«Нормы русского языка »
Цель исследования:
Грамотно писать, правильно и выразительно выражать свои мысли .
Задачи:
1) Выяснить типичные ошибки;
2) Определить причины отступлений от норм;
3) Создать таблицы о правильном произношении слов и правилах правописания;
4) Вызвать интерес к изучению родного языка;
5) Владеть нормами лингвистики.
Чем меньше у человека культуры, тем беднее его умственные и этические интересы…. В. Сухомлинский
Будь грамотным и культурным! Культурный человек – человек, владеющий нормами русского языка…
в начале 98-ого года был принят этот Закон, где говорится об обязательном введении курса русского языка, культуры речи во все ВУЗы страны и принятии особых мер в повышении уровня грамотности населения
«Русский язык и культура речи »
2006 - 2010 – Целевая программа
«Русский язык»
2007- Год русского языка
2007 -2008 – форумы и конференции
Словарь
1998г – создание Закона о защите Русского языка.
2009г – День словаря
Существует словарь современного языка(131000 слов и 1,5 миллиона словоформ)
Неологизмы , фразеологизмы, молодежная субкультура, (компьютерная лексика, Интернет- жаргон )
Изучайте нормы языка!!!
в начале 98-ого года был принят этот Закон, где говорится об обязательном введении курса русского языка, культуры речи во все ВУЗы страны и принятии особых мер в повышении уровня грамотности населения
Нормы языка
Речевые (Лексические)
Орфоэпические
Нормы языка
Орфографические
Синтаксические
Лексические нормы
- Узкоспециализированная лексика.
- Неологизмы.(«много особенностей в характерах» вместо «много различий в характерах»)
- Паронимы ( проблематичный – проблемный; праздничный- праздный)
Орфоэпические нормы
Знайте особенности русского ударения, произносите слова правильно и точно:
ДОС У Г, И СКРА, УПР О ЧЕНИЕ, ОБЕСП Е ЧЕНИЕ , МЫШЛ Е НИЕ
Каковы причины?
- Многие родители не имеют высшего образования (60%).
- Влияние местных диалектов ( узус – это умение применять сложившие традиции языковых единиц ).
- Несерьезное отношение школьников к этой науке.
- Искажение слов.
Ставь в словах правильное ударение!
Ударение на первом слоге
Ударение на втором слоге
Августовский
слИвовый
грУшевый
бАнты
тОрты
блАговест
вЕрба
кУхонный
кАшлянуть
сОгнутый
тУфля
цепОчкак
кварАл
корЫсть
нанЯвший
нагнУтый
ппризЫвный
столЯр
экспЕрт
закУпорить
донЕльзя
завИдно
Ударное оконч. гл. пр. вр
Ударное оконч. гл. наст. времени
создалА
бралА
бралАсь
взялА
отозвалаА
влилАсь
гналА
ждалА
рвалА
занялА
лилАсь
лгалА
клалА
звонИт
наделИт
насорИт
одолжИт
округлИт
Запомни правильные ударения!
Уд.на вод
Наречия
водопровОд
газопровОд
От значений
дОнизу
дОверху
нАверх
Ударное оконч. стр. прич. ж. рода
БрОня-бронЯ
(защ.)
заржавЕть - заржАветть
Причастия
запертА
налитА
Лососевый
Соплемён -
ный
Еретик
Избалован -
ный
Грамматические нормы
- Родительный падеж мн.числа (яблок, помидор ов , болгар, якут ов );
- Существительные мн.числа (договор ы , флот ы , профессор а , директор а ,);
- Употребление предлогов (заплатить за проезд);
- Формы числительных (о пятист ах книгах).
Грамматика
- Формы числительных от 50 до 80, 500-900 (о пятист ах книгах);
- Ошибки в образовании формы слова: красив ее , более красив ый , красивейший, самый красив ый .
Орфографические нормы.
№
Типы ошибок
1
Проверяемая гласная в корне слова
5Б
2
Непроверяемая гласная в корне слова
10
7А
15
9Б
7
11
7
9
5
4
4
№
1
Типы ошибок
2
-
Одна и две Н в словах
7А
НЕ с разными частями речи
-
--
16
9Б
6
14
11
6
4
3
Синтаксические нормы
Нужно чувствовать язык, его «синтаксический строй», нужно видеть семантическую связь между словами.
Схемы.
- , и , и .
- , сущ.
- [ ] и [ ] .
- [ ], (что) и (что) .
- [ ], (кто) и (почему).
Анализ проверочных работ.
№
9А (19 чел.)
Оценка успеваемости
5
4
2
1
5
3
9Б (20 чел.)
2
4
7
5
4
7
4
4
4
3
8
4
2
7
9
1
5
2
Текст…Устройство сложного высказывания:
- Языковое;
- Выражение конкретного содержания;
- Организация объективного
- содержания мысли в жанрово -композиционном строении;
Причины отсутствия культуры речи .
- Снижение интереса к чтению литературы;
- «Помощники» типа сборников сочинений;
- у меньшение штата корректоров.
Вера в сохранение русского языка.
- Огромный интеллектуальный потенциал русского народа .
- Мероприятия и финансовые поддержки государства .
- Новые словари .
- Чтение произведений мастеров слова.
- Занятие самообразованием.
Правильная и богатая речь.
- Стилистическая чуткость;
- Чувство такта;
- Владение речью как «скульптор резцом».
Основные достоинства грамотной литературной речи.
- Правильность .
- Чистота .
- Богатство и разнообразие .
- Точность и логичность .
- Выразительность, образность, яркость .
- Ясность, понятливость, доступность.
Язык не выбирают…
Русский язык действительно «великий, могучий и правдивый, свободный». Его нужно изучать…
Мои советы.
- Учите правила с 1-го класса, применяйте их на письме.
- Умейте логически мыслить.
- Читайте больше художественной литературы.
- Становитесь наставниками!
- Занимайтесь самообразованием.
- Создавайте свои алгоритмы.
- Будьте компетентными учениками!