батику в Европе подхлестнула и книга по его истории, написанная генерал-губернатором о. Ява Томасом Раффлсом.
- В 1835 году в голландском городе Лейдене была открыта первая фабрика по производству батика. Следом за ней такие предприятия появились в Роттердаме, Апелдорне, Хелмунде и Харлеме. Для получения наибольшей прибыли с наименьшими затратами при воспроизведении сложных яванских узоров была разработана новая технология. Чтобы обучать рабочих, голландцы не поскупились нанять индонезийских мастеров. Возвращаясь на Яву, эти специалисты, в свою очередь, налаживали производство батика на родине. В то время воск наносился с помощью печатных штампов, что значительно удешевило и позволяло получать очень сложные узоры. Для тканей с раппортным узором штампы подгоняли друг другу.
- Поле резкого обвала мировой экономики в 1920-х годах батик из промышленного производства снова стал ремеслом одиночек. В Голландии открылась школа батика, он превратился в прикладное искусство. Зачастую замысловатые и стилизованные изделия в технике батика сильно повлияли на стиль модерн и таких художников, как мадам Пангон, Крис Лебо и Чарльз Ренни Макинтош.
Техника «Свободная роспись»
- Техника свободной росписи на ткани очень сходна с работой акварельными красками по сырой бумаге. Ее еще называют акварельной техникой.
- Свободная роспись по тканям предполагает отсутствие каких-либо резервирующих веществ, ограничивающих растекание красителей по ткани. Поскольку без них трудно получить четкий рисунок, как правило, ткань перед свободной росписью грунтуют, используя концентрированный раствор поваренной соли, растворы и эмульсии высокомолекулярных соединений (крахмала, ПВА, КМЦ, сальвитозы, желатина, анальгина и др.). Для набора «батик – хобби» лучше всего подходит КМЦ, продающийся в магазинах в качестве обойного клея. Порошок КМЦ хорошо разводится в теплой воде, щетинистой кистью жидкий клей наносится на ткань, ткань высушивается и дальше по ней можно работать как по акварельной бумаге. Еще один метод свободной росписи представлен ниже.
- Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Свободная роспись по тканям из натурального шёлка и синтетических волокон производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустителями), а также масляными красками с растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.
История возникновения Свободной росписи.
- Наибольшее развитие технических приемов и их распространении этот способ получил в 50х-60х годах ХХ века на предприятиях текстильно-галантерейной промышленности.
- «Роспись по сырому» (акварельная) – самая распространенная техника, где ткань протирают смоченным ватным тампоном, и пока ткань не просохла, вводят краски. При этом цветовые тона перетекают друг, в друга создавая мягкий акварельный эффект. В «Росписи по сырому» могут быть варианты, в зависимости от поставленных задач. Нанесение краски на влажную ткань с растушевкой от темных оттенков к светлым и наоборот, или от холодных к теплым. Нанесение рисунка по чуть влажной ткани большими мазками с окончательной доработкой рисунка по сухой ткани мелкими мазками (проработка деталей).
- «Сухая кисть» - техника, выполняемая щетинистыми кистями или специальными штампиками, так чтобы на ткани остался кистевой мазок характерный для работы сухой кистью. В некоторых случаях не требует смачивания.
- «Рисующий способ» - наносится контур восковым мелком или краем свечи, далее расписывается ткань. Контур будет ограничивать продвижение краски, но четким и графичным не будет.
- «Густые краски» - работа по характеру напоминающая живопись масляными красками. В данном случае в краситель, предназначенный для этой техники росписи, добавляется загуститель (крахмал, желатин и др.). Загущенными красками можно пользоваться как резервом. Мазки, нанесенные на ткань замкнутым контуром, не будут пропускать жидкие красители.
- «Свободная роспись по соляной загустке» - техника, где ткань пропитывается соляным раствором, и после высыхания расписывается красками. В этом случае краска практически не растекается, что эффектно может передавать имитацию станковых видов искусств. К недостатку можно отнести то, что насыщенных цветовых тонов получить не удается. В качестве грунта помимо соли могут быть использованы загустители: крахмал, сальвитоза, трагант
- «Разрывной способ» - основан на применении кристаллов соли и мочевины. Получаемый эффект зависит от величины кристаллов. Свое название способ получил благодаря своеобразному узору, возникающему на поверхности ткани.
Натяжение ткани на раздвижную раму.
Рама состоит из:
1.Четырех деревянных брусков сечением 35 на
20 мм(длина брусков может быть различна: от
60 см и до 2 м и даже боле).
2Четырех струбцин (некие
металлические крепления, что позволяет
собирать раму необходимого размера).
3Крючки на раме служат для накалывания
ткани. Они вбиты на расстоянии 3 см.
Ткань накалывается на крючки на
расстоянии 0,5 см .
Ткань натягивается по часовой
стрелке, по кругу. Начиная от
струбцины, помним о технике
безопасности при работе с колю-
щими режущими инструментами.
Ткань на раму натянута, не провисает. Нить утка и основания натянута без искажений. В древности шелк ценился не только за свои прекрасные внешние качества. Существовала глубокая вера в его благотворное влияние на здоровье человека. В старинных китайских рукописях упоминается об искрах, возникающих при трении шелка, с помощью которых лечили людей.
Приступаем к выполнению технической кальки. Прорисовываем китайский пейзаж на бумаге.
Под ткань, натянутую на раздвижную раму для росписи ткани. Подкладываем техническую кальку, для переноса рисунка на ткань.
При помощи резервирующего состава и стеклянной трубочки.
- Резервирующий состав служит границей втекания одного красителя в другой, образую некую границу, что позволяет создавать по заданному рисунку замкнутые пространства, различные по цвету и тону. Современные резервирующие составы бывают различны: на каучуковой основе, на силиконовой основе или состоят из резинового клея, парафина и бензина.
- Стеклянная трубочка - применяется для наводки резервирующей линии по заданному рисунку.
- Набирается резервирующий
- состав в стеклянную трубочку
- при помощи спринцовки.
Приступаем к наведению резервирующего состава на ткань.
По заданному рисунку наводим только основные контурные линии обрывая их не доводя , не замыкая для того , чтобы в последствии добиться нечеткого графичного изображения пейзажа, а придавая ему некую живописность и недосказанность .
Резервирующий состав наведен, убираем техническую кальку.
Приступаем к росписи ткани. Подготавливаем красители, необходимых цветов. Палитру и кисти. Современные красители для росписи ткани различные: анилиновые, кислотные, дисперсные , акриловые и т.д.
Покрываем ткань водой(на ткани там где вода это белый цвет). Начинаем прописывать небо .
Предлагаемый способ росписи ткани является сложным, требует от художника свободного обращения с красителями и тканью, знания законов композиции и цветоведения, умения свободно рисовать кистью.
Прописываем пастельными оттенками задний план, набирая нужной насыщенности деревья, горы и кусты. Работаем по слегка влажной ткани (выполняя «подмалевок- начальный этап работы над панно, представляющий собой нанесение на ткань композиции будущей работы, раскладка основных цветовых «пятен», грубая проработка объёма и формы основными тонами краски») В свободной росписи полностью проявляется творческий подчерк художник.
Краски на еще сырой ткани смешиваются, вливаясь одна в другую. Однако работа еще не завершена и требует полного просыхания.
Ткань просохла и теперь нужно продолжать работу над детальной прорисовкой изображаемых мотивов.
Начинаем работать над первым планом, прописывая елочки и деревья по сухой ткани, и добиваясь задуманной цветовой насыщенности и фактурной передачи мотива.
Приписываем и уточняем графическое изображение деревьев за домом на заднем плане. Задний план прописываем более нежными цветами, тем самым усиливая акцент на первом. Первый план пишется ярким контрастным более конкретизированным и подетально проработанным.
Начинают прорисовываться деревья дальнего и первого плана.
Начинают появляться берега первого плана на осеннем пейзаже. Прописывается домик, мельница точками или штрихами(графическими приемами росписи по сухой ткани)
Графическими средствами добиваемся равноты штриха и цветотени.
Детальная проработка мелких деталей.
Прописывает более конкретно деревья первого плана, работая над каждой линией. Кисть полусухая, чтобы краситель не растекался на ткани.
Очень точно придаем глубину в ели и варьируем мазком.
Очень точно передаем первый план, на примерах китайских мастеров живописи.
Первая часть триптиха в готовом виде. В той же последовательности выполняется все остальные.
Вторая часть триптиха.
Третья часть триптиха.
Триптих
- Китайская традиционная живопись уходит своими корнями в эпоху Неолита и гончарного дела. На протяжении веков китайская живопись была тесно связана с ремеслами: керамикой и ткачеством и всегда отражала изменения времени и общества. Вплоть до современности.
- С древних времен сложилось два основных направления техники китайской живописи: гунби – прилежная кисть и сей – живопись идей. Первому стилю присуща тонкая и подробная графическая манера письма с тщательным накладыванием красок .Второму – свободная эскизная манера письма широкой кистью. Следует сказать, что и та и другая техника преследует изображение «внутреннего духа через призму формы». Каллиграфия и живопись признаются сестрами, и поэтому, когда автор не может полностью отразить свои мысли и чувства в картине – он дополняет картину поэмой, фразой в стиле каллиграфии. В целом, в китайском искусстве издревле и по сей день живопись, каллиграфия и поэзия являются неотъемлемой частью друг друга. «Поэзия – это лишенная формы живопись; живопись – это обретшая форму поэзия».
- История уничтожила огромное множество древних предметов искусства Китая, однако до нас дошли древние манускрипты династий Shang (1600 - 1066 до н.э.) и Zhou (1066 - 771 до н.э.),на которых мы можем видеть зарождение китайской живописи. Эти изображения выполнены на костях, по которым в Древнем Китае осуществляли гадания и предсказания. Кроме того, подобные изображения встречаются на керамике и бронзовых предметам той эпохи. В Период Сражающихся царств (476-221 BC), когда бумага еще не была изобретена, китайская живопись и каллиграфия воплощалась на шелке.
- Живопись на шелке достигла пика развития в период правления династий Chin (221 – 207 до н.э.) и Han (206 до н.э. - 220 н.э.). Параллельно развивалась живопись на камне в виде гравировки – преимущественно на зданиях, гробницах. Основными мотивами стали - люди и животные.
- Были сформированы две школы изображения цветов и птиц: богатый, пышный цветами стиль и свободный от ограничений стиль естественности.
- Постепенно китайская традиционная живопись приближалась к золотой эпохе своего расцвета.
История китайской живописи.
- Важнейшая особенность китайской изобразительной традиции – неразрывное единство живописи, графики и каллиграфии – искусства красивого написания букв. Кистями и тушью на бумаге или шелке поэты пишут стихи, а художники – картины. В живописи и графике предпочтение отдается линии. Она способна соединять и разъединять, быть связующей нитью и границей. Особенно большое значение в китайской графике имела кривая линия – знак круговорота Великого пути. До появления бумаги надписи делали на узких бамбуковых пластинках, что во многом объясняет особенность написания китайских иероглифов сверху вниз. В VII – XIII вв. живопись завоевала ведущее место среди других видов искусства. Художники расписывали стены храмов и дворцов. На картинах великих мастеров можно увидеть традиционные объекты: благоухающую орхидею, вечнозеленые сосны и кипарисы, несокрушимые скалы, воплощение жизненной силы – бамбук, животных, птиц и др. Китайская живопись основана на тонком соотношении нежных минеральных красок, гармонирующих между собой. Передний план обычно отделялся от заднего группой скал или деревьев, с которыми соотносились все части пейзажа. Композиционный строй картины и особенности перспективы были рассчитаны на то, чтобы человек ощущал себя не центром мироздания, а малой его частью. С древнейших времен в Китае существовала живопись на шелке. Художники создавали миниатюрные живописные композиции на веерах, экранах и ширмах, писали на многометровых свитках сцены городской и дворцовой жизни, пейзажи. Сюжетами служили мифы о героях – предках, чудесных птицах и загробном мире.
ПРИРОДА В СТИЛЕ САНСУЙ. КИТАЙСКИЕ ПЕЙЗАЖИ КИСТИ KOUKEI KOJIMA
- Общие методические рекомендации
- В зависимости от поставленных задач на уроках по МДК 02.01»Технология исполнения изделий декоративно-прикладного искусства», используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические).
- Данная презентация по теме: Батик. Техника «Свободная роспись». Роспись триптиха на шёлке. По мотивам китайских пейзажей . И совмещение этой техники с другими видами ручной росписи ткани включает:
- 1. Объяснения нового материала, начиная с истории возникновения той или иной техники росписи ткани.
- 2.Технологическую последовательность при выполнении (на примере триптиха в технике «Свободная роспись»)
- 3.Историю китайской живописи и росписи по шелку.
- 4.Межпредметную связь с Живописью и Цветоведением.
- 5.Может вдохновить на создание творческого проекта или дипломной работы по заданной теме.
- Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые включают замысел и разработку авторского эскиза, изготовление технической кальки, приготовление необходимых материалов и оборудования для росписи (резервирующий состав, колористические разработки по заданному рисунку, обработку ткани после росписи, оформление триптиха)
- Необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретической знаний, полученных на уроках. Так при прохождении каждой новой техники росписи, вначале нужно познакомить детей с историей происхождения данной техники, затем научить обучающихся правильно и последовательно натянуть ткань на раму, перенести изображение с технической кальки на ткань и технологически правильно и последовательно выполнять работу (на примере данной презентации)
- При объяснении нового материала или задании, в основном используют методы фронтальной работы. Фронтальный показ – это демонстрация таблиц, рисунков, наглядного материала, а также различных технических приемов работы. Объяснение теоретического материала и практических заданий сопровождается демонстрацией различного рода наглядных материалов, выполнением на доске графических работ.
- Выполнение задания в группе обучающихся обязателен индивидуальны подход к выполнению того или иного задания. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка . Обучающиеся должны знать, что задание надо выполнять по возможности самостоятельно, лучше, если по авторскому эскизу или это должна быть хорошо выполненная копия образца.
- Наиболее подходящая форма оценки – это организованный просмотр выполненных изделий.
- Можно устроить выставку получившихся проектов.