Введение
“Караульская школа-интернат среднего (полного) общего образования” – это сельская общеобразовательная школа-интернат Крайнего Севера.
Школа-интернат является муниципальной собственностью (муниципальное общеобразовательное учреждение), осуществляет образовательную деятельность по реализации образовательных программ начального, основного и среднего общего образования, а также дополнительной образовательной программы по подготовке детей к школе; тип – общеобразовательная школа-интернат, вид – школа-интернат среднего (полного) общего образования. В школе-интернате обучается 36 учащихся, из них –28 учащихся являются представителями коренных малочисленных народов Севера – ненцев и ханты, для которых русский язык является неродным языком. В школе-интернате функционируют как общеобразовательные классы, так и специальные (коррекционные) классы VII и VIII видов.
Структура общего образования функционирует в рамках трех ступеней:
I ступень – начальная школа (1-4 классы);
II ступень – основная школа (5-9 классы);
III ступень – средняя школа (10-11 классы).
В России в целом и на Таймыре в частности в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника.
“Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности” (проект “Наша новая школа”).
Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования.
Согласно требованиям ФГОС НОО нового поколения, учебный план для начальной школы включает для каждого класса до 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать:
овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
Жизнь ребёнка, пронизанная многообразными видами деятельности и включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью способствует созданию материальных и духовных ценностей, постепенно содействуя переходу из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ, а это стержень социализации личности, показатель развития и взросления человека.
Таким образом, вследствие реализации данного проекта и внедрения предлагаемой Модели эффективность системы воспитания и социализации младших школьников может быть существенно повышена, а также может быть создан особый уклад школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельность, существенными характеристиками которой станут:
ориентированность на образовательные запросы учащихся, родителей, общества, государства;
принятие ребенком ценностей через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами;
использование различных источников базовых ценностей (содержание учебного материала, фольклор, художественная литература, фильмы и т.д.)
согласованность деятельности различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы;
реализация средового подхода в воспитании и социализации детей.
А, следовательно, ожидаемыми конечными результатами проекта подготовительного этапа разработанной общей Модели станут следующие:
Корректировка образовательной программы;
Разработка рабочих программ по учебным предметам;
Разработка образовательных программ дополнительного образования по конкретным направлениям внеурочной деятельности;
Разработка индивидуальных образовательных программ и маршрутов для обучающихся;
Разработка тематических образовательных программ;
Обобщение передового педагогического опыта по теме проекта.
Что касается реализации всей Модели, рассчитанной на 5 лет, к перечисленным выше ожидаемым конечным результатам можно добавить следующие:
Оптимизация процесса воспитания в системе начального общего образования на новой основе;
Преодоление остаточных явлений “вторичности”, авторитарного стиля воспитания и утверждение в социальной и педагогической практике деятельностно-мотивационного подхода;
Осознание перспективы новых подходов к стратегии и технологии образования и воспитания как мощный стимул для творчества педагогических коллективов;
Интеграция социального и педагогического опыта в целях дальнейшей разработки модели системы социализации и воспитания обучающихся в новых условиях введения ФГОС НОО в сельской школе-интернате Крайнего Севера;
Увеличение числа педагогов, вовлеченных в различные образовательные проекты внеучебной сферы;
Эффективная адаптация и интеграция учащихся в образовательное сообщество;
Использование результатов оценки качества внеучебной работы в целях совершенствования деятельности отдельных направлений
Основная часть
Тема проекта: “Модель по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в сельской школе-интернате Крайнего Севера”.
Принципиальным отличием государственных образовательных стандартов второго поколения должна стать их ориентация на результат образования. Понимание результата зависит от той парадигмы, в рамках которой рассматривается образование.
Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке государственных стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности. Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования “измеряется” опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.
Процесс воспитания в школьном пространстве непрерывен, но следует различать потенциал урочной и внеурочной деятельности. Основой формирования гражданской позиции и социальной активности может явиться внеурочная деятельность школьников. Она имеет большее, чем урок временное пространство, большее количество субъектов – участников того или иного вида деятельности и несёт в себе приоритет воспитания в человеке тех или иных умений, навыков, личностных качеств. С точки зрения гражданского, духовно-нравственного воспитания, социализации личности внеурочная деятельность обладает (при определённых условиях) огромным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно “самовоспитываться” в соответствие со своей шкалой ценностей. Таким образом, внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время. Рассматривая внеурочную деятельность как основу процесса формирования гражданской позиции и социальной активности, следует заметить, что внеурочная деятельность, в первую очередь, должна провозглашать и гарантировать условия осуществления этого процесса. Во-вторых, внеурочная деятельность не должна быть догматической или насильственной (приказной) и формальной. В-третьих, при организации внеурочной деятельности необходимо максимально опираться на позитивный опыт ребёнка.
В учебном плане основного общего образования отмечено, что формы организации учебно-воспитательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение. При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Проблема организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО заключается в отсутствии Модели для сельских школ. А ведь практика работы сельских школ-интернатов Крайнего Севера показывает, что вопрос организации внеурочной деятельности более остро стоит именно перед сельскими школами, так как большую часть мероприятий им приходится брать на себя из-за отсутствия детских досуговых учреждений, то есть школа-интернат по сути является единственным культурным центром села. Все это также определяет необходимость разработки Модели по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в сельской школе-интернате Крайнего Севера.
Таким образом, актуальность данного проекта обусловливается:
мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности;
необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей;
спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие;
необходимостью создания модели по организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО в условиях сельских школ-интернатов Крайнего Севера.
Идея проекта:
Создание модели по организации внеурочной деятельности учащихся и воспитанников школы-интерната в условиях реализации ФГОС НОО в сельской школе-интернате Крайнего Севера;
Осуществление комплексной работы с использованием управляющих информационных ресурсов Модели;
Возможность трансформирования данной Модели в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ.
Объект: процесс организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в сельской школе-интернате Крайнего Севера
Предмет: педагогические условия реализации модели по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в сельской школе-интернате Крайнего Севера
Цель: разработать и внедрить модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта и тем самым оптимизировать процесс воспитания и социализации младших школьников в условиях сельского социума Крайнего Севера.
Задачи: Изучение психолого-педагогических подходов и существующего опыта по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта, определение стратегии их усовершенствования и апробации в условиях сельской школы-интерната Крайнего Севера; Определение условий и требований к созданию и внедрению модели внеурочной деятельности сельской школы-интерната Крайнего Севера в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта; Выявление эффективных форм и способов создания развивающей среды для младших школьников в условиях сельского социума посредством организации внеурочной деятельности; Теоретическое и экспериментальное обоснование применения модели по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в сельской школе-интернате, разработка и апробация Модели в Панаевской школе-интернате:
отработка механизма, обеспечивающего выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями;
разработка рабочих программ для реализации направлений внеурочной деятельности;
овладение педагогическими работниками методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения;
эффективное использование имеющейся в школе-интернате учебно-методической и материально-технической базы, информационных ресурсов, методического потенциала.
Гипотеза: если применить модель по организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО к условиям школы-интерната и рассмотреть ее как процесс вхождения учащихся в инновационную активную деятельность, то произойдет оптимизация процесса воспитания и социализации младших школьников в условиях сельского социума Крайнего Севера.
Диагностический инструментарий:
Входящее, промежуточное и итоговое тестирование учащихся на выявление особенностей характера, направленности интересов и склонностей младших школьников;
Анкетирование, направленное на выявление образовательных запросов учащихся;
Тематические листы-вкладыши в портфолио учащихся.
Методы оценки процесса и результата:
Теоретические (изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме, моделирование).
Эмпирические (анкетирование, тестирование, беседа, анализ продуктов деятельности детей, анализ документации и др.)
Математические (ранжирование, статистическая обработка данных и др.).
Предлагаемая Модель организации внеурочной деятельности в сельской школе-интернате Крайнего Севера предполагает глубокую интеграцию основного и дополнительного образования детей (Приложение №1). Определение содержания их деятельности и способов ее организации строится на основе единых концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом.
Направления проекта:
Гражданско-патриотическое
Научно-познавательное
Спортивно-оздоровительное
Общественно-полезная деятельность
Художественно-эстетическое
Проектное
Следует рассматривать обозначенные выше направления внеурочной деятельности как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ. А разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на выделенных девяти видах внеурочной деятельности (Приложение №2):
игровой;
познавательной;
проблемно-ценностном общении;
досугово-развлекательной деятельности;
художественном творчестве;
социальном творчестве;
трудовой (производственной) деятельности;
спортивно-оздоровительной деятельности;
туристско-краеведческой деятельности.
На Модели (Приложение №3) видно, что образовательные результаты внеурочной деятельности могут быть трёх уровней.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.