Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках русского языка и литературы
Топалэ Анжела Федоровна, учитель русского языка и литературы
МКОУ «Каштановская СОШ»
- Компетенция
- в переводе с латинского означает « круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом».
-Ценностно-смысловая компетенция.
-Общекультурная компетенция.
-Учебно-познавательная.
-Информационная компетенция.
-Коммуникативная компетенция.
-Социально-трудовая компетенция.
-Компетенция личностного самосовершенствования.
Главная задача педагога: учить детей умению учиться .
- 1) создание ситуации успеха;
- 2) благоприятный психологический климат;
- 3) занимательность, необычное начало урока;
- 4) рефлексия
- Сегодня вы попробуете сами определить тему нашего урока. Угадайте фразу, обратив внимание на цифры над буквами. Угаданная фраза и будет темой нашего урока.
- В мотивационно – целевом блоке применяю такие приёмы:
1) прерывание и незавершённость учебной деятельности;
2) предоставление права выбора ;
3) реакция на ошибку ;
4) практическая направленность.
Урок русского языка в 5 классе
О «живописном способе выражаться» посредством кратких, метких, сочных, образных иносказательных речений
- Приёмы, используемые в познавательном блоке :
- 1) включение учащихся в коллективную деятельность ;
- 2) необычная форма преподнесения материала;
- 3) создание проблемной ситуации ;
- 4) сотрудничество на уроке;
- 5) привлечение учащихся к оценочной деятельности ;
- 6) стимулирование деятельности
Оцени свою работу
Не покладая рук
Ни шатко ни валко
Тяп да ляп
Рука об руку
Через пень колоду
Как вы работали
на уроке?
Засучив рукава
В поте лица
МОЛОДЦЫ!
Сегодня вы не сидели сложа руки, а работали в поте лица!
Группы слов
По звучанию
Омонимы
По лексическому значению
одинаковые
Синонимы
совсем разные
разные
Антонимы
одинаковые или близкие
разные
Паронимы
противоположные
сходные
разные
- Корень извлечь из начинки не сложно,
- Приставка в сосуде хранится надёжно,
- Суффикс в черчении ясно услышишь.
- Вместе на темы различные пишешь.
- (Сочинение)
В списке вы мой обнаружите корень,
- Суффикс в собрании встретите вскоре,
- В слове рассказ вы приставку найдёте,
- В целом по мне на уроки пойдёте.
- (Расписание)
Пунктир прилетел К КОМУ?
Летел он НА ЧЁМ?
При посадке зацепился ЗА ЧТО?
Ударился ЧЕМ?
И снёс ЧТО?
Пунктир долго готовился К ЧЕМУ?
Он давно мечтал О ЧЁМ?
Старательно изучая ЧТО?
В космосе пролетал МИМО ЧЕГО?
Перед полётом он долго прощался
С КЕМ?
Прилетев, сразу бросился К ЧЕМУ?
К КОМУ?
Поселился в доме У КОГО?
Пунктир часто вспоминал О КОМ?
Он обычно ел на завтрак ЧТО?
Запивал это ЧЕМ?
Шпион
- (исключения, которые относятся ко II спряжению )
- Когда-то, ребята,
- Во времечко оно,
- ВТОРОЕ СПРЯЖЕНЬЕ имело шпиона
- Здесь его инструкции.
- В них - шпионьи функции.
- Вот они, спешите ВИДЕТЬ:
- От связного не ЗАВИСЕТЬ,
- Всех «клиентов» НЕНАВИДЕТЬ,
- Побольнее их ОБИДЕТЬ.
- Стойко трудности ТЕРПЕТЬ,
- Над собой лассо ВЕРТЕТЬ,
- Через щёлочку под дверью
- За врагом своим СМОТРЕТЬ.
- По шоссе машину ГНАТЬ,
- И в зубах кинжал ДЕРЖАТЬ,
- Чтоб за стенкой голос СЛЫШАТЬ,
- Совершенно не ДЫШАТЬ.
- Как-то рано поутру
- С другом сели мы в метру.
- И поехали в метре
- Фильм смотреть о кенгуре.
- Кенгуру в кафу зашёл,
- Занял там свободный стол
- И сидит за доминой
- С шимпанзой и какадой.
- Упражнение
- При расстановке знаков препинания руководствуйтесь схемами в рамке.
-
- «П, - а. - П».
- «П, - а. – П?»
- «П, - а. – П!»
- «П, - а, - п».
- «П! - а. - П».
А теперь подведём итог нашего урока, разгадав кроссворд.
1. Словарь, в котором даны лексические значения слов.
2. Значение слова, данное в несвойственном ему прямом значении.
3.Какой язык мы изучаем.
4.Слова, близкие по значению, но разные по написанию.
5.Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.
6.Общая часть однокоренных слов.
7.Слова, противоположные по значению.
По вертикали: словарный состав языка - ЛЕКСИКА
- Работа по образцу.
- Вот как формулирует грамматическое правило поэтесса Новелла Матвеева:
-
- « Одеть», «надеть»… Два эти слова
- Мы путаем так бестолково!
- ……………………………………… .
- «Одеть», «надеть»… Давай глядеть:
- КОГО одеть и ЧТО надеть.
- А теперь примените это правило на практике
-
- На прошлой неделе,
- На прошлой неделе
- Деревья на платье
- Моё поглядели –
- И сами зелёное платье …
- (надели)
-
- Кого он должен … (одеть)
- Пора … шляпу и удалиться (надеть)
- Мать … ребёнка во всё новое (одела)
- Приятно … всё свежее (надеть)
- Я … пальто, а ты – куртку потеплее (надену)
1) Палец – перст = Лоб -?
2) Живой – мёртвый = Восторгаться-?
3) Брег – берег = Прах -?
4) Закат – рассвет = Добродетель - ?
5) Молодой – старый = Эгоист -?
- В старших классах на уроках русского языка - задания повышенного уровня сложности:
- Практико-ориентированное задание .