СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к выступлению по теме"Дифференцированный подход с учётом психофизиологических особенностей учащихся в урочное и внеурочное время (из опыта работы)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к выступлению по теме"Дифференцированный подход с учётом психофизиологических особенностей учащихся в урочное и внеурочное время (из опыта работы)" состоит из 30 слайдов и предназначена для сопровождения текста.

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:

  • развитие личности школьника и его творческих способностей, интереса к учению;
  • воспитание нравственных и эстетических чувств;
  • освоение системы знаний, умений и навыков;

·       охрану и укрепление физического и психического здоровья;

·       сохранение и поддержку индивидуальности ребёнка.

Выделяют факторы,  формирующие познавательную активность учащихся. Их  можно выстроить в следующую цепочку: мотив – познавательный интерес – познавательная активность – познавательная деятельность.

Путь к её формированию лежит через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса. Использование дифференцированных самостоятельных работ решает проблему активизации познавательного интереса.

Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении?

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к выступлению по теме"Дифференцированный подход с учётом психофизиологических особенностей учащихся в урочное и внеурочное время (из опыта работы)"»

Дифференцированный подход с учётом психофизиологических особенностей учащихся в урочное и внеурочное время (из опыта работы)

Мухина Валентина Николаевна Учитель начальных классов МАОУ

Сладковского района Сладковская СОШ

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:

  • развитие личности школьника и его творческих способностей, интереса к учению;

  • воспитание нравственных и эстетических чувств;

  • освоение системы знаний, умений и навыков;

  • охрану и укрепление физического и психического здоровья;

  • сохранение и поддержку индивидуальности ребёнка.

Выделяют факторы,  формирующие познавательную активность учащихся. Их  можно выстроить в следующую цепочку: мотив – познавательный интерес – познавательная активность – познавательная деятельность.

Путь к её формированию лежит через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса. Использование дифференцированных самостоятельных работ решает проблему активизации познавательного интереса.

Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении?


  Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся.   Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка, поэтому  развитие мышления учащихся- одна из основных задач начальной школы.  То, что обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка,- это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать.  Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.

  Психофизиологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ученика или группы детей неодинаковых условий обучения. В условиях классно-урочной системы обучения это возможно при индивидуализации и дифференциации обучения.

Одним из основных направлений современного обучения является индивидуализация, где основой является дифференцированный подход в обучении. Что такое дифференциация, дифференцированное обучение и какую цель данная пед. технология преследует?

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на части. Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель, работая с группой обучающихся, учитывает их особенности. Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это создание разнообразных условий обучения для различных классов, групп с целью учёта их особенностей. А цель дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, особенностей. В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход. В связи с этим вспоминаются слова К. Д. Ушинского:«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях».

Как сделать обучение оптимальным для каждого ребёнка в классе, учитывая его особенности?

   Для себя я разбила эту работу на несколько этапов:

Этап 1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся – физических, психологических, и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье.

Для организации дифференцированного подхода я использую результаты прошлогодней диагностики обучающихся, личные наблюдения, результаты бесед с родителями, а также опираюсь на результаты обследований, проводимых психологом.

Этап 2. Выделение в классе отдельные группы учащихся, отличающихся:

- различным уровнем усвоения материала на данный момент;

-уровнем работоспособности и темпом работы;

-особенностями восприятия, памяти, мышления;

-уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.

 С моей точки зрения, правильнее будет не деление детей на «слабых» и «сильных», а отнести их  к трём условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.

1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи.

2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.

3 группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.

  Результаты работы оказались такими:


1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи

2 группа – дети, способные справиться самостоятельно

3 группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим

5 -6 человек

7-8 чел

8 человек


Дети 1 группы отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в  организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, внимания, мышления. Им необходимы постоянная стимуляция, яркая мотивация, чёткое отслеживание временного режима, проверка качества выполнения заданий, включение заданий на развитии. Этим учащимся обычно необходимо уделять максимум внимания в ущерб остальным. В моём классе таких обучающихся десять.

   Дети 2 группы более характеризуются хорошей памятью и вниманием, у них развито мышление, достаточно грамотная речь, их отличают исполнительность, добросовестность, высокая учебная мотивация. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий обучающихся, отнесённых к такой группе – 9 человек.

  Дети 3 группы обладают «академической одарённостью», представляющей собой единство познавательной потребности, эмоциональной включённости, мотивации и способности к регуляции своих действий, таких детей в классе два.

 Этап 3.Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания, поиск разнообразных форм организации работы на уроке.

На этапах мотивации или актуализации знаний обучающихся для разминки и развития навыка решения практико – ориентированных задач даю задачи на слайдах:

На уроках изучения нового материала построить дифференцированное обучение помогает особенность УМК «Начальная школа XXI века» - это дифференциация обучения - ключ к сохранению индивидуальности ребенка.

Это реализуется в разноуровневости всех предлагаемых детям заданий, которые подобраны по принципу «труднее - легче». Сущность такого подхода заключается в том, что каждый ребенок получает возможность решить любую задачу, но в разные периоды обучения. Хорошо успевающий ребенок раньше решает учебные задачи, способ построения которых является более сложным по сравнению с теми заданиями, которые в этот момент обучения решают все другие дети.
И в учебнике, и в рабочих тетрадях выделены три уровня: 
1) базовый; 
2) материал, не включенный в образовательный стандарт; 
3) материал повышенной трудности. Часть заданий отмечена специальными знаками: «работа в парах», «вспомни материал, изученный ранее», «сообрази», «давай подумаем» «выполни трудное задание».

Кроме того, в учебник включены различные сведения: «из истории математики», «из истории языка», «путешествие в прошлое», «этот удивительный мир». Эти задания служат для развития интереса учащихся к предмету, расширения их кругозора и арсенала новых способов рассуждений. 

Приведу примеры использования ресурсов комплекта для организации дифференцированного подхода:

В УМК входят специальные рабочие тетради, которые обеспечивают педагогическую поддержку учащимся разного уровня успеваемости. Существенной особенностью заданий, представленных в тетрадях, является то, что они устраняют причину возникшей у неуспевающих школьников трудности, а для сильных учащихся создают условия для совершенствования учебной деятельности и развития психических процессов. Такой способ дифференциации для массовой начальной школы разработан впервые.



На уроках закрепления материала использую карточки с заданиями, для этого

Одну карточку разделяю на варианты по сложности. Особенность её такова, что в ней сразу предлагается три варианта заданий различной степени сложности:

1 – трудный.

1-А – менее сложный.

1-Б – лёгкий.

Удобна она тем, что ребёнок на уроке закрепления имеет возможность решить задачу во всех вариантах от простого к сложному.

Карточки содержат рисунки, чертежи, указания, советы. Подобраны они по темам. Сначала работа ведётся с учителем, где отрабатывается навык работы с такими карточками, позже самостоятельно.


Организация такой работы на уроке важна. Благодаря тому, что варианты заданий приспособлены к возможностям учащихся, а печатная форма предъявления задания снимает трудности, связанные с оформлением, дети чувствуют себя уверенней, а я во время этой работы имею возможность оказать индивидуальную помощь отдельным учащимся.

Подобная работа на уроке с помощью карточек-заданий, таблиц, схем позволяет мне организовать разноуровневую работу на уроке, и органично вписаться в ход урока, удобна в организации. Повышает самостоятельность учащихся и позволяет формировать у них умение выполнять задания на доступном им уровне сложности.

Этап 4. Осуществление контроля результатов работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

 На контрольных уроках применяю дифференцированный подход, предполагаемый УМК «Начальная школа XXI века».

Варианты  разного уровня трудности дают возможность выбрать ребёнку один из вариантов. Всегда есть задания повышенной трудности. Для их решения требуются определённые навыки умственной деятельности. Ученики выполняют их по выбору, после завершения основного объёма работы.

При организации работы обучающихся на уроках развития речи использую зрительный ряд. Для учеников – визуалов слуховое восприятие материала затруднительно, поэтому сопровождение текста сюжетными иллюстрациями помогает таким ученикам легче воспринимать прочитанный материал, составлять текст – описание.

На уроках практикую для повторения изученного материала работу по схемам, при работе с которыми детям даётся возможность выбрать вопрос для ответа, сформулировать правило, привести примеры


Дифференциация обучения и обеспечивающие этот процесс пед. технологии являются системой в образовательной теории и практики.

Развитие творческих способностей, формирование умения самостоятельно работать происходит как на уроке, так и при выполнении домашних работ.

Как и любой классный руководитель начало учебного года я начала с изучения классного коллектива:

  • Провела анкетирование с целью составления творческого потенциала класса, из чего узнала интересы и склонности детей;

  • Распределили поручения в классе;

  • Запись в объединения дополнительного образования;

  • Осуществление подбора творческих заданий для проведения классных часов;




  • Использование результатов диагностики для подготовки внеклассных мероприятий;




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!