СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Мария Клавдиевна Тенишева"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация может быть использована на уроках литературы Смоленщины при изучении данной темы и во внекласснойдеятельности.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Мария Клавдиевна Тенишева"»

МБОУ «СШ № 36 имени генерала А.М. Городнянского» города Смоленска «Жизнь и деятельность М.К.Тенишевой на Смоленщине»   Проект выполнила   ученица 7 класса «А»     Науменкова Елизавета.         Учитель- Лютикас Наталья Петровна 2016-2017 учебный год

МБОУ «СШ № 36 имени генерала А.М. Городнянского» города Смоленска

«Жизнь и деятельность М.К.Тенишевой на Смоленщине»

Проект выполнила

ученица 7 класса «А»

Науменкова Елизавета.

Учитель- Лютикас Наталья Петровна

2016-2017 учебный год

содержание Ведение Детство Жизнь в Париже Меценатская деятельность М. К. Тенишевой Талашкино Вывод Список литературы

содержание

  • Ведение
  • Детство
  • Жизнь в Париже
  • Меценатская деятельность М. К. Тенишевой
  • Талашкино
  • Вывод
  • Список литературы
Введение  Имя  Тенишевой, конечно, знакомо каждому образованному русскому человеку. В культурной жизни России с конца прошлого века и до самой войны Тенишева играла роль  заметную и очень своеобразную. Ее личные дарования были многосторонни. Еще более широки были ее интересы, и в соответствии с этим ее деятельность коснулась самых различных областей, начиная с сельского хозяйства и кончая организацией русских спектаклей в Париже.  Имя Марии Клавдиевны Тенишевой связано со многими просветительными делами на благо России, но для нас оно более всего олицетворяется с тем, что вобрало в себя ёмкое и многогранное понятие «Талашкино».

Введение Имя  Тенишевой, конечно, знакомо каждому образованному русскому человеку. В культурной жизни России с конца прошлого века и до самой войны Тенишева играла роль  заметную и очень своеобразную. Ее личные дарования были многосторонни. Еще более широки были ее интересы, и в соответствии с этим ее деятельность коснулась самых различных областей, начиная с сельского хозяйства и кончая организацией русских спектаклей в Париже. Имя Марии Клавдиевны Тенишевой связано со многими просветительными делами на благо России, но для нас оно более всего олицетворяется с тем, что вобрало в себя ёмкое и многогранное понятие «Талашкино».

  Так сложилась судьба, что М. К. Тенишева всю жизнь была тесно связана со Смоленщиной. Именно в Талашкине, благодаря неутомимой деятельности, природной даровитости и таланту, прекрасным организаторским способностям М. К. Тенишевой, на рубеже XIX-XX веков возник своеобразный центр художественной жизни России. В Талашкине бывали, плодотворно работали известные деятели культуры И. Е. Репин, А. Н. Бенуа, К. А. Коровин, М. А. Врубель, С. Б. Малютин, Н. К. Рерих, П. П. Трубецкой, И. Ф. Стравинский,  С. П. Дягилев и др.  Для самой Марии Клавдиевны Талашкино было одним из самых дорогих её сердцу начинаний.   

  Так сложилась судьба, что М. К. Тенишева всю жизнь была тесно связана со Смоленщиной. Именно в Талашкине, благодаря неутомимой деятельности, природной даровитости и таланту, прекрасным организаторским способностям М. К. Тенишевой, на рубеже XIX-XX веков возник своеобразный центр художественной жизни России. В Талашкине бывали, плодотворно работали известные деятели культуры И. Е. Репин, А. Н. Бенуа, К. А. Коровин, М. А. Врубель, С. Б. Малютин, Н. К. Рерих, П. П. Трубецкой, И. Ф. Стравинский, С. П. Дягилев и др. Для самой Марии Клавдиевны Талашкино было одним из самых дорогих её сердцу начинаний.  

Детство Драматические испытания преследовали будущую княгиню Тенишеву, начиная с самого момента ее появления на свет. Мария была незаконнорожденной дочерью и с первых дней жизни носила другие отчество и фамилию и звалась Марией Морицовной фон Дезен. Поскольку на обстоятельства рождения девочки в семье было наложено негласное табу, неясной осталась даже точная дата рождения. Настоящая дата ее рождения опубликована  в России была совсем недавно  - 20 мая /1 июня/ 1858 года.

Детство

Драматические испытания преследовали будущую княгиню Тенишеву, начиная с самого момента ее появления на свет. Мария была незаконнорожденной дочерью и с первых дней жизни носила другие отчество и фамилию и звалась Марией Морицовной фон Дезен. Поскольку на обстоятельства рождения девочки в семье было наложено негласное табу, неясной осталась даже точная дата рождения. Настоящая дата ее рождения опубликована  в России была совсем недавно  - 20 мая /1 июня/ 1858 года.

Отчим Марии был богатым и знатным петербуржцем. Гувернанток и нянек у Марии в детстве хватало, а простой материнской любви, на которую вправе рассчитывать любой ребенок, – увы. “Дитя греха” не давало матери выкинуть из памяти то, о чем она предпочитала поскорее забыть. Страх перед матерью мешает полноте жизни, девочка трепетала перед ней. «Ее черные строгие глаза леденили меня… Мне было жутко…», - вспоминает Тенишева.

Отчим Марии был богатым и знатным петербуржцем. Гувернанток и нянек у Марии в детстве хватало, а простой материнской любви, на которую вправе рассчитывать любой ребенок, – увы. “Дитя греха” не давало матери выкинуть из памяти то, о чем она предпочитала поскорее забыть. Страх перед матерью мешает полноте жизни, девочка трепетала перед ней. «Ее черные строгие глаза леденили меня… Мне было жутко…», - вспоминает Тенишева.

Так сложилось, что она не была любима в своей семье, и это наложило особый отпечаток на её тонкую и впечатлительную натуру. Испытывая острое чувство одиночества, она всем существом тянулась к природе и искусству, инстинктивно стремясь прикоснуться к тайне заключённой в них Божественной красоты. Первыми наставниками её были книги: она много и страстно читала, глубоко проникаясь содержанием книг и переживаниями героев.

Так сложилось, что она не была любима в своей семье, и это наложило особый отпечаток на её тонкую и впечатлительную натуру. Испытывая острое чувство одиночества, она всем существом тянулась к природе и искусству, инстинктивно стремясь прикоснуться к тайне заключённой в них Божественной красоты. Первыми наставниками её были книги: она много и страстно читала, глубоко проникаясь содержанием книг и переживаниями героев.

Одним из любимейших занятий Марии было созерцание произведений искусства — картин и скульптур. «Когда в доме всё затихало, я неслышно, на цыпочках, пробиралась в гостиную, оставив туфли за дверью. Там мои друзья — картины... Проходили незаметные счастливые часы... Я думала: как это может человек сделать так, как будто всё, что я вижу, — настоящее, живое? Художники, должно быть, лучше, добрее других людей, у них, наверное, сердце чище, душа благороднее? Насмотревшись, я убегала в свою комнату, лихорадочно хватаясь за краски, — но мне никак не удавалось сделать так же хорошо, как этим ''чудным'' людям, художникам», — вспоминала Мария Клавдиевна.

Одним из любимейших занятий Марии было созерцание произведений искусства — картин и скульптур. «Когда в доме всё затихало, я неслышно, на цыпочках, пробиралась в гостиную, оставив туфли за дверью. Там мои друзья — картины... Проходили незаметные счастливые часы... Я думала: как это может человек сделать так, как будто всё, что я вижу, — настоящее, живое? Художники, должно быть, лучше, добрее других людей, у них, наверное, сердце чище, душа благороднее? Насмотревшись, я убегала в свою комнату, лихорадочно хватаясь за краски, — но мне никак не удавалось сделать так же хорошо, как этим ''чудным'' людям, художникам», — вспоминала Мария Клавдиевна.

Первые уроки девочка получила дома. Уроки музыки ей давала гувернантка Софья Павловна, «безжалостно вконец убивая во мне охоту своим бездушным преподаванием. Я ненавидела эти уроки и бросила музыку при первой же возможности. Кроме того, ко мне стала приходить учительница пения, с которой я начала сольфеджио. Она предсказала мне хороший голос. Пение мне нравилось». Закрывшись в своей комнате, девочка даже рисковала петь романсы «На заре туманной юности», «Как сладко с тобой мне быть», «Не скажу никому».

Первые уроки девочка получила дома. Уроки музыки ей давала гувернантка Софья Павловна, «безжалостно вконец убивая во мне охоту своим бездушным преподаванием. Я ненавидела эти уроки и бросила музыку при первой же возможности. Кроме того, ко мне стала приходить учительница пения, с которой я начала сольфеджио. Она предсказала мне хороший голос. Пение мне нравилось». Закрывшись в своей комнате, девочка даже рисковала петь романсы «На заре туманной юности», «Как сладко с тобой мне быть», «Не скажу никому».

Девочку отдают в гимназию М.П. Спешневой и М.Д. Дурново. Общество было озабочено поднятием образования женщин, и новое учебное заведение было приближено к курсу мужских гимназий, а это открывало путь к высшему образованию, «ко всякой серьезной деятельности». К гимназии были привлечены выдающиеся педагоги того времени. Сама Мария Петровна Спешнева обладала редкой наблюдательностью и отзывчивостью, а также  «… даром незаметно, но сильно влиять на пробуждение хороших начал в юных душах учениц».

Девочку отдают в гимназию М.П. Спешневой и М.Д. Дурново. Общество было озабочено поднятием образования женщин, и новое учебное заведение было приближено к курсу мужских гимназий, а это открывало путь к высшему образованию, «ко всякой серьезной деятельности». К гимназии были привлечены выдающиеся педагоги того времени. Сама Мария Петровна Спешнева обладала редкой наблюдательностью и отзывчивостью, а также «… даром незаметно, но сильно влиять на пробуждение хороших начал в юных душах учениц».

Мария Клавдиевна в детстве

Мария Клавдиевна в детстве

Жизнь в Париже Живя в атмосфере, чуждой каким-либо духовным и эстетическим запросам, не в силах более терпеть семейные неурядицы, Мария решилась на первый серьезный, самостоятельный поступок, почти немыслимый для благородной женщины конца XIX века, – будучи одаренной великолепным голосом, от которого все приходили в восторг, она однажды, вопреки желанию родных, принимает смелое решение — по совету известного педагога и солиста Мариинского театра И.П. Прянишникова едет в Париж обучаться пению.

Жизнь в Париже

Живя в атмосфере, чуждой каким-либо духовным и эстетическим запросам, не в силах более терпеть семейные неурядицы, Мария решилась на первый серьезный, самостоятельный поступок, почти немыслимый для благородной женщины конца XIX века, – будучи одаренной великолепным голосом, от которого все приходили в восторг, она однажды, вопреки желанию родных, принимает смелое решение — по совету известного педагога и солиста Мариинского театра И.П. Прянишникова едет в Париж обучаться пению.

 Но однажды начинающей певице популярно объяснили, как тернист путь к славе. Русская певица была молода и красива, а нравы тогдашнего сценического искусства не многим отличались от нынешних. Мария жертвовать нравственными принципами не хотела. Но и попытки добиться успеха самостоятельно потерпели крах. Устроиться на профессиональную сцену никак не удавалось, привезенные из России скудные средства таяли на глазах.

Но однажды начинающей певице популярно объяснили, как тернист путь к славе. Русская певица была молода и красива, а нравы тогдашнего сценического искусства не многим отличались от нынешних. Мария жертвовать нравственными принципами не хотела. Но и попытки добиться успеха самостоятельно потерпели крах. Устроиться на профессиональную сцену никак не удавалось, привезенные из России скудные средства таяли на глазах.

Очень вовремя рядом с Марией оказалась подруга детства княжна Екатерина Святополк-Четвертинская («Киту») – женщина близкой судьбы, схожих взглядов на жизнь и эстетических вкусов. Именно она предложила вернуться на родину, сначала в смоленскую лесную глушь – в только что купленное ей имение Талашкино, а потом и в Петербург.

Очень вовремя рядом с Марией оказалась подруга детства княжна Екатерина Святополк-Четвертинская («Киту») – женщина близкой судьбы, схожих взглядов на жизнь и эстетических вкусов. Именно она предложила вернуться на родину, сначала в смоленскую лесную глушь – в только что купленное ей имение Талашкино, а потом и в Петербург.

Меценатская деятельность М. К. Тенишевой   В 1891 году Мария Клавдиевна познакомилась с И.Е. Репиным, и это имело для нее исключительное значение, она включается в активную меценатскую деятельность. Первым начинанием в этом плане явилась организация в собственном доме бесплатной рисовальной студии по подготовке талантливой молодежи для Академии художеств, которая открылась 16 ноября 1894 года.

Меценатская деятельность М. К. Тенишевой

  В 1891 году Мария Клавдиевна познакомилась с И.Е. Репиным, и это имело для нее исключительное значение, она включается в активную меценатскую деятельность. Первым начинанием в этом плане явилась организация в собственном доме бесплатной рисовальной студии по подготовке талантливой молодежи для Академии художеств, которая открылась 16 ноября 1894 года.

 Руководил ею И.Е. Репин. Ему помогали А.А.Куренной, П.Е. Мясоедов, Д.А. Щирбиновский. В студию поступали те молодые художники, которые из-за слабой подготовки не сдали экзаменов в Академию художеств. Таким образом, путь к академическому классу И.Е.Репина для многих прошел через студию. В 1897 году Тенишева, опять же при содействии И.Е. Репина, открыла рисовальную школу в Смоленске.

Руководил ею И.Е. Репин. Ему помогали А.А.Куренной, П.Е. Мясоедов, Д.А. Щирбиновский. В студию поступали те молодые художники, которые из-за слабой подготовки не сдали экзаменов в Академию художеств. Таким образом, путь к академическому классу И.Е.Репина для многих прошел через студию. В 1897 году Тенишева, опять же при содействии И.Е. Репина, открыла рисовальную школу в Смоленске.

Талашкино В тенишевском Талашкине заново рождались забытые крестьянские ремесла, обновлялся древний художественный язык. Все приспосабливалось к быту, к запросам современ­ной жизни. Это отвечало принципам самой Тенишевой, кото­рую, по ее собственному признанию, «любовь к красоте без делового смысла» не трогала. 

Талашкино

В тенишевском Талашкине заново рождались забытые крестьянские ремесла, обновлялся древний художественный язык. Все приспосабливалось к быту, к запросам современ­ной жизни. Это отвечало принципам самой Тенишевой, кото­рую, по ее собственному признанию, «любовь к красоте без делового смысла» не трогала. 

«Мне хотелось попробовать, попытать мои силы в этом направлении, призвав к себе в по­мощь художника с большой фантазией, работающего над этим старинным, русским сказочным прошлым, создать художественную атмосферу, которой мне недоставало, — вспоминала на склоне лет М.К.Тенишева. — Мои талашкинские мастер­ские есть проба искусства русского. Ежели бы искусство это достигло совершенства, оно стало бы общемировым...»

«Мне хотелось попробовать, попытать мои силы в этом направлении, призвав к себе в по­мощь художника с большой фантазией, работающего над этим старинным, русским сказочным прошлым, создать художественную атмосферу, которой мне недоставало, — вспоминала на склоне лет М.К.Тенишева. — Мои талашкинские мастер­ские есть проба искусства русского. Ежели бы искусство это достигло совершенства, оно стало бы общемировым...»

В Талашкине открывались сельскохозяйственные школы с худо­жественно-промышленными отделениями, где мальчиков учи­ли столярному, гончарному, керамическому делу, резьбе и живописи, а девочек — рукоделию. Эскизы для художествен­но-ремесленных мастерских, продукцию которых продава­ли в московском магазине «Родник», создавали приезжавшие в Талашкино художники — Виктор Васнецов, Михаил Вру­бель, Константин Коровин, Николай Рерих. Дольше других здесь жил Сергей Малютин, три года руководивший столярной и резной мастерскими.

В Талашкине открывались сельскохозяйственные школы с худо­жественно-промышленными отделениями, где мальчиков учи­ли столярному, гончарному, керамическому делу, резьбе и живописи, а девочек — рукоделию. Эскизы для художествен­но-ремесленных мастерских, продукцию которых продава­ли в московском магазине «Родник», создавали приезжавшие в Талашкино художники — Виктор Васнецов, Михаил Вру­бель, Константин Коровин, Николай Рерих. Дольше других здесь жил Сергей Малютин, три года руководивший столярной и резной мастерскими.

Малютин делал эскизы сундуков и кресел, по его проектам были построены сказочный «Тере­мок», домашний театр и музей «Русская старина» в Смолен­ске, в котором была собрана богатейшая тенишевская кол­лекция, доходившая до восьми тысяч предметов. Его экспо­натами были иконы, музыкальные инструменты, фарфор, керамика, крестьянская одежда, археологические находки.   С 1946 село Талашкино имеет статус историко-художественного заповедника.

Малютин делал эскизы сундуков и кресел, по его проектам были построены сказочный «Тере­мок», домашний театр и музей «Русская старина» в Смолен­ске, в котором была собрана богатейшая тенишевская кол­лекция, доходившая до восьми тысяч предметов. Его экспо­натами были иконы, музыкальные инструменты, фарфор, керамика, крестьянская одежда, археологические находки. С 1946 село Талашкино имеет статус историко-художественного заповедника.

Вывод В Талашкине открылась замечательная страница жизни и деятельности М.К. Тенишевой, связанная с предпринятым ею в крупных масштабах собирательством русских древностей и этнографических коллекций. На протяжении почти четверти века, начиная с 1893 года, Талашкино являлось крупнейшим художественным центром России, сыгравшим огромную роль в истории русского искусства.

Вывод

В Талашкине открылась замечательная страница жизни и деятельности М.К. Тенишевой, связанная с предпринятым ею в крупных масштабах собирательством русских древностей и этнографических коллекций. На протяжении почти четверти века, начиная с 1893 года, Талашкино являлось крупнейшим художественным центром России, сыгравшим огромную роль в истории русского искусства.

За всем этим стояла княгиня Мария Клавдиевна Тенишева, организатор и руководитель этой большой работы. Она и сама была прекрасной художницей: не только рисовала, но, основательно изучив историю и технику эмали, специализировалась в эмальерных работах, тем самым, возродив древнее и забытое искусство. Здесь заполнялась знаменитая «Скрыня» - вначале так называли талашкинцы созданный Марией Клавдиевной историко-этнографический музей «Русская старина». 

За всем этим стояла княгиня Мария Клавдиевна Тенишева, организатор и руководитель этой большой работы. Она и сама была прекрасной художницей: не только рисовала, но, основательно изучив историю и технику эмали, специализировалась в эмальерных работах, тем самым, возродив древнее и забытое искусство. Здесь заполнялась знаменитая «Скрыня» - вначале так называли талашкинцы созданный Марией Клавдиевной историко-этнографический музей «Русская старина». 

Список литературы   http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2013/10/15/nesushchaya-prekrasnoe-lyudyam-zhizn-i-deyatelnost-marii http://forum.dollbooks.ru/viewtopic.php?p=6976 http://www.silverhotel.ru/blog/metsenaty-serebryanogo-veka-chast-2/ http://www.vse-strani-mira.ru/world-art/russian-art/488-talashkino.html http://va-brk.narod.ru/hotilevo-usadba7.html http://www.voyagevladimir.ru/catalog/mgnovennie-turi-iz-vladimira/vyazma-smolensk-talashkino/

Список литературы

http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2013/10/15/nesushchaya-prekrasnoe-lyudyam-zhizn-i-deyatelnost-marii

http://forum.dollbooks.ru/viewtopic.php?p=6976

http://www.silverhotel.ru/blog/metsenaty-serebryanogo-veka-chast-2/

http://www.vse-strani-mira.ru/world-art/russian-art/488-talashkino.html

http://va-brk.narod.ru/hotilevo-usadba7.html

http://www.voyagevladimir.ru/catalog/mgnovennie-turi-iz-vladimira/vyazma-smolensk-talashkino/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!