ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
Подготовила:
Студентки Ш-21 группы
Удальцовой Вики
Преподаватель:
Великановская Л.А .
Личность
- Личность – конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.
- Структура личности – совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий человека, сложившихся в процессе его развития и определяющих его поведение.
- Психология личности призвана представить единую картину личности, взаимодействующей со средой, но при этом соблюдающей и оберегающей свои собственные границы.
Способности личности
- 1. Познание.
- 2. Переживание и сопереживание.
- 3. Преобразование внешнего мира.
- 4. Контактирование с внешним миром вещей и людей.
Структура личности — айсберг, подпитываемый энергией
Стадия развития
Нормальная линия развития
1 . Раннее младенчество (от рождения до 1 года)
Аномальная линия развития
Доверие к людям. Взаимная любовь, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей.
2. Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет)
Недоверие к людям как результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирование, пренебрежение им, лишение любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция.
Самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека
3. Раннее детство (около 3-5 лет)
Сомнения в себе и чувство стыда. Ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях. Испытывает лишение, недостатки в развитии элементарных двигательных навыков, например хождения. У него слабо развитая речь, имеется сильное желание скрыть от окружающих людей свою ущербность.
Любознательность и активность. Живое воображение и заинтересованное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение
Пассивность и безразличие к людям. Вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность и уклончивость, отсутствие признаков полоролевого поведения,.
Стадия развития
Нормальная линия развития
4. Среднее детство (от 5 до 1 лет)
Трудолюбие. Выраженное чувство долга стремление к достижениям успехов. Развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков. Постановка перед собой и решение реальных задач. Активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентированность на задачу.
5. Половое созревание, подростковый возраст и юность (от 11 до 20 лет)
Аномальная линия развития
Жизненное самоопределение. Развитие временной перспективы – планов на будущее. Самоопределение в вопросах: каким быть? И кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Учение. Четкая половая поляризация в формах межличностного поведения. Становление мировоззрения. Взятие на себя лидерства в группах сверстников и подчинение им при необходимости.
Чувство собственной неполноценности. Слаборазвитые трудовые навыки. Избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими людьми. Острое чувство собственной неполноценности, обреченности на то, что бы всю жизнь оставаться посредственностью. Чувство тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач.
Путаница ролей. Смещение и смешение временных перспектив: появление мыслей не только о будущем и настоящим, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб развитию отношений с внешним миром и людьми. Потеря трудовой активности, Путаница в моральных и мировоззренческих установках .
Стадия развития
Нормальная линия развития
6. Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет)
Аномальная линия развития
Близость к людям. Стремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя людям. Рождение и воспитание детей, любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью.
7. Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет)
Изоляция от людей. Избегание людей, особенно близких, интимных отношений с ними. Непризнание, изоляция, первые симптомы отклонений в психике, душевных расстройств, возникающих под влиянием якобы существующих и действующих в мире угрожающих сил.
Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная и разнообразная жизнь Удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения.
8. Поздняя взрослость (свыше 60 лет)
Застой. Эгоизм и эгоцентризм. Непродуктивность в работе. Ранняя инвалидность. Всепрощение себя и исключительная забота о самом себе
Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. Принятие прожитой жизни такой, как она есть. Ощущение полноты и полезности прожитой жизни. Способность примирится с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна.
Отчаяние, Ощущение того, что жизнь прожита зря. Осознание бессмысленности своего существования, потеря веры в себя и в других людей. Желание прожить жизнь заново, стремление получить от неё больше, чем было получено. Боязнь приближающейся смерти.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ