МУЗЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ для детей с РДА
Подготовила : Котенко Г.В
Музейная педагогика является одной из нетрадиционных технологий, применяемых в нашей стране в работе с аутичными детьми.
Центральным для музейной педагогики на нынешнем этапе ее развития становится понятие музейной культуры посетителя-ребенка, трактуемое как степень его подготовленности к восприятию предметной информации музея, осознание ценности подлинника и специфичности музейного языка, умение ориентироваться в музейной среде и пр.
Музейные педагоги являются своего рода посредниками между детьми и музейными предметами. Благодаря им осуществляется процесс общения ребят с «реальными вещами», постигается «язык вещей» и передаются знания о музейном предмете. Безусловно, такое сотрудничество не только социализирует, т.е. готовит к активной общественной жизни детей и подростков в различных сферах социальной жизни. Оно способствует оптимизации понимания личности детей с нарушенной коммуникацией, проявлению внимания и окружению заботой с ориентацией на те нормы и ценности, которые приняты в цивилизованном современном обществе.
В целом, к целям программы по музейной терапии относятся: психосоциальная реабилитация детей с ранним детским аутизмом, общекультурное развитие, развитие коммуникативных способностей, поддержка и укрепление семьи как социального института, адаптация всех членов семьи к новым социально-психологическим условиям, их интеграция и реабилитация.
Коррекционно-воспитательная работа с детьми-аутистами представлена системой психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков в их психическом развитии
Коррекционно – развивающие задачи:
1. Установка эмоционального контакта.
2. Коррекция отклонений в интеллектуальном развитии (мышление, память, внимание, речь).
3. Развитие умений устанавливать последовательность событий и причинно - следственные связи; развитие познавательных способностей учащихся.
4. Способствовать преодолению неадекватных форм поведения.
5. Развитие коммуникативных навыков.
Построение коррекционно-воспитательной работы с детьми-аутистами в соответствии с названными задачами обеспечивает наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей развития ребёнка-аутиста.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование у учащихся любви к Родине.
2. Разработка и проведение музейно – педагогических занятий для учащихся с РДА разного возраста в соответствии с их интеллектуальными проблемами.
3. Разработка и проведение в музее интегрированных уроков по общеобразовательным предметам (литература, история Отечества, ОБЖ, рисование, труд) с использованием музейной коллекции.
4. Умение учащихся общаться с другими учениками и окружающими их людьми.
5. Адекватное поведение и правильная реакция на исторические сообщения и факты.
Для реализации Программы деятельности музея для учащихся с ранним детским аутизмом (РДА) целесообразно использовать следующие формы работы:
• Проведение специальных музейно – педагогических занятий и игр на базе экспозиции школьного музея.
• Тематические историко – краеведческие игры и конкурсы на базе музея.
• Встречи и беседы с ветеранами Великой Отечественной войны.
• Конкурсы и выставки детских творческих работ (поделки, рисунки, сочинения и др.).
• Массовые акции памяти, участие в городских акциях «Посылка солдату», «Открытка ветерану» и др.
• Экскурсии по местам боевой славы воинов МПВО и в Государственные музеи города.
У детей- аутистов часто существуют нарушения в определении ощущений. Тактильные ощущения и осязание развиваются в играх. Например, в игре «Путешествие в прошлое» дети ищут в музее предметы, которые можно было найти в каждом доме у Шадринцев : игольницу, утюг, коптилку, репродуктор, котелок, кисет, медали и т.д.
Все эти предметы можно брать в руки и ощутить их физические и эстетические качества. Зрительные и слуховые ощущения у детей с РДА совершенствуются в играх с окружающими атрибутами пространства музея, следовательно, насыщение среды разнообразными предметами даёт школьникам, имеющим сложные нарушения умственного, физического и психического развития, больше зрительных и кинестетических стимулов для развития .
Из рассказа мамы четверых детей, трое из них аутисты.
«Я стараюсь думать о том, что мои девочки родились для того, чтобы научить других людей быть добрее и терпимее, а если кто-то не хочет этому учиться — что ж, это не наши проблемы, а его. Поэтому я спокойно хожу с ними гулять, в магазин, в храм, в музеи . Разумеется, я постаралась научить их вести себя приемлемо в общественных местах (тут следует реверанс в сторону поведенческой терапии, АВА), но если возникают недоразумения, то в таких ситуациях я стараюсь вести себя твердо и доброжелательно.
Однажды мы с Машей, моим самым тяжелым аутенком, пошли в Пушкинский музей смотреть Тициана, прерафаэлитов и всякое такое. Маша вела себя хорошо, но регулярно пыталась ухватить какого-нибудь прерафаэлита за раму. Смотрители нервничали, я их уверяла, что все под контролем, но они, похоже, мне не верили. Однако, ничего плохого не произошло, и мы спокойно ушли домой, купив сувенир. Теперь хочу сводить ее в Музей Кукол».
Сочинения И.Мартьянова
Без названия (9/11/2003)
Я видел зоологический музей на набережной невы. В музее я видел жуков черного и коричневого, например жук носорог, Усач,. наездник, навозник, я видел шмелей например шмель жёлто чёрного цвета шмель степной. Все шмели разного размера. Я видел в музее двух шмелей красного окраса. Так же я видел шершней. Видел пчёл. В пятницу я был в русском музее. Там я видел картины, например, пейзажи.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!