СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку в 11 классе "В спорах о "Двенадцати" А.Блока"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к открытому уроку литературы в 11 классе "В спорах о "Двенадцати" А.Блока". 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку в 11 классе "В спорах о "Двенадцати" А.Блока"»

В спорах о «Двенадцати» Александра Блока   «Двенадцать» - какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью». А. Блок (январь 1918 г.)  «Невиданные перемены, неслыханные мятежи». А.Блок «…одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей». В.Маяковский  

В спорах о «Двенадцати» Александра Блока

 

«Двенадцать» - какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью».

А. Блок (январь 1918 г.)

«Невиданные перемены, неслыханные мятежи».

А.Блок

«…одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей».

В.Маяковский

 

Из 56-ой записной книжки А.А. Блока

3 января … К вечеру – ураган (неизменный спутник переворотов ). 8 января . Весь день “Двенадцать”. 11 янв аря… Нет уж, не то время, не та музыка.– Музыка какая (если жёлтое )? 15 января … – Мои “Двенадцать” не двигаются. Мне холодно. Неужели дело в Луначарском или даже в Ленине? Это же – “ конец исторического процесса ”… 22 янва ря… Звонил Есенин, рассказывал о вчерашнем “утре России” в Тенишевском зале. Газеты и толпа кричали по адресу его, А.Белого и моему: “изменники”. Кадеты и Мережковские злятся на меня страшно. Статья “искренняя”, но “нельзя” “простить”. Господа, вы никогда не знали России и никогда её не любили! Правда глаза колет ”.  25 января … Думы, думы – и планы, столько, что мешают приняться за что-либо прочно. А своё бы писать (Иисус). 27 января … Пишу о “Праматери” в издательстве Сабашниковых. Двенадцать”. 28 января … “Двенадцать”. 29 января… Сегодня я – гений!” 18 февраля … Ч то Христос идёт перед ними – несомненно. Дело не в том “достойны ли они Его”, а страшно то, что Он с ними, и другого пока нет, а надо Другого – ? – Я как-то измучен”.

«Одно из благодеяний революции заключается в том, что она пробуждает к жизни всего человека, если он идет к ней навстречу, она напрягает все его силы и открывает те пропасти, которые были крепко закрыты».  А. Блок. «Интеллигенция и революция»

«Одно из благодеяний революции заключается в том, что она пробуждает к жизни всего человека, если он идет к ней навстречу, она напрягает все его силы и открывает те пропасти, которые были крепко закрыты».

А. Блок.

«Интеллигенция и революция»

В спорах о «Двенадцати» Александра Блока   «Двенадцать» - какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью». А. Блок (январь 1918 г.)  «Невиданные перемены, неслыханные мятежи». А.Блок «…одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей». В.Маяковский  

В спорах о «Двенадцати» Александра Блока

 

«Двенадцать» - какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью».

А. Блок (январь 1918 г.)

«Невиданные перемены, неслыханные мятежи».

А.Блок

«…одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей».

В.Маяковский

 

показать полемический характер поэмы, неоднозначность ее восприятия современниками поэта; осмыслить провидческий характер поэмы, понять многозначительность финала - Что же услышал Блок в музыке революции? - Какой видится Россия - Как раскрывается проблема исторической судьбы России …
  • показать полемический характер поэмы, неоднозначность ее восприятия современниками поэта;
  • осмыслить провидческий характер поэмы, понять многозначительность финала

- Что же услышал Блок в музыке революции?

- Какой видится Россия

- Как раскрывается проблема исторической судьбы России

Реакция современников «Христос говорит о большевистских симпатиях автора» (В.Г.Короленко) «…самая злая сатира на все, что происходило в те дни» (М.Горький)  «Ведь вот до сих пор спорим, например, о Блоке: впрямь его ярыги, убившие уличную девицу, суть апостолы или все-таки не совсем?»       (И.Бунин)

Реакция современников

  • «Христос говорит о большевистских симпатиях автора» (В.Г.Короленко)
  • «…самая злая сатира на все, что происходило в те дни» (М.Горький)
  • «Ведь вот до сих пор спорим, например, о Блоке: впрямь его ярыги, убившие уличную девицу, суть апостолы или все-таки не совсем?» (И.Бунин)
Современники о поэме + -

Современники о поэме

+

-

 Отзывы учащихся 11г класса  Ноябрь, 2016   - Меня удивила и поразила эта поэма. Немного жестокая и несправедливая. Говорится о революции. - Жестокая, грязная, кровавая поэма, показывающая революцию изнутри. - Поэма о революции, звучит странно. Раньше подобного не слышала и не читала. - Очень темное и кровавое произведение, динамичное. Показал революцию в свете чего-то нехорошего. - Не ожидала узнать, что поэму написал А.Блок. Поэма о революции. Неожиданная концовка, остались смешанные чувства. - Чувство надежды, что революция даст России справедливость и дальнейшее развитие. Это было время бесов, а не людей.

Отзывы учащихся 11г класса Ноябрь, 2016

- Меня удивила и поразила эта поэма. Немного жестокая и несправедливая. Говорится о революции.

- Жестокая, грязная, кровавая поэма, показывающая революцию изнутри.

- Поэма о революции, звучит странно. Раньше подобного не слышала и не читала.

- Очень темное и кровавое произведение, динамичное. Показал революцию в свете чего-то нехорошего.

- Не ожидала узнать, что поэму написал А.Блок. Поэма о революции. Неожиданная концовка, остались смешанные чувства.

- Чувство надежды, что революция даст России справедливость и дальнейшее развитие. Это было время бесов, а не людей.

- Поэма передает отношение к революции простых людей. - Поэма не похожа на творение Блока. Читая ее, не скажешь, что ее автор относится к символистам. Достаточно агрессивно. Блок не боялся критики, он хотел выразить свое впечатление. Впечатление ужасное. - Катя плохо поступила с Ваней. - Жестокость. Агрессия. Нищета. Отчаяние. - Перед прослушивание я думала: что-то скучное. Но после поэма показалась мне очень эмоциональной. Концовка была необычна! - Создалось впечатление, что поэма состоит из нескольких стихотворений. Блок показывает в поэме героев, которым важна не чистая любовь, а гулянки.

- Поэма передает отношение к революции простых людей.

- Поэма не похожа на творение Блока. Читая ее, не скажешь, что ее автор относится к символистам. Достаточно агрессивно. Блок не боялся критики, он хотел выразить свое впечатление. Впечатление ужасное.

- Катя плохо поступила с Ваней.

- Жестокость. Агрессия. Нищета. Отчаяние.

- Перед прослушивание я думала: что-то скучное. Но после поэма показалась мне очень эмоциональной. Концовка была необычна!

- Создалось впечатление, что поэма состоит из нескольких стихотворений. Блок показывает в поэме героев, которым важна не чистая любовь, а гулянки.

 - Мои первые впечатления – это удивление и грусть. Для меня это стихотворение жестокое: страх, ненависть, непонимание людей друг другом, кровь, смерть. - Поэма об обратной стороне революции – жестокой и кровавой. Эмоциональная, яркая, написанная простым языком, она создает запоминающиеся образы. - После прослушивания поэмы у меня появилось чувство растерянности. Она показалась мне величественной, хотя написана про жестокие, агрессивные события. Блок выразил свое мнение о революции, которое восприняли далеко не все.

- Мои первые впечатления – это удивление и грусть. Для меня это стихотворение жестокое: страх, ненависть, непонимание людей друг другом, кровь, смерть.

- Поэма об обратной стороне революции – жестокой и кровавой. Эмоциональная, яркая, написанная простым языком, она создает запоминающиеся образы.

- После прослушивания поэмы у меня появилось чувство растерянности. Она показалась мне величественной, хотя написана про жестокие, агрессивные события. Блок выразил свое мнение о революции, которое восприняли далеко не все.

А.Блок о поэме «Двенадцать»

  • «Двенадцать» – какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью». (А.Блок.)
  • «Я люблю ходить по улицам города в такие ночи, когда природа буйствует. Вот в одну такую на редкость вьюжную, зимнюю ночь мне и привиделось светлое пятно; оно росло, становилось огромным. Оно волновало и влекло. За этим огромным мне мыслились Двенадцать и Христос». (А.Блок.)
  • «Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы «не достойны» Иисуса, который идёт с ними сейчас, а в том, что именно Он идёт с ними, а надо, чтобы шёл Другой». (А.Блок.)
  • … В январе 1918-го года я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе девятьсот седьмого или в марте девятьсот четырнадцатого. Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было писано в согласии со стихией , например, во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг — шум слитный (вероятно шум от крушения старого мира). Поэтому те, кто видит в Двенадцати политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой,— будь они враги или друзья моей поэмы

Какое значение имеет образ Христа в поэме?   Одни воспринимают образ Христа как попытку освятить дело революции, Появление Христа может быть залогом света, символ лучшего, справедливости, Любви, знак веры. Он и «от пули невредим», и он мертвый – «в белом венчике из роз». «Двенадцать стреляют в него, пусть и «невидимого». Другие воспринимают этот образ как кощунство

Какое значение имеет образ Христа в поэме?

  • Одни воспринимают образ Христа как попытку освятить дело революции, Появление Христа может быть залогом света, символ лучшего, справедливости, Любви, знак веры. Он и «от пули невредим», и он мертвый – «в белом венчике из роз». «Двенадцать стреляют в него, пусть и «невидимого».
  • Другие воспринимают этот образ как кощунство
«Погрузившись в родную ему стихию народного восстания, Блок подслушал ее песни, подсмотрел ее образы…- но не раскрыл… трагических противоречий и не дал никакого решения, не наметил никакого выхода: в этом его правдивость перед собой и своими  современниками». В.М.Журмунский

«Погрузившись в родную ему стихию народного восстания, Блок подслушал ее песни, подсмотрел ее образы…- но не раскрыл… трагических противоречий и не дал никакого решения, не наметил никакого выхода: в этом его правдивость перед собой и своими современниками».

В.М.Журмунский

Логико-смысловая модель

Логико-смысловая модель

     Домашнее задание  - написать сочинение по поэме А.А.Блока «Двенадцать» на одну из тем:   1. «Достойную осуждения ошибку совершает тот, кто стремится к завоеваниям любой ценой» (Никколо Макиавелли).  2. «Побеждает только тот, кто твердо знает, за что он сражается, и верит в свое дело» (М.Шолохов).  3. «Только тогда мы научимся побеждать, когда мы не будем бояться признавать свои поражения и недостатки» (В.И. Ленин).  4. «Опыт — самый лучший учитель, только плата за учение слишком велика» (Т. Карлейль).

Домашнее задание - написать сочинение по поэме А.А.Блока «Двенадцать» на одну из тем: 1. «Достойную осуждения ошибку совершает тот, кто стремится к завоеваниям любой ценой» (Никколо Макиавелли). 2. «Побеждает только тот, кто твердо знает, за что он сражается, и верит в свое дело» (М.Шолохов). 3. «Только тогда мы научимся побеждать, когда мы не будем бояться признавать свои поражения и недостатки» (В.И. Ленин). 4. «Опыт — самый лучший учитель, только плата за учение слишком велика» (Т. Карлейль).

«… те, кто видят в “Двенадцати” политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой, — будь они враги или друзья моей поэмы»  А.Блок

«… те, кто видят в “Двенадцати” политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой, — будь они враги или друзья моей поэмы»

А.Блок

Пишем синквейн Синквейн (от англ. «путь мысли»)  Правила написания синквейна: Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь. Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия. Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту. Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.

Пишем синквейн

Синквейн (от англ. «путь мысли»)

Правила написания синквейна:

  • Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.
  • Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.
  • Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.
  • Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.
  • Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.
 Спасибо за урок

Спасибо

за урок

     Домашнее задание  - написать сочинение на одну из тем:   1. Прошлое, настоящее и будущее России в поэме А.А.Блока «Двенадцать»   2. Проблема исторического пути России в поэме А.А.Блока «Двенадцать»

Домашнее задание - написать сочинение на одну из тем: 1. Прошлое, настоящее и будущее России в поэме А.А.Блока «Двенадцать» 2. Проблема исторического пути России в поэме А.А.Блока «Двенадцать»

 Отзывы учащихся 11г класса  Ноябрь, 2015   - На мой взгляд, поэму «Двенадцать можно читать как историческую хронику. - Рекомендуется к прочтению каждому, кто хоть немного знаком с революцией в России. - Поэму Блока мало просто прочитать. Она требует подробного анализа и знаний на тему революции. - Поэма «Двенадцать» наполнена революционными настроениями, отрывистыми агитационными фразами. Блок показывает, что революция отвергает религию. - Поэма «Двенадцать» А.А.Блока раскрывает нам тяжесть революции 20 века. Много людей погибло в то время. Революционеры не щадили жизнь, а двигались к своей цели.

Отзывы учащихся 11г класса Ноябрь, 2015

- На мой взгляд, поэму «Двенадцать можно читать как историческую хронику.

- Рекомендуется к прочтению каждому, кто хоть немного знаком с революцией в России.

- Поэму Блока мало просто прочитать. Она требует подробного анализа и знаний на тему революции.

- Поэма «Двенадцать» наполнена революционными настроениями, отрывистыми агитационными фразами. Блок показывает, что революция отвергает религию.

- Поэма «Двенадцать» А.А.Блока раскрывает нам тяжесть революции 20 века. Много людей погибло в то время. Революционеры не щадили жизнь, а двигались к своей цели.

- На мой взгляд, поэма «Двенадцать» очень запутанна. Здесь собрали все подряд. Я не очень люблю тему революции, но эта поэма очень хорошо ее раскрывает. - На мой взгляд, поэма «Двенадцать» является апофеозом революции. Мне кажется, что А.Блок фразой «в белом венчике из роз впереди Исус Христос» хотел показать, что революция и новая власть отвергает религию. Приходит новый мир. - Поэма мне очень понравилась, в ней я увидел интересную точку зрения на революцию. По моему авторитетному мнению, это сатира , а сатиру я люблю. - Не понятно. Надо обдумать.

- На мой взгляд, поэма «Двенадцать» очень запутанна. Здесь собрали все подряд. Я не очень люблю тему революции, но эта поэма очень хорошо ее раскрывает.

- На мой взгляд, поэма «Двенадцать» является апофеозом революции. Мне кажется, что А.Блок фразой «в белом венчике из роз впереди Исус Христос» хотел показать, что революция и новая власть отвергает религию. Приходит новый мир.

- Поэма мне очень понравилась, в ней я увидел интересную точку зрения на революцию. По моему авторитетному мнению, это сатира , а сатиру я люблю.

- Не понятно. Надо обдумать.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!