«Кукла как средство формирования нравственных качеств ребенка»
Гипотеза нашего исследования – куклы нужны, они первые помощники в формировании будущих семейных отношений, так считает общество.
Объектная область исследования – психология, объект исследования – игры. Предмет нашего исследования - влияние детских игр с куклами на развитие и воспитание ребенка.
Итак, цель нашей работы – обосновать необходимость формирования у детей умения и желания играть с куклами.
Для решения этой цели нам необходимо решить ряд задач :
- Изучить научные публикации по теме, получить необходимую информацию
- Из истории кукол
- Об изменении видов деятельности ребенка с куклой за последние 30-40- лет
- О статистике разводов
- Провести исследования, подтверждающие или опровергающие гипотезу
Опрос
Анкетирование детей -6 лет,
10 лет,
девушек 17 лет,
родителей,
преподавателей
- Описать результаты, сформулировать выводы
- Определить способы практического применения результатов наших исследований
Греческие куклы были настоящим открытием – повторяли все детали человеческого облика, могли двигаться, имели съемную одежду. Это объяснялось тем, что греки уделяли большое внимание телу и стремились к физическому совершенству. Руки и ноги куклы присоединялись к керамическому телу кожаными шнурами. По конструкции куклы очень напоминают современную.
В Англии были популярны деревянные куклы, а также куклы из воска, которые были очень красивыми, но дорогими.
В Японии и Китае существовал своеобразный ритуал обращения с куклой. Детям запрещалось играть с ней, они могли только любоваться ей и прикасаться особым образом. Такие куклы оберегались и передавались из поколения в поколение.
По своему назначению куклы делятся на три большие группы:
1. куклы – обереги
2. игровые
3. обрядовые .
Куклы – обереги . Интересно, что у тряпичных кукол лицо не изображалось.
Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая “безликая кукла” служила “оберегом”.
Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит “Куватка’’ , то она отгоняет эту злую силу.
Игровые куклы , предназначались для забавы детям. Они делились сшивные свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки.
Обрядовые куклы . Богата земля русская обрядами. И не только русская. На всех континентах, все народы совершают своеобразные обряды, участниками которых бывают куклы назначение.
Кукла “Купавка ”- это обрядовая кукла одного дня, олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам,забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды.
Самая известная русская кукла – это «матрешка»: Ее происхождение связано с Японией, но и в России были традиции, которые могли предвосхитить появление такой куклы на русской национальной почве – это изготовление и роспись деревянных пасхальных яиц.
Современная кукла.
Кукла Барби – идеал красоты Барби - кукла, ставшая одним из символов двадцатого столетия - продолжает свой путь в двадцать первом веке. Она всегда была такой: красивой, динамичной, не отстающей от моды и иногда даже опережающей ее.
Сравнение традиционной народной игрушки с игрушкой массового производства.
Народная кукла
Традиционная тряпичная русская кукла была “безликой”, что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась.
Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.
Современная кукла
Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. По видам одежды кукла может менять профессию, побывав и врачом, и космонавтом и т.д. У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия.
Недостатком современных кукол является то, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют вкус к разнообразию и фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию.
Методика исследования
Для подтверждения нашей гипотезы или ее опровержения мы провели следующие исследования. Выбрали несколько поколений женщин, девочек, девушек.
Так 6-7 летим девочкам мы предложили ответить на следующие вопросы:
- С какими игрушками любишь играть в садике, дома?
- Любишь ли ты куклы?
- В какие игры играешь с ними ?
- Какие игры нравятся больше?
- Какие куклы есть у тебя дома?
- Каких любишь больше?
- А что больше ты любишь: кукол или компьютер с играми, или телевизор с мультиками?
Эти же вопросы мы задали и девочкам 5-х классов.
Для девушек 10-11 классов мы задали следующие вопросы:
- Ты все еще любишь куклы? Какие?
- Ты с ними играешь или они присутствуют как память о детстве?
- Считаешь ли ты, что игра в куклы способствует твоему становлению как женщине, матери, хозяйке?
Для родителей (разных возрастов) мы предложили ответить на следующие вопросы:
- Вас устраивают куклы, которые есть у нас в магазине? По цене?
- По возможности разнообразия игр с ними( их одевать, лечить, и т.д.)
- Как вы считаете, что важнее для вашей дочери игра в куклы, мультики по телевизору, игры на компьютере?
- Играя в куклы она переносит на них ваши взаимоотношения с дочерью, вашу роль в семье?
Кроме этого, мы обратились в ЗАГС и установили количество разводов за последние 30 лет:
По результатам социологических опросов, проводившихся в 2007 г., выяснилось, что инициаторами разводов чаще выступают женщины .
Среди причин, побудивших расторгнуть брак, были названы следующие:
- Несходство характеров и разные взгляды – 33,4%
- Пьянство, алкоголизм или употребление психотропных веществ как основные причины развода обозначили – 13,5%
- Женщин; измену – 8%
- Наличие другой семьи – 7%
- Безответственность по отношению к семье, неготовность к семейной жизни – 6,5%
6 – 7 лет ( 20 чел )
В какие игры играешь с ними?
Какие игры нравятся больше?
11 лет (13 чел )
Магазин – 3
Дочки – матери – 14
Больница – 1
Переодевание – 1
Салон красоты – 1
Парикмахерская - 1
Какие куклы есть у тебя дома?
Нет – 10
Шью платья - 3
Простые – 6
Братц – 6
Барби – 8
Бэби бон – 2
Пупс – 1
Макс - 1
А что больше ты любишь: компьютер с играми, или телевизор с мультиками?
Нет – 4
Сувенир – 4
Лежат в пыли - 1
Как интерьер – 3
Как талисман - 1
Компьютер – 11
Куклы - 10
Компьютер - 11
Куклы - 2
Девушки 16 лет (16 чел)
Ты всё ещё любишь куклы?
Нет – 5
Да - 11
Какие?
Мягкие игрушки – 8
Фарфоровые – 2
Пупс – 1
Бэби бон - 1
Ты с ними играешь, или они присутствуют как память о детстве?
Нет – 1
Да – 0
Как память - 14
Родители ( 10 чел )
Вас устраивают куклы, которые есть у нас в магазинах? По цене? По возможности разнообразия игр с ними (их одевать, лечить и т.п.)?
Не устраивают – 2
Да, устраивают – 4
Куклы да, цены нет - 4
Как вы считаете, что важнее для вашей дочери игра в куклы, мультики по телевизору, игры на компьютере?
Куклы – 6
Мультики – 0
Компьютер – 2
Не знаю - 2
Играя в куклы она переносит на них ваши взаимоотношения с дочерью, вашу роль в семье?
Нет – 5
Да – 1
Не знаю - 4
Итак, в результате исследования мы подтвердили нашу гипотезу – куклы нужны, они первые помощники в формировании будущих семейных отношений. Но так же мы видим, что сейчас преобладает игра на компьютере, и играя в куклы девочки(так считает большинство родителей), не переносят на них взаимоотношения, которые имеются в семье.
Литература: http://netkonca.ru/index.php/russkaya-narodnaya-kukla-svoimi-rukami.html http://vision7.ru/publ/samoe_udivitelnoe_v_iskusstve/istorija_sozdanija_kukol/34-1-0-3683
Презентацию выполнили ученицы 9 «б» класса Ордынской средней школы №1 Кузовкова Настя, Деркач Юля