ФГОС Педагогическая технология: организация уроков в начальной школе, реализующих системно-деятельностный подход к обучению.
Особенности
организации
уроков
в 1 классе
Центральная задача 1 класса:
формирование мотивации учебной деятельности.
Решению этой задачи подчиняется:
- организация работы по усвоению учебных предметов ;
- формирование у школьников способов взаимодействия.
Умение сотрудничать – основа коллективно-распределённой деятельности.
Учитель должен использовать все ситуации, в которых первоклассники хотят и могут оказать помощь друг другу, и обсуждает с детьми результат коллективных усилий.
Сориентировать, развернуть первоклассников друг на друга помогает
приём «содержательной паузы», когда учитель не торопится
с ответом ребёнку, оценкой его версии, а даёт возможность
сделать это другим детям.
Важно привлекать ребят постоянно высказывать своё отношение
к мнениям других (одноклассников и учителя).
Успешное освоение детьми правил и способов учебного взаимодействия
невозможно без систематической организации
парной и групповой работы .
Уже в I полугодии 1 класса должна проводиться работа в малых группах
как совместная работа в условиях решения практических задач.
В 1 классе работа в группе обязательно должна завершаться
рефлексией того, как ребята смогли организовать обсуждение без участия взрослого .
Для этого нужно специально выделить время (3-5 мин),
планируя работу на уроке.
1 вариант: при проведении рефлексии можно использовать специальную таблицу.
Показатели оценивания
Группы
1
Обсуждали вежливо
2
Распределили задания
3
Говорили по очереди
4
Старались понять мнение других
Убедились, что все согласны с общим мнением
Результат изобразили аккуратно
Подвести итог работы в группе можно с помощью вопросов:
- Как работала ваша группа?
- Все ли дети приняли участие в работе?
- Как вы понимали друг друга?
- Ты доволен своей работой в группе?
- Что вы в следующий раз сделаете по-другому?
2 вариант организации обсуждения : создание группового портрета.
После этого учитель и учащиеся обсуждают, как должна работать группа.
Опыт использования таблицы и групповых портретов доказывает
важность этих средств для овладения младшими школьниками
нормами сотрудничества в совместной работе.
Овладение младшими школьниками нормами совместной работы –
процесс длительный и непростой. Поэтому особенно важно проводить
данную работу последовательно и целенаправленно.
Важно формировать нормы сотрудничества совместной работы на всех
уроках : музыки, ИЗО, технологии, а не только на уроках математики,
русского языка, литературного чтения.
Казаченко В. В.