Число им ё н существительных
Русский язык, 3 класс
Вспоминаем то, что знаем
Прочитайте текст.
Ах эти волны…
Волны хотели позагорать и пытались выбежать на берег, но им мешала торопливость.
Одна волна наскакивала на другую. Обе падали, а на них наваливалась следующая.
Когда волны на торопятся – на берегу загорает всё море .
(В. Хмельницкий)
Как вы думаете, подходит ли к тексту заглавие «Шторм и штиль»? Почему?
Как вы понимаете смысл последнего предложения?
Выпиши из текста слово, которое называет один предмет, и слово, которое называет много таких же предметов.
Разберите по составу эти слова .
Определяем основной вопрос урока
Выпиши из текста слово, которое называет один предмет, и слово, которое называет много таких же предметов.
Волна волны
Какой вопрос возникает?
Чем отличаются слова волна – волны :
значением (смыслом) или только окончанием?
Решаем проблему, открываем новые знания
Когда мы говорим или о чём-то рассказываем, нам приходится называть один предмет или много предметов. Вы легко это делаете, даже не задумываясь. Проверьте: назовите много этих предметов. Запишите слова парами. Выделите окончание.
малыши
хоккеисты
леса
рукава
столы
артисты
малыш -
хоккеист -
лес -
рукав -
стол -
артист -
Решаем проблему, открываем новые знания
Понаблюдайте, как образуется множественное число у существительных женского рода. Запишите, выделите окончания у существительных во множественном числе.
артистки
девочки
машины
коляски
улицы
артистка -
девочка -
машина -
коляска -
улица -
Решаем проблему, открываем новые знания
Понаблюдайте, как образуется множественное число у существительных среднего рода. Запишите слова парами.
Выделите окончания у существительных во множественном числе.
растение -
платье -
блюдце -
плечо -
лицо -
растения
платья
блюдца
плечи
лица
Сравниваем свой вывод с авторским
Имена существительные изменяются по числам и имеют форму единственного и множественного числа:
Гора- горы, олень – олени,
Поле – поля, озеро – озёра
Для обозначения одного предмета употребляются имена существительные в единственном числе.
Для обозначения нескольких предметов употребляются имена существительные во множественном числе.
Сравниваем свой вывод с авторским
Окончания имён существительных во множественном числе.
ж.р.
женщины
девочки
березы
ложки
м.р.
мальчики
мужчины
доктора
поезда
ср.р
озера
плечи
поля
моря
Запишите, какие бывают окончания у существительных во множественном числе.
ы и а я
Применяем новые знания. Развиваем умения
Ед.ч.
Мн.ч.
весна
сёла
улей
дёсны
село
стулья
десна
ульи
стул
вёсны
Прочитайте имена существительные. Выпишите в один столбик имена существительные в форме единственного числа, в другой столбик – множественного числа. Выделите окончания в словах.
Сёла, весна, дёсны, стулья, ульи, вёсны, улей , село, десна.
Итог урока
Посмотри-ка: на портрете Мама-мышь и мышки-дети. Глянь на Маму, глянь на Дочку: глазки прямо точка в точку! На портрете десять точек. Подсчитай-ка: сколько дочек?
Вадим Левин
Прочитайте стихотворение.
Найдите существительные в форме единственного и множественного числа.