муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 72
имени Героя РФ Гануса Ф.Г. г. Липецка
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС»
2017-2018 у.г .
Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей , подростков и юношей от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности …
Настоящий человек начинается там,
где есть святыни души…
В.А.Сухомлинский
Цель:
Выявление и определение педагогических позиций по проблеме духовно-нравственного воспитания школьников и корректировка подходов и технологий духовно-нравственного воспитания учащихся
Задачи:
- Содействовать формированию у педагогов обоснованных представлений о сущности, задачах, аспектах духовно-нравственного воспитания школьников.
- Проанализировать воспитательную работу школы по духовно-нравственному воспитанию.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания
I.
Западные ценности
Традиционные российские ценности
Поиск приоритетов
Тенденции российской действительности
- Нарастание негативных явлений
- Усиление приоритета индивидуализма и прагматизма среди молодежи.
- Ориентация влиятельной части российского общества на западные образцы высокого материального уровня жизни и утрата духовных ценностей.
- Поиск современной школой новой системы ценностей и педагогическая невостребованность ценностей абсолютных (общечеловеческих, христианских)
- Потребность подростков в новой системе ценностей и ее несформированность в педагогической среде.
- Гуманистические ценности, заложенные в содержании образования, и недостаточное их использование в учебно-воспитательном процессе школы.
- Недостаточное научное и методическое
обоснование проблемы духовно-нравственного
воспитания
Нравственность (или мораль)
представляет собой совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.
Цель духовно-нравственного развития и воспитания:
преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества
Задачи духовно-нравственного воспитания
- Выбор определенных ценностей, созвучных внутреннему миру ребенка и одновременно обладающих общественной значимостью – это основа содержания
- Воспитание «меры любви» в зависимости от объекта
- Воздействие педагога на духовно-нравственную сферу личности
- Интериоризация (переход извне внутрь)
гуманистических ценностей
содержания образования
духовность
Духовность – это осознанное видение себя, поэтому бездуховен тот, кто не видит в себе зла (греха), у такого человека нет стимулов к самопознанию, исправлению себя и самосовершенствованию.
Духовность
- Проявление в человеке высших общечеловеческих нравственных качеств;
- стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа.
Основные принципы духовно-нравственного воспитания:
- личностный подход;
- гуманизация межличностных отношений;
- опора на чувства ребёнка;
- деятельный подход в воспитании;
- средовый подход;
- культурологический подход;
- дифференциация воспитания;
- целостный подход;
- комплексный подход.
Духовно-нравственное воспитание личности – сложный, многогранный и длительный процесс.
Духовно-нравственное воспитание
Педагогическое влияние
Социальное влияние
Духовное влияние
Аспекты духовно-нравственного воспитания
- Воспитание у ребенка благоговения – глубочайшего почтения, уважения.
- Чувство стыда
- Воспитание благоговейного отношения к другому человеку
- Воспитание правдивости.
- Воспитание чувств через классическое искусство
- Воспитание воли
- Воспитание совести
Базовые национальные ценности:
- – патриотизм
- – гражданственность
- – социальная солидарность
- – человечество
- – наука
- – семья
- – труд и творчество
- – традиционные российские религии
- – искусство и литература
- – природа
Технология духовно-нравственного воспитания
Четкие диагностические цели
Корректно измеряемые результаты деятельности
Содержание деятельности разной степени сложности
Решение каждой из поставленных задач
Указание способов взаимодействия участников
Мотивационное обеспечение деятельности
Активная рефлексивная деятельность педагога и учащихся
Определение границ допустимого отступления от правил
Показатели процесса духовно-нравственного воспитания
- Профессиональные умения и личностные качества учителя. Мера реализации условий воспитания
- Моральная атмосфера в образовательном учреждении, классе, семье, круг внутреннего и внешнего общения,
неформальное общение
- Действенная эмоциональная
и словесная реакция.
Нравственное воспитание
– это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.
И главная цель нравственного воспитания - это воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
- Принцип гуманистической направленности
- Принцип природосообразности
- Принцип культуросообразности
- Принцип эффективности социального взаимодействия
- Принцип ориентации воспитания на развитие социальной и культурной компетенции
Нравственный идеал в понимании В.А. Сухомлинского :
- умение дорожить святынями Отечества как личными ценностями и святынями своего сознания и сердца;
- гармоническое единство общественного и личного , большого и малого в духовной жизни личности;
- потребность человека в человеке как носителе духовных ценностей;
- чувство человеческого достоинства, уважение самого себя, умение дорожить своей честью, стремление к нравственному совершенствованию;
- любовь к труду;
- открытость сердца радостям и горестям других людей.
Приоритетные задачи воспитания
- Оказание помощи ребенку в его мировоззренческом гражданском самоопределении
- Необходимость вооружить растущего человека средствами самоорганизации, уважения человеческого достоинства, самоутверждения личности
- Постановка ребенка в ситуацию нравственного выбора, усвоения им нравственных категорий в реальных жизненных обстоятельствах
условия духовно-нравственного развития учащихся, их воспитания и полноценной социализации:
- систематическое изучение каждого школьника; взаимодействие с религиозными и общественными организациями, гражданско-патриотическими, культурными, экологическими, детско-юношескими и молодежными движениями, организациями; осознанное стремление каждого педагога к собственному духовному росту и оказание помощи своим воспитанникам в духовном взрослении; повышение педагогической культуры родителей,
- систематическое изучение каждого школьника;
- взаимодействие с религиозными и общественными организациями, гражданско-патриотическими, культурными, экологическими, детско-юношескими и молодежными движениями, организациями;
- осознанное стремление каждого педагога к собственному духовному росту и оказание помощи своим воспитанникам в духовном взрослении;
- повышение педагогической культуры родителей,
Потенциал образовательных учреждений
- Влияние на имеющиеся внутренние ориентиры личности
- Развитие гуманистической направленности содержания учебных дисциплин в образовательном процессе школы
- Усиление духовных тенденций (направленности учителя) в его профессиональной деятельности
как примера для подражания.
РОЛЬ ПЕДАГОГА
- Каждый поступок, слово учителя должны быть выверены. Движение глаз, взгляд, улыбка должны влиять на настроение и чувства детей. Педагог должен быть примером для ребенка, оказывать влияние на его внутренний мир. Педагог должен уметь понимать учащихся и сострадать им, одновременно уделяя внимание собственному внутреннему миру Учить детей адекватному выражению чувств, развивать эмоциональную сферу ребенка, чувство любви ко всему высокому, святому как основе духовно-нравственного воспитания. Показателями процесса духовно-нравственного воспитания являются. Профессиональные умения и личностные качества учителя. Мера реализации условий воспитания. Моральная атмосфера в образовательном учреждении, классе, семье, круг внутреннего и внешнего общения, неформальное общение Действенная эмоциональная и словесная реакция.
- Каждый поступок, слово учителя должны быть выверены.
- Движение глаз, взгляд, улыбка должны влиять на настроение и чувства детей.
- Педагог должен быть примером для ребенка, оказывать влияние на его внутренний мир. Педагог должен уметь понимать учащихся и сострадать им, одновременно уделяя внимание собственному внутреннему миру
- Учить детей адекватному выражению чувств, развивать эмоциональную сферу ребенка, чувство любви ко всему высокому, святому как основе духовно-нравственного воспитания.
- Показателями процесса духовно-нравственного воспитания являются.
- Профессиональные умения и личностные качества учителя. Мера реализации условий воспитания.
- Моральная атмосфера в образовательном учреждении, классе, семье, круг внутреннего и внешнего общения, неформальное общение
- Действенная эмоциональная и словесная реакция.
Педагога отличают следующие качества:
- яркая индивидуальность;
- любовь к детям;
- внутренняя сила, цельность, целеустремленность, притягивающая детей и взрослых;
- "организационное и эмоциональное" лидерство;
- способность генерировать идеи и увлекать ими;
- широта и глубина интересов, целостное мировоззрение;
- уверенность в своей миссии, в правильности избранного им пути;
- высокая степень напряженности внутренней жизни, устремленность, возвышенный характер духовно-нравственной сферы (духовность);
- творческое отношение к детям, к своему делу, к миру в целом;
- творческое отношение к самому себе как личности - использование собственных возможностей достигает в таком учителе своей высшей формы;
- гуманистический приоритет.
Технология развития чувства «педагогической любви»
- 1.Постараться понять, что они - дети, потому и ведут себя как обычные дети.
- 2. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле - с "плюсами" и "минусами».
- 3. Возможно более полно узнать, почему он стал "таким", и постараться "выработать" в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.
- 4. Найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие, постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).
- 5. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать "ситуации успеха", оказывать ребенку позитивную словесную поддержку.
- 6. Не упустить момент словесного или эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.
- 7. Не стесняться проявлять свою любовь к детям, открыто откликаться на проявление ответной любви, закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения.
Группы качеств личности педагога, влияющие на нравственное воспитание:
- Социальные и общие личностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура)
- Профессионально-педагогические
- Индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и т.д.)
- Эмоциональная отзывчивость
- Волевые качества
- Особенности темперамента
- Состояние здоровья
- Творческое мышление
- Диалоговое общение
- «Преобразовательные» способности
- Педагогическая рефлексия
- Положительные этические качества (добродетели)
- Высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям)
Основные правила технологии развития чувства «педагогической любви»
- 1. Постараться понять, что они - дети, потому и ведут себя как обычные дети.
- 2. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле - с "плюсами" и "минусами.
- 3. Возможно более полно узнать, почему он стал "таким", и постараться "выработать" в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.
- 4. Найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие, постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).
- 5. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать "ситуации успеха", оказывать ребенку позитивную словесную поддержку.
- 6. Не упустить момент словесного или эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.
- 7. Не стесняться проявлять свою заботу к детям, закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения.
Направленный процесс духовного развития и нравственного воспитания
Базовый уровень образования
Творческая деятельность по интересам
Дополнительное образование
В.А.Сухомлинский
«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Л.Н. Толстой
«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ учителей РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
В.А.Сухомлинский
«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника».
31
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО
Д.С. Лихачев
«Если человек равнодушен к старым улицам – значит у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране.
Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла».
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Система нравственного воспитания:
- Во-первых, понимание и учет в работе всех источников нравственного опыта воспитанников: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.
- Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.
- В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей.
«Быть человеком — это и значит чувствовать, что ты за все в ответе»
А. де Сент-Экзюпери
Что есть духовность?
Синтез совершенства,
Стремленье духа к новой высоте.
Путь к Богу - утверждает духовенство.
Мудрец ответит просто - путь к себе.
Поэт с художником подскажут – вдохновенье.
Певец и композитор - песнь души.
Политик - совесть, физик – убежденье.
И все они по-своему правы.
Духовность - это творчества начало,
Полет души, что ввысь устремлена,
В которой звонкой песней зазвучала
Космической гармонии струна.
Духовность не имеет постулатов,
В ней Дух Святой, лишь с нею мы богаты.
О. Рубежов
Спасибо за внимание!!!