КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ НЕОБХОДИМЫЕ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ПОИСКЕ
Задачи:
- Обучение школьников специальным знаниям и развитие общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.
- Эффективное использование детьми специальных знаний и общих умений и навыков исследовательского поиска в познавательной потребности.
Специальные исследовательские ЗНАНИЯ - специфические знания о проведении исследования и действий механизмов исследовательского поиска
Общие исследовательские УМЕНИЯ и НАВЫКИ:
- Проводить эксперименты
- Делать выводы и умозаключения
- Структурировать материал
- Работать с текстом
- Доказывать и защищать свои идеи
- Видеть проблемы
- Задавать вопросы
- Выдвигать гипотезы
- Давать определение понятиям
- Классифицировать
- Наблюдать
Методики развития общих исследовательских умений и навыков у школьников.
Савенков Александр Ильич
профессор кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета, доктор психологических наук специалист в области диагностики и развития детской одарённости, обучения одарённых детей, психологии исследовательского обучения создатель научной школы «Психология одарённости и творчества».
http://psyjournals.ru/authors/25749.shtml
Методика исследовательского и проектного обучения школьников
Методическое пособие ориентировано на решение практических задач исследовательского и проектного обучения в современной образовательной практике основной школы. Описаны доступные методические приемы и эффективные формы организации исследовательского и проектного обучения школьников в соответствии с ФГОС.
Стань исследователем. Рабочая тетрадь для 5-7 классов
Современные образовательные стандарты подчеркивают важную роль исследовательской деятельности в обучении ребенка.
Методика исследовательского обучения младших школьников
Предлагаемые методические пояснения ориентированы на решение практических задач исследовательского обучения в образовательной практике современной начальной школы. Описаны доступные методические приемы и эффективные формы организации исследовательского обучения младших школьников.
Я - исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. ФГОС
Пособие поможет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях. Оно позволяет не только обучать наблюдению и экспериментировать, но и содержит полный ряд исследовательской деятельности от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.
Методика исследовательского обучения дошкольников.
В данном пособии для воспитателей детских садов и практических психологов изложена общая программа исследовательского обучения в детском саду, описана методика реализации её основных направлений, даны подробные описания тренировочных занятий.
"Маленький исследователь. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет"
Это издание входит в комплект тетрадей "Маленький исследователь" с развивающими заданиями и упражнениями для обучения дома и в детском саду . "Маленький исследователь" создана специально для того, чтобы развивать детскую любознательность и познавательные способности, учить ребенка с удовольствием исследовать окружающий мир , самостоятельно добывать новые знания, мыслить логически и творчески - стать настоящим маленьким исследователем!
I. Умение видеть проблемы
Problema – затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему требуются действия направленные на исследование того, что связано с этой проблемой.
Методы определения проблемы:
1. Метод шести думательных шляп (Эдвард Де Бон0)
2. Метод наблюдения
Задание 1 для развития умения видеть проблему «Посмотри на мир чужими глазами»
Критерии оценивания (1 балл)
ФИО
Разнообразие предложенных проблем
Наиболее яркие , интересные и оригинальные ответы
Общепринятая проблема
НАБЛЮДЕНИЕ КАК СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ЭКСКУРСИЯ – как способ стимулирования поисковой активности
«В гости к осени»
ФИО
Целостность картины
Большие и маленькие, толстые худые, красивые и не очень
Живое и неживое
Оригинальность решений (определение погодных условий)
Сколько растений и животных (подсчитать)?
Критерии оценивания (1 балл)
НАБЛЮДЕНИЕ КАК СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ЭКСКУРСИЯ – как способ стимулирования поисковой активности
«В гости к осени»
ФИО
Далеко и близко, высоко и низко
Земля, вода, воздух
Видео обзор
Критерии оценивания (1 балл)
НАБЛЮДЕНИЕ КАК СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
«В гости к осени»
ЭКСКУРСИЯ – как способ стимулирования поисковой активности
В чем особенность изображения?
НАБЛЮДЕНИЕ КАК СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ЭКСКУРСИЯ – как способ стимулирования поисковой активности
«В гости к осени»
Вопросы экскурсии
1. Что вы видите?
2. Что вы видите вокруг себя?
3. Какая природа нас окружает?
4. Назовите элементы или объекты живой природы и неживой природы.
5. Какие растения Вам здесь знакомы?
6. Сфотографируйте растения о которых Вам хотелось бы узнать
7. Охарактеризуйте растения, которые вы видите, при помощи геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, трапеция и т.д.)
8. Какие явления природы вы можете наблюдать?
9. Зарисуйте внешний вид лиственницы сибирской, брусники , береза карликовая, береза повислая, сосна сибирская
10. Сходства и различия сосны сибирской и обыкновенной.
II. Умение выдвигать гипотезы
Одним из главных базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения.
Гипотеза (др. гречес. - hypothesis) – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений.
Задание 2: Подумаем
ГИПОТЕЗА
ПРОБЛЕМА
Как птицы узнают дорогу?
Птицы определяют дорогу по солнцам и звездам
Птицы сверху видят растения (деревья, траву и т.д.) они указывают направление полета
Птиц ведут те, кто уже знает дорогу на юг
Птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним
Птицы точно находят дорогу на юг, потому что они ловят специальные сигналы из космоса (провокационная идея)
- Как птицы узнают дорогу на юг?
- Почему весной распускаются почки на деревьях?
- Почему течет вода?
- Почему бывает день и ночь?
- Почему самолет летает, а корабль плывет?
Гипотезы, предположения, а так же различные провокационные идеи позволяют нам ставить реальные и мысленные эксперименты.
Задание 3:
При каких обстоятельствах каждый из этих предметов будет очень полезным?
При каких обстоятельствах каждый из этих предметов будет очень без полезным?
- Письменный стол
- Игрушечный кораблик
- Букет ромашек
- Мобильный телефон
- Нефтяное месторождение
Используйте следующие слова:
Может быть
Предположим
Допустим
Возможно
Что, если
III. Умение задавать вопросы
II. Умение задавать вопросы
Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом побуждая к познанию, приобщая к умственному труду.
условные
простые
безусловные
Уточняющие
сложные
Какими могут быть вопросы?
простые
Восполняющие
сложные
Задание 4: 1. Задайте вопросы тому, кто изображен на вашем рисунке. 2. Предположите какие вопросы мог бы задать Вам тот, кто изображен на рисунке.
Задание 5: К.И. Чуковский «От двух до пяти»
Рубанок
Лопатка
Петля
Язык
Вазелин
«Строганок – то, чем строгают
Копатка – то, чем копают
Колоток – то, чем колотят
Цепля – то, чем цепляют
Вертуция – то, что вертится
Лизык – то, что лижет
Мазелин – то, чем мажут
Кусарики – то, чем кусают»
IV. Умения давать определения понятиям
Понятие - одна из форм логического мышления. Что бы узнать как развита у ребенка способность к обобщению и формулированию понятий, используют разные методы.
Описание как прием предполагает перечисление внешних черт предмета.
Характеристика – прием предполагает перечисление не только внешних признаков, но и внутренние существенные свойства человека, явления, предмета.
Сравнение – прием позволяет выявить сходства и различия предметов
Игра «Кот в мешке»
Игра «Описание фигур»
Различение – прием позволяющий установить отличие данного предмета от сходных с ним.
Пронаблюдать и описать поведение животного
Понятие - одна из форм логического мышления. Что бы узнать как развита у ребенка способность к обобщению и формулированию понятий, используют разные методы.
Характеристика – прием предполагает перечисление не только внешних признаков, но и внутренние существенные свойства человека, явления, предмета.
Понятие - одна из форм логического мышления. Что бы узнать как развита у ребенка способность к обобщению и формулированию понятий, используют разные методы.
Сравнение – прием позволяет выявить сходства и различия предметов
Понятие - одна из форм логического мышления. Что бы узнать как развита у ребенка способность к обобщению и формулированию понятий, используют разные методы.
Различение – прием позволяющий установить отличие данного предмета от сходных с ним.
V. Умения классифицировать
Правила классификации
1. Члены деления должны быть непересекающимися (исключать друг друга)
2. Деление на каждом этапе осуществляется только по одному признаку
3. Деление должно быть соразмерным6: объем делимого понятия равен объединению объемов членов деления
4. Основание классификации должно быть детерминировано признаком, существенным для решения задачи с помощью данной классификации
5. Классификация проводится по существенным признакам (естественная классификация) и несущественным (вспомогательная классификация).
При естественной классификации, зная к какой группе принадлежит предмет, мы можем судить о его свойствах
Задание «Найди лишнее»
VI. Умения наблюдать
Методики оценки уровней развития способностей к исследованию и проектированию
Методика оценки исследовательских способностей школьников
Методика оценки способностей школьников к проектированию
Спасибо за внимание!