Просмотр содержимого документа
«Презентация. Л.Толстой "Война и мир". Военная кампания России против Франции (1805-1812 гг.). Бородинская битва. Народ на войне 1812 года. Партизанская война в романе. Кутузов и Наполеон в авторской оценке.»
Тема. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир». Правдивое изображение войны и русских солдат — художественное открытие Л. Н. Толстого. Бородинская битва — величайшее проявление русского патриотизма, кульминационный момент романа. «Дубина народной войны», партизанская война в романе. Образы Тихона Щербатого и Платона Каратаева, их отношение к войне. Народный полководец Кутузов. Кутузов и Наполеон в авторской оценке. Проблема русского национального характера. Осуждение жестокости войны в романе. Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя.
- Цель занятия: рассказать про военную кампанию России против Франции (1805-1812 гг.), дать исторические сведения про Александра I, Кутузова, Наполеона и рассмотреть видение этих людей Л.Н.Толстым на страницах романа «Война и мир»; показать, как раскрывается характер героев в экстремальной ситуации, раскрыть суть теории Толстого о роли личности в истории; развивать навыки анализа текста, учить ориентироваться в исторических событиях, развивать способности обосновывать свою оценку прочитанного, а также умение выразительного чтения художественного произведения, развивать речь и мышление; содействовать формированию представлений о чести, долге, мужестве, героизме; формировать общечеловеческие ценности: добро, милосердие, взаимопонимание.
Исторические справки: А) краткое сообщение про Александра I; Б) краткое сообщение про Наполеона.
- Кстати, в то время и позднее, имя Наполеона было популярным: его хвалили и ругали, им восхищались.
- - Вспомните литературные произведения, где б Наполеон владел мыслями героев.
- - Где мы впервые встречаемся с мыслями про Наполеона в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого?
- - Какие оценки ему дают властители дум?
О планах Наполеона. Война 1805-1807 гг.
- Как Толстой изображает войну за рубежом в романе?
- - Как Л.Н.Толстой описывает поведение Кутузова на военном совете перед битвой возле Аустерлица?
- - Какой приказ перед битвой издает Наполеон?
- - Как описывает Толстой Наполеона перед боем?
- - Как Толстой описывает Кутузова, когда русская армия отступала?
- - Чем закончилась война для России?
- - Каковы причины поражения в романе Толстого?
О подписании мирного договора в Тильзите.
- - Как в романе Толстой описывает подписание мирного договора?
- - Как Толстой описывает отношение Наполеона к русским воинам?
- Через несколько лет планы Наполеона изменились. Он поставил перед собой задачу – завладеть миром: «Я буду властителем мира, остается только Россия».
- - Как войну 1812 года описывает Толстой в романе?
Историческая справка о Кутузове
Бородинская битва.
- Как Толстой описывает Бородинское сражение в романе? - Как Л.Н.Толстой описывает народ на войне 1812 года? - Цель народа на войне 1812 года.
Народ – это движущая сила истории. А какова же роль личности в истории? - Как изображен Кутузов в романе? - Как Толстой изображает Наполеона в романе?
Кутузов
- Подчинение интересам народа:
Наполеон
1. Проявление культа личности:
А) скромность и простота,
А) высокомерие и тщеславие,
Б) искренность и правдивость,
В) гуманное отношение к побежденным.
Б) лицемерие и позерство,
В) жестокость и вероломство.
2. Верность долгу и армии.
3. Народный характер его деятельности.
2. Предательство по отношению к своей армии.
3. Антинародный характер деятельности.
Толстой был убежден в том, что историю творят народы, поэтому в произведении он выступает против культа личности, отрицает роль гения полководца в исходе сражения.
- Чтение стихотворения Лермонтова «Два великана».
Отступление. Партизанская война.
- Как Толстой описывает партизанскую войну в романе? - Отступление войск Наполеона в романе.
- Война 1812 года в искусстве
Живопись
Художник Смирнов А.Ф.
Герасим Курин
Василиса Кожина
Пожар Москвы
Александр Юрьевич Аверьянов. Тарутино. 1812 год. 2002
Г. Д. Алексеев. Ополчение 1812 года.
Алексей Кившенко. Военный совет в Филях в 1812 году. 1882.
Литература
Кинематограф
Архитектура
КРОССВОРД Центральное слово: «Зерно моего романа», - говорил Л.Н. Толстой про… 1.Артиллерийское подразделение, которым руководил генерал Раевский. 2.Ученик Суворова. 3.В день Бородинской битвы его войска разместились в центре. 4.«Кто они? Зачем они бегут?.. Убить меня? Меня, кого так любят все» Кому принадлежат эти слова? 5.Эту должность занимал при Кутузове Андрей Болконский. 6.«Капитан с красным носом, пострадавший за синюю шинель». 7.Командующий 2-й российской армией (1812 г.) 8.Один из героев партизанской войны 1812 года.
2
7
4
1
3
8
5
6
2 К
У
Т
7Б
А
У
4 Р
О
З
Г
1Б
Р
С
А
О
В
Т
3Р
Т
А
8Д
5 А
Т
О
А
А
Е
В
Р
6 Т
И
Н
Д
Е
Ъ
В
Е
О
И
И
Н
Я
М
С
Ю
С
Т
К
О
О
В
Х
И
А
Н
Й
И
Т
Н
Рефлексия урока. Студенты осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
- Сегодня я узнал…
- Было трудно…
- Было интересно…
- Я выполнял задания…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я почувствовал, что…
- Я приобрел…
- Я научился…
- У меня получилось…
- Я смог…
- Я попробую…
- Меня удивило…
- Урок дал мне для жизни…
- Мне захотелось…
Домашнее задание
Написать сочинение:
«Кто ж они, настоящие герои?» или
«Народ на войне 1812 года».