Меж р..деющих в..рхушек
Показалась с..нева .
З..шумела у опушек
Ярко-ж..лтая листва.
- Вставить пропущенные орфограммы и объяснить их написание.
2. Выполнить звуко-буквенный разбор выделенных слов.
3. Назвать слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.
Меж р е деющих в е рхушек
Показалась с и нева .
З а шумела у опушек
Ярко-ж ё лтая листва.
Одуванчик з..л..той
был кр..сивый, м..л..дой,
не б..ялся никого,
даже ветра самого!
- Что общего в выделенных словах?
2. Определить пропущенные орфограммы.
3. Назвать слова, в которых звуков больше, чем букв.
Одуванчик з о л о той
был кр а сивый, м о л о дой,
не б о ялся никого,
даже ветра самого!
Л..са вд..ли в..днее,
с..нее н..беса.
Заметней и ч..рнее
на пашне п..л..са.
А. Блок
1. Назвать слова, в которых количество звуков и букв не совпадает.
2. На какое правило пропущены орфограммы? Как проверить безударные гласные в корне?
3. К слову леса подобрать однокоренные.
Л е са вд а ли в и днее,
с и нее н е беса.
Заметней и ч е рнее
на пашне п о л о са.
А. Блок
Ле.., точно терем расп..сной,
лиловый, золотой, багряный,
в..сёлой, пёстрою ст..ной
ст..ит над св..тлою поляной.
И. Бунин
- Назвать слова, в которых пропущены орфограммы на безударные гласные в корне. Привести свои примеры.
- Найти слово на правописание парных звонких и глухих согласных. Привести свои примеры.
- Определить тему четверостишия. Слова какой части речи преобладают?
4. Какое настроение вызывает стихотворение?
Ле с , точно терем расп и сной,
лиловый, золотой, багряный,
в е сёлой, пёстрою ст е ной
ст о ит над св е тлою поляной. И. Бунин
Вет..р воет, завывает,
Гнёт д..ревья до тр..вы,
С веток яблоки сб..вает,
Тащит шапку с г..л..вы.
Л. Квитко
1. Разделить слова с пропущенными орфограммами по группам:
1). правописание безударных гласных, проверяемых
ударением;
2). правописание безударных гласных, непроверяемых
ударением.
2. Определить тему четверостишия.
Вет е р воет, завывает,
Гнёт д е ревья до тр а вы,
С веток яблоки сб и вает,
Тащит шапку с г о л о вы.
Л. Квитко
Чтобы меньше было пыли,
больше тени в жаркий день,
мы берё..ки п..с..дили
у окрес..ных д..р..вень.
З. Александрова
2. Определить тему и тип текста.
3. Для чего нужно сажать деревья? Кто из вас посадил дерево?
Чтобы меньше было пыли,
больше тени в жаркий день,
мы берё з ки п о с а дили
у окрес т ных д е р е вень.
З. Александрова
Разыгрался ветер
На л..сной п..ляне,
Закруж..л осинку
В красном сарафане.
Е. Трутнева
1. Определить тему и тип текста.
2. Назвать олицетворения.
3. Изменить текст так, чтобы он стал текстом-рассуж-дением; текстом-описанием.
Разыгрался ветер
На л е сной п о ляне,
Закруж и л осинку
В красном сарафане.
Е. Трутнева
Рано-рано выпал снег.
Удивился человек:
- Это снег?
Не может быть!
На траве?
Не может быть!
В октябре?
Не может быть!
Неужели это снег? –
Не поверил человек. Г. Сатир
1. Определить, какие предложения по цели высказывания, по интонации.
2. Инсценировать.
3. Придумать диалог (в парах).
4. Составить 4-6 предложений: повествовательные, вопросительные и побудительные.
З..вут и манят со..нечные дали.
Мы отдыхаем, учимся, растём.
Альбом рисунков и цветов гербарий
В п..дарок нашей школе принесём.
И. Антонов
1. Найти слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.
2. Каким членом предложения они являются?
З о вут и манят со л нечные дали.
Мы отдыхаем, учимся, растём.
Альбом рисунков и цветов гербарий
В п о дарок нашей школе принесём.
И. Антонов
Р..ка, р..сп..вая, н..сла
И с..ние льдины, и волны,
И тонкий обломок в..сла.
А. Блок
1. Определить однородные члены предложения.
2. К слову река подобрать:
а). однородные определения: река (какая?);
б). однородные обстоятельства: несла (как?).
Р е ка, р а сп е вая, н е сла
И с и ние льдины, и волны,
И тонкий обломок в е сла.
А. Блок
Стаи птиц ул..тают
Прочь за синее море
Все деревья блистают
В р..зн..цветном уборе.
К. Бальмонт
1. Определить количество грамматических основ в
предложении.
2. Расставить знаки препинания.
3. Найти слово к схеме: ∩ о ∩ ʌ□ (разноцветном).
4. Составить схему предложения.
Стаи птиц ул е тают
Прочь за синее море ,
Все деревья блистают
В р а зн о цветном уборе.
К. Бальмонт
Вет..р по м..рю гуляет
И к..раблик подг..няет,
Он б..жит себе в в..лнах
На р..здутых п..русах.
А. Пушкин
1. Дать характеристику предложению.
2. Объяснить расстановку знаков препинания.
3. Назвать слова, в которых количество звуков и букв
не совпадает.
Вет е р по м о рю гуляет
И к о раблик подг о няет,
Он б е жит себе в в о лнах
На р а здутых п а русах.
А. Пушкин
Л..жился на п..ля туман,
Гусей крикливых караван
Т..нулся к югу; прибл..жалась
Д..вольно скучная п..ра;
Ст..ял н..ябрь уж у дв..ра.
А. Пушкин
1. Назвать существительные, прилагательные, глаголы.
2. Какие ещё части речи вы знаете?
3. Как определить, к какой части речи относится слово?
Л о жился на п о ля туман,
Гусей крикливых караван
Т я нулся к югу; прибл и жалась
Д о вольно скучная п о ра;
Ст о ял н о ябрь уж у дв о ра.
А. Пушкин
Ос..нь зол..то р..няет,
Холо.. пташек уг..няет…
До свиданья, ле.. и луг,
Мы л..тим на тёплый ю..!
1. Определить тему.
2. Объяснить написание пропущенных орфограмм.
3. Назвать имена существительные.
4. Распределить имена существительные по группам: женский, мужской и средний род.
Ос е нь зол о то р о няет,
Холо д пташек уг о няет…
До свиданья, ле с и луг,
Мы л е тим на тёплый ю г !
Чтобы меньше было пыли,
Больше тени в жаркий день,
Мы б..рё..ки пос..дили
У окрес..ных дер..вень.
Нам н..род сп..сибо скажет,
По д..р..ге пр..ходя.
Летом путник в тень приляжет,
В дождь сп..сётся от дождя. З. Александрова
1. Вставить пропущенные буквы.
2. Определить падеж имён существительных.
3. Подобрать однокоренные слова к слову спасётся .
4. Выполнить морфемный разбор слов берёзки, приляжет .
Чтобы меньше было пыли,
Больше тени в жаркий день,
Мы б е рё з ки пос а дили
У окрес т ных дер е вень.
Нам н а род сп а сибо скажет,
По д о р о ге пр о ходя.
Летом путник в тень приляжет,
В дождь сп а сётся от дождя.
З. Александрова
… К Волку вдруг пришла б..да:
Он кост..ю ч..ть не п..д..вился…
Журавль свой нос по шею
З..сунул к Волку в пасть, и с трудност..ю б..льшою
Кость вытащил и стал за тру.. пр..сить…
И. Крылов
1. Вставить пропущенные буквы.
2. Определить склонение имён существительных.
… К Волку вдруг пришла б е да:
Он кост ь ю ч у ть не п о д а вился…
Журавль свой нос по шею
З а сунул к Волку в пасть, и с трудност ь ю б о льшею
Кость вытащил и стал за тру д пр о сить…
И. Крылов
Ударные и безударные окончания имён существительных
Д..р..вья з..мою
Пр..низаны ветр..м
И стуж..й самою.
И старые сосны,
И острые ели
Встают, как солдаты
Навстречу м..тел.. .
М. Дудин
- Найти слова, в которых количество звуков и букв не совпадает. Почему?
- Определить падеж имён существительных.
- Используя опорные слова, вставить пропущенные буквы в окончания имён существительных.
Д е р е вья з и мою
Пр о низаны ветр о м
И стуж е й самою.
И старые сосны,
И острые ели
Встают, как солдаты
Навстречу м е тел и .
М. Дудин
Правописание падежных окончаний имён существительных 1,2 и 3-го склонений
И в любом кусочк.. хлеб..
Ты почувствуешь всегда
Привкус доброго труда.
В. Кожевников
- Объяснить написание окончаний имён существительных.
- Составить словосочетание со словом хлеб.
- Подобрать однокоренные слова к слову хлеб.
- Составить предложение со словом хлеб.
И в любом кусочк е хлеб а
Ты почувствуешь всегда
Привкус доброго труда.
В. Кожевников
2. Имя прилагательное. Изменение имён прилагательных по родам
Люблю берё..ку русскую,
То светлую, то грус..ную.
В белом сарафанчик..,
С пл..точками в к..рманчиках,
С кр..сивыми застё..ками,
С з..лёными с..рё..ками.
Люблю её н..рядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грус..ную, пл..кучую.
А. Прокофьев
- Назвать словосочетания по схеме: существительное + прилагательное.
- Определить род имён существительных в единственном числе и зависимых от них имён прилагательных.
- Назвать имена существительные во множественном числе и зависимые от них имена прилагательные. Можно ли определить род имён прилагательных во множественном числе?
Люблю берё з ку русскую,
То светлую, то грус т ную.
В белом сарафанчик е ,
С пл а точками в к а рманчиках,
С кр а сивыми застё ж ками,
С з е лёными с е рё ж ками.
Люблю её н а рядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грус т ную, пл а кучую.
А. Прокофьев
Склонение имён прилагательных
На бесконечн.., на вольн.. просторе
блеск и дв..женье, грохот и гром.
Тусклым сияньем облито море,
как х..р..шо ты в безлюдье ночн..!
Ф. Тютчев
- Определить род и число имён прилагательных.
- Вставить пропущенные орфограммы и объяснить их написание.
На бесконечн ом , на вольн ом просторе
блеск и дв и женье, грохот и гром.
Тусклым сияньем облито море,
как х о р о шо ты в безлюдье ночн ом !
Ф. Тютчев
Правописание ударных и безударных падежных окончаний имён прилагательных
М..роз в окно гл..дит и дышит
И на ст..кле узоры пишет,
А против мёрзлого окна,
Дыханьем дедушки Мороза
В парчу и жемчуг убрана,
Ст..ит кудряв.. берёза.
С. Дрожжин
- Вставить пропущенные буквы.
- Определить падеж имён прилагательных.
- Назвать олицетворения.
М о роз в окно гл я дит и дышит
И на ст е кле узоры пишет,
А против мёрзлого окна,
Дыханьем дедушки Мороза
В парчу и жемчуг убрана,
Ст о ит кудряв ая берёза.
С. Дрожжин
Склонение имён прилагательных во множественном числе
Бабочка-лимонница,
маленьк.. модница,
как нарядно ты одета!
Где взяла ты платье это?
К жёлтым крыльям чёрн.. ус!
Ах! Какой хороший вкус!
- Выполнить морфемный разбор слова лимонница .
- Сделать фонетический разбор слова платье .
Бабочка-лимонница,
маленьк ая модница,
как нарядно ты одета!
Где взяла ты платье это?
К жёлтым крыльям чёрн ый ус!
Ах! Какой хороший вкус!
3. Глагол. Общее знакомство
Уж тает снег,
Б..гут руч..и.
В ..кно п..веяло в..сною.
З..свищут скор.. с..л..вьи,
И лес оденется л..ствою.
А. Плещеев
- Определить тему.
- Объяснить правописание пропущенных букв.
- Назвать глаголы.
- Что обозначают глаголы?
Уж тает снег,
Б е гут руч ь и.
В о кно п о веяло в е сною.
З а свищут скор о с о л о вьи,
И лес оденется л и ствою.
А. Плещеев
Изменение глаголов по временам
Ночь настала, месяц всходит,
Поле всё Иван обходит…
Звёзды на небе считает
Да краюшку уплетает.
П. Ершов
1. Определить время глаголов
НЕ с глаголами
Всегда г..тов он п..м..гать
Тебе во всяком деле –
Простую палку обстругать
И мастерить модели,
Разрезать тоненькую нить,
К дичку антоновку привить…
С конверта срезать марки,
С листа стереть помарки.
С. Маршак
- Назвать глаголы. Определить, что у них общего.
- Образовать временные формы глаголов.
Всегда г о тов он п о м о гать
Тебе во всяком деле –
Простую палку обстругать
И мастерить модели,
Разрезать тоненькую нить,
К дичку антоновку привить…
С конверта срезать марки,
С листа стереть помарки.
С. Маршак
Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Спряжение
Улыбкой ясн..ю пр..рода
сквозь сон встречает утро года;
синея, блещут небеса.
Ещё пр..зрачные, леса
как будто пухом з..л..неют.
А. Пушкин
1. Определить время и спряжение глаголов.
Улыбкой ясн о ю пр и рода
сквозь сон встречает утро года;
синея, блещут небеса.
Ещё пр о зрачные, леса
как будто пухом з е л е неют.
А. Пушкин
Написание глаголов на –ТСЯ, -ТЬСЯ
Надо, надо умыват..ся
по утрам и в..черам!
А нечистым труб..чистам
Стыд и срам,
Стыд и срам!
С. Маршак
- Объяснить написание пропущенных орфограмм.
- Попробовать определить время и число глагола.
- Привести свои примеры глаголов на –тся, -ться .
Надо, надо умыват ь ся
по утрам и в е черам!
А нечистым труб о чистам
Стыд и срам,
Стыд и срам!
С. Маршак
4. Местоимение. Употребление местоимений в речи
Если Я сорву цветок,
Если Ты сорвёшь цветок,
Если Все:
И Я, и Ты –
Если Мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
Т. Собакин
- Найти слова, которые указывают на предмет, но не называют его.
Поставить к ним вопросы.
- Какие из этих слов стоят в единственном числе, а какие во множественном?
- Назвать слова, в которых количество звуков и букв не совпадает.
Употребление местоимений 3-го лица с предлогами
Приплыла к (он) рыбка, спросила:
«Чего (ты) надобно, старче?»
Пошёл он к своей з..млянке,
А землянк.. нет уж и следа;
Перед (он) изба со светёлкой…
Перед (она) слуги;
Она бьёт их, за чупрун таскает.
А. Пушкин
- Объяснить правописание местоимений с предлогами.
- Определить лицо и падеж местоимений.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Пошёл он к своей з е млянке,
А землянк и нет уж и следа;
Перед ним изба со светёлкой…
Перед ней слуги;
Она бьёт их, за чупрун таскает.
А. Пушкин
5. Правописание наречий
Бушу..т талая в..да,
шумит и глух.., и протяжн.. .
Грачей пролётные стада
кричат и весел.., и важн.. .
И. Бунин
1. Объяснить значение выделенных слов.
Бушу е т талая в о да,
шумит и глух о , и протяжн о .
Грачей пролётные стада
кричат и весел о , и важн о .
И. Бунин