СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Музей одного слова: свирель".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация может быть использована на уроках русского языка при изучении темы "Лексика" в 5-7 классах.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Музей одного слова: свирель".»

Проект  «Музей одного слова:  свирель» Выполнил учащийся 7в класса Бочкарев Илья  Руководитель проекта Лютикас Н.П. 5/14/17

Проект «Музей одного слова: свирель»

Выполнил учащийся 7в класса Бочкарев Илья

Руководитель проекта Лютикас Н.П.

5/14/17

 Мы редко задумываемся над тем, что СЛОВО появляется в языке не просто так - оно заключает в себе определенное видение человеком мира. В понимании, например, О. Мандельштама, «любое слово является пучком, и смысл торчит из него в разные стороны, а не устремляется в одну официальную точку», «слова, как тяжелые гири верны». А по ощущению Н. Заболоцкого, «под поверхностью каждого слова шевелится бездонная мгла». «Такой скорлупой оказывается звуковая оболочка слова, которая, фиксируясь языковым сознанием, может до известной степени, как лава, затвердевать и сковывать собою смысл», который все же «под ее поверхностью клокочет и сохраняет свой пламень» (Г.Г.Шпет) 5/14/17

Мы редко задумываемся над тем, что СЛОВО появляется в языке не просто так - оно заключает в себе определенное видение человеком мира. В понимании, например, О. Мандельштама, «любое слово является пучком, и смысл торчит из него в разные стороны, а не устремляется в одну официальную точку», «слова, как тяжелые гири верны». А по ощущению Н. Заболоцкого, «под поверхностью каждого слова шевелится бездонная мгла».

«Такой скорлупой оказывается звуковая оболочка слова, которая, фиксируясь языковым сознанием, может до известной степени, как лава, затвердевать и сковывать собою смысл», который все же «под ее поверхностью клокочет и сохраняет свой пламень» (Г.Г.Шпет)

5/14/17

 Гипотеза  ВНИМАТЕЛЬНОЕ И ВДУМЧИВОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ И ЭТИМОЛОГИИ СЛОВА «СВИРЕЛЬ» БУДЕТ СПОСОБСТВОВАТЬ ТВОРЧЕСКОМУ ПОДХОДУ К УСВОЕНИЮ ЯЗЫКОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И ПРИВИТИЮ ИНТЕРЕСА К РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВООБЩЕ. 5/14/17

Гипотеза

ВНИМАТЕЛЬНОЕ И ВДУМЧИВОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ И ЭТИМОЛОГИИ СЛОВА «СВИРЕЛЬ» БУДЕТ СПОСОБСТВОВАТЬ ТВОРЧЕСКОМУ ПОДХОДУ К УСВОЕНИЮ ЯЗЫКОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И ПРИВИТИЮ ИНТЕРЕСА К РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВООБЩЕ.

5/14/17

Цель работы, задачи  Составить проект- альбом под названием «Музей одного слова: свирель». Познакомиться с различными типами словарей и их структурой. Определить параметры работы со словом, найти в словарях информацию о нем. Составить комплексное представление слова

Цель работы, задачи

Составить проект- альбом под названием «Музей одного слова: свирель».

  • Познакомиться с различными типами словарей и их структурой.
  • Определить параметры работы со словом, найти в словарях информацию о нем.
  • Составить комплексное представление слова
Свирель – общеславянское слово образовано от свиръ - «свист», восходящего к звукоподражательному сви, давшему также свиристель, свист. Слово «свирель» известно древнерусскому языку с 11 в., где «свир(ять)ль» – производное от глагола «свирати», «свиряти» (играть на флейте, свистеть)
  • Свирель – общеславянское слово образовано от свиръ - «свист», восходящего к звукоподражательному сви, давшему также свиристель, свист.
  • Слово «свирель» известно древнерусскому языку с 11 в., где «свир(ять)ль» – производное от глагола «свирати», «свиряти» (играть на флейте, свистеть)
Слово « свирель » –  обозначает народный музыкальный инструмент в виде дудки из дерева или из трубчатых стеблей растений.( Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов) В энциклопедическом словаре слово свирель обозначает общее название различных музыкальных инструментов типа одноствольных, двуствольных или многоствольных (русские кувиклы, кугиклы) флейт.

Слово « свирель » –  обозначает народный музыкальный инструмент в виде дудки из дерева или из трубчатых стеблей растений.( Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов)

В энциклопедическом словаре слово свирель обозначает общее название различных музыкальных инструментов типа одноствольных, двуствольных или многоствольных (русские кувиклы, кугиклы) флейт.

 Термином свирель в русском инструментоведении называют парную продольную свистковую флейту. Инструмент похожий на свирель , в литературе называется сопель или пыжатка . Вот описание этого инструмента, которое дает К.А.Вертков: «Сопель или дудка , пыжатка представляет собой продольную свистковую флейту. Ствол ее деревянный (преимущественно из ивы), круглый, имеет 35-40 см в длину и 1,5 см в диаметре. В верхний тупой конец трубки вставлена деревянная втулка со щелью, направляющей вдуваемый воздух на острый край среза свисткового отверствия, вырезанного в стволе на расстоянии 1,5 см от края. На противоположной стороне просверлены 6 игровых отверствий. Звук сопели при нормальном вдувании негромкий и, как обычно у продольных флейт, чуть глуховатый, при передувании в верхнем регистре становится значительно более сильным и даже резко свистящим .»

Термином свирель в русском инструментоведении называют парную продольную свистковую флейту.

Инструмент похожий на свирель , в литературе называется сопель или пыжатка . Вот описание этого инструмента, которое дает К.А.Вертков: «Сопель или дудка , пыжатка представляет собой продольную свистковую флейту.

Ствол ее деревянный (преимущественно из ивы), круглый, имеет 35-40 см в длину и 1,5 см в диаметре. В верхний тупой конец трубки вставлена деревянная втулка со щелью, направляющей вдуваемый воздух на острый край среза свисткового отверствия,

вырезанного в стволе на расстоянии 1,5 см от края. На противоположной стороне просверлены 6 игровых отверствий. Звук сопели при нормальном вдувании негромкий и,

как обычно у продольных флейт, чуть глуховатый, при передувании в верхнем регистре становится значительно более сильным и даже резко свистящим .»

Свирель: эпитеты   Звонкая, певучая (Бальмонт)  Бирюля, дудка, зурна, инструмент, каландрона, кувички, курай, мескаль, пифферо, пищаль, свирелка, свирелька, свирестелка, свирестелочка, флейта, цевница.  Свирель: синонимы

Свирель: эпитеты

Звонкая, певучая (Бальмонт)

Бирюля, дудка, зурна, инструмент, каландрона, кувички, курай, мескаль, пифферо, пищаль, свирелка, свирелька, свирестелка, свирестелочка, флейта, цевница.

Свирель: синонимы

Происхождение свирели Свирель у многих народов живет уже тысячелетия в неизменном виде. При раскопках в Хакассии, неподалеку от деревушки Малая Сыя, было обнаружено поселение, в котором люди жили 34 тысячи лет назад (каменный век).Среди многих удивительных находок есть и музыкальный инструмент – свирель, сделанная из минерала гематита. Некоторые исследователи считают, сто свирель из Малой Сыи и сама старая из найденных, но не самая старая вообще. Вряд ли человек сразу дошел до такой сложной для пещерного жителя формы инструмента. Скорее всего , история духовых инструментов началась с простой тростниковой или камышовой трубки, затем была флейта Пана и потом уже свирель. Русская свирель еще недостаточно изучена . Специалисты давно пытаются соотнести бытующие свистковые инструменты с древнерусскими названиями. Наиболее часто летописцы употребляют 3 названия инструментов такого типа : свирель, сопель и цевница.

Происхождение свирели

Свирель у многих народов живет уже тысячелетия в неизменном виде. При раскопках в Хакассии, неподалеку от деревушки Малая Сыя, было обнаружено поселение, в котором люди жили 34 тысячи лет назад (каменный век).Среди многих удивительных находок есть и музыкальный инструмент – свирель, сделанная из минерала гематита. Некоторые исследователи считают, сто свирель из Малой Сыи и сама старая из найденных, но не самая старая вообще. Вряд ли человек сразу дошел до такой сложной для пещерного жителя формы инструмента. Скорее всего , история духовых инструментов началась с простой тростниковой или камышовой трубки, затем была флейта Пана и потом уже свирель.

Русская свирель еще недостаточно изучена . Специалисты давно пытаются соотнести бытующие свистковые инструменты с древнерусскими названиями. Наиболее часто летописцы употребляют 3 названия инструментов такого типа : свирель, сопель и цевница.

По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады – Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы. Слово «свирель» более древнее, чем «сопель» поскольку оно встречается в общеславянском языке и, следовательно, существовало еще в эпоху, предшествовавшую разделению этого языка на восточную, западную и южную ветви. Однако относилось ли такое название к инстру- менту определенного вида сказать трудно: в древ- ней Руси «свирцом», «свирянином» называли испол- нителя на любом духовом инструменте, кроме ро- га, и трубы «трубачея». Итак, традиции игры на свирелях у русских наро- дов видимо намного старше эпохи восточнославян- ской общности. На раскопках Древнего Новгорода в 1951-1952г. Обнаружены две свирели. Одна из них Датируемая концом 11 века, имеет ширину 22,5 см и 4 игровых отверстия. Вторая свирель относит- ся к началу 15 века, она имеет длину 19 см и только 3 игровые отверстия.

По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады – Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы.

Слово «свирель» более древнее, чем «сопель» поскольку оно встречается в общеславянском языке и, следовательно, существовало еще в эпоху, предшествовавшую разделению этого языка на восточную, западную и южную ветви.

Однако относилось ли такое название к инстру-

менту определенного вида сказать трудно: в древ-

ней Руси «свирцом», «свирянином» называли испол-

нителя на любом духовом инструменте, кроме ро-

га, и трубы «трубачея».

Итак, традиции игры на свирелях у русских наро-

дов видимо намного старше эпохи восточнославян-

ской общности. На раскопках Древнего Новгорода

в 1951-1952г. Обнаружены две свирели. Одна из них

Датируемая концом 11 века, имеет ширину 22,5 см

и 4 игровых отверстия. Вторая свирель относит-

ся к началу 15 века, она имеет длину 19 см и только 3 игровые

отверстия.

 Какова была древнерусская свирель, была ли она парной или одинарной флейтой, сказать трудно, сведений об этом не сохранилось. Положение усложняется еще тем, что нередко перемешиваются названия сходных инструментов родственных национальностей: русских, украинцев, белорусов. Искуствовед Н.И. Привалов закрепил название «свирель» за парной флейтой, потому что так назывался этот инструмент на Смоленщине – основном районе его бытования. Одинарную свирель в таком случае называют «сопелью». В наше время свирелью чаще называют инструмент типа продольной флейты со встроенным в верхнюю его часть свистковым устройством.

Какова была древнерусская свирель, была ли она парной или одинарной флейтой, сказать трудно, сведений об этом не сохранилось. Положение усложняется еще тем, что нередко перемешиваются названия сходных инструментов родственных национальностей: русских, украинцев, белорусов.

Искуствовед Н.И. Привалов закрепил название «свирель» за парной флейтой, потому что так назывался этот инструмент на Смоленщине – основном районе его бытования. Одинарную свирель в таком случае называют «сопелью». В наше время свирелью чаще называют инструмент типа продольной флейты со встроенным в верхнюю его часть свистковым устройством.

 Использование свирели На Западе усовершенствованная флейта вытеснила свой прототип, в России возрождение интереса к этому инструменту относится к концу 19-началу 20 века. Ее используют в своем составе оркестр народных инструментов под управлением Андреева и оркестр хора имени Пятницкого. Аналогами свирели в современной практике можно назвать блокфлейту и хроматическую сопилку конструкции украинского мастера Деменчука ( у которой 10 игровых отверствий).

Использование свирели

На Западе усовершенствованная флейта вытеснила свой прототип, в России возрождение интереса к этому инструменту относится к концу 19-началу 20 века.

Ее используют в своем составе оркестр народных инструментов под управлением Андреева и оркестр хора имени Пятницкого. Аналогами свирели в современной практике можно назвать блокфлейту и хроматическую сопилку конструкции украинского мастера Деменчука ( у которой 10 игровых отверствий).

Легенда о свирели Легенда «Флейта Пана».  «Однажды бог лесов и полей Пан полюбил прекрасную нимфу Сиринкс. Увидев его, нимфа в ужасе бросилась прочь. Пан последовал за ней. И вдруг на пути Нимфы появилась преграда-река. Что делать? Пан вот-вот настигнет нимфу! И тогда Сиринкс обратилась с мольбой о помощи к богу реки, и тот превратил ее в тростник, растущий на берегу. Пану казалось, что он уже почти догнал свою возлюбленную, сейчас он ее обнимет, но, добежав до реки, он увидел, что берег пустынен и только тростник растет у воды. И вдруг в шелесте тростника Пану послышался голос прекрасной Сиринкс. В горе он срезал несколько тростинок, связал их между собой, тихонько подул в тростинки и заиграл печальную мелодию. Долго Пан сидел на берегу реки, и ему казалось, что нимфа разговаривает с ним.»

Легенда о свирели

Легенда «Флейта Пана».

«Однажды бог лесов и полей Пан полюбил прекрасную нимфу Сиринкс. Увидев его, нимфа в ужасе бросилась прочь. Пан последовал за ней. И вдруг на пути Нимфы появилась преграда-река. Что делать? Пан вот-вот настигнет нимфу! И тогда Сиринкс обратилась с мольбой о помощи к богу реки, и тот превратил ее в тростник, растущий на берегу. Пану казалось, что он уже почти догнал свою возлюбленную, сейчас он ее обнимет, но, добежав до реки, он увидел, что берег пустынен и только тростник растет у воды.

И вдруг в шелесте тростника Пану послышался голос прекрасной Сиринкс. В горе он срезал несколько тростинок, связал их между собой, тихонько подул в тростинки и заиграл печальную мелодию. Долго Пан сидел на берегу реки, и ему казалось, что нимфа разговаривает с ним.»

Свирель: вывод Таким образом, мы можем сделать вывод, что слово свирель с древних времен входило в запас лексики русского языка. Многочисленные памятники древних миров сохранили изображения музыкантов-флейтистов, об этом говорят фрески и рельефы Древнего Египта. Из Древней Персии до нас дошло стихотворение про свирель: «Я веткою еще была зеленой, Когда влюбленных пташек голоса Меня учили песням сладкозвучным. Теперь устами ты меня коснулся, И я, под ласкою твоих искусных пальцев, Пою как птица, сладостно и нежно».    .  Первое упоминание свирели в русской литературе относится к XII веку, когда в Слове-послании (молении) Даниила Заточника великому князю Ярославу Всеволодовичу читаем: «Вострубим, братие, аки в златокованную трубу, в разум ума своего…» (11, с. 53).

Свирель: вывод

Таким образом, мы можем сделать вывод, что слово свирель с древних времен входило в запас лексики русского языка. Многочисленные памятники древних миров сохранили изображения музыкантов-флейтистов, об этом говорят фрески и рельефы Древнего Египта.

Из Древней Персии до нас дошло стихотворение про свирель:

«Я веткою еще была зеленой,

Когда влюбленных пташек голоса

Меня учили песням сладкозвучным.

Теперь устами ты меня коснулся,

И я, под ласкою твоих искусных пальцев,

Пою как птица, сладостно и нежно».

.

Первое упоминание свирели в русской литературе относится к XII веку, когда в Слове-послании (молении) Даниила Заточника великому князю Ярославу Всеволодовичу читаем: «Вострубим, братие, аки в златокованную трубу, в разум

ума своего…» (11, с. 53).

 Александр Блок отобразил свирель в своем стихотворении «Свирель запела на мосту»  « Свирель запела на мосту, И яблони в ц вету. И ангел поднял в высоту Звезду зеленую одну, И стало дивно на мосту Смотреть в такую глубину, В такую высоту…» О тревожной любви-жалости к истощающейся природе и духовно обнищавшему человеку поет пастушеская свирель в произведении Антона Павловича Чехова «Свирель».

Александр Блок отобразил свирель в своем стихотворении «Свирель запела на мосту»

« Свирель запела на мосту,

И яблони в ц вету.

И ангел поднял в высоту

Звезду зеленую одну,

И стало дивно на мосту

Смотреть в такую глубину,

В такую высоту…»

О тревожной любви-жалости к истощающейся природе и духовно обнищавшему человеку поет пастушеская свирель в произведении Антона Павловича Чехова «Свирель».

Природа, несмотря на все усилия цивилизации, все еще предоставляет нам возможность попробовать сделать самому дудку, сопельку, свистелку, свирель и самому погрузиться в мир звуков, в мир неизведанный, воздействующий на наши души огромной, еще не понятой и неосознанной нами силой. До сих пор свирель привлекает к себе внимание, поэтому интересно и слово. Думаю, полезно хотя бы иногда погрузиться в историю слова, проследить его жизнь.

Природа, несмотря на все усилия цивилизации, все еще предоставляет нам возможность попробовать

сделать самому дудку, сопельку, свистелку, свирель и самому погрузиться в мир звуков, в мир неизведанный, воздействующий на наши души огромной, еще не понятой и неосознанной нами силой.

До сих пор свирель привлекает к себе внимание, поэтому интересно и слово. Думаю, полезно хотя бы иногда погрузиться в историю слова, проследить его жизнь.

Используемая литература Толковые словари (Даль, Ожегов) Энциклопедический словарь (Брокгауз и Эфрон) Этимологический словарь (Фасмер) Словообразовательный словарь (Тихонов) Словари синонимов и антонимов Фразеологический словарь Словарь пословиц и поговорок Словарь рифм Мифологический словарь  Васильев Ю. А., Широков А. С. Рассказы о русских народных инструментах. – М., 2006.

Используемая литература

  • Толковые словари (Даль, Ожегов)
  • Энциклопедический словарь (Брокгауз и Эфрон)
  • Этимологический словарь (Фасмер)
  • Словообразовательный словарь (Тихонов)
  • Словари синонимов и антонимов
  • Фразеологический словарь
  • Словарь пословиц и поговорок
  • Словарь рифм
  • Мифологический словарь
  • Васильев Ю. А., Широков А. С. Рассказы о русских народных инструментах. – М., 2006.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!