МБОУ «СШ № 36 имени генерала А.М. Городнянского» города Смоленска
«Жизнь и деятельность М.К.Тенишевой на Смоленщине»
Проект выполнила
ученица 7 класса «А»
Науменкова Елизавета.
Учитель- Лютикас Наталья Петровна
2016-2017 учебный год
содержание
- Ведение
- Детство
- Жизнь в Париже
- Меценатская деятельность М. К. Тенишевой
- Талашкино
- Вывод
- Список литературы
Введение Имя Тенишевой, конечно, знакомо каждому образованному русскому человеку. В культурной жизни России с конца прошлого века и до самой войны Тенишева играла роль заметную и очень своеобразную. Ее личные дарования были многосторонни. Еще более широки были ее интересы, и в соответствии с этим ее деятельность коснулась самых различных областей, начиная с сельского хозяйства и кончая организацией русских спектаклей в Париже. Имя Марии Клавдиевны Тенишевой связано со многими просветительными делами на благо России, но для нас оно более всего олицетворяется с тем, что вобрало в себя ёмкое и многогранное понятие «Талашкино».
Так сложилась судьба, что М. К. Тенишева всю жизнь была тесно связана со Смоленщиной. Именно в Талашкине, благодаря неутомимой деятельности, природной даровитости и таланту, прекрасным организаторским способностям М. К. Тенишевой, на рубеже XIX-XX веков возник своеобразный центр художественной жизни России. В Талашкине бывали, плодотворно работали известные деятели культуры И. Е. Репин, А. Н. Бенуа, К. А. Коровин, М. А. Врубель, С. Б. Малютин, Н. К. Рерих, П. П. Трубецкой, И. Ф. Стравинский, С. П. Дягилев и др. Для самой Марии Клавдиевны Талашкино было одним из самых дорогих её сердцу начинаний.
Детство
Драматические испытания преследовали будущую княгиню Тенишеву, начиная с самого момента ее появления на свет. Мария была незаконнорожденной дочерью и с первых дней жизни носила другие отчество и фамилию и звалась Марией Морицовной фон Дезен. Поскольку на обстоятельства рождения девочки в семье было наложено негласное табу, неясной осталась даже точная дата рождения. Настоящая дата ее рождения опубликована в России была совсем недавно - 20 мая /1 июня/ 1858 года.
Отчим Марии был богатым и знатным петербуржцем. Гувернанток и нянек у Марии в детстве хватало, а простой материнской любви, на которую вправе рассчитывать любой ребенок, – увы. “Дитя греха” не давало матери выкинуть из памяти то, о чем она предпочитала поскорее забыть. Страх перед матерью мешает полноте жизни, девочка трепетала перед ней. «Ее черные строгие глаза леденили меня… Мне было жутко…», - вспоминает Тенишева.
Так сложилось, что она не была любима в своей семье, и это наложило особый отпечаток на её тонкую и впечатлительную натуру. Испытывая острое чувство одиночества, она всем существом тянулась к природе и искусству, инстинктивно стремясь прикоснуться к тайне заключённой в них Божественной красоты. Первыми наставниками её были книги: она много и страстно читала, глубоко проникаясь содержанием книг и переживаниями героев.
Одним из любимейших занятий Марии было созерцание произведений искусства — картин и скульптур. «Когда в доме всё затихало, я неслышно, на цыпочках, пробиралась в гостиную, оставив туфли за дверью. Там мои друзья — картины... Проходили незаметные счастливые часы... Я думала: как это может человек сделать так, как будто всё, что я вижу, — настоящее, живое? Художники, должно быть, лучше, добрее других людей, у них, наверное, сердце чище, душа благороднее? Насмотревшись, я убегала в свою комнату, лихорадочно хватаясь за краски, — но мне никак не удавалось сделать так же хорошо, как этим ''чудным'' людям, художникам», — вспоминала Мария Клавдиевна.
Первые уроки девочка получила дома. Уроки музыки ей давала гувернантка Софья Павловна, «безжалостно вконец убивая во мне охоту своим бездушным преподаванием. Я ненавидела эти уроки и бросила музыку при первой же возможности. Кроме того, ко мне стала приходить учительница пения, с которой я начала сольфеджио. Она предсказала мне хороший голос. Пение мне нравилось». Закрывшись в своей комнате, девочка даже рисковала петь романсы «На заре туманной юности», «Как сладко с тобой мне быть», «Не скажу никому».
Девочку отдают в гимназию М.П. Спешневой и М.Д. Дурново. Общество было озабочено поднятием образования женщин, и новое учебное заведение было приближено к курсу мужских гимназий, а это открывало путь к высшему образованию, «ко всякой серьезной деятельности». К гимназии были привлечены выдающиеся педагоги того времени. Сама Мария Петровна Спешнева обладала редкой наблюдательностью и отзывчивостью, а также «… даром незаметно, но сильно влиять на пробуждение хороших начал в юных душах учениц».
Мария Клавдиевна в детстве
Жизнь в Париже
Живя в атмосфере, чуждой каким-либо духовным и эстетическим запросам, не в силах более терпеть семейные неурядицы, Мария решилась на первый серьезный, самостоятельный поступок, почти немыслимый для благородной женщины конца XIX века, – будучи одаренной великолепным голосом, от которого все приходили в восторг, она однажды, вопреки желанию родных, принимает смелое решение — по совету известного педагога и солиста Мариинского театра И.П. Прянишникова едет в Париж обучаться пению.
Но однажды начинающей певице популярно объяснили, как тернист путь к славе. Русская певица была молода и красива, а нравы тогдашнего сценического искусства не многим отличались от нынешних. Мария жертвовать нравственными принципами не хотела. Но и попытки добиться успеха самостоятельно потерпели крах. Устроиться на профессиональную сцену никак не удавалось, привезенные из России скудные средства таяли на глазах.
Очень вовремя рядом с Марией оказалась подруга детства княжна Екатерина Святополк-Четвертинская («Киту») – женщина близкой судьбы, схожих взглядов на жизнь и эстетических вкусов. Именно она предложила вернуться на родину, сначала в смоленскую лесную глушь – в только что купленное ей имение Талашкино, а потом и в Петербург.
Меценатская деятельность М. К. Тенишевой
В 1891 году Мария Клавдиевна познакомилась с И.Е. Репиным, и это имело для нее исключительное значение, она включается в активную меценатскую деятельность. Первым начинанием в этом плане явилась организация в собственном доме бесплатной рисовальной студии по подготовке талантливой молодежи для Академии художеств, которая открылась 16 ноября 1894 года.
Руководил ею И.Е. Репин. Ему помогали А.А.Куренной, П.Е. Мясоедов, Д.А. Щирбиновский. В студию поступали те молодые художники, которые из-за слабой подготовки не сдали экзаменов в Академию художеств. Таким образом, путь к академическому классу И.Е.Репина для многих прошел через студию. В 1897 году Тенишева, опять же при содействии И.Е. Репина, открыла рисовальную школу в Смоленске.
Талашкино
В тенишевском Талашкине заново рождались забытые крестьянские ремесла, обновлялся древний художественный язык. Все приспосабливалось к быту, к запросам современной жизни. Это отвечало принципам самой Тенишевой, которую, по ее собственному признанию, «любовь к красоте без делового смысла» не трогала.
«Мне хотелось попробовать, попытать мои силы в этом направлении, призвав к себе в помощь художника с большой фантазией, работающего над этим старинным, русским сказочным прошлым, создать художественную атмосферу, которой мне недоставало, — вспоминала на склоне лет М.К.Тенишева. — Мои талашкинские мастерские есть проба искусства русского. Ежели бы искусство это достигло совершенства, оно стало бы общемировым...»
В Талашкине открывались сельскохозяйственные школы с художественно-промышленными отделениями, где мальчиков учили столярному, гончарному, керамическому делу, резьбе и живописи, а девочек — рукоделию. Эскизы для художественно-ремесленных мастерских, продукцию которых продавали в московском магазине «Родник», создавали приезжавшие в Талашкино художники — Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Константин Коровин, Николай Рерих. Дольше других здесь жил Сергей Малютин, три года руководивший столярной и резной мастерскими.
Малютин делал эскизы сундуков и кресел, по его проектам были построены сказочный «Теремок», домашний театр и музей «Русская старина» в Смоленске, в котором была собрана богатейшая тенишевская коллекция, доходившая до восьми тысяч предметов. Его экспонатами были иконы, музыкальные инструменты, фарфор, керамика, крестьянская одежда, археологические находки. С 1946 село Талашкино имеет статус историко-художественного заповедника.
Вывод
В Талашкине открылась замечательная страница жизни и деятельности М.К. Тенишевой, связанная с предпринятым ею в крупных масштабах собирательством русских древностей и этнографических коллекций. На протяжении почти четверти века, начиная с 1893 года, Талашкино являлось крупнейшим художественным центром России, сыгравшим огромную роль в истории русского искусства.
За всем этим стояла княгиня Мария Клавдиевна Тенишева, организатор и руководитель этой большой работы. Она и сама была прекрасной художницей: не только рисовала, но, основательно изучив историю и технику эмали, специализировалась в эмальерных работах, тем самым, возродив древнее и забытое искусство. Здесь заполнялась знаменитая «Скрыня» - вначале так называли талашкинцы созданный Марией Клавдиевной историко-этнографический музей «Русская старина».
Список литературы
http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2013/10/15/nesushchaya-prekrasnoe-lyudyam-zhizn-i-deyatelnost-marii
http://forum.dollbooks.ru/viewtopic.php?p=6976
http://www.silverhotel.ru/blog/metsenaty-serebryanogo-veka-chast-2/
http://www.vse-strani-mira.ru/world-art/russian-art/488-talashkino.html
http://va-brk.narod.ru/hotilevo-usadba7.html
http://www.voyagevladimir.ru/catalog/mgnovennie-turi-iz-vladimira/vyazma-smolensk-talashkino/