СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Учения об обществе" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему "Учения об обществе" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Учения об обществе" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию»

Учения  об обществе и человеке

Учения об обществе и человеке

Мифы Эмоциональное, художественное понимание мира Функции: формирование коллективных представлений закрепление определенной системы ценностей связь поколений установление гармоничных отношений с природой Все происходит из-за вмешательства богов Нет доказательств ФИЛОСОФИЯ

Мифы

Эмоциональное, художественное понимание мира

Функции:

  • формирование коллективных представлений
  • закрепление определенной системы ценностей
  • связь поколений
  • установление гармоничных отношений с природой

Все происходит из-за вмешательства богов

Нет доказательств

ФИЛОСОФИЯ

+ брахманы араньяки упанишады смрити сутры шастры Ригведа, Атхарваведа, Самаведа, Яджурведа Древняя Индия: ВЕДЫ Жертвоприношение  НАЧАЛО МИРОЗДАНИЯ МИР  Брахманы (мудрецы) Боги (рай) Люди Кшатрии (воины) Демоны и духи (ад) Вайшья (крестьяне) Шудры (слуги) варны Карма Карма – совокупность действий и поступков, совершенные человеком в жизни

+

брахманы

араньяки

упанишады

смрити

сутры

шастры

Ригведа, Атхарваведа, Самаведа, Яджурведа

Древняя Индия: ВЕДЫ

Жертвоприношение НАЧАЛО МИРОЗДАНИЯ

МИР

Брахманы (мудрецы)

Боги (рай)

Люди

Кшатрии (воины)

Демоны и духи (ад)

Вайшья (крестьяне)

Шудры

(слуги)

варны

Карма

Карма – совокупность действий и поступков, совершенные человеком в жизни

Древний Китай: Конфуцианство Конфуций (551-479 гг. до н. э.) «жень» - человеколюбие  БЛАГОРОДНЫЙ МУЖ преданность государству, верность долгу, сыновняя почтительность, великодушие, уважение к старшим ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО Управлять должны люди, живущие по заветам предков и обладающие свойствами философов, литераторов, ученых и чиновников Это большая семья, отношения в которой регулируются моральными нормами

Древний Китай: Конфуцианство

Конфуций (551-479 гг. до н. э.)

«жень» - человеколюбие

БЛАГОРОДНЫЙ МУЖ

преданность государству, верность долгу, сыновняя почтительность, великодушие, уважение к старшим

ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

Управлять должны люди, живущие по заветам предков и обладающие свойствами философов, литераторов, ученых и чиновников

Это большая семья, отношения в которой регулируются моральными нормами

В древневосточной философии человек выступает как часть окружающей природы  

В древневосточной философии человек выступает как часть окружающей природы

Какие функции выполняют в обществе мифы? Из каких социальных слоев, согласно Ведам, состоит мир людей? Каким, по мнению Конфуция, должно быть идеальное государство?
  • Какие функции выполняют в обществе мифы?
  • Из каких социальных слоев, согласно Ведам, состоит мир людей?
  • Каким, по мнению Конфуция, должно быть идеальное государство?
Древняя Греция Платон (427-347 гг. до н. э.) Государство существует в силу необходимости Идеальное государство – совершенная аристократия Три сословия: философы-правители, стражи и работники Общая собственность Плохие формы государственного правления: тимократия (военные), олигархия (богатые), демократия (большинство), тирания (единовластие) Не государство для человека, а человек для государства?

Древняя Греция

Платон (427-347 гг. до н. э.)

  • Государство существует в силу необходимости
  • Идеальное государство – совершенная аристократия
  • Три сословия: философы-правители, стражи и работники
  • Общая собственность
  • Плохие формы государственного правления: тимократия (военные), олигархия (богатые), демократия (большинство), тирания (единовластие)

Не государство для человека, а человек для государства?

Древняя Греция Аристотель (384-322 гг. до н. э.) Человек – общественное животное Задача государства – сделать людей счастливыми Государство должно держать рабов в повиновении и препятствовать сосредоточению власти в руках немногих Частная собственность Три слоя людей: богатые, средний слой , бедные Формы правления: правильные (монархия, аристократия, полития ) и неправильные (тирания, олигархия, охлократия). Власть одного достойного Власть небольшой группы достойных Власть среднего класса Власть одного недостойного Власть богатых при большом количестве бедных Власть толпы Демократия допустима, если господствует закон!

Древняя Греция

Аристотель (384-322 гг. до н. э.)

  • Человек – общественное животное
  • Задача государства – сделать людей счастливыми
  • Государство должно держать рабов в повиновении и препятствовать сосредоточению власти в руках немногих
  • Частная собственность
  • Три слоя людей: богатые, средний слой , бедные
  • Формы правления: правильные (монархия, аристократия, полития ) и неправильные (тирания, олигархия, охлократия).

Власть одного достойного

Власть небольшой группы достойных

Власть среднего класса

Власть одного недостойного

Власть богатых при большом количестве бедных

Власть толпы

Демократия допустима, если господствует закон!

Все объяснялось божественным вмешательством Средние века: теоцентризм Аврелиан Августин (354-430 гг.) Провиденциализм: история определяется богом Фома Аквинский (1224-1274 гг.) Томизм:  Человек может жить только в обществе  Государство способствует единству общества  Монархия – лучшая форма правления  Церковь – выше государства  Сословное деление установлено богом

Все объяснялось божественным вмешательством

Средние века: теоцентризм

Аврелиан Августин (354-430 гг.)

Провиденциализм: история определяется богом

Фома Аквинский (1224-1274 гг.)

Томизм:

  • Человек может жить только в обществе
  • Государство способствует единству общества
  • Монархия – лучшая форма правления
  • Церковь – выше государства
  • Сословное деление установлено богом
Место, которого нет Возрождение: утопии Томас Мор (1478-1535 гг.) Томазо Кампанелла (1568-1639 гг.) Нет частной собственности Труд – всеобщая обязанность Распределение по потребностям Гармоничное развитие человека Обществом управляют ученые-жрецы Детей воспитывает государство 4-часовой рабочий день Главные ценности – наука и просвещение

Место, которого нет

Возрождение: утопии

Томас Мор (1478-1535 гг.)

Томазо Кампанелла (1568-1639 гг.)

  • Нет частной собственности
  • Труд – всеобщая обязанность
  • Распределение по потребностям
  • Гармоничное развитие человека
  • Обществом управляют ученые-жрецы
  • Детей воспитывает государство
  • 4-часовой рабочий день
  • Главные ценности – наука и просвещение
Какие формы государственного правления Платон считал плохими? Какие формы государственного правления Аристотель считал хорошими? Что такое провиденциализм? Что такое утопия?
  • Какие формы государственного правления Платон считал плохими?
  • Какие формы государственного правления Аристотель считал хорошими?
  • Что такое провиденциализм?
  • Что такое утопия?
Новое время Естественное состояние Гражданское состояние Теория общественного договора Т. Гоббс (1588-1679 гг.) Человек эгоистичен  «Война всех против всех» Люди    Государство Дж. Локк (1632-1704 гг.) Разделение властей: законодательная, исполнительная, федеральная Ж.Ж. Руссо (1712-1778 гг.) Человек – добрый  Испортила его частная собственность Общественный договор: взаимные обязательства между гражданами и властью Общая воля = Частная воля Вольтер (1694-1778 гг.) Равенство людей перед законом Основа прогресса – человеческий разум Монархия! договор король и министры парламент +суд

Новое время

Естественное состояние

Гражданское состояние

Теория общественного договора

Т. Гоббс (1588-1679 гг.)

Человек эгоистичен  «Война всех против всех»

Люди Государство

Дж. Локк (1632-1704 гг.)

Разделение властей:

законодательная, исполнительная, федеральная

Ж.Ж. Руссо (1712-1778 гг.)

Человек – добрый Испортила его частная собственность

Общественный договор: взаимные обязательства между гражданами и властью

Общая воля = Частная воля

Вольтер (1694-1778 гг.)

Равенство людей перед законом

Основа прогресса – человеческий разум

Монархия!

договор

король и министры

парламент

+суд

Новое время Адам Смит (1723-1790 гг.): политическая экономия Источник богатства – производительный труд Невмешательство государства в экономику Рынок – главный механизм регулирования экономикой Главные условия процветания – частная собственность и отсутствие препятствий для личной инициативы Основные классы: землевладельцы, капиталисты, наемные рабочие Каждый, работая на себя, работает на других рента зарплата прибыль

Новое время

Адам Смит (1723-1790 гг.): политическая экономия

  • Источник богатства – производительный труд
  • Невмешательство государства в экономику
  • Рынок – главный механизм регулирования экономикой
  • Главные условия процветания – частная собственность и отсутствие препятствий для личной инициативы
  • Основные классы: землевладельцы, капиталисты, наемные рабочие
  • Каждый, работая на себя, работает на других

рента

зарплата

прибыль

Новое время Г.В.Ф.Гегель (1770-1831 гг.) Критерий общественного прогресса – свобода Три исторических периода: восточный мир, античный мир, германский мир Гражданское общество – «система всеобщей зависимости» Свободен один человек – деспот Свободна небольшая группа людей Свободно большинство

Новое время

Г.В.Ф.Гегель (1770-1831 гг.)

  • Критерий общественного прогресса – свобода
  • Три исторических периода:

восточный мир, античный мир, германский мир

  • Гражданское общество – «система всеобщей зависимости»

Свободен один человек – деспот

Свободна небольшая группа людей

Свободно большинство

Новое время Материалистическое понимание общества:  К. Маркс (1818-1883 гг.) и Ф. Энгельс (1820-1895 гг.)  Основа развития общества – производственные отношения между людьми  Движущая сила развития общества – трудящиеся  Общественное бытие определяет общественное сознание  Развитие общества подчиняется определенным законам

Новое время

Материалистическое понимание общества: К. Маркс (1818-1883 гг.) и Ф. Энгельс (1820-1895 гг.)

  • Основа развития общества – производственные отношения между людьми
  • Движущая сила развития общества – трудящиеся
  • Общественное бытие определяет общественное сознание
  • Развитие общества подчиняется определенным законам
В чем состоит сущность теории общественного договора? Кто разработал концепцию разделения властей? Кто является основателем новой науки – политической экономии? Кто впервые сформулировал понятие гражданского общества? Что, согласно материалистическому пониманию общества, является основой общественного развития?
  • В чем состоит сущность теории общественного договора?
  • Кто разработал концепцию разделения властей?
  • Кто является основателем новой науки – политической экономии?
  • Кто впервые сформулировал понятие гражданского общества?
  • Что, согласно материалистическому пониманию общества, является основой общественного развития?
ХХ век Постмарксизм «Ренегат» К. Каутский ОРТОДОКСАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: Марксизм изменениям не подлежит «Ревизионист» Э. Бернштейн КРИТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: Реформы вместо революций В.И. Ленин РЕВОЛЮЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: Победа социалистической революции в одной стране Диктатура пролетариата

ХХ век

Постмарксизм

«Ренегат»

К. Каутский

ОРТОДОКСАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ:

Марксизм изменениям не подлежит

«Ревизионист»

Э. Бернштейн

КРИТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ:

Реформы вместо революций

В.И. Ленин

РЕВОЛЮЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ:

Победа социалистической революции в одной стране

Диктатура пролетариата

ХХ век Решающий фактор прогресса – техника и технология Техницизм Дж. Гелбрейт : основная задача общества – развитие производства, власть должна принадлежать менеджерам Уолт Ростоу : стадии экономического роста    Реймон Арон : теория индустриального общества Даниэл Белл : теория постиндустриального общества Традиционное общество  Переходное общество  Стадия сдвига  Стадия зрелости  Стадия массового потребления Широкое производство товаров массового потребления Механизация и автоматизация НТР Урбанизация Высокая социальная мобильность

ХХ век

Решающий фактор прогресса – техника и технология

Техницизм

Дж. Гелбрейт : основная задача общества – развитие производства, власть должна принадлежать менеджерам

Уолт Ростоу : стадии экономического роста

Реймон Арон : теория индустриального общества

Даниэл Белл : теория постиндустриального общества

Традиционное общество  Переходное общество  Стадия сдвига  Стадия зрелости  Стадия массового потребления

  • Широкое производство товаров массового потребления
  • Механизация и автоматизация
  • НТР
  • Урбанизация
  • Высокая социальная мобильность
Ценности – «осознанные интересы» ХХ век Ценностный подход Макс Вебер (1864-1920 гг.) Интересы эпохи  ценности  нравственность Протестантизм  капитализм  действия людей разумно поставленная цель Целерациональные Ценностно-рациональные Аффективные Традиционные убеждения о добре, красоте, чести… сильные эмоции привычки

Ценности – «осознанные интересы»

ХХ век

Ценностный подход

Макс Вебер (1864-1920 гг.)

Интересы эпохи  ценности  нравственность

Протестантизм  капитализм

действия людей

разумно поставленная цель

  • Целерациональные
  • Ценностно-рациональные
  • Аффективные
  • Традиционные

убеждения о добре, красоте, чести…

сильные эмоции

привычки

М. Хайдеггер К. Ясперс Ж.-П. Сартр А. Камю Н. Бердяев ХХ век Existencia - существование Экзистенциализм  век чел ВНУТРЕННЕ СВОБОДЕН СУЩЕСТВОВАНИЕ  С У Щ Н О С Т Ь Решающий фактор прогресса – сам человек, а не внешние обстоятельства!

М. Хайдеггер

К. Ясперс

Ж.-П. Сартр

А. Камю

Н. Бердяев

ХХ век

Existencia - существование

Экзистенциализм

век

чел

ВНУТРЕННЕ СВОБОДЕН

СУЩЕСТВОВАНИЕ  С У Щ Н О С Т Ь

Решающий фактор прогресса – сам человек, а не внешние обстоятельства!

Представители какого направления марксизма считали, что в ходе развития капитализма противоречия в обществе будут смягчаться? Какие черты индустриального общества выделил Р. Арон? Как М. Вебер называл действия, совершаемые под влиянием сильных эмоций? Что, по мнению экзистенциалистов, предшествует сущности человека?
  • Представители какого направления марксизма считали, что в ходе развития капитализма противоречия в обществе будут смягчаться?
  • Какие черты индустриального общества выделил Р. Арон?
  • Как М. Вебер называл действия, совершаемые под влиянием сильных эмоций?
  • Что, по мнению экзистенциалистов, предшествует сущности человека?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!