СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Концепция развития исследовательских способностей дошкольников и младших школьников"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие исследовательских способностей дошкольников и младших школьников - условие для развития духовности, для развития ичности. Необходимо развивать способность смотреть и видеть, наблюдать.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Концепция развития исследовательских способностей дошкольников и младших школьников"»

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ НЕОБХОДИМЫЕ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ПОИСКЕ Задачи: Обучение школьников специальным знаниям и развитие общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Эффективное использование детьми специальных знаний и общих умений и навыков исследовательского поиска в познавательной потребности.

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ НЕОБХОДИМЫЕ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ПОИСКЕ

Задачи:

  • Обучение школьников специальным знаниям и развитие общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.
  • Эффективное использование детьми специальных знаний и общих умений и навыков исследовательского поиска в познавательной потребности.
Специальные исследовательские ЗНАНИЯ - специфические знания о проведении исследования и действий механизмов исследовательского поиска Общие исследовательские УМЕНИЯ и НАВЫКИ: Проводить эксперименты Делать выводы и умозаключения Структурировать материал Работать с текстом Доказывать и защищать свои идеи Видеть проблемы Задавать вопросы Выдвигать гипотезы Давать определение понятиям Классифицировать Наблюдать

Специальные исследовательские ЗНАНИЯ - специфические знания о проведении исследования и действий механизмов исследовательского поиска

Общие исследовательские УМЕНИЯ и НАВЫКИ:

  • Проводить эксперименты
  • Делать выводы и умозаключения
  • Структурировать материал
  • Работать с текстом
  • Доказывать и защищать свои идеи
  • Видеть проблемы
  • Задавать вопросы
  • Выдвигать гипотезы
  • Давать определение понятиям
  • Классифицировать
  • Наблюдать
Методики развития общих исследовательских умений и навыков у школьников. Савенков  Александр Ильич профессор кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета, доктор психологических наук специалист в области диагностики и развития детской одарённости, обучения одарённых детей, психологии исследовательского обучения создатель  научной школы «Психология одарённости и творчества». http://psyjournals.ru/authors/25749.shtml  

Методики развития общих исследовательских умений и навыков у школьников.

Савенков Александр Ильич

профессор кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета, доктор психологических наук специалист в области диагностики и развития детской одарённости, обучения одарённых детей, психологии исследовательского обучения создатель  научной школы «Психология одарённости и творчества».

http://psyjournals.ru/authors/25749.shtml  

Методика исследовательского и проектного обучения школьников Методическое пособие ориентировано на решение практических задач исследовательского и проектного обучения в современной образовательной практике основной школы. Описаны доступные методические приемы и эффективные формы организации исследовательского и проектного обучения школьников в соответствии с ФГОС. Стань исследователем. Рабочая тетрадь для 5-7 классов Современные образовательные стандарты подчеркивают важную роль исследовательской деятельности в обучении ребенка.

Методика исследовательского и проектного обучения школьников

Методическое пособие ориентировано на решение практических задач исследовательского и проектного обучения в современной образовательной практике основной школы. Описаны доступные методические приемы и эффективные формы организации исследовательского и проектного обучения школьников в соответствии с ФГОС.

Стань исследователем. Рабочая тетрадь для 5-7 классов

Современные образовательные стандарты подчеркивают важную роль исследовательской деятельности в обучении ребенка.

Методика исследовательского обучения младших школьников Предлагаемые методические пояснения ориентированы на  решение практических задач исследовательского обучения в образовательной практике современной начальной школы. Описаны доступные методические приемы и эффективные формы организации исследовательского обучения младших школьников. Я - исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. ФГОС Пособие поможет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях. Оно позволяет не только обучать наблюдению и экспериментировать, но и содержит полный ряд исследовательской деятельности от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.

Методика исследовательского обучения младших школьников

Предлагаемые методические пояснения ориентированы на  решение практических задач исследовательского обучения в образовательной практике современной начальной школы. Описаны доступные методические приемы и эффективные формы организации исследовательского обучения младших школьников.

Я - исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. ФГОС

Пособие поможет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях. Оно позволяет не только обучать наблюдению и экспериментировать, но и содержит полный ряд исследовательской деятельности от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.

Методика исследовательского обучения дошкольников.   В данном пособии для воспитателей детских садов и практических психологов изложена общая программа исследовательского обучения в детском саду, описана методика реализации её основных направлений, даны подробные описания тренировочных занятий. 

Методика исследовательского обучения дошкольников.  

В данном пособии для воспитателей детских садов и практических психологов изложена общая программа исследовательского обучения в детском саду, описана методика реализации её основных направлений, даны подробные описания тренировочных занятий. 

"Маленький исследователь. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет"

Это издание входит в комплект тетрадей "Маленький исследователь" с развивающими заданиями и упражнениями для обучения дома и  в детском саду . "Маленький исследователь" создана специально для того, чтобы развивать детскую любознательность и познавательные способности, учить ребенка с удовольствием исследовать  окружающий мир , самостоятельно добывать новые знания, мыслить логически и творчески - стать настоящим маленьким исследователем!

I. Умение видеть проблемы

I. Умение видеть проблемы

Problema – затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему требуются действия направленные на исследование того, что связано с этой проблемой. Методы определения проблемы: 1. Метод шести думательных шляп (Эдвард Де Бон0) 2. Метод наблюдения Задание 1 для развития умения видеть проблему «Посмотри на мир чужими глазами» Критерии оценивания (1 балл) ФИО Разнообразие предложенных проблем Наиболее яркие , интересные и оригинальные ответы  Общепринятая проблема

Problema – затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему требуются действия направленные на исследование того, что связано с этой проблемой.

Методы определения проблемы:

1. Метод шести думательных шляп (Эдвард Де Бон0)

2. Метод наблюдения

Задание 1 для развития умения видеть проблему «Посмотри на мир чужими глазами»

Критерии оценивания (1 балл)

ФИО

Разнообразие предложенных проблем

Наиболее яркие , интересные и оригинальные ответы

Общепринятая проблема

НАБЛЮДЕНИЕ КАК СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭКСКУРСИЯ – как способ стимулирования поисковой активности «В гости к осени» ФИО Целостность картины Большие и маленькие, толстые худые, красивые и не очень  Живое и неживое Оригинальность решений (определение погодных условий) Сколько растений и животных (подсчитать)? Критерии оценивания (1 балл)

НАБЛЮДЕНИЕ КАК СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

ЭКСКУРСИЯ – как способ стимулирования поисковой активности

«В гости к осени»

ФИО

Целостность картины

Большие и маленькие, толстые худые, красивые и не очень

Живое и неживое

Оригинальность решений (определение погодных условий)

Сколько растений и животных (подсчитать)?

Критерии оценивания (1 балл)

НАБЛЮДЕНИЕ КАК СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭКСКУРСИЯ – как способ стимулирования поисковой активности «В гости к осени» ФИО Далеко и близко, высоко и низко Земля, вода, воздух  Видео обзор Критерии оценивания (1 балл)

НАБЛЮДЕНИЕ КАК СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

ЭКСКУРСИЯ – как способ стимулирования поисковой активности

«В гости к осени»

ФИО

Далеко и близко, высоко и низко

Земля, вода, воздух

Видео обзор

Критерии оценивания (1 балл)

НАБЛЮДЕНИЕ КАК СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ «В гости к осени» ЭКСКУРСИЯ – как способ стимулирования поисковой активности В чем особенность изображения?

НАБЛЮДЕНИЕ КАК СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

«В гости к осени»

ЭКСКУРСИЯ – как способ стимулирования поисковой активности

В чем особенность изображения?

НАБЛЮДЕНИЕ КАК СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭКСКУРСИЯ – как способ стимулирования поисковой активности «В гости к осени» Вопросы экскурсии 1. Что вы видите? 2. Что вы видите вокруг себя? 3. Какая природа нас окружает? 4. Назовите элементы или объекты живой природы и неживой природы. 5. Какие растения Вам здесь знакомы? 6. Сфотографируйте растения о которых Вам хотелось бы узнать 7. Охарактеризуйте растения, которые вы видите, при помощи геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, трапеция и т.д.) 8. Какие явления природы вы можете наблюдать? 9. Зарисуйте внешний вид лиственницы сибирской, брусники , береза карликовая, береза повислая, сосна сибирская 10. Сходства и различия сосны сибирской и обыкновенной.

НАБЛЮДЕНИЕ КАК СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

ЭКСКУРСИЯ – как способ стимулирования поисковой активности

«В гости к осени»

Вопросы экскурсии

1. Что вы видите?

2. Что вы видите вокруг себя?

3. Какая природа нас окружает?

4. Назовите элементы или объекты живой природы и неживой природы.

5. Какие растения Вам здесь знакомы?

6. Сфотографируйте растения о которых Вам хотелось бы узнать

7. Охарактеризуйте растения, которые вы видите, при помощи геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, трапеция и т.д.)

8. Какие явления природы вы можете наблюдать?

9. Зарисуйте внешний вид лиственницы сибирской, брусники , береза карликовая, береза повислая, сосна сибирская

10. Сходства и различия сосны сибирской и обыкновенной.

II. Умение выдвигать гипотезы

II. Умение выдвигать гипотезы

Одним из главных базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Гипотеза (др. гречес. - hypothesis) – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Задание 2: Подумаем ГИПОТЕЗА ПРОБЛЕМА Как птицы узнают дорогу? Птицы определяют дорогу по солнцам и звездам Птицы сверху видят растения (деревья, траву и т.д.) они указывают направление полета Птиц ведут те, кто уже знает дорогу на юг Птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним Птицы точно находят дорогу на юг, потому что они ловят специальные сигналы из космоса (провокационная идея) Как птицы узнают дорогу на юг? Почему весной распускаются почки на деревьях? Почему течет вода? Почему бывает день и ночь? Почему самолет летает, а корабль плывет?

Одним из главных базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения.

Гипотеза (др. гречес. - hypothesis) – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений.

Задание 2: Подумаем

ГИПОТЕЗА

ПРОБЛЕМА

Как птицы узнают дорогу?

Птицы определяют дорогу по солнцам и звездам

Птицы сверху видят растения (деревья, траву и т.д.) они указывают направление полета

Птиц ведут те, кто уже знает дорогу на юг

Птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним

Птицы точно находят дорогу на юг, потому что они ловят специальные сигналы из космоса (провокационная идея)

  • Как птицы узнают дорогу на юг?
  • Почему весной распускаются почки на деревьях?
  • Почему течет вода?
  • Почему бывает день и ночь?
  • Почему самолет летает, а корабль плывет?
Гипотезы, предположения, а так же различные провокационные идеи позволяют нам ставить реальные и мысленные эксперименты. Задание 3: При каких обстоятельствах каждый из этих предметов будет очень полезным? При каких обстоятельствах каждый из этих предметов будет очень без полезным? Письменный стол Игрушечный кораблик Букет ромашек Мобильный телефон Нефтяное месторождение  Используйте следующие слова: Может быть Предположим Допустим Возможно Что, если

Гипотезы, предположения, а так же различные провокационные идеи позволяют нам ставить реальные и мысленные эксперименты.

Задание 3:

При каких обстоятельствах каждый из этих предметов будет очень полезным?

При каких обстоятельствах каждый из этих предметов будет очень без полезным?

  • Письменный стол
  • Игрушечный кораблик
  • Букет ромашек
  • Мобильный телефон
  • Нефтяное месторождение

Используйте следующие слова:

Может быть

Предположим

Допустим

Возможно

Что, если

III. Умение задавать вопросы

III. Умение задавать вопросы

II. Умение задавать вопросы Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом побуждая к познанию, приобщая к умственному труду. условные простые безусловные Уточняющие сложные Какими могут быть вопросы? простые Восполняющие сложные

II. Умение задавать вопросы

Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом побуждая к познанию, приобщая к умственному труду.

условные

простые

безусловные

Уточняющие

сложные

Какими могут быть вопросы?

простые

Восполняющие

сложные

Задание 4:  1. Задайте вопросы тому, кто изображен на вашем рисунке.  2. Предположите какие вопросы мог бы задать Вам тот, кто изображен на рисунке.

Задание 4: 1. Задайте вопросы тому, кто изображен на вашем рисунке. 2. Предположите какие вопросы мог бы задать Вам тот, кто изображен на рисунке.

Задание 5: К.И. Чуковский «От двух до пяти»  Рубанок Лопатка Петля Язык Вазелин «Строганок – то, чем строгают Копатка – то, чем копают Колоток – то, чем колотят Цепля – то, чем цепляют Вертуция – то, что вертится Лизык – то, что лижет Мазелин – то, чем мажут Кусарики – то, чем кусают»

Задание 5: К.И. Чуковский «От двух до пяти»

Рубанок

Лопатка

Петля

Язык

Вазелин

«Строганок – то, чем строгают

Копатка – то, чем копают

Колоток – то, чем колотят

Цепля – то, чем цепляют

Вертуция – то, что вертится

Лизык – то, что лижет

Мазелин – то, чем мажут

Кусарики – то, чем кусают»

IV. Умения давать определения понятиям

IV. Умения давать определения понятиям

Понятие - одна из форм логического мышления. Что бы узнать как развита у ребенка способность к обобщению и формулированию понятий, используют разные методы. Описание как прием предполагает перечисление внешних черт предмета. Характеристика – прием предполагает перечисление не только внешних признаков, но и внутренние существенные свойства человека, явления, предмета. Сравнение – прием позволяет выявить сходства и различия предметов Игра «Кот в мешке» Игра «Описание фигур» Различение – прием позволяющий установить отличие данного предмета от сходных с ним. Пронаблюдать и описать поведение животного

Понятие - одна из форм логического мышления. Что бы узнать как развита у ребенка способность к обобщению и формулированию понятий, используют разные методы.

Описание как прием предполагает перечисление внешних черт предмета.

Характеристика – прием предполагает перечисление не только внешних признаков, но и внутренние существенные свойства человека, явления, предмета.

Сравнение – прием позволяет выявить сходства и различия предметов

Игра «Кот в мешке»

Игра «Описание фигур»

Различение – прием позволяющий установить отличие данного предмета от сходных с ним.

Пронаблюдать и описать поведение животного

Понятие - одна из форм логического мышления. Что бы узнать как развита у ребенка способность к обобщению и формулированию понятий, используют разные методы. Характеристика – прием предполагает перечисление не только внешних признаков, но и внутренние существенные свойства человека, явления, предмета.

Понятие - одна из форм логического мышления. Что бы узнать как развита у ребенка способность к обобщению и формулированию понятий, используют разные методы.

Характеристика – прием предполагает перечисление не только внешних признаков, но и внутренние существенные свойства человека, явления, предмета.

Понятие - одна из форм логического мышления. Что бы узнать как развита у ребенка способность к обобщению и формулированию понятий, используют разные методы. Сравнение – прием позволяет выявить сходства и различия предметов

Понятие - одна из форм логического мышления. Что бы узнать как развита у ребенка способность к обобщению и формулированию понятий, используют разные методы.

Сравнение – прием позволяет выявить сходства и различия предметов

Понятие - одна из форм логического мышления. Что бы узнать как развита у ребенка способность к обобщению и формулированию понятий, используют разные методы. Различение – прием позволяющий установить отличие данного предмета от сходных с ним.

Понятие - одна из форм логического мышления. Что бы узнать как развита у ребенка способность к обобщению и формулированию понятий, используют разные методы.

Различение – прием позволяющий установить отличие данного предмета от сходных с ним.

V. Умения классифицировать

V. Умения классифицировать

Правила классификации 1. Члены деления должны быть непересекающимися (исключать друг друга) 2. Деление на каждом этапе осуществляется только по одному признаку 3. Деление должно быть соразмерным6: объем делимого понятия равен объединению объемов членов деления 4. Основание классификации должно быть детерминировано признаком, существенным для решения задачи с помощью данной классификации 5. Классификация проводится по существенным признакам (естественная классификация) и несущественным (вспомогательная классификация). При естественной классификации, зная к какой группе принадлежит предмет, мы можем судить о его свойствах

Правила классификации

1. Члены деления должны быть непересекающимися (исключать друг друга)

2. Деление на каждом этапе осуществляется только по одному признаку

3. Деление должно быть соразмерным6: объем делимого понятия равен объединению объемов членов деления

4. Основание классификации должно быть детерминировано признаком, существенным для решения задачи с помощью данной классификации

5. Классификация проводится по существенным признакам (естественная классификация) и несущественным (вспомогательная классификация).

При естественной классификации, зная к какой группе принадлежит предмет, мы можем судить о его свойствах

Задание «Найди лишнее»

Задание «Найди лишнее»

VI. Умения наблюдать

VI. Умения наблюдать

Методики оценки уровней развития способностей к исследованию и проектированию

Методики оценки уровней развития способностей к исследованию и проектированию

Методика оценки исследовательских способностей школьников

Методика оценки исследовательских способностей школьников

Методика оценки способностей школьников к проектированию

Методика оценки способностей школьников к проектированию

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!