Открытый урок
8 а класс
Урок я посвящаю памяти отца – ветерана ВОВ
Кирьянов Фёдор
Георгиевич
(1918 – 1984 гг.)
Что будем изучать на уроке?
- Известно, что для полного гниения брошенной в лесу газеты потребуется год , для ржавления консервной банки – десять лет , а стекло практически не разрушается в течение столетий
- Каков практический вывод можно сделать из приведенных примеров?
- Предложите тему урока
Определение темы урока
Определение темы урока
Определение темы урока
Тема урока
- Зависимость скорости химических реакций от:
- концентрации реагирующих веществ
- природы реагирующих веществ
- температуры
- площади соприкосновения реагирующих веществ
Цели урока
- Изучить теорию вопроса
- Провести исследования по влиянию различных факторов на скорость химической реакции
- Составить продукт групповой деятельности
- Учиться использовать полученные ЗУН в жизни
Девиз урока
«Сами трудясь, вы многое сделаете для себя и для близких, а если при труде успеха не будет, будет неудача, не беда – попробуйте еще»
Д.И.Менделеев
Изучение теории вопроса
- Работа с учебником § 29, 30
- I группа – § 30, стр. 122 - 123, абзац № 2
- II группа – § 30, стр. 121- 122, абзац № 1
- III группа – § 30, стр. 123 – 124, абзац № 5
- IV группа – § 29, стр. 120, абзац № 3
Правила техники безопасности
Правила техники безопасности
При работе с веществами
Не берите их руками
И не пробуйте на вкус.
Реактивы – не арбуз
Слезет кожа с языка,
И отвалится рука
Правила техники безопасности
Если на руку тебе кислота
попала
Руку быстро ты водой промой
из крана.
И, чтоб осложнений себе
не доставить,
Не забудь учителя
в известность поставить
Правила техники безопасности
При работе с жидкостью
каждый должен знать:
Мерить надо в каплях –
ведром не наливать
Правила ТБ
С веществами неизвестными
Не проводи смешивания
неуместные:
Незнакомые растворы ты друг
с другом не сливай,
Не сливай в одну посуду,
не мешай, не поджигай
Исследование № 1 Скорость реакции и ее зависимость от ?
Ход работы
Наблюдения
В две пробирки прилейте 2-3 мл соляной кислоты. В одну прилейте столько же воды. Опустите в обе пробирки по 1-2 грануле цинка.
В какой пробирке реакция протекает более интенсивно?
Уравнения
химических реакций
Выводы
Напишите уравнение реакции, используя метод электронного баланса
Kакое условие влияет на скорость данной химической реакции?
Исследование № 2 Скорость реакции и ее зависимость от ?
Ход работы
Наблюдения
В две пробирки поместите по 2-3 гранулы цинка.
В одну пробирку прилейте соляной кислоты, во вторую – уксусной кислоты.
В какой пробирке реакция протекает более интенсивно?
Уравнения химических реакций
Выводы
Напишите уравнение реакции между цинком и соляной кислотой в трёх формах
Kакое условие влияет на скорость данной химической реакции?
Исследование № 3 Влияние на скорость ?
Ход работы
Наблюдения
В две пробирки поместите небольшое количество оксида меди(II) и прилейте 2-3 мл серной кислоты. Одну пробирку нагрейте
В какой пробирке реакция протекает более интенсивно? По каким признакам вы это определили?
Уравнения химических реакций
Выводы
Напишите уравнение реакции в трёх формах
Kакое условие влияет на скорость данной химической реакции?
Исследование № 4 Зависимость скорости химической реакции от ?
Ход работы
Наблюдения
Поместите в одну пробирку 2-3 гранулы цинка, а в другую порошок цинка. Добавьте в пробирки по 2-3 мл соляной кислоты
В какой пробирке быстрее произошли изменения?
Уравнения химических реакций
Выводы
Напишите уравнение реакции, используя метод электронного баланса
Kакое условие влияет на скорость данной химической реакции?
Физминутка
Две минутки отдыхаем,
CuO, N 2 O 5 ,
Но урок не забываем.
Вспомним классы мы опять.
Если я называю формулу основного оксида –
Наклоняем голову влево;
H 2 S, KOH,
Лучше думай, мозг ты наш.
Кислотного – вправо;
Кислоты – вперед;
NaCl и KBr,
Голова идет кругом.
Основания – назад;
Формулу соли – вращаем головой
Взгляд налево, взгляд направо,
Ведь разминка – не забава,
Покачали головой,
И усталость с нас долой!
Подготовка опорных схем
- Проверка полученных результатов по видеосюжетам
- Работа с учебником § 29,30 (смысловое чтение)
- Составление опорных схем в форме кластеров
- Проверка группового продукта с эталоном
Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ
Основной закон химической кинетики,
закон действующих масс,
закон К. Гульдберга и П. Вааге
( 1867 г.)
Скорость химической реакции (υ) прямо пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ ( с) с учетом коэффициентов
1А + 2В → 3С
υ = k*C A 1 *C B 2 ,
где C A и C B – концентрации реагирующих веществ для реакции , моль/л; k – константа скорости реакции.
Зависимость скорости химической реакции от природы веществ
- Скорость химических реакций зависит от природы реагирующих веществ. Под "природой веществ" понимают:
- тип химических связей в молекулах реагентов, прочность связей;
- строение кристаллической решетки и ее прочность;
- строение атома, прочность связывания внешних электронов.
Зависимость скорости химической реакции от температуры
Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ
- Чем больше S соприкосновения, тем быстрее протекает реакция
Кластер (англ.) – скопление, кисть, пучок
- Кластер - графический прием систематизации материала в виде «грозди»
Соли
фосфора
Магний
Кальций
Минеральные
вещества
Йод
Калий
Железо
Хлорид
натрия
(соль)
Составление опорных схем
?
Природа
Концентрация
реагирующих
реагирующих
веществ
веществ
Скорость
химической
реакции
Площадь
соприкосновения
реагирующих
веществ
Температура
Виды опорных схем
Скорость химической реакции
?
Концентрация
веществ
Температура
Природа веществ
Площадь соприкосновения
веществ
Прямая
зависимость
Прямая
зависимость
Узнай фактор зависимости скорости от …..
- В приготовлении домашних соусов используем уксусную кислоту, а не соляную или серную
- Если нужно быстро истопить печь, мелко колем дрова
- Чтобы варенье не закисло, добавляем больше сахара
- Чтобы белье лучше отстирывалось, используем теплую воду
Это полезно знать…
Сколько времени потребуется, чтобы полностью разложились…..
Бумажное полотенце – 2-3 недели
Банановая кожура – 3-4 недели
Бумажный пакет – 1 месяц
Газета – 1,5 месяца
Огрызок от яблока – 2 месяца
Картон – 2 месяца
Апельсиновая кожура – 6 месяцев
Фанера – 1-3 года
Шерстяной носок – 1-5 лет
Это полезно знать…
Сколько времени потребуется, чтобы полностью разложились…..
Коробка из-под молока – 5 лет
Окурок – 10-12 лет
Кожаные ботинки – 25-40 лет
Пенопластовый стакан – 50 лет
Резиновая покрышка – 50-80 лет
Пластиковый контейнер – 50-80 лет
Алюминиевая банка – 200-500 лет
Пластиковая бутылка – 450 лет
Одноразовый подгузник – 500 лет
Пластиковый пакет – 200-1000 лет
Заполните таблицу
Знания/умения
Да
Я знаю
(+)
Нет
А) что такое скорость химической реакции
Я умею
(-)
А) приводить примеры зависимости скорости химической реакции от различных факторов
Б) от чего она зависит
Б) составлять опорные схемы
В) делать выводы
Задания на дом
- § 30, упр. 3, 5
- Проделайте дома такой опыт.
Попробуйте поджечь в ложечке кусочек сахара. У вас ничего не получится: сахар будет плавиться, дымить, обугливаться, но не загорится. Если же на кусочек сахара поместить немного сигаретного пепла (не вздумайте курить сами – пусть это за вас сделают заядлые курильщики) и поджечь, то вы увидите ……? Объяснение наблюдаемого явления вы получите на следующем уроке.
Итог урока
- Что произвело большее впечатление на вас?
- Но вот и всё, урок к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас,
Учитель ваш уже итог подводит,
Не сводит с вас своих довольных глаз.
Спасибо вам, ребята, за работу,
Не подвели меня и в этот раз,
С великим удовольствием, конечно,
Поставлю вам оценки я сейчас!