СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: «Былина "Вольга и Микула Селянинович»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  дать понятие об эпическом герое. Отработка умения выявлять основные свойства характера героя, устно составлять его характеристику. Воспитывать любовь к героическому прошлому русского народа, его эпосу и устному народному творчеству.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: «Былина "Вольга и Микула Селянинович»»

БЫЛИНА «ВОЛЬГА И МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ»   Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

БЫЛИНА «ВОЛЬГА И МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ»

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Словарная работа:  Былины  – это произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях.

Словарная работа:

  • Былины – это произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях.
Словарная работа:  Былина  – героико-патриотическая песнь-сказание, повествующая о подвигах богатырей и отражающая жизнь Древней Руси IX—XIII веков.

Словарная работа:

  • Былина героико-патриотическая песнь-сказание, повествующая о подвигах богатырей и отражающая жизнь Древней Руси IX—XIII веков.

Былины Социально-бытовые Героические или Богатырские

Былины

Социально-бытовые

Героические или Богатырские

Два основных цикла былин Киевский цикл Новгородский цикл

Два основных цикла былин

  • Киевский цикл
  • Новгородский цикл
Киевский Новгородский  цикл цикл  - Основная тема: Защита русских быт купечества земель торговля  -Образы богатырей: Илья Муромец Садко Добрыня Никитич Василий Буслаев Алёша Попович

Киевский Новгородский цикл цикл

- Основная тема:

Защита русских быт купечества

земель торговля

-Образы богатырей:

Илья Муромец Садко

Добрыня Никитич Василий Буслаев

Алёша Попович

Цикл былин  об  Илье Муромце

Цикл былин об Илье Муромце

Художественные особенности былин

Художественные особенности былин

Художественные особенности былин 1 . гипербола (преувеличение); 2. приём троичности,  контраста и антитезы; 3. повторы; 4. постоянные эпитеты; 5. использование речитативов; 6. отсутствие рифмы; 7.  былины сюжетны, большую роль в них играет диалог.

Художественные особенности былин

1 . гипербола (преувеличение);

2. приём троичности, контраста и антитезы;

3. повторы;

4. постоянные эпитеты;

5. использование речитативов;

6. отсутствие рифмы;

7. былины сюжетны, большую роль в них играет диалог.

Композиция былины  Зачин (здесь указываются время и место действия, называются герои, о которых идет речь в былине)  Основная часть (дается описание героя показывается его необычное поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему дается)  Заключение (подводится итог всему сказанному, еще раз восхваляются подвиги или деяния главного героя былины)

Композиция былины

  • Зачин

(здесь указываются время и место действия, называются герои, о которых идет речь в былине)

  • Основная часть

(дается описание героя показывается его необычное поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему дается)

  • Заключение

(подводится итог всему сказанному, еще раз восхваляются подвиги или деяния главного героя былины)

Былина «Вольга и Микула Селянинович» - новгородская (14-15 век)

Былина «Вольга и Микула Селянинович» - новгородская (14-15 век)

Князь Волга необыкновенного происхождения. Он сын княжны и Змея Горыныча. От отца он унаследовал чародейные способности, «похотелося ему много мудрости». Эти возможности Вольга употребляет на добрые дела. Но пахарь превосходит мощью и доблестью даже такого человека.

Князь Волга необыкновенного происхождения. Он сын княжны и Змея Горыныча. От отца он

унаследовал чародейные

способности, «похотелося

ему много мудрости». Эти

возможности Вольга

употребляет на добрые

дела. Но пахарь

превосходит

мощью и доблестью даже

такого человека.

Оратай -  пахарь  Омешики-  сошник у плуга, подрезывает пласт земли Присошечек - лопатка для отворота земли О ́́ рет – пашет Сляга ́ , слега – жердь, тонкое бревно Мех – мешок О ́ бжи – оглобли сохи

Оратай - пахарь

Омешики- сошник у плуга, подрезывает пласт земли

Присошечек - лопатка для отворота земли

О ́́ рет – пашет

Сляга ́ , слега – жердь, тонкое бревно

Мех – мешок

О ́ бжи – оглобли сохи

Гужики Петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой Булатный Из булата - старинной, твёрдой и упругой, с узорчатой поверхностью сталью Сафьян Тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет Соловый О масти лошадей; желтоватый (в сочетании со светлым хвостом и светлой гривой)

Гужики

Петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой

Булатный

Из булата - старинной, твёрдой и упругой, с узорчатой поверхностью сталью

Сафьян

Тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет

Соловый

О масти лошадей; желтоватый (в сочетании со светлым хвостом и светлой гривой)

Сюжет былины  Князь Вольга Святославович получил от киевского князя 3 города – Гурчевец, Ореховец и Крестьяновец.  Молодой Вольга с дружиной выехал в дальний путь к городам за данью. В чистом поле Вольга увидел могучего пахаря, который выворачивал сохой коренья и большие камни. Пахарь рассказывает князю, что в тех городах, куда едет князь, “мужички да всё разбойнички”. Вольга сразу предлагает Микуле ехать с ним к тем городам. Пахарь охотно соглашается.  Дружине князя было не под силу справиться с разбоем. Это ясно из того, как дружинники дергают из земли соху пахаря. Микула же одной рукой выдергивает соху и бросает ее за ракитов куст. Дивится князь силе пахаря, спрашивает, как его зовут и откуда он.

Сюжет былины

Князь Вольга Святославович получил от киевского князя 3 города – Гурчевец, Ореховец и Крестьяновец.

Молодой Вольга с дружиной выехал в дальний путь к городам за данью. В чистом поле Вольга увидел могучего пахаря, который выворачивал сохой коренья и большие камни. Пахарь рассказывает князю, что в тех городах, куда едет князь, “мужички да всё разбойнички”. Вольга сразу предлагает Микуле ехать с ним к тем городам. Пахарь охотно соглашается.

Дружине князя было не под силу справиться с разбоем. Это ясно из того, как дружинники дергают из земли соху пахаря. Микула же одной рукой выдергивает соху и бросает ее за ракитов куст. Дивится князь силе пахаря, спрашивает, как его зовут и откуда он.

Тема и основная мысль былины Зачин -   указываются время и место действия, называются герои, о которых идет речь в былине. Найдите зачин в былине. Когда воссияло солнце красное На тое ли на небушко на ясное, Тогда зарождался молодой Вольга, Молодой Вольга Святославович. Основная часть - дается описание героя показывается его необычное поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему дается. Концовка - подводится итог всему сказанному, еще раз восхваляются подвиги или деяния главного героя былины. Есть ли в былине концовка? А тут станут мужички меня похваливати:

Тема и основная мысль былины

Зачин - указываются время и место действия,

называются герои, о которых идет речь в былине.

  • Найдите зачин в былине.

Когда воссияло солнце красное

На тое ли на небушко на ясное,

Тогда зарождался молодой Вольга,

Молодой Вольга Святославович.

Основная часть - дается описание героя показывается его необычное поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему дается.

Концовка - подводится итог всему сказанному, еще раз восхваляются подвиги или деяния главного героя былины.

  • Есть ли в былине концовка?
  • А тут станут мужички меня похваливати: "Молодой Микула Селянинович!"...

Герои былины Микула Селянинович  Обратитесь к названию былины: кто её герои? Кто такой Вольга? Кто такой Микула? Кто главный герой былины? Вольга Святославович

Герои былины

Микула Селянинович

Обратитесь к названию былины: кто её герои?

  • Кто такой Вольга?
  • Кто такой Микула?
  • Кто главный герой былины?

Вольга Святославович

Анализ содержания былины  — Когда мы узнаем имя главного героя этой былины? — Как вы думаете, откуда у богатыря такое имя — Микула Селянинович? Что оно обозначает? (Микула — по-современному Николай, а Селянинович означает, что он селянин, т. е. живет в селе. ( «Я простой мужик-пахарь (оратай)», не князь, не дружинник и не богатырь).

Анализ содержания былины

Когда мы узнаем имя главного героя этой былины?

Как вы думаете, откуда у богатыря такое имя — Микула Селянинович? Что оно обозначает?

(Микула — по-современному Николай, а Селянинович означает, что он селянин, т. е. живет в селе. ( «Я простой мужик-пахарь (оратай)», не князь, не дружинник и не богатырь).

Учимся понимать текст - С чего начинается былина?   ( С зачина: читаем первое четверостишие, обращаем внимание на сопоставление “когда…солнце…тогда…Вольга…”) - Что мы дальше узнаём о Вольге? (Читаем следующую строфу.)  (Герой пытается проникнуть везде под видом рыб, птиц и зверей)

Учимся понимать текст

- С чего начинается былина?

( С зачина: читаем первое четверостишие, обращаем внимание на сопоставление “когда…солнце…тогда…Вольга…”)

- Что мы дальше узнаём о Вольге? (Читаем следующую строфу.)

(Герой пытается проникнуть везде под видом рыб, птиц и зверей)

Учимся понимать текст -Что служит завязкой действия? (Читаем третью строфу) (Вольга собирает “дружинушку хоробрую” и отправляется за данью с подаренных ему городов.) -Как развивается действие? (Вольга встречает в поле оратая-богатыря.) -Что же поражает Вольгу? (Вольгу и его дружину поражает сила крестьянина и могущество его коня.)

Учимся понимать текст

-Что служит завязкой действия? (Читаем третью строфу)

  • (Вольга собирает “дружинушку хоробрую” и отправляется за данью с подаренных ему городов.)

-Как развивается действие? (Вольга встречает в поле оратая-богатыря.)

-Что же поражает Вольгу?

  • (Вольгу и его дружину поражает сила крестьянина и могущество его коня.)
Учимся понимать текст - Рассмотрим, как создаётся образ богатыря Микулы. (Читаем 4 строфу) (1. Гипербола: три дня ехали, услышав голос Микулы. 2. Описание кобылы Микулы (читаем 5 строфу) 3. Постоянные эпитеты.) - Чем необычно это описание? (В описании кобылы и орудий труда представлены наилучшие их качества: кобыла “соловая” (светло-жёлтая), “гужики у неё да шелковые”, “присошечек…серебряный”, “а рогачик-то…красна золота”) -Опишите внешность Микулы (читаем 6 строфу) (Используются сравнения: “кудри…что жемчуг”, “брови…чёрна соболя”, “глаза…ясна сокола”, “сапожки…зелён сафьян”. Он одет очень нарядно, по-праздничному.)

Учимся понимать текст

  • - Рассмотрим, как создаётся образ богатыря Микулы. (Читаем 4 строфу)
  • (1. Гипербола: три дня ехали, услышав голос Микулы. 2. Описание кобылы Микулы (читаем 5 строфу) 3. Постоянные эпитеты.)
  • - Чем необычно это описание? (В описании кобылы и орудий труда представлены наилучшие их качества: кобыла “соловая” (светло-жёлтая), “гужики у неё да шелковые”, “присошечек…серебряный”, “а рогачик-то…красна золота”)
  • -Опишите внешность Микулы (читаем 6 строфу) (Используются сравнения: “кудри…что жемчуг”, “брови…чёрна соболя”, “глаза…ясна сокола”, “сапожки…зелён сафьян”. Он одет очень нарядно, по-праздничному.)

Учимся понимать текст -Как описывается дальнейший их путь? Что сопоставляется? -Где действие достигает кульминации? (Состязание в силе богатыря Микулы и “дружинушки хороброй”: попытка “повывернуть” сошку Микулы из земли и “бросить сошку за ракитов куст” повторяется трижды.) -Кто выходит победителем?

Учимся понимать текст

-Как описывается дальнейший их путь? Что сопоставляется?

-Где действие достигает кульминации?

(Состязание в силе богатыря Микулы и “дружинушки хороброй”: попытка “повывернуть” сошку Микулы из земли и “бросить сошку за ракитов куст” повторяется трижды.)

-Кто выходит победителем?

Учимся понимать текст - Прочитайте следующие две строфы. -Как понять слова Вольги во второй строфе? -Как мы убеждаемся в полной победе Микулы? (Вольга спрашивает его имя.) -Как Микула называет себя? (Он называет своё имя со ссылкой на людей: “мужичков”.)

Учимся понимать текст

- Прочитайте следующие две строфы.

-Как понять слова Вольги во второй строфе?

-Как мы убеждаемся в полной победе Микулы? (Вольга спрашивает его имя.)

-Как Микула называет себя? (Он называет своё имя со ссылкой на людей: “мужичков”.)

Учимся понимать текст -Почему? Что значит это имя для “мужичков”? (Имя Микулы значимо тогда, когда он совершает свой мирской труд крестьянина, являя чудесную богатырскую силу, на благо людей.) -Как вы думаете, благодаря каким своим качествам Микула заслужил такую любовь народа? (Уважение к тяжёлому труду землепашца.  Истинный патриот родины, живущий её интересами.) -Зачем введён образ Вольги?

Учимся понимать текст

-Почему? Что значит это имя для “мужичков”? (Имя Микулы значимо тогда, когда он совершает свой мирской труд крестьянина, являя чудесную богатырскую силу, на благо людей.)

-Как вы думаете, благодаря каким своим качествам Микула заслужил такую любовь народа? (Уважение к тяжёлому труду землепашца. Истинный патриот родины, живущий её интересами.)

-Зачем введён образ Вольги?

Словарная работа:  Эпический герой – герой былины, который действует в реальном историческом времени, обладает необыкновенной физической силой, воинской доблестью и мудростью.

Словарная работа:

  • Эпический герой герой былины, который действует в реальном историческом времени, обладает необыкновенной физической силой, воинской доблестью и мудростью.

Эпический герой, русский богатырь – человек долга, чести, носитель нравственных ценностей своего народа. Смысл жизни богатырь видит в служении родине.

Эпический герой, русский богатырь – человек долга, чести, носитель нравственных ценностей своего народа. Смысл жизни богатырь видит в служении родине.

Язык былины Повторы - повторение предлогов, союзов, глаголов, начала строк (анафора), строфы целиком. Как стал тут Вольга растеть-матереть… Как орет в поле оратай, посвистывает… Не могли до оратая доехати… Постоянные эпитеты – определение, закрепленное за данным словом. солнце красное небушко на ясное глубоких морях чистыим полям синии моря темныи леса  чисто поле Уменьшительно-ласкательные суффиксы - дружинушка, жеребчиков, камешки, бороздочки

Язык былины

  • Повторы - повторение предлогов, союзов, глаголов, начала строк (анафора), строфы целиком.
  • Как стал тут Вольга растеть-матереть…
  • Как орет в поле оратай, посвистывает…
  • Не могли до оратая доехати…
  • Постоянные эпитеты – определение, закрепленное за данным словом.
  • солнце красное
  • небушко на ясное
  • глубоких морях
  • чистыим полям
  • синии моря
  • темныи леса
  • чисто поле
  • Уменьшительно-ласкательные суффиксы - дружинушка, жеребчиков, камешки, бороздочки

Подведём итоги Какой теме посвящена былина? Тяжёлому труду землепашца. Кто или что прославляется в былине? Крестьянский труд. Трудолюбие. Бережливость. Скромность. Щедрость   Патриотизм. Готовность помочь в трудном деле.

Подведём итоги

Какой теме посвящена былина?

  • Тяжёлому труду землепашца.

Кто или что прославляется в былине?

  • Крестьянский труд.
  • Трудолюбие.
  • Бережливость.
  • Скромность.
  • Щедрость
  •   Патриотизм.
  • Готовность помочь в трудном деле.

Тест по содержанию былины 1. Какое отчество было у Вольги?  А) Игоревич,  Б) Владимирович,  В) Святославович 2. Сколько молодцев было в дружине Вольги?  А) 29, Б) 30, В) 31 3. С какой целью Вольга поехал по городам?  А) за новой дружиной ,  Б) за получкой (данью,  В) за невестой 4. Сколько дней ехал Вольга, пока не встретился с оратаем?  А) 3 дня, Б) 6 дней, В) 9 дней

Тест по содержанию былины

  • 1. Какое отчество было у Вольги?

А) Игоревич,

Б) Владимирович,

В) Святославович

  • 2. Сколько молодцев было в дружине Вольги?

А) 29, Б) 30, В) 31

  • 3. С какой целью Вольга поехал по городам?

А) за новой дружиной ,

Б) за получкой (данью,

В) за невестой

  • 4. Сколько дней ехал Вольга, пока не встретился с оратаем?

А) 3 дня, Б) 6 дней, В) 9 дней

Тест по содержанию былины 5. Кому принадлежит это описание?  А у него кудри качаются,  Что не скачен ли жемчуг рассыпаются,  У него глаза да ясна сокола,  А брови у него да черна соболя.  А) оратаю, Б) Вольге, В) дружиннику  6. Как называлась речка, возле которой разбойники поджидают?  А) Калиновка, Б) Смородина, В) Малиновка  7. Зачем Микула Селянинович захотел возвратиться обратно в поле?  А) забыл шапку, Б) забыл сумку, В) забыл сошку убрать

Тест по содержанию былины

  • 5. Кому принадлежит это описание?

А у него кудри качаются, Что не скачен ли жемчуг рассыпаются, У него глаза да ясна сокола, А брови у него да черна соболя.

А) оратаю, Б) Вольге, В) дружиннику

  • 6. Как называлась речка, возле которой разбойники поджидают?

А) Калиновка, Б) Смородина, В) Малиновка

  • 7. Зачем Микула Селянинович захотел возвратиться обратно в поле?

А) забыл шапку, Б) забыл сумку, В) забыл сошку убрать

Тест по содержанию былины  8. Укажите, сколько дружинников посылал Вольга убрать сошку?  А) 5, 10, все, Б) 6, 12, все, В) 10, 20, все  9. Кто вытащил сошку из земли?  А) Вольга, Б) вся дружина, В) Микула  10. Зачем Вольга просил Микулу поехать с его дружиной за получкой?

Тест по содержанию былины

8. Укажите, сколько дружинников посылал Вольга убрать сошку?

А) 5, 10, все, Б) 6, 12, все, В) 10, 20, все

  • 9. Кто вытащил сошку из земли?

А) Вольга, Б) вся дружина, В) Микула

  • 10. Зачем Вольга просил Микулу поехать с его дружиной за получкой?

Былина «Садко»

Былина «Садко»

Тест 1. Назовите место действия былины:  а) Псков, б) Новгород , в) Смоленск , г) Киев 2. На каком музыкальным инструментом играл главный герой?  а) на дудочке, б) на барабане, в) на гуслях, г) на балалайке 3. Чем пообещал наградить Садко морской царь:  а) сундуком с деньгами, б) рыбой - золотые перья , в) кораблем с товаром, г) невестой и дворцом в придачу 4. Кто помог Садко обхитрить морского царя и вернуться на землю:  а) старик, б) дружина, в) жена, г) рыба – золотые перья  5. Какому святому построил церковь главный герой:  а) Николаю Чудотворцу, б) Сергию Радонежскому, в) Серафиму Саровскому, г) Миколе Можайскому

Тест

  • 1. Назовите место действия былины: а) Псков, б) Новгород , в) Смоленск , г) Киев
  • 2. На каком музыкальным инструментом играл главный герой? а) на дудочке, б) на барабане, в) на гуслях, г) на балалайке
  • 3. Чем пообещал наградить Садко морской царь: а) сундуком с деньгами, б) рыбой - золотые перья , в) кораблем с товаром, г) невестой и дворцом в придачу
  • 4. Кто помог Садко обхитрить морского царя и вернуться на землю: а) старик, б) дружина, в) жена, г) рыба – золотые перья 5. Какому святому построил церковь главный герой: а) Николаю Чудотворцу, б) Сергию Радонежскому, в) Серафиму Саровскому, г) Миколе Можайскому
Ролик из фильма

Ролик из фильма

Домашнее задание:  1. Прочитать былину «Садко». 2. Письменно докажите, что Микула Селянинович является эпическим героем.

Домашнее задание:

1. Прочитать былину «Садко».

2. Письменно докажите, что Микула Селянинович является эпическим героем.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!