Сентиментализм (от англ. Sentimental- чувствительный,
фр. sentiment- чувство).
Основная идея- мирная ,идиллическая жизнь человека
на лоне природы. «Резко противопоставляется
деревня (средоточие естественной жизни, нравственной
чистоты) городу (символу зла, неестественной жизни, суеты).
Новые герои- «поселяне» и «поселянки».
Особое внимание уделяется пейзажу.
Пейзаж идиллический ,сентиментальный: речка,
журчащие ручейки, лужок- созвучен личному переживанию.
Задача автора- заставить сопереживать, вызвать
сострадание, слёзы умиления у читателя.
Основная тематика- любовная.
Основные жанры : сентиментальная повесть,
путешествие, в лирике- идиллия, или
пастораль, эпистолярный.
Идейная основа- протест против
испорченности аристократического
общества .
Основное свойство- стремление представить
человеческую личность в движении
души, мыслях, чувствах, стремлениях.
В основе эстетики- «подражание природе» (как и в классицизме);
элегические и пасторальные настроения; идеализация
патриархального быта.
- уход от прямолинейности классицизма
в обрисовке характеров и их оценке;
- подчёркнутая субъективность
подхода к миру;
- культ чувства;
- культ природы;
- культ врождённой нравственной
чистоты, неиспорченности;
- утверждается богатый духовный
мир представителей
низших сословий.
Лиза Эраст
«Она показала ему цветы – и закраснелась».
«Я хотел бы всегда покупать у тебя цветы; хотел бы, чтоб ты рвала их только для меня».
«Никто не владей вами!»- сказала Лиза чувствуя какую-то грусть».
«И благодарил не столько словами, сколько взорами».
«Тут в глазах ее блеснула радость…»
«Красота Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце».
«Но теперь ты задумчива, и общая радость природы чужда твоему сердцу».
«Он взглянул на нее с видом ласковым, взял ее за руку…»
«Все жилки у нее забились, и , конечно не от страха.
«Он поцеловал ее, поцеловал с таки жаром, что вся вселенная показалась ей в огне горящею!».
«В сию минуту восторга исчезла Лизина робость».
«Милая Лиза! Я люблю тебя!»
«Она бросилась в его объятия – и в сей час надлежало погибнуть непорочности».
«С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии».
«Она ничего не знала, ничего не подозревала, ничего не боялась».
«Эраст чувствовал необыкновенное волнение в груди своей».
«Мне страшно» я боюсь, чтобы гром не убил меня, как преступницу!».
«Эраст чувствовал в себе трепет».
«Она видела в нем перемену и часто говорила ему: «Прежде бывал ты веселее…и прежде я не так боялась потерять твою любовь!».
«Эраст не мог уже доволен быть одними невинными ласками своей Лизы… Он желал больше, больше и , наконец, ничего желать не мог».
1 .Найдите эпизоды, где говорится о
мечтах и желаниях Лизы?
2. В чем особенность такой любви?
3. Какое определение дает этой любви
сам автор?
4. Какое представление о любви у Эраста?
5. Как в повести появляется тема страсти?
6.Как развивается в повести
тема рассудка?
1.О ком Карамзин говорит
«безрассудный молодой человек»?
2. Думал ли он о последствиях
любви к крестьянке?
3.Какова позиция автора? Осуждает
ли он своих героев за «падение»?
4.Так что же побеждает в повести:
рассудок или любовь?
5.Чем же руководствоваться
в жизни рассудком или любовью?
1. Каков финал повести?
2. Можно ли сказать , что возрождение
души произошло? Что открывают нам
знаменательные слова в конце повести:
«Теперь, может быть, они уже примирились?»
Какова ,на ваш взгляд, главная мысль
этого произведения и
какими словами из текста её
можно выразить?
Насколько способствует пониманию
эмоционального состояния героев
пейзаж? Покажите на примерах.
Каков спектр эмоций и настроений , пропитывающих
текст, и посредством чего , кроме пейзажа ,они
выражены автором?
Особенности русского сентиментализма.
- сильная дидактическая установка;
- выраженный просветительский характер;
- активное совершенствование литературного языка
посредством введения в него разговорных форм.