Деятельность классного руководителя в реализации направлений внеурочной деятельности в условиях ФГОС
Заседание методического объединения классных руководителей
Педагог Ш.А. Амонашвили:
« …. воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров, а для такого творчества нужна интуиция и глубокие знания…..»
Способности классного руководителя определяют так :
- Способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему (способность к эмпатии).
- Быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и поступках.
- Вызвать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей.
- Приспосабливать воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка.
- Вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию.
- Находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания.
- Вызывать к себе уважения со стороны воспитанника, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей.
- И самое главное - способность к общению.
Особая сфера - проявления коммуникативных способностей педагога –
- это умение педагога применять поощрения и наказания с целью воспитательного воздействия на ученика. Если поощрения и наказания справедливы, они стимулируют стремление воспитанника к успеху, достижениям.
Внеурочная деятельность
– это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.
Такая деятельность ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность.
Цели и задачи внеурочной деятельности в условиях ФГОС и пути их реализации
Основными целями внеурочной деятельности являются:
- создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей,
- всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
- создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.
Задачи:
- коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
- развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;
- развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности;
- формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
- расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта ;
- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
- формирование умений, навыков социального общения людей;
- расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и общеобразовательной организации;
- развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
К основным направлениям внеурочной деятельности относятся ( по ФГОС):
- коррекционно-развивающее,
- духовно-нравственное,
- спортивно-оздоровительное,
- общекультурное,
- социальное.
НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (в нашей школе) :
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
- Воспитание нравственных чувств, этического сознания и нравственного поведения
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
- Формирование экологической культуры и здорового образа жизни во внеурочной деятельности.
Классный час, как основная форма внеурочной деятельности
Использование ИКТ во внеурочной деятельности
Современные формы внеурочной деятельности
- Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
- Таким образом, внеурочная деятельность школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно - нравственный потенциал, высокий уровень самосознания дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор .
Внеурочная деятельность направленна на формирование у детей:
1) гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
2) социальной активности;
3) представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
4) приобщение к системе культурных ценностей;
5) трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии,
6) экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
7) эстетического отношения к окружающему миру,
8) организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, опыта общения в небольшой социальной группе и сотрудничества со сверстниками и взрослыми,
9) навыков здорового образа жизни.
Наиболее популярными формами внеклассной деятельности являются:
1. игровая деятельность ; Зарница, ЮИД …
2. познавательная деятельность ; конкурсы чтецов ,затоков, олимпиады, чтения, интеллектуальные турниры; предметные недели…
3. проблемно-ценностное общение ;помощь инвалидам, детям из детдомов…
4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); А ну-ка парни, Смотр строя ,песни и речёвки; чаепития,
5. художественное творчество ; конкурсы рисунков, выставки поделок;
6. социальное творчество (социально значимая деятельность );помощь ветеранам;
7. трудовая (производственная, общественно-полезная) деятельность ;уборка постов и классов, территории школы.
8. физкультурно-оздоровительная деятельность : сдача норм ГТО, эстафеты и марафоны…
Развитие творческих способностей учащихся в рамках кружковой деятельности
Кружок «Волшебное тесто»
Занятия лепкой из теста помогут развить не только мелкую моторику рук, но и решить ряд следующих задач:
Обучающие
- Пробудить интерес у детей к творческому труду, сформировать у них желание в свободную минуту сделать что-то своими руками;
- Помочь раскрыть способности детей преодолеть трудности в процессе обучения;
- Обучить детей работать с соленым тестом:
- Замешивать, сушить, раскрашивать, экономно использовать, хранить.
- Научить правильным способам выполнения приемов лепки и умение наблюдать, выделять главное, существенное;
- Развить мелкую моторику рук, глазомер.
Воспитательные
- Воспитать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца;
- Приучить к аккуратности в работе, сформировать стремление поддерживать порядок на рабочем месте;
- Сформировать умение работать в коллективе.
Развивающие
- Развить самостоятельность, аккуратность;
- Сформировать потребность в саморазвитии