СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация: "Образование и наука Российской империи в 19 веке"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация: "Образование и наука Российской империи в 19 веке"

Просмотр содержимого документа
«Презентация: "Образование и наука Российской империи в 19 веке"»

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА  В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ  19 ВЕК ПОДГОТОВИЛ УЧЕНИК 8 КЛАССА: БАРИНОВ АЛЕКСЕЙ

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 19 ВЕК

ПОДГОТОВИЛ УЧЕНИК 8 КЛАССА:

БАРИНОВ АЛЕКСЕЙ

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В САМОМ НАЧАЛЕ 19 В. В РОССИИ ОКОНЧАТЕЛЬНО СЛОЖИЛАСЬ СИСТЕМА ВЫСШЕГО, СРЕДНЕГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПРОВЕДЕННАЯ РЕФОРМА 1803 Г. В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИВЕЛА К СОЗДАНИЮ В КАЖДОМ ГУБЕРНСКОМ ГОРОДЕ ГИМНАЗИИ, А В КАЖДОМ УЕЗДНОМ ГОРОДЕ УЕЗДНОГО УЧИЛИЩА. ПРИХОДСКИЕ УЧИЛИЩА СОЗДАВАЛИСЬ ТАКЖЕ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ. ПРИЧЕМ, ЧТО БЫЛО ОЧЕНЬ ВАЖНО, В НИХ ПРИНИМАЛИСЬ ДЕТИ «ВСЯКОГО СОСТОЯНИЯ», БЕЗ РАЗЛИЧИЯ «ПОЛУ И ЛЕТ».

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В САМОМ НАЧАЛЕ 19 В. В РОССИИ ОКОНЧАТЕЛЬНО СЛОЖИЛАСЬ СИСТЕМА ВЫСШЕГО, СРЕДНЕГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПРОВЕДЕННАЯ РЕФОРМА 1803 Г. В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИВЕЛА К СОЗДАНИЮ В КАЖДОМ ГУБЕРНСКОМ ГОРОДЕ ГИМНАЗИИ, А В КАЖДОМ УЕЗДНОМ ГОРОДЕ УЕЗДНОГО УЧИЛИЩА. ПРИХОДСКИЕ УЧИЛИЩА СОЗДАВАЛИСЬ ТАКЖЕ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ. ПРИЧЕМ, ЧТО БЫЛО ОЧЕНЬ ВАЖНО, В НИХ ПРИНИМАЛИСЬ ДЕТИ «ВСЯКОГО СОСТОЯНИЯ», БЕЗ РАЗЛИЧИЯ «ПОЛУ И ЛЕТ».

ГИМНАЗИЯ

  • ГИМНАЗИЯ — ПОМЕЩЕНИЕ ДЛЯ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ, СПОРТЗАЛ; ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ, ТЕРМИН ТАКЖЕ УПОТРЕБЛЯЛСЯ В ЗНАЧЕНИИ «МЕСТО ДЛЯ УПРАЖНЕНИЙ». В ПЕРВОМ ЗНАЧЕНИИ ГИМНАЗИЯ ВСТРЕЧАЕТСЯ В ДРЕВНИХ ГОРОДАХ ГРЕЦИИ, ЕГИПТА, СИРИИ И ОСТАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ МАЛОЙ АЗИИ, В КОТОРЫХ РАСПРОСТРАНИЛАСЬ ГРЕЧЕСКАЯ, РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ. В ГИМНАЗИИ ИЗУЧАЛИ ФЕХТОВАНИЕ, КУЛАЧНЫЙ БОЙ, ВЕРХОВУЮ ОХОТУ, ГИГИЕНУ, ТАНЦЫ, МУЗЫКУ, РИТОРИКУ, МАТЕМАТИКУ.
  • В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ, А ПОТОМ В ДРЕВНЕРИМСКОЙ ИМПЕРИИ ХАРАКТЕР ОБУЧЕНИЯ В ГИМНАЗИЯХ ПОСТОЯННО МЕНЯЛСЯ. КУЛЬТУРА ТЕХ ВРЕМЁН ПРЕВОЗНОСИЛА ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НАД ОБЩИМ. АРИСТОТЕЛЬ ПИСАЛ О НЕОБХОДИМОМ БЕСПЛАТНОМ ФИЗИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ, ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ФИЗИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕВУШЕК, ИЗДАЛ МНОЖЕСТВО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ, ПО КОТОРЫМ ОБУЧАЛИ ДО СЕРЕДИНЫ XVIII В. ЕГО УЧИТЕЛЬ ПЛАТОН ОБРАЩАЛ ВНИМАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА НА ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ, В КОТОРОМ БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ ДОЛЖНА СОСТОЯТЬ ИЗ ОБЩИХ НАУК, ОСТАВЛЯЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ МЕНЕЕ ПОЛОВИНЫ ВРЕМЕНИ. ГИМНАЗИИ СУЩЕСТВОВАЛИ ДВУХ ТИПОВ — АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ И СПАРТАНСКАЯ, В ПЕРВОЙ ПРЕОБЛАДАЛО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ГРАЖДАН, И В ГИМНАЗИЯХ ВТОРОГО ТИПА ПРЕОБЛАДАЛО ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ВОЕННОЕ ДЕЛО ДАЖЕ ДЛЯ ДЕВУШЕК.
ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ  1811 ИМПЕРАТОРСКИЙ ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ (С 1843 ПО 1917 ГОДЫ — АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ЛИЦЕЙ) — ПРИВИЛЕГИРОВАННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДВОРЯН В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, ДЕЙСТВОВАВШЕЕ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ С 1811 ПО 1843 ГОД. В РУССКОЙ ИСТОРИИ ИЗВЕСТНО, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, КАК ШКОЛА, ВОСПИТАВШАЯ А. С. ПУШКИНА И ВОСПЕТАЯ ИМ.

ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ 1811

  • ИМПЕРАТОРСКИЙ ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ (С 1843 ПО 1917 ГОДЫ — АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ЛИЦЕЙ) — ПРИВИЛЕГИРОВАННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДВОРЯН В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, ДЕЙСТВОВАВШЕЕ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ С 1811 ПО 1843 ГОД. В РУССКОЙ ИСТОРИИ ИЗВЕСТНО, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, КАК ШКОЛА, ВОСПИТАВШАЯ А. С. ПУШКИНА И ВОСПЕТАЯ ИМ.
ДЕРПТСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  1802 ТАРТУСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (ДЕРПТСКИЙ, ЮРЬЕВСКИЙ (1893—1918)— СТАРЕЙШЕЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ В ТАРТУ (ЭСТОНИЯ). УНИВЕРСИТЕТ ВХОДИТ В АССОЦИАЦИЮ УНИВЕРСИТЕТОВ ЕВРОПЫ УТРЕХТСКАЯ СЕТЬ.

ДЕРПТСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 1802

  • ТАРТУСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (ДЕРПТСКИЙ, ЮРЬЕВСКИЙ (1893—1918)— СТАРЕЙШЕЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ В ТАРТУ (ЭСТОНИЯ). УНИВЕРСИТЕТ ВХОДИТ В АССОЦИАЦИЮ УНИВЕРСИТЕТОВ ЕВРОПЫ УТРЕХТСКАЯ СЕТЬ.
КАЗАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  1804 КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ — ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ КАЗАНИ, ОДИН ИЗ ДЕСЯТИ РОССИЙСКИХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ; СТАРЕЙШИЙ, ПОСЛЕ МОСКОВСКОГО, НЕПРЕРЫВНО СУЩЕСТВУЮЩИЙ УНИВЕРСИТЕТ РОССИИ. ВКЛЮЧЁН В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СВОД ОСОБО ЦЕННЫХ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, ЯВЛЯЮЩИЙСЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫМ, ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫМ И АРХИТЕКТУРНЫМ ПАМЯТНИКОМ РОССИИ, — ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ КАЗАНИ, ЗАНИМАЕТ КВАРТАЛ НА КРЕМЛЁВСКОЙ УЛИЦЕ.

КАЗАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 1804

  • КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ — ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ КАЗАНИ, ОДИН ИЗ ДЕСЯТИ РОССИЙСКИХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ; СТАРЕЙШИЙ, ПОСЛЕ МОСКОВСКОГО, НЕПРЕРЫВНО СУЩЕСТВУЮЩИЙ УНИВЕРСИТЕТ РОССИИ. ВКЛЮЧЁН В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СВОД ОСОБО ЦЕННЫХ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, ЯВЛЯЮЩИЙСЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫМ, ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫМ И АРХИТЕКТУРНЫМ ПАМЯТНИКОМ РОССИИ, — ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ КАЗАНИ, ЗАНИМАЕТ КВАРТАЛ НА КРЕМЛЁВСКОЙ УЛИЦЕ.
ХАРЬКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  1805   ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В. Н. КАРАЗИНА — ОДИН ИЗ СТАРЕЙШИХ УНИВЕРСИТЕТОВ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ, ОФИЦИАЛЬНО ОТКРЫТ 17 (29) ЯНВАРЯ 1805 ГОДА. СТАРЕЙШИЙ КЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ОБЛАСТИ МАЛОРОССИЯ И ВТОРОЙ В СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЕ ПОСЛЕ ЛЬВОВСКОГО (КОТОРЫЙ В ФОРМАТЕ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА СУЩЕСТВУЕТ С 1784 Г.). ПЯТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ПОСЛЕ ВИЛЕНСКОГО, ДЕРПТСКОГО, МОСКОВСКОГО И КАЗАНСКОГО.

ХАРЬКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 1805

  • ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В. Н. КАРАЗИНА — ОДИН ИЗ СТАРЕЙШИХ УНИВЕРСИТЕТОВ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ, ОФИЦИАЛЬНО ОТКРЫТ 17 (29) ЯНВАРЯ 1805 ГОДА. СТАРЕЙШИЙ КЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ОБЛАСТИ МАЛОРОССИЯ И ВТОРОЙ В СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЕ ПОСЛЕ ЛЬВОВСКОГО (КОТОРЫЙ В ФОРМАТЕ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА СУЩЕСТВУЕТ С 1784 Г.). ПЯТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ПОСЛЕ ВИЛЕНСКОГО, ДЕРПТСКОГО, МОСКОВСКОГО И КАЗАНСКОГО.
ВИЛЕНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  1804 ВИЛЕНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ — ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ И ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ ПРОСВЕЩЕНИЕМ ВИЛЕНСКОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА В 1803—1832 ГОДАХ.

ВИЛЕНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 1804

  • ВИЛЕНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ — ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ И ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ ПРОСВЕЩЕНИЕМ ВИЛЕНСКОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА В 1803—1832 ГОДАХ.
ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  1819 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» — ОДИН ИЗ ВЕДУЩИХ КЛАССИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ; ОДИН ИЗ КРУПНЕЙШИХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИИ И ВЕДУЩИХ ЦЕНТРОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ. В СОСТАВ УНИВЕРСИТЕТСКОГО УЧЕБНО-НАУЧНОГО КОМПЛЕКСА ВХОДИТ: 24 СПЕЦИАЛЬНЫХ ФАКУЛЬТЕТА И ИНСТИТУТА, А ТАКЖЕ ОБЩЕУНИВЕРСИТЕТСКАЯ КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА, МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ, КОЛЛЕДЖ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА, ЭКОНОМИКИ И ТЕХНОЛОГИИ, АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ Д. К. ФАДДЕЕВА И ФАКУЛЬТЕТ ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ.

ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 1819

  • ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» — ОДИН ИЗ ВЕДУЩИХ КЛАССИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ; ОДИН ИЗ КРУПНЕЙШИХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИИ И ВЕДУЩИХ ЦЕНТРОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ. В СОСТАВ УНИВЕРСИТЕТСКОГО УЧЕБНО-НАУЧНОГО КОМПЛЕКСА ВХОДИТ: 24 СПЕЦИАЛЬНЫХ ФАКУЛЬТЕТА И ИНСТИТУТА, А ТАКЖЕ ОБЩЕУНИВЕРСИТЕТСКАЯ КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА, МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ, КОЛЛЕДЖ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА, ЭКОНОМИКИ И ТЕХНОЛОГИИ, АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ Д. К. ФАДДЕЕВА И ФАКУЛЬТЕТ ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ.
БИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНА   К НАЧАЛУ ВЕКА БОГАТЕЙШИЙ ФАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ О РАЗВИТИИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ И СИСТЕМ НУЖДАЛСЯ В ПЕРЕОСМЫСЛЕНИИ. ЕСЛИ ПРЕЖДЕ ГОСПОДСТВОВАЛО УБЕЖДЕНИЕ В НЕИЗМЕНЯЕМОСТИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ, ТО ТЕПЕРЬ ОНО ОКАЗАЛОСЬ ОПРОВЕРГНУТО В СВЕТЕ ОТКРЫТИЙ БИОЛОГОВ И ГЕОЛОГОВ РАЗНЫХ СТРАН. СУЩЕСТВОВАЛО МНОЖЕСТВО УЧЕНЫХ, ИЗУЧАВШИХ БИОЛОГИЮ И МЕДИЦИНУ:

БИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНА

  • К НАЧАЛУ ВЕКА БОГАТЕЙШИЙ ФАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ О РАЗВИТИИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ И СИСТЕМ НУЖДАЛСЯ В ПЕРЕОСМЫСЛЕНИИ. ЕСЛИ ПРЕЖДЕ ГОСПОДСТВОВАЛО УБЕЖДЕНИЕ В НЕИЗМЕНЯЕМОСТИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ, ТО ТЕПЕРЬ ОНО ОКАЗАЛОСЬ ОПРОВЕРГНУТО В СВЕТЕ ОТКРЫТИЙ БИОЛОГОВ И ГЕОЛОГОВ РАЗНЫХ СТРАН.
  • СУЩЕСТВОВАЛО МНОЖЕСТВО УЧЕНЫХ, ИЗУЧАВШИХ БИОЛОГИЮ И МЕДИЦИНУ:
И. А. ДВИГУБСКИЙ ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ ДВИГУБСКИЙ (24 ФЕВРАЛЯ (7 МАРТА) 1771 (ПО ДР. ДАННЫМ — 1772) — 30 ДЕКАБРЯ 1839 (11 ЯНВАРЯ 1840)) — РОССИЙСКИЙ ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ, РЕКТОР МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В 1826—1833 ГОДАХ. ЧТЕНИЕМ ЛЕКЦИЙ И ИЗДАНИЕМ СВОИХ ТРУДОВ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ ОН СПОСОБСТВОВАЛ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ЕСТЕСТВЕННОИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ. РАЗРАБОТАЛ РУССКУЮ БОТАНИЧЕСКУЮ НОМЕНКЛАТУРУ И ВВЁЛ РЯД НОВЫХ РУССКИХ БОТАНИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ. ОН УТВЕРЖДАЛ, ЧТО ЗЕМНАЯ ПОВЕРХНОСТЬ И НАСЕЛЯЮЩИЕ ЕЕ СУЩЕСТВА С ТЕЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ ПОД ДЕЙСТВИЕМ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРИЧИН ПРЕТЕРПЕВАЮТ КОРЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ.

И. А. ДВИГУБСКИЙ

  • ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ ДВИГУБСКИЙ (24 ФЕВРАЛЯ (7 МАРТА) 1771 (ПО ДР. ДАННЫМ — 1772) — 30 ДЕКАБРЯ 1839 (11 ЯНВАРЯ 1840)) — РОССИЙСКИЙ ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ, РЕКТОР МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В 1826—1833 ГОДАХ. ЧТЕНИЕМ ЛЕКЦИЙ И ИЗДАНИЕМ СВОИХ ТРУДОВ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ ОН СПОСОБСТВОВАЛ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ЕСТЕСТВЕННОИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ. РАЗРАБОТАЛ РУССКУЮ БОТАНИЧЕСКУЮ НОМЕНКЛАТУРУ И ВВЁЛ РЯД НОВЫХ РУССКИХ БОТАНИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ.
  • ОН УТВЕРЖДАЛ, ЧТО ЗЕМНАЯ ПОВЕРХНОСТЬ И НАСЕЛЯЮЩИЕ ЕЕ СУЩЕСТВА С ТЕЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ ПОД ДЕЙСТВИЕМ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРИЧИН ПРЕТЕРПЕВАЮТ КОРЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ.
ИУСТИН ДЯДЬКОВСКИЙ ИУСТИН ЕВДОКИМОВИЧ ДЯДЬКОВСКИЙ (1784—1841) — РУССКИЙ ВРАЧ-ТЕРАПЕВТ. ВЫДВИНУЛ И ДОКАЗАЛ ИДЕЮ О ТОМ, ЧТО ВСЕ ЯВЛЕНИЯ В ПРИРОДЕ ОБУСЛОВЛЕНЫ ЕСТЕСТВЕННЫМИ ПРИЧИНАМИ И ПОДЧИНЕНЫ ОБЩИМ ЗАКОНАМ РАЗВИТИЯ. ЖИЗНЬ, ПО ЕГО МНЕНИЮ, ЯВЛЯЕТСЯ НЕПРЕРЫВНЫМ ФИЗИКО - ХИМИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ. СТОРОННИКАМИ ИДЕИ РАЗВИТИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ БЫЛИ В ЭТОТ ПЕРИОД БОЛЬШИНСТВО РУССКИХ ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЕЙ.

ИУСТИН ДЯДЬКОВСКИЙ

  • ИУСТИН ЕВДОКИМОВИЧ ДЯДЬКОВСКИЙ (1784—1841) — РУССКИЙ ВРАЧ-ТЕРАПЕВТ.
  • ВЫДВИНУЛ И ДОКАЗАЛ ИДЕЮ О ТОМ, ЧТО ВСЕ ЯВЛЕНИЯ В ПРИРОДЕ ОБУСЛОВЛЕНЫ ЕСТЕСТВЕННЫМИ ПРИЧИНАМИ И ПОДЧИНЕНЫ ОБЩИМ ЗАКОНАМ РАЗВИТИЯ. ЖИЗНЬ, ПО ЕГО МНЕНИЮ, ЯВЛЯЕТСЯ НЕПРЕРЫВНЫМ ФИЗИКО - ХИМИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ. СТОРОННИКАМИ ИДЕИ РАЗВИТИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ БЫЛИ В ЭТОТ ПЕРИОД БОЛЬШИНСТВО РУССКИХ ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЕЙ.
КАРЛ БЭР КАРЛ ЭРНСТ ФОН БЭР, ИЛИ, КАК ЕГО НАЗЫВАЛИ В РОССИИ, КАРЛ МАКСИМОВИЧ БЭР, (17 ФЕВРАЛЯ 1792 — 28 НОЯБРЯ 1876), ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ ЭМБРИОЛОГИИ И СРАВНИТЕЛЬНОЙ АНАТОМИИ, АКАДЕМИК ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, ПРЕЗИДЕНТ РУССКОГО ЭНТОМОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА, ОДИН ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ РУССКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА. СЕРЬЕЗНЫМ ШАГОМ ВПЕРЕД В ОБОСНОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАЗВИТИИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ СТАЛА РАБОТА КАРЛА МАКСИМОВИЧА БЭРА «ВСЕОБЩИЙ ЗАКОН РАЗВИТИЯ ПРИРОДЫ» (1834). В НЕЙ ОН ПРЕДСТАЛ ПРЕДШЕСТВЕННИКОМ Ч. ДАРВИНА И ЕГО УЧЕНИЯ.

КАРЛ БЭР

  • КАРЛ ЭРНСТ ФОН БЭР, ИЛИ, КАК ЕГО НАЗЫВАЛИ В РОССИИ, КАРЛ МАКСИМОВИЧ БЭР, (17 ФЕВРАЛЯ 1792 — 28 НОЯБРЯ 1876), ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ ЭМБРИОЛОГИИ И СРАВНИТЕЛЬНОЙ АНАТОМИИ, АКАДЕМИК ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, ПРЕЗИДЕНТ РУССКОГО ЭНТОМОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА, ОДИН ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ РУССКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА.
  • СЕРЬЕЗНЫМ ШАГОМ ВПЕРЕД В ОБОСНОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАЗВИТИИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ СТАЛА РАБОТА КАРЛА МАКСИМОВИЧА БЭРА «ВСЕОБЩИЙ ЗАКОН РАЗВИТИЯ ПРИРОДЫ» (1834). В НЕЙ ОН ПРЕДСТАЛ ПРЕДШЕСТВЕННИКОМ Ч. ДАРВИНА И ЕГО УЧЕНИЯ.
НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ПИРОГОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ПИРОГОВ (1810 – 1881) — РУССКИЙ ХИРУРГ И АНАТОМ, ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ И ПЕДАГОГ, СОЗДАТЕЛЬ ПЕРВОГО АТЛАСА ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ, ОСНОВОПОЛОЖНИК РУССКОЙ ВОЕННО-ПОЛЕВОЙ ХИРУРГИИ, ОСНОВАТЕЛЬ РУССКОЙ ШКОЛЫ АНЕСТЕЗИИ. В ГОДЫ КРЫМСКОЙ ВОЙНЫ ОН ВПЕРВЫЕ ПРЯМО НА ПОЛЕ БОЯ ПРИМЕНЯЛ НАРКОЗ ВО ВРЕМЯ ОПЕРАЦИИ, ИСПОЛЬЗОВАЛ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ПЕРЕЛОМОВ ГИПСОВУЮ ПОВЯЗКУ. БЛАГОДАРЯ ВЕЛИКОМУ ХИРУРГУ ТЫСЯЧИ РАНЕНЫХ ОСТАЛИСЬ ЖИВЫ, МНОГИЕ ВЕРНУЛИСЬ В СТРОЙ.

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ПИРОГОВ

  • НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ПИРОГОВ (1810 – 1881) — РУССКИЙ ХИРУРГ И АНАТОМ, ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ И ПЕДАГОГ, СОЗДАТЕЛЬ ПЕРВОГО АТЛАСА ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ, ОСНОВОПОЛОЖНИК РУССКОЙ ВОЕННО-ПОЛЕВОЙ ХИРУРГИИ, ОСНОВАТЕЛЬ РУССКОЙ ШКОЛЫ АНЕСТЕЗИИ.
  • В ГОДЫ КРЫМСКОЙ ВОЙНЫ ОН ВПЕРВЫЕ ПРЯМО НА ПОЛЕ БОЯ ПРИМЕНЯЛ НАРКОЗ ВО ВРЕМЯ ОПЕРАЦИИ, ИСПОЛЬЗОВАЛ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ПЕРЕЛОМОВ ГИПСОВУЮ ПОВЯЗКУ. БЛАГОДАРЯ ВЕЛИКОМУ ХИРУРГУ ТЫСЯЧИ РАНЕНЫХ ОСТАЛИСЬ ЖИВЫ, МНОГИЕ ВЕРНУЛИСЬ В СТРОЙ.
ГЕОЛОГИЯ ПЕРИОД БУРНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРЕЖИВАЛА В ЭТИ ГОДЫ ГЕОЛОГИЯ. ОСТРЫЙ ХАРАКТЕР ПРИОБРЕЛА БОРЬБА МЕЖДУ СТОРОННИКАМИ ДВУХ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ НАПРАВЛЕНИЙ – «НУПТУНИСТАМИ» (СЧИТАВШИМИ, ЧТО ВСЕ ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ОБУСЛОВЛЕНЫ ДЕЙСТВИЕМ ВОДЫ) И «ПЛУТОНИСТАМИ» (ПОЛАГАВШИМИ, ЧТО ОСНОВОЙ ЭТИХ ПРОЦЕССОВ ЯВЛЯЕТСЯ НАЛИЧИЕ «ЦЕНТРАЛЬНОГО ОГНЯ» ВНУТРИ ЗЕМЛИ).

ГЕОЛОГИЯ

  • ПЕРИОД БУРНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРЕЖИВАЛА В ЭТИ ГОДЫ ГЕОЛОГИЯ. ОСТРЫЙ ХАРАКТЕР ПРИОБРЕЛА БОРЬБА МЕЖДУ СТОРОННИКАМИ ДВУХ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ НАПРАВЛЕНИЙ – «НУПТУНИСТАМИ» (СЧИТАВШИМИ, ЧТО ВСЕ ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ОБУСЛОВЛЕНЫ ДЕЙСТВИЕМ ВОДЫ) И «ПЛУТОНИСТАМИ» (ПОЛАГАВШИМИ, ЧТО ОСНОВОЙ ЭТИХ ПРОЦЕССОВ ЯВЛЯЕТСЯ НАЛИЧИЕ «ЦЕНТРАЛЬНОГО ОГНЯ» ВНУТРИ ЗЕМЛИ).
НИКОЛАЙ КОШКАРОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ КОКШАРОВ (23 НОЯБРЯ1818, ВБЛИЗИ УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ — 21 ДЕКАБРЯ 1893, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ) — МИНЕРАЛОГ, ПРОФЕССОР (С 1851), ЧЛЕН АКАДЕМИИ НАУК (С 1855), ДИРЕКТОР ГОРНОГО ИНСТИТУТА В ПЕТЕРБУРГЕ (1872—1881), ДИРЕКТОР МИНЕРАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА (C 1865) И РЕДАКТОР МНОГИХ ТОМОВ «ЗАПИСОК МИНЕРАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА». ПЕРВЫЙ В РОССИИ ПРЕДПРИНЯЛ ТОЧНЫЕ КРИСТАЛЛОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ОДНИМ ИЗ САМЫХ ГЛАВНЫХ ПРОЕКТОВ, СДЕЛАННЫХ КОШКАРОВЫМ, ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРВАЯ ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЕВРОПЕЙСКОЙ РОССИИ.

НИКОЛАЙ КОШКАРОВ

  • НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ КОКШАРОВ (23 НОЯБРЯ1818, ВБЛИЗИ УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ — 21 ДЕКАБРЯ 1893, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ) — МИНЕРАЛОГ, ПРОФЕССОР (С 1851), ЧЛЕН АКАДЕМИИ НАУК (С 1855), ДИРЕКТОР ГОРНОГО ИНСТИТУТА В ПЕТЕРБУРГЕ (1872—1881), ДИРЕКТОР МИНЕРАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА (C 1865) И РЕДАКТОР МНОГИХ ТОМОВ «ЗАПИСОК МИНЕРАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА». ПЕРВЫЙ В РОССИИ ПРЕДПРИНЯЛ ТОЧНЫЕ КРИСТАЛЛОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.
  • ОДНИМ ИЗ САМЫХ ГЛАВНЫХ ПРОЕКТОВ, СДЕЛАННЫХ КОШКАРОВЫМ, ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРВАЯ ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЕВРОПЕЙСКОЙ РОССИИ.
АСТРОНОМИЯ В АСТРАНОМИИ ШЕЛ МЕДЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС НАКОПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ, ПРИВЕДШИЙ В ПОСЛЕДУЮЩЕМ К НАСТОЯЩЕЙ РЕВОЛЮЦИИ В ЭТОЙ НАУКЕ. ГЛАВНЫМ ДОСТИЖЕНИЕМ СТАЛО СОЗДАНИЕ МОЩНЫХ ТЕЛЕСКОПОВ, КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯЛИ СОСТАВИТЬ БОЛЕЕ ДЕТАЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ. ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АСТРОНОМИИ В РОССИИ ИМЕЛО ОТКРЫТИЕ В 1839 Г. ПУЛКОВСКОЙ ОБСЕРВАТОРИИ. ОНА СТАЛА ЦЕНТРОМ АСТРОНОМИЧЕСКИХ РАБОТ В НАШЕЙ СТРАНЕ И БЫЛА ОСНАЩЕНА ПО ПОСЛЕДНЕМУ СЛОВУ ТОГДАШНЕЙ ТЕХНИКИ.

АСТРОНОМИЯ

  • В АСТРАНОМИИ ШЕЛ МЕДЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС НАКОПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ, ПРИВЕДШИЙ В ПОСЛЕДУЮЩЕМ К НАСТОЯЩЕЙ РЕВОЛЮЦИИ В ЭТОЙ НАУКЕ. ГЛАВНЫМ ДОСТИЖЕНИЕМ СТАЛО СОЗДАНИЕ МОЩНЫХ ТЕЛЕСКОПОВ, КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯЛИ СОСТАВИТЬ БОЛЕЕ ДЕТАЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ. ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АСТРОНОМИИ В РОССИИ ИМЕЛО ОТКРЫТИЕ В 1839 Г. ПУЛКОВСКОЙ ОБСЕРВАТОРИИ. ОНА СТАЛА ЦЕНТРОМ АСТРОНОМИЧЕСКИХ РАБОТ В НАШЕЙ СТРАНЕ И БЫЛА ОСНАЩЕНА ПО ПОСЛЕДНЕМУ СЛОВУ ТОГДАШНЕЙ ТЕХНИКИ.
ПУЛКОВСКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ  1839 ПУЛКОВСКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ (ПОЛНОЕ ОФИЦИАЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ — «ГЛАВНАЯ (ПУЛКОВСКАЯ) АСТРОНОМИЧЕСКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК», СОКРАЩЁННОЕ — ГАО РАН) — ОСНОВНАЯ АСТРОНОМИЧЕСКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, РАСПОЛАГАЮЩАЯСЯ В 19 КИЛОМЕТРАХ К ЮГУ ОТ ЦЕНТРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА ПУЛКОВСКИХ ВЫСОТАХ (75 МЕТРОВ НАД УРОВНЕМ МОРЯ).  НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБСЕРВАТОРИИ ОХВАТЫВАЕТ ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СОВРЕМЕННОЙ АСТРОНОМИИ: НЕБЕСНАЯ МЕХАНИКА И ЗВЁЗДНАЯ ДИНАМИКА, АСТРОМЕТРИЯ (ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ И КИНЕМАТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ВСЕЛЕННОЙ), СОЛНЦЕ И СОЛНЕЧНО-ЗЕМНЫЕ СВЯЗИ, ФИЗИКА И ЭВОЛЮЦИЯ ЗВЕЗД, АППАРАТУРА И МЕТОДИКА АСТРОНОМИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ. В ШТАТЕ ОБСЕРВАТОРИИ, ПО СОСТОЯНИЮ НА 2010 ГОД, СОСТОИТ 330 ЧЕЛОВЕК, В ТОМ ЧИСЛЕ 143 НАУЧНЫХ СОТРУДНИКА, ИЗ НИХ 72 КАНДИДАТА И 27 ДОКТОРОВ НАУК. У ОБСЕРВАТОРИИ ЕСТЬ ДВЕ ДЕЙСТВУЮЩИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ СТАНЦИИ: КИСЛОВОДСКАЯ ГОРНАЯ АСТРОНОМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ И СТАНЦИЯ ГАО РАН ОБСЕРВАТОРИИ КАМПО-ИМПЕРАТОРЕ.

ПУЛКОВСКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ 1839

  • ПУЛКОВСКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ (ПОЛНОЕ ОФИЦИАЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ — «ГЛАВНАЯ (ПУЛКОВСКАЯ) АСТРОНОМИЧЕСКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК», СОКРАЩЁННОЕ — ГАО РАН) — ОСНОВНАЯ АСТРОНОМИЧЕСКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, РАСПОЛАГАЮЩАЯСЯ В 19 КИЛОМЕТРАХ К ЮГУ ОТ ЦЕНТРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА ПУЛКОВСКИХ ВЫСОТАХ (75 МЕТРОВ НАД УРОВНЕМ МОРЯ).
  • НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБСЕРВАТОРИИ ОХВАТЫВАЕТ ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СОВРЕМЕННОЙ АСТРОНОМИИ: НЕБЕСНАЯ МЕХАНИКА И ЗВЁЗДНАЯ ДИНАМИКА, АСТРОМЕТРИЯ (ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ И КИНЕМАТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ВСЕЛЕННОЙ), СОЛНЦЕ И СОЛНЕЧНО-ЗЕМНЫЕ СВЯЗИ, ФИЗИКА И ЭВОЛЮЦИЯ ЗВЕЗД, АППАРАТУРА И МЕТОДИКА АСТРОНОМИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ. В ШТАТЕ ОБСЕРВАТОРИИ, ПО СОСТОЯНИЮ НА 2010 ГОД, СОСТОИТ 330 ЧЕЛОВЕК, В ТОМ ЧИСЛЕ 143 НАУЧНЫХ СОТРУДНИКА, ИЗ НИХ 72 КАНДИДАТА И 27 ДОКТОРОВ НАУК. У ОБСЕРВАТОРИИ ЕСТЬ ДВЕ ДЕЙСТВУЮЩИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ СТАНЦИИ: КИСЛОВОДСКАЯ ГОРНАЯ АСТРОНОМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ И СТАНЦИЯ ГАО РАН ОБСЕРВАТОРИИ КАМПО-ИМПЕРАТОРЕ.
МАТЕМАТИКА   ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ПРЕПОДАВАВШАЯСЯ ПРЕЖДЕ ЛИШЬ В ВОЕННО – ТЕХНИЧЕСКИХ ШКОЛАХ, СТАЛА ТЕПЕРЬ ОДНИМ ИЗ ОСНОВНЫХ ПРЕДМЕТОВ ВО ВСЕХ УНИВЕРСИТЕТАХ СТРАНЫ. ОСОБЕННО ВЕЛИК ВКЛАД В РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА ОСТРОГРАДСКОГО И СОЗДАТЕЛЯ НЕЕВКЛИДОВОЙ ГЕОМЕТРИИ НИКОЛАЕМ ИВАНОВИЧЕМ ЛОБАЧЕВСКИМ.

МАТЕМАТИКА

  • ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ПРЕПОДАВАВШАЯСЯ ПРЕЖДЕ ЛИШЬ В ВОЕННО – ТЕХНИЧЕСКИХ ШКОЛАХ, СТАЛА ТЕПЕРЬ ОДНИМ ИЗ ОСНОВНЫХ ПРЕДМЕТОВ ВО ВСЕХ УНИВЕРСИТЕТАХ СТРАНЫ.
  • ОСОБЕННО ВЕЛИК ВКЛАД В РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА ОСТРОГРАДСКОГО И СОЗДАТЕЛЯ НЕЕВКЛИДОВОЙ ГЕОМЕТРИИ НИКОЛАЕМ ИВАНОВИЧЕМ ЛОБАЧЕВСКИМ.
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ  ОСТРОГРАДСКИЙ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ОСТРОГРАДСКИЙ (12 СЕНТЯБРЯ 1801 — 20 ДЕКАБРЯ 1861) — РОССИЙСКИЙ МАТЕМАТИК И МЕХАНИК УКРАИНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, ПРИЗНАННЫЙ ЛИДЕР МАТЕМАТИКОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В 1830—1860-Е ГОДЫ. ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ ОСТРОГРАДСКОГО ОТНОСЯТСЯ К ПРИКЛАДНЫМ АСПЕКТАМ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, МЕХАНИКИ, ТЕОРИИ МАГНЕТИЗМА, ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ. ОН ВНЁС ТАКЖЕ ВКЛАД В АЛГЕБРУ И ТЕОРИЮ ЧИСЕЛ.  ХОРОШО ИЗВЕСТЕН МЕТОД ОСТРОГРАДСКОГО ДЛЯ ИНТЕГРИРОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ (1844). В ФИЗИКЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНО ПОЛЕЗНА ФОРМУЛА ОСТРОГРАДСКОГО ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБЪЁМНОГО ИНТЕГРАЛА В ПОВЕРХНОСТНЫЙ.  В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ ОСТРОГРАДСКИЙ ОПУБЛИКОВАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИНТЕГРИРОВАНИЮ УРАВНЕНИЙ ДИНАМИКИ. ЕГО РАБОТЫ ПРОДОЛЖИЛИ Н. Д. БРАШМАН И Н. Е. ЖУКОВСКИЙ.

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ОСТРОГРАДСКИЙ

  • МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ОСТРОГРАДСКИЙ (12 СЕНТЯБРЯ 1801 — 20 ДЕКАБРЯ 1861) — РОССИЙСКИЙ МАТЕМАТИК И МЕХАНИК УКРАИНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, ПРИЗНАННЫЙ ЛИДЕР МАТЕМАТИКОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В 1830—1860-Е ГОДЫ.
  • ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ ОСТРОГРАДСКОГО ОТНОСЯТСЯ К ПРИКЛАДНЫМ АСПЕКТАМ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, МЕХАНИКИ, ТЕОРИИ МАГНЕТИЗМА, ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ. ОН ВНЁС ТАКЖЕ ВКЛАД В АЛГЕБРУ И ТЕОРИЮ ЧИСЕЛ.
  • ХОРОШО ИЗВЕСТЕН МЕТОД ОСТРОГРАДСКОГО ДЛЯ ИНТЕГРИРОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ (1844). В ФИЗИКЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНО ПОЛЕЗНА ФОРМУЛА ОСТРОГРАДСКОГО ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБЪЁМНОГО ИНТЕГРАЛА В ПОВЕРХНОСТНЫЙ.
  • В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ ОСТРОГРАДСКИЙ ОПУБЛИКОВАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИНТЕГРИРОВАНИЮ УРАВНЕНИЙ ДИНАМИКИ. ЕГО РАБОТЫ ПРОДОЛЖИЛИ Н. Д. БРАШМАН И Н. Е. ЖУКОВСКИЙ.
НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ  ЛОБАЧЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ЛОБАЧЕВСКИЙ (20 НОЯБРЯ 1792, НИЖНИЙ НОВГОРОД — 12 ФЕВРАЛЯ 1856, КАЗАНЬ) — РУССКИЙ МАТЕМАТИК, ОДИН ИЗ СОЗДАТЕЛЕЙ НЕЕВКЛИДОВОЙ ГЕОМЕТРИИ, ДЕЯТЕЛЬ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ. ИЗВЕСТНЫЙ АНГЛИЙСКИЙ МАТЕМАТИК УИЛЬЯМ КЛИФФОРД НАЗВАЛ ЛОБАЧЕВСКОГО «КОПЕРНИКОМ ГЕОМЕТРИИ».  ЛОБАЧЕВСКИЙ В ТЕЧЕНИЕ 40 ЛЕТ ПРЕПОДАВАЛ В КАЗАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ 19 ЛЕТ РУКОВОДИЛ ИМ В ДОЛЖНОСТИ РЕКТОРА; ЕГО АКТИВНОСТЬ И УМЕЛОЕ РУКОВОДСТВО ВЫВЕЛИ УНИВЕРСИТЕТ В ЧИСЛО ПЕРЕДОВЫХ РОССИЙСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. ПО ВЫРАЖЕНИЮ Н. П. ЗАГОСКИНА, ЛОБАЧЕВСКИЙ БЫЛ «ВЕЛИКИМ СТРОИТЕЛЕМ» КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА.

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ЛОБАЧЕВСКИЙ

  • НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ЛОБАЧЕВСКИЙ (20 НОЯБРЯ 1792, НИЖНИЙ НОВГОРОД — 12 ФЕВРАЛЯ 1856, КАЗАНЬ) — РУССКИЙ МАТЕМАТИК, ОДИН ИЗ СОЗДАТЕЛЕЙ НЕЕВКЛИДОВОЙ ГЕОМЕТРИИ, ДЕЯТЕЛЬ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ. ИЗВЕСТНЫЙ АНГЛИЙСКИЙ МАТЕМАТИК УИЛЬЯМ КЛИФФОРД НАЗВАЛ ЛОБАЧЕВСКОГО «КОПЕРНИКОМ ГЕОМЕТРИИ».
  • ЛОБАЧЕВСКИЙ В ТЕЧЕНИЕ 40 ЛЕТ ПРЕПОДАВАЛ В КАЗАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ 19 ЛЕТ РУКОВОДИЛ ИМ В ДОЛЖНОСТИ РЕКТОРА; ЕГО АКТИВНОСТЬ И УМЕЛОЕ РУКОВОДСТВО ВЫВЕЛИ УНИВЕРСИТЕТ В ЧИСЛО ПЕРЕДОВЫХ РОССИЙСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. ПО ВЫРАЖЕНИЮ Н. П. ЗАГОСКИНА, ЛОБАЧЕВСКИЙ БЫЛ «ВЕЛИКИМ СТРОИТЕЛЕМ» КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА.
ФИЗИКА В ОБЛАСТИ ФИЗИКА 19 ВЕК НАЧАЛСЯ С ИЗОБРЕТЕНИЯ ПЕРВОГО ИСТОЧНИКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА, В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО ВСЯ МИРОВАЯ НАУКА И ТЕХНИКА ВСТУПИЛИ В КАЧЕСТВЕННО НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ. В РОССИИ ПЕРВАЯ РАБОТА В ЭТОЙ ОБЛАСТИ ПОЯВИЛАСЬ УЖЕ В 1801 Г.

ФИЗИКА

  • В ОБЛАСТИ ФИЗИКА 19 ВЕК НАЧАЛСЯ С ИЗОБРЕТЕНИЯ ПЕРВОГО ИСТОЧНИКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА, В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО ВСЯ МИРОВАЯ НАУКА И ТЕХНИКА ВСТУПИЛИ В КАЧЕСТВЕННО НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ. В РОССИИ ПЕРВАЯ РАБОТА В ЭТОЙ ОБЛАСТИ ПОЯВИЛАСЬ УЖЕ В 1801 Г.
ВАСИЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ  ПЕТРОВ ВАСИЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ПЕТРОВ (8 ИЮЛЯ 1761 ГОДА, ОБОЯНЬ, БЕЛГОРОДСКАЯ ГУБЕРНИЯ — 22 ИЮЛЯ 1834 ГОДА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) — РУССКИЙ ФИЗИК-ЭКСПЕРИМЕНТАТОР, ЭЛЕКТРОТЕХНИК-САМОУЧКА, АКАДЕМИК ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК. РАЗРАБОТАЛ ГАЛЬВАНИЧЕСКУЮ БАТАРЕЮ. ОНА ПОЗВОЛЯЛА ПОЛУЧАТЬ УСТОЙЧИВУЮ ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ДУГУ – ПРООБРАЗ БУДУЩЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЛАМПОЧКИ.

ВАСИЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ПЕТРОВ

  • ВАСИЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ПЕТРОВ (8 ИЮЛЯ 1761 ГОДА, ОБОЯНЬ, БЕЛГОРОДСКАЯ ГУБЕРНИЯ — 22 ИЮЛЯ 1834 ГОДА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) — РУССКИЙ ФИЗИК-ЭКСПЕРИМЕНТАТОР, ЭЛЕКТРОТЕХНИК-САМОУЧКА, АКАДЕМИК ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК.
  • РАЗРАБОТАЛ ГАЛЬВАНИЧЕСКУЮ БАТАРЕЮ. ОНА ПОЗВОЛЯЛА ПОЛУЧАТЬ УСТОЙЧИВУЮ ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ДУГУ – ПРООБРАЗ БУДУЩЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЛАМПОЧКИ.
БОРИС СЕМЕНОВИЧ  ЯКОБИ МОРИЦ ГЕРМАН ЯКОБИ (НА РУССКИЙ ЛАД БОРИС СЕМЁНОВИЧ ЯКОБИ; 21 СЕНТЯБРЯ 1801, ПОТСДАМ — 27 ФЕВРАЛЯ1874, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) — НЕМЕЦКИЙ И РУССКИЙ ФИЗИК-ИЗОБРЕТАТЕЛЬ. ПРОСЛАВИЛСЯ ОТКРЫТИЕМ ГАЛЬВАНОПЛАСТИКИ. ПОСТРОИЛ ПЕРВЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ, ТЕЛЕГРАФНЫЙ АППАРАТ, ПЕЧАТАЮЩИЙ БУКВЫ. ИЗОБРЕЛ ГАЛЬВАНОПЛАСТИНКУ – МЕТОД НАНЕСЕНИЯ ТОНКОГО СЛОЯ МЕТАЛЛА НА НУЖНУЮ ПОВЕРХНОСТЬ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА.

БОРИС СЕМЕНОВИЧ ЯКОБИ

  • МОРИЦ ГЕРМАН ЯКОБИ (НА РУССКИЙ ЛАД БОРИС СЕМЁНОВИЧ ЯКОБИ; 21 СЕНТЯБРЯ 1801, ПОТСДАМ — 27 ФЕВРАЛЯ1874, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) — НЕМЕЦКИЙ И РУССКИЙ ФИЗИК-ИЗОБРЕТАТЕЛЬ. ПРОСЛАВИЛСЯ ОТКРЫТИЕМ ГАЛЬВАНОПЛАСТИКИ. ПОСТРОИЛ ПЕРВЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ, ТЕЛЕГРАФНЫЙ АППАРАТ, ПЕЧАТАЮЩИЙ БУКВЫ.
  • ИЗОБРЕЛ ГАЛЬВАНОПЛАСТИНКУ – МЕТОД НАНЕСЕНИЯ ТОНКОГО СЛОЯ МЕТАЛЛА НА НУЖНУЮ ПОВЕРХНОСТЬ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА.
 ЭМИЛЬ ХРИСТОАНОВИЧ  ЛЕНЦ   ЭМИЛИЙ ХРИСТИАНОВИЧ ЛЕНЦ (ПРИ РОЖДЕНИИ ГЕНРИХ ФРИДРИХ ЭМИЛЬ ЛЕНЦ; 12 ФЕВРАЛЯ 1804, ДЕРПТ — 29 ЯНВАРЯ 1865, РИМ) — РОССИЙСКИЙ ФИЗИК ИЗ БАЛТИЙСКИХ НЕМЦЕВ, ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ. С ЕГО ИМЕНЕМ СВЯЗАНО ОТКРЫТИЕ ЗАКОНА, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕГО ТЕПЛОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ТОКА, И ЗАКОНА, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕГО НАПРАВЛЕНИЕ ИНДУКЦИОННОГО ТОКА. ЛЕНЦ УСТАНОВИЛ ПРАВИЛО ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖУЩЕЙ СИЛЫ ИНДУКЦИИ ( ЗАКОН ЛЕНЦА), А СПУСТЯ ГОД НА ЭТОЙ ОСНОВЕ БЫЛ ИЗОБРЕТЕН ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С ВРАЩАЮЩИМСЯ РАБОЧИМ ВАЛОМ.

ЭМИЛЬ ХРИСТОАНОВИЧ ЛЕНЦ

  • ЭМИЛИЙ ХРИСТИАНОВИЧ ЛЕНЦ (ПРИ РОЖДЕНИИ ГЕНРИХ ФРИДРИХ ЭМИЛЬ ЛЕНЦ; 12 ФЕВРАЛЯ 1804, ДЕРПТ — 29 ЯНВАРЯ 1865, РИМ) — РОССИЙСКИЙ ФИЗИК ИЗ БАЛТИЙСКИХ НЕМЦЕВ, ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ. С ЕГО ИМЕНЕМ СВЯЗАНО ОТКРЫТИЕ ЗАКОНА, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕГО ТЕПЛОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ТОКА, И ЗАКОНА, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕГО НАПРАВЛЕНИЕ ИНДУКЦИОННОГО ТОКА.
  • ЛЕНЦ УСТАНОВИЛ ПРАВИЛО ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖУЩЕЙ СИЛЫ ИНДУКЦИИ ( ЗАКОН ЛЕНЦА), А СПУСТЯ ГОД НА ЭТОЙ ОСНОВЕ БЫЛ ИЗОБРЕТЕН ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С ВРАЩАЮЩИМСЯ РАБОЧИМ ВАЛОМ.
ПАВЕЛ ЛЬВОВИЧ  ШИЛЛИНГ ПАВЕЛ ЛЬВОВИЧ ШИЛЛИНГ (ШИЛЛИНГ ФОН КАННШТАДТ; 5 АПРЕЛЯ 1786, ТАЛЛИН — 25 ИЮЛЯ 1837, ПЕТЕРБУРГ) — РУССКИЙ ДИПЛОМАТ, ИСТОРИК-ВОСТОКОВЕД И ИЗОБРЕТАТЕЛЬ-ЭЛЕКТРОТЕХНИК. БАЛТИЙСКИЙ НЕМЕЦ ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ. БАРОН ФОН ШИЛЛИНГ. СОЗДАЛ ПЕРВЫЙ В МИРЕ ПРАКТИЧЕСКИ ПРИГОДНЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТЕЛЕГРАФ – ПРИБОР ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ПИСЬМЕННЫХ СООБЩЕНИЙ ПО ПРОВОДАМ.

ПАВЕЛ ЛЬВОВИЧ ШИЛЛИНГ

  • ПАВЕЛ ЛЬВОВИЧ ШИЛЛИНГ (ШИЛЛИНГ ФОН КАННШТАДТ; 5 АПРЕЛЯ 1786, ТАЛЛИН — 25 ИЮЛЯ 1837, ПЕТЕРБУРГ) — РУССКИЙ ДИПЛОМАТ, ИСТОРИК-ВОСТОКОВЕД И ИЗОБРЕТАТЕЛЬ-ЭЛЕКТРОТЕХНИК. БАЛТИЙСКИЙ НЕМЕЦ ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ. БАРОН ФОН ШИЛЛИНГ.
  • СОЗДАЛ ПЕРВЫЙ В МИРЕ ПРАКТИЧЕСКИ ПРИГОДНЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТЕЛЕГРАФ – ПРИБОР ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ПИСЬМЕННЫХ СООБЩЕНИЙ ПО ПРОВОДАМ.
ХИМИЯ РОССИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ ТРУДИЛИСЬ ВО ВСЕХ ОТРАСЛЯХ ХИМИИ – ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ, ОРГАНИЧЕСКОЙ, НЕОРГАНИЧЕСКОЙ. ОТКРЫТИЯ РУССКИХ УЧЕНЫХ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА ПРЕДВОСХИТИЛИ РАСЦВЕТ ХИМИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 19 В. – НАЧАЛЕ 20 В.

ХИМИЯ

  • РОССИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ ТРУДИЛИСЬ ВО ВСЕХ ОТРАСЛЯХ ХИМИИ – ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ, ОРГАНИЧЕСКОЙ, НЕОРГАНИЧЕСКОЙ.
  • ОТКРЫТИЯ РУССКИХ УЧЕНЫХ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА ПРЕДВОСХИТИЛИ РАСЦВЕТ ХИМИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 19 В. – НАЧАЛЕ 20 В.
КОНСТАНТИН СИГИЗМУНДОВИЧ  КИРХГОФ КОНСТАНТИН СИГИЗМУНДОВИЧ КИРХГОФ (КОНСТАНТИН ГОТТЛИБ СИГИЗМУНД) — РУССКИЙ ХИМИК НЕМЕЦКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ. РАЗРАБОТАЛ СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ГЛЮКОЗЫ ПРИ НАГРЕВАНИИ КРАХМАЛА С РАЗБАВЛЕННОЙ СЕРНОЙ КИСЛОТОЙ; ЭТО ОТКРЫТИЕ ПОЛОЖИЛО НАЧАЛО ИЗУЧЕНИЮ КАТАЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

КОНСТАНТИН СИГИЗМУНДОВИЧ КИРХГОФ

  • КОНСТАНТИН СИГИЗМУНДОВИЧ КИРХГОФ (КОНСТАНТИН ГОТТЛИБ СИГИЗМУНД) — РУССКИЙ ХИМИК НЕМЕЦКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ.
  • РАЗРАБОТАЛ СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ГЛЮКОЗЫ ПРИ НАГРЕВАНИИ КРАХМАЛА С РАЗБАВЛЕННОЙ СЕРНОЙ КИСЛОТОЙ; ЭТО ОТКРЫТИЕ ПОЛОЖИЛО НАЧАЛО ИЗУЧЕНИЮ КАТАЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.
КРИСТИАН ИОГАНН  ГРОТГУС БАРОН ХРИСТИАН ИОГАНН ДИТРИХ ФОН ГРОТГУС ИЛИ ТЕОДОР ФОН ГРОТТУС ( 20 ЯНВАРЯ 1785, ЛЕЙПЦИГ — 26 МАРТА 1822) — ФИЗИК И ХИМИК. ПО П P ОИСХОЖДЕНИЮ НЕМЕЦ. ВЕЛ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЛИТВЕ. ОТКРЫЛ ОСНОВНОЙ ЗАКОН ФОТОХИМИИ, СОГЛАСНО КОТОРОМУ ХИМИЧЕСКОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ ВЕЩЕСТВА МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ ТОЛЬКО ТОТ СВЕТ, КОТОРЫЙ ПОГЛОЩАЕТСЯ САМИМ ЭТИМ ВЕЩЕСТВОМ.

КРИСТИАН ИОГАНН ГРОТГУС

  • БАРОН ХРИСТИАН ИОГАНН ДИТРИХ ФОН ГРОТГУС ИЛИ ТЕОДОР ФОН ГРОТТУС ( 20 ЯНВАРЯ 1785, ЛЕЙПЦИГ — 26 МАРТА 1822) — ФИЗИК И ХИМИК. ПО П P ОИСХОЖДЕНИЮ НЕМЕЦ. ВЕЛ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЛИТВЕ.
  • ОТКРЫЛ ОСНОВНОЙ ЗАКОН ФОТОХИМИИ, СОГЛАСНО КОТОРОМУ ХИМИЧЕСКОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ ВЕЩЕСТВА МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ ТОЛЬКО ТОТ СВЕТ, КОТОРЫЙ ПОГЛОЩАЕТСЯ САМИМ ЭТИМ ВЕЩЕСТВОМ.
ГЕРМАН ИВАНОВИЧ  ГЕСС ГЕРМАН ИВАНОВИЧ ГЕСС (26 ИЮЛЯ 1802, ЖЕНЕВА — 30 НОЯБРЯ 1850, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) — РУССКИЙ ХИМИК, АКАДЕМИК ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК (1834). ОТКРЫЛ ОСНОВНОЙ ЗАКОН ТЕРМОХИМИИ, ВЫРАЖАВШИЙ ПРИНЦИП СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО ХИМИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ.

ГЕРМАН ИВАНОВИЧ ГЕСС

  • ГЕРМАН ИВАНОВИЧ ГЕСС (26 ИЮЛЯ 1802, ЖЕНЕВА — 30 НОЯБРЯ 1850, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) — РУССКИЙ ХИМИК, АКАДЕМИК ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК (1834).
  • ОТКРЫЛ ОСНОВНОЙ ЗАКОН ТЕРМОХИМИИ, ВЫРАЖАВШИЙ ПРИНЦИП СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО ХИМИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ.
НАУКА И ПРОИЗВОДСТВО ОДНОЙ ИЗ ЯРКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 В. СТАЛО БЫСТРОЕ ВНЕДРЕНИЕ НАУЧНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ НОВШЕСТВ В ПРОИЗВОДСТВО. В 1817 Г. НА ПОЖЕВСКОМ ЗАВОДЕ БЫЛИ УСПЕШНО ПРОВЕДЕНЫ ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ ПО ПЕРЕДЕЛУ ЧУГУНА В ЖЕЛЕЗО МЕТОДОМ ПУДЛИНГОВАНИЯ. С НАЧАЛА 19 ВЕКА В РОССИИ НАЧИНАЕТ РАЗВИВАТЬСЯ МАШИНОСТРОЕНИЕ. С 20 – Х ГГ. ВО МНОГИХ ПРОИЗВОДСТВАХ АКТИВНО ПРИМЕНЯЕТСЯ ЭНЕРГИЯ ПАРОВЫХ МАШИН. МНОГО НОВОГО ПОЯВИЛОСЬ В КРЕПНУЩЕЙ ТЯЖЕЛОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

НАУКА И ПРОИЗВОДСТВО

  • ОДНОЙ ИЗ ЯРКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 В. СТАЛО БЫСТРОЕ ВНЕДРЕНИЕ НАУЧНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ НОВШЕСТВ В ПРОИЗВОДСТВО. В 1817 Г. НА ПОЖЕВСКОМ ЗАВОДЕ БЫЛИ УСПЕШНО ПРОВЕДЕНЫ ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ ПО ПЕРЕДЕЛУ ЧУГУНА В ЖЕЛЕЗО МЕТОДОМ ПУДЛИНГОВАНИЯ.
  • С НАЧАЛА 19 ВЕКА В РОССИИ НАЧИНАЕТ РАЗВИВАТЬСЯ МАШИНОСТРОЕНИЕ. С 20 – Х ГГ. ВО МНОГИХ ПРОИЗВОДСТВАХ АКТИВНО ПРИМЕНЯЕТСЯ ЭНЕРГИЯ ПАРОВЫХ МАШИН. МНОГО НОВОГО ПОЯВИЛОСЬ В КРЕПНУЩЕЙ ТЯЖЕЛОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.
ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ  АНОСОВ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ АНОСОВ (29 ИЮНЯ 1796, ТВЕРЬ — 13 МАЯ 1851, ОМСК) — РУССКИЙ ГОРНЫЙ ИНЖЕНЕР, УЧЁНЫЙ-МЕТАЛЛУРГ, КРУПНЫЙ ОРГАНИЗАТОР ГОРНОЗАВОДСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПРИРОДЫ ЮЖНОГО УРАЛА, ТОМСКИЙ ГУБЕРНАТОР. РАЗРАБОТАЛ ЧЕТЫРЕ ВАРИАНТА ТЕХНОЛОГИИ ПОЛУЧЕНИЯ БУЛАТНОЙ СТАЛИ.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ АНОСОВ

  • ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ АНОСОВ (29 ИЮНЯ 1796, ТВЕРЬ — 13 МАЯ 1851, ОМСК) — РУССКИЙ ГОРНЫЙ ИНЖЕНЕР, УЧЁНЫЙ-МЕТАЛЛУРГ, КРУПНЫЙ ОРГАНИЗАТОР ГОРНОЗАВОДСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПРИРОДЫ ЮЖНОГО УРАЛА, ТОМСКИЙ ГУБЕРНАТОР.
  • РАЗРАБОТАЛ ЧЕТЫРЕ ВАРИАНТА ТЕХНОЛОГИИ ПОЛУЧЕНИЯ БУЛАТНОЙ СТАЛИ.
АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ  БУТЛЕРОВ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ БУТЛЕРОВ (3 СЕНТЯБРЯ 1828, ЧИСТОПОЛЬ — 5 АВГУСТА 1886, ДЕРЕВНЯ БУТЛЕРОВКА, НЫНЕ АЛЕКСЕЕВСКИЙ РАЙОН ТАТАРСТАНА) — РУССКИЙ ХИМИК, СОЗДАТЕЛЬ ТЕОРИИ ХИМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ, РОДОНАЧАЛЬНИК «БУТЛЕРОВСКОЙ ШКОЛЫ» РУССКИХ ХИМИКОВ, УЧЁНЫЙ-ПЧЕЛОВОД И ЛЕПИДОПТЕРОЛОГ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ, РЕКТОР ИМПЕРАТОРСКОГО КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В 1860—1863 ГОДАХ. СОЗДАВАЛ УСТОЙЧИВЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ КРАСИТЕЛИ ДЛЯ БУРНО РАЗВИВАЮЩИЙСЯ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ БУТЛЕРОВ

  • АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ БУТЛЕРОВ (3 СЕНТЯБРЯ 1828, ЧИСТОПОЛЬ — 5 АВГУСТА 1886, ДЕРЕВНЯ БУТЛЕРОВКА, НЫНЕ АЛЕКСЕЕВСКИЙ РАЙОН ТАТАРСТАНА) — РУССКИЙ ХИМИК, СОЗДАТЕЛЬ ТЕОРИИ ХИМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ, РОДОНАЧАЛЬНИК «БУТЛЕРОВСКОЙ ШКОЛЫ» РУССКИХ ХИМИКОВ, УЧЁНЫЙ-ПЧЕЛОВОД И ЛЕПИДОПТЕРОЛОГ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ, РЕКТОР ИМПЕРАТОРСКОГО КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В 1860—1863 ГОДАХ.
  • СОЗДАВАЛ УСТОЙЧИВЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ КРАСИТЕЛИ ДЛЯ БУРНО РАЗВИВАЮЩИЙСЯ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.
МИРОН И ЕФИМ  ЧЕРЕПАНОВЫ ЕФИМ АЛЕКСЕЕВИЧ (1774—1842) И МИРОН ЕФИМОВИЧ (1803—1849) ЧЕРЕПАНОВЫ, РУССКИЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ИНЖЕНЕРЫ, ОТЕЦ И СЫН. ОНИ БЫЛИ ИЗ КРЕПОСТНЫХ ДЕМИДОВЫХ — ЗНАМЕНИТОЙ СЕМЬИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ЗАВОДОВ. ПОСТРОИЛИ ПЕРВУЮ ПАРОВУЮ ЖЕЛЕЗНУЮ ДОРОГУ.

МИРОН И ЕФИМ ЧЕРЕПАНОВЫ

  • ЕФИМ АЛЕКСЕЕВИЧ (1774—1842) И МИРОН ЕФИМОВИЧ (1803—1849) ЧЕРЕПАНОВЫ, РУССКИЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ИНЖЕНЕРЫ, ОТЕЦ И СЫН. ОНИ БЫЛИ ИЗ КРЕПОСТНЫХ ДЕМИДОВЫХ — ЗНАМЕНИТОЙ СЕМЬИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ЗАВОДОВ.
  • ПОСТРОИЛИ ПЕРВУЮ ПАРОВУЮ ЖЕЛЕЗНУЮ ДОРОГУ.
ВЫВОД ОТЛИЧИТЕЛЬНЫМИ ЧЕРТАМИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 19 ВЕКА СТАЛИ: УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛА ВЫСШИХ И СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В НИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ; РОСТ ЧИСЛЕННОСТИ НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ; ДОСТИГНУТЫЕ НА ЭТОЙ ОСНОВЕ КРУПНЫЕ УСПЕХИ РУССКИХ УЧЕНЫХ В РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И МИРОВОЙ НАУКИ; УСИЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ; УКРЕПЛЕНИЕ СВЯЗЕЙ НАУКИ С ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ.

ВЫВОД

  • ОТЛИЧИТЕЛЬНЫМИ ЧЕРТАМИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 19 ВЕКА СТАЛИ: УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛА ВЫСШИХ И СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В НИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ; РОСТ ЧИСЛЕННОСТИ НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ; ДОСТИГНУТЫЕ НА ЭТОЙ ОСНОВЕ КРУПНЫЕ УСПЕХИ РУССКИХ УЧЕНЫХ В РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И МИРОВОЙ НАУКИ; УСИЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ; УКРЕПЛЕНИЕ СВЯЗЕЙ НАУКИ С ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!