Михаил Андреевич Осоргин (1878-1942 г). Биография. Пенсне.
Новик Надежда Григорьевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»
Творчество Михаила Андреевича Осоргина до конца 1980-х годов XX в. было почти неизвестно читателям нашей страны. Книги М.А. Осоргина стали доступны широкому читателю в России только в 1989 г.
Михаил Андреевич Ильин (Осоргин – псевдоним писателя) родился в Перми. Принадлежал к старинной дворянской семье .
Семья Осоргиных
Воспоминания о детстве были светлыми. Навсегда остались с ним доброта близких людей и картины природы.
ДЕТСТВО
«Когда я родился, матери не было ещё и 30, но жизнь в провинциальном городе была однообразна и скучна. Мать не только всех нас подготовила к гимназии, не только помогала нам готовить уроки, но и лечила всех сама простыми и испытанными средствами. Мало оставалось у матери свободного от забот времени. И вокруг ласковых голубых глаз появились тонкие морщинки».
Михаил Осоргин.
ДЕТСТВО
Грамоте Михаил обучался дома. Его первым учителем была мать. Мальчик рано полюбил книги, рано пришло время поисков.
Образование
1888–1897 годы -
учеба в Пермской классической гимназии
В «Журнале для всех» был опубликован рассказ «Отец» под псевдонимом Пермяк (1896).
С тех пор Михаил считал себя писателем.
МГУ
После успешного окончания гимназии в 1897 году поступил Ильин (Осоргин) на юридический факультет Московского университета
С 1902 года началась его адвокатская работа в Москве. Он участвовал в революционной деятельности, оказался в тюрьме. В мае 1906 году был освобождён, бежал в Италию.
Литературная деятельность
С 1917 Осоргин стал широко печататься в журнале «Голос минувшего», в газетах «Народный социалист», «Луч правды», «Родина», «Власть народа» вёл текущую хронику и редактировал приложение «Понедельник».
Тогда же подготовил к изданию сборники рассказов и очерков «Призраки»(1917) и «Сказки и несказки»(1918).
ЭМИГРАЦИЯ
С 1916 по 1922 год Осоргин жил в России, но в 1922 году был выслан из страны, жил в Берлине, ездил в Италию, читал там лекции, работал над рассказами, в 1923 году уехал в Париж, мечтал о возвращении на родину.
Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».
Фантастическое Реальное
убежище
В чём автор убеждает читателя?
Автор убеждает читателя, что вещи живут своей жизнью .
Часы шагают, хворают, кашляют
печка мыслит
запечатанное письмо подмигивает и рисуется
раздвинутые ножницы кричат
кресло сидит, с точностью копируя старого толстого дядю
книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках
Какой прием активно использует автор в произведении?
Осоргин активно использует олицетворение, с помощью которого неодушевленные предметы приобретают одушевленные качества.
Использует ли автор и другие средства выразительности речи? Какие именно?
МЕТАФОРА:
«вещи труженики»,
«демократичный стакан»
ЭПИТЕТЫ:
«добродушный комик»,
«пенсне, новенькое, тугое, раздражающее»
Придумайте каждому предмету свою историю, отталкиваясь от тех действий, которые определил им писатель.
Что же случилось с пенсне? Какая история произошла с ним?
Чем заканчивается рассказ?
Каковы рассуждения автора?
Автор относится к пенсне, как к одушевленному существу, обладающему своим характером, потребностями, живущему собственной жизнью. Как и любое живое существо, пенсне умирает. Его смерть описана автором: «кончило это пенсне трагически», разбившись на мелкие осколки .
Понравился ли рассказ?
Помог ли он подумать о привычных предметах по-особому, как о предметах одушевленных, наделенных разумом?
Рассказ зовет к размышлениям, к желанию помечтать, пофантазировать о жизни вещей и окружающих нас предметах.
Презентацию приготовила Новик Надежда Григорьевна, учитель русского языка и литературы
Сегодня на уроке я
открыл…
почувствовал
узнал…
понял…
задумался…
испытал…