СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Зависимость скорости химической реакции от температуры, концентрации, природы и площади реагирующих веществ""

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация к уроку была создана накануне 70-летия победы советского народа  в ВОВ. Урок посвящен моему отцу, ветерану ВОВ - Кирьянову Фёдору Георгиевичу.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Зависимость скорости химической реакции от температуры, концентрации, природы и площади реагирующих веществ""»

Открытый урок 8 а класс

Открытый урок

8 а класс

Урок я посвящаю памяти отца –  ветерана ВОВ  Кирьянов Фёдор  Георгиевич  (1918 – 1984 гг.)

Урок я посвящаю памяти отца – ветерана ВОВ

Кирьянов Фёдор

Георгиевич

(1918 – 1984 гг.)

Что будем изучать на уроке? Известно, что для полного гниения брошенной в лесу газеты потребуется год , для ржавления консервной банки – десять лет , а стекло практически не разрушается в течение столетий Каков практический вывод можно сделать из приведенных примеров? Предложите тему урока

Что будем изучать на уроке?

  • Известно, что для полного гниения брошенной в лесу газеты потребуется год , для ржавления консервной банки – десять лет , а стекло практически не разрушается в течение столетий
  • Каков практический вывод можно сделать из приведенных примеров?
  • Предложите тему урока
Определение темы урока

Определение темы урока

Определение темы урока

Определение темы урока

Определение темы урока

Определение темы урока

Тема урока Зависимость скорости химических реакций от: концентрации реагирующих веществ природы реагирующих веществ температуры площади соприкосновения реагирующих веществ

Тема урока

  • Зависимость скорости химических реакций от:
  • концентрации реагирующих веществ
  • природы реагирующих веществ
  • температуры
  • площади соприкосновения реагирующих веществ

Цели урока Изучить теорию вопроса Провести исследования по влиянию различных факторов на скорость химической реакции Составить продукт групповой деятельности Учиться использовать полученные ЗУН в жизни

Цели урока

  • Изучить теорию вопроса
  • Провести исследования по влиянию различных факторов на скорость химической реакции
  • Составить продукт групповой деятельности
  • Учиться использовать полученные ЗУН в жизни
Девиз урока   «Сами трудясь, вы многое сделаете для себя и для близких, а если при труде успеха не будет, будет неудача, не беда – попробуйте еще»  Д.И.Менделеев

Девиз урока

«Сами трудясь, вы многое сделаете для себя и для близких, а если при труде успеха не будет, будет неудача, не беда – попробуйте еще»

Д.И.Менделеев

Изучение теории вопроса Работа с учебником § 29, 30 I группа – § 30, стр. 122 - 123, абзац № 2 II группа – § 30, стр. 121- 122, абзац № 1 III группа – § 30, стр. 123 – 124, абзац № 5 IV группа – § 29, стр. 120, абзац № 3

Изучение теории вопроса

  • Работа с учебником § 29, 30
  • I группа – § 30, стр. 122 - 123, абзац № 2
  • II группа – § 30, стр. 121- 122, абзац № 1
  • III группа – § 30, стр. 123 – 124, абзац № 5
  • IV группа – § 29, стр. 120, абзац № 3
Правила техники безопасности

Правила техники безопасности

Правила техники безопасности При работе с веществами Не берите их руками И не пробуйте на вкус. Реактивы – не арбуз Слезет кожа с языка, И отвалится рука

Правила техники безопасности

При работе с веществами

Не берите их руками

И не пробуйте на вкус.

Реактивы – не арбуз

Слезет кожа с языка,

И отвалится рука

Правила техники безопасности Если на руку тебе кислота попала Руку быстро ты водой промой из крана. И, чтоб осложнений себе  не доставить, Не забудь учителя  в известность поставить

Правила техники безопасности

Если на руку тебе кислота

попала

Руку быстро ты водой промой

из крана.

И, чтоб осложнений себе

не доставить,

Не забудь учителя

в известность поставить

Правила техники безопасности При работе с жидкостью каждый должен знать: Мерить надо в каплях – ведром не наливать

Правила техники безопасности

При работе с жидкостью

каждый должен знать:

Мерить надо в каплях –

ведром не наливать

Правила ТБ С веществами неизвестными Не проводи смешивания  неуместные: Незнакомые растворы ты друг  с другом не сливай, Не сливай в одну посуду,  не мешай, не поджигай

Правила ТБ

С веществами неизвестными

Не проводи смешивания

неуместные:

Незнакомые растворы ты друг

с другом не сливай,

Не сливай в одну посуду,

не мешай, не поджигай

Исследование № 1  Скорость реакции и ее зависимость  от ? Ход работы Наблюдения В две пробирки прилейте 2-3 мл соляной кислоты. В одну прилейте столько же воды. Опустите в обе пробирки по 1-2 грануле цинка. В какой пробирке реакция протекает более интенсивно? Уравнения химических реакций Выводы Напишите уравнение реакции, используя метод электронного баланса Kакое условие влияет на скорость данной химической реакции?

Исследование № 1 Скорость реакции и ее зависимость от ?

Ход работы

Наблюдения

В две пробирки прилейте 2-3 мл соляной кислоты. В одну прилейте столько же воды. Опустите в обе пробирки по 1-2 грануле цинка.

В какой пробирке реакция протекает более интенсивно?

Уравнения

химических реакций

Выводы

Напишите уравнение реакции, используя метод электронного баланса

Kакое условие влияет на скорость данной химической реакции?

Исследование № 2  Скорость реакции и ее зависимость  от ? Ход работы Наблюдения В две пробирки поместите по 2-3 гранулы цинка. В одну пробирку прилейте соляной кислоты, во вторую – уксусной кислоты. В какой пробирке реакция протекает более интенсивно? Уравнения химических реакций Выводы   Напишите уравнение реакции между цинком и соляной кислотой в трёх формах Kакое условие влияет на скорость данной химической реакции?

Исследование № 2 Скорость реакции и ее зависимость от ?

Ход работы

Наблюдения

В две пробирки поместите по 2-3 гранулы цинка.

В одну пробирку прилейте соляной кислоты, во вторую – уксусной кислоты.

В какой пробирке реакция протекает более интенсивно?

Уравнения химических реакций

Выводы

  Напишите уравнение реакции между цинком и соляной кислотой в трёх формах

Kакое условие влияет на скорость данной химической реакции?

Исследование № 3  Влияние на скорость ? Ход работы Наблюдения В две пробирки поместите небольшое количество оксида меди(II) и прилейте 2-3 мл серной кислоты. Одну пробирку нагрейте В какой пробирке реакция протекает более интенсивно? По каким признакам вы это определили? Уравнения химических реакций Выводы Напишите уравнение реакции в трёх формах Kакое условие влияет на скорость данной химической реакции?

Исследование № 3 Влияние на скорость ?

Ход работы

Наблюдения

В две пробирки поместите небольшое количество оксида меди(II) и прилейте 2-3 мл серной кислоты. Одну пробирку нагрейте

В какой пробирке реакция протекает более интенсивно? По каким признакам вы это определили?

Уравнения химических реакций

Выводы

Напишите уравнение реакции в трёх формах

Kакое условие влияет на скорость данной химической реакции?

Исследование № 4  Зависимость скорости химической реакции  от ? Ход работы Наблюдения Поместите в одну пробирку 2-3 гранулы цинка, а в другую порошок цинка. Добавьте в пробирки по 2-3 мл соляной кислоты В какой пробирке быстрее произошли изменения? Уравнения химических реакций Выводы Напишите уравнение реакции, используя метод электронного баланса Kакое условие влияет на скорость данной химической реакции?

Исследование № 4 Зависимость скорости химической реакции от ?

Ход работы

Наблюдения

Поместите в одну пробирку 2-3 гранулы цинка, а в другую порошок цинка. Добавьте в пробирки по 2-3 мл соляной кислоты

В какой пробирке быстрее произошли изменения?

Уравнения химических реакций

Выводы

Напишите уравнение реакции, используя метод электронного баланса

Kакое условие влияет на скорость данной химической реакции?

Физминутка Две минутки отдыхаем, CuO, N  2 O 5 , Но урок не забываем. Вспомним классы мы опять. Если я называю формулу основного оксида – Наклоняем голову влево; H 2 S, KOH, Лучше думай, мозг ты наш. Кислотного – вправо; Кислоты – вперед; NaCl и KBr, Голова идет кругом. Основания – назад; Формулу соли – вращаем головой Взгляд налево, взгляд направо, Ведь разминка – не забава, Покачали головой, И усталость с нас долой!

Физминутка

Две минутки отдыхаем,

CuO, N  2 O 5 ,

Но урок не забываем.

Вспомним классы мы опять.

Если я называю формулу основного оксида –

Наклоняем голову влево;

H 2 S, KOH,

Лучше думай, мозг ты наш.

Кислотного – вправо;

Кислоты – вперед;

NaCl и KBr,

Голова идет кругом.

Основания – назад;

Формулу соли – вращаем головой

Взгляд налево, взгляд направо,

Ведь разминка – не забава,

Покачали головой,

И усталость с нас долой!

Подготовка опорных схем Проверка полученных результатов по видеосюжетам Работа с учебником § 29,30 (смысловое чтение) Составление опорных схем в форме кластеров Проверка группового продукта с эталоном

Подготовка опорных схем

  • Проверка полученных результатов по видеосюжетам
  • Работа с учебником § 29,30 (смысловое чтение)
  • Составление опорных схем в форме кластеров
  • Проверка группового продукта с эталоном
Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ Основной закон химической кинетики, закон действующих масс, закон К. Гульдберга и П. Вааге  ( 1867 г.) Скорость химической реакции (υ) прямо пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ ( с) с учетом коэффициентов 1А + 2В → 3С υ = k*C A 1 *C B 2 , где  C A   и  C B  – концентрации реагирующих веществ для реакции ,   моль/л; k  – константа скорости реакции.

Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ

Основной закон химической кинетики,

закон действующих масс,

закон К. Гульдберга и П. Вааге

( 1867 г.)

Скорость химической реакции (υ) прямо пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ ( с) с учетом коэффициентов

1А + 2В → 3С

υ = k*C A 1 *C B 2 ,

где  C A   и  C B  – концентрации реагирующих веществ для реакции ,   моль/л; – константа скорости реакции.

Зависимость скорости химической реакции от природы веществ Скорость химических реакций зависит от природы реагирующих веществ. Под

Зависимость скорости химической реакции от природы веществ

  • Скорость химических реакций зависит от природы реагирующих веществ. Под "природой веществ" понимают:
  • тип химических связей в молекулах реагентов, прочность связей;
  • строение кристаллической решетки и ее прочность;
  • строение атома, прочность связывания внешних электронов.
 Зависимость скорости химической  реакции от температуры     

Зависимость скорости химической реакции от температуры 

  •  
 Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ    Чем больше S соприкосновения, тем быстрее протекает реакция

Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ 

  • Чем больше S соприкосновения, тем быстрее протекает реакция
Кластер (англ.) – скопление, кисть, пучок Кластер - графический прием систематизации материала в виде «грозди» Соли фосфора Магний Кальций  Минеральные вещества Йод Калий Железо Хлорид натрия (соль)

Кластер (англ.) – скопление, кисть, пучок

  • Кластер - графический прием систематизации материала в виде «грозди»

Соли

фосфора

Магний

Кальций

Минеральные

вещества

Йод

Калий

Железо

Хлорид

натрия

(соль)

Составление опорных схем ? Природа Концентрация реагирующих реагирующих веществ веществ   Скорость химической реакции Площадь  соприкосновения реагирующих веществ  Температура

Составление опорных схем

?

Природа

Концентрация

реагирующих

реагирующих

веществ

веществ

Скорость

химической

реакции

Площадь

соприкосновения

реагирующих

веществ

Температура

Виды опорных схем Скорость химической реакции ? Концентрация веществ Температура Природа веществ Площадь соприкосновения веществ Прямая зависимость Прямая зависимость

Виды опорных схем

Скорость химической реакции

?

Концентрация

веществ

Температура

Природа веществ

Площадь соприкосновения

веществ

Прямая

зависимость

Прямая

зависимость

Узнай фактор зависимости скорости от ….. В приготовлении домашних соусов используем уксусную кислоту, а не соляную или серную Если нужно быстро истопить печь, мелко колем дрова Чтобы варенье не закисло, добавляем больше сахара Чтобы белье лучше отстирывалось, используем теплую воду

Узнай фактор зависимости скорости от …..

  • В приготовлении домашних соусов используем уксусную кислоту, а не соляную или серную
  • Если нужно быстро истопить печь, мелко колем дрова
  • Чтобы варенье не закисло, добавляем больше сахара
  • Чтобы белье лучше отстирывалось, используем теплую воду
Это полезно знать… Сколько времени потребуется, чтобы полностью разложились….. Бумажное полотенце – 2-3 недели Банановая кожура – 3-4 недели Бумажный пакет – 1 месяц Газета – 1,5 месяца Огрызок от яблока – 2 месяца Картон – 2 месяца Апельсиновая кожура – 6 месяцев Фанера – 1-3 года Шерстяной носок – 1-5 лет

Это полезно знать…

Сколько времени потребуется, чтобы полностью разложились…..

Бумажное полотенце – 2-3 недели

Банановая кожура – 3-4 недели

Бумажный пакет – 1 месяц

Газета – 1,5 месяца

Огрызок от яблока – 2 месяца

Картон – 2 месяца

Апельсиновая кожура – 6 месяцев

Фанера – 1-3 года

Шерстяной носок – 1-5 лет

Это полезно знать… Сколько времени потребуется, чтобы полностью разложились….. Коробка из-под молока – 5 лет Окурок – 10-12 лет Кожаные ботинки – 25-40 лет Пенопластовый стакан – 50 лет Резиновая покрышка – 50-80 лет Пластиковый контейнер – 50-80 лет Алюминиевая банка – 200-500 лет Пластиковая бутылка – 450 лет Одноразовый подгузник – 500 лет Пластиковый пакет – 200-1000 лет

Это полезно знать…

Сколько времени потребуется, чтобы полностью разложились…..

Коробка из-под молока – 5 лет

Окурок – 10-12 лет

Кожаные ботинки – 25-40 лет

Пенопластовый стакан – 50 лет

Резиновая покрышка – 50-80 лет

Пластиковый контейнер – 50-80 лет

Алюминиевая банка – 200-500 лет

Пластиковая бутылка – 450 лет

Одноразовый подгузник – 500 лет

Пластиковый пакет – 200-1000 лет

Заполните таблицу Знания/умения Да Я знаю (+) Нет А) что такое скорость химической реакции Я умею (-) А) приводить примеры зависимости скорости химической реакции от различных факторов Б) от чего она зависит Б) составлять опорные схемы В) делать выводы

Заполните таблицу

Знания/умения

Да

Я знаю

(+)

Нет

А) что такое скорость химической реакции

Я умею

(-)

А) приводить примеры зависимости скорости химической реакции от различных факторов

Б) от чего она зависит

Б) составлять опорные схемы

В) делать выводы

Задания на дом § 30, упр. 3, 5 Проделайте дома такой опыт. Попробуйте поджечь в ложечке кусочек сахара. У вас ничего не получится: сахар будет плавиться, дымить, обугливаться, но не загорится. Если же на кусочек сахара поместить немного сигаретного пепла (не вздумайте курить сами – пусть это за вас сделают заядлые курильщики) и поджечь, то вы увидите ……? Объяснение наблюдаемого явления вы получите на следующем уроке.

Задания на дом

  • § 30, упр. 3, 5
  • Проделайте дома такой опыт.

Попробуйте поджечь в ложечке кусочек сахара. У вас ничего не получится: сахар будет плавиться, дымить, обугливаться, но не загорится. Если же на кусочек сахара поместить немного сигаретного пепла (не вздумайте курить сами – пусть это за вас сделают заядлые курильщики) и поджечь, то вы увидите ……? Объяснение наблюдаемого явления вы получите на следующем уроке.

Итог урока Что произвело большее впечатление на вас? Но вот и всё, урок к концу подходит, Мы славно поработали сейчас, Учитель ваш уже итог подводит, Не сводит с вас своих довольных глаз. Спасибо вам, ребята, за работу, Не подвели меня и в этот раз, С великим удовольствием, конечно, Поставлю вам оценки я сейчас!

Итог урока

  • Что произвело большее впечатление на вас?
  • Но вот и всё, урок к концу подходит,

Мы славно поработали сейчас,

Учитель ваш уже итог подводит,

Не сводит с вас своих довольных глаз.

Спасибо вам, ребята, за работу,

Не подвели меня и в этот раз,

С великим удовольствием, конечно,

Поставлю вам оценки я сейчас!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!