Задание:
предлагается сказать участникам семинара
«Меня зовут, я работаю в школе №...» и
«Я хочу…., я могу.., мне надо...».
Задание:
Взять стикеры и написать свои ожидания и прикрепить к дереву ожиданий.
«Главное в этом мире не то, где мы стоим, а в каком направлении движемся».
Оливер Холмс.
ГИА (ЕГЭ, ГВЭ) нужно считать одним из приоритетных направлений работы психолога.
Подготовка ученика к успешной сдачи ГИА - работа не последних двух лет работы или месяцев, а должна проводиться на протяжении всего периода обучения.
Цель: психолого-педагогическая поддержка участников образовательного процесса в период подготовки и проведения ГИА;
- обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах;
- понижение уровня тревожности.
Задачи: 1. Разработать программу психологического сопровождения ГИА (ЕГЭ,ГВЭ) .
2. Проанализировать основные трудности, которые могут возникнуть в процессе проведения экзаменов.
3. Выработать основные виды работы психолого-педагогического сопровождения ГИА .
- Проведение групповых и индивидуальных занятий, консультаций, просвещения с выпускниками, их родителями, педагогами.
Педагог-
психолог :
Педагоги
Учащиеся
Родители
- Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг).
- Консультирование (индивидуальное и групповое).
- Развивающая, коррекционная работа (индивидуальная и групповая).
- Психологическое просвещение : формирование психологической культуры.
- Профилактика.
в системе психологического сопровождения учащихся при подготовке к ГИА (ЕГЭ, ГВЭ)
Цель: выявление учащихся, имеющих личностные и познавательные трудности.
Задачи: изучение уровня развития мышления, памяти, внимания, темпа деятельности, личностных особенностей, учебной мотивацией.
Ранняя диагностика (начиная с начальной школы) таких трудностей позволяет выявить учащихся «группы риска» при подготовке к ГИА и эффективно организовать их психологическое сопровождение на протяжении всего обучения.
в системе психологического сопровождения учащихся при подготовке к ГИА (ЕГЭ, ГВЭ)
- Индивидуальная и групповая консультативная работа.
Задачи :
- Оказание психологической помощи и поддержки обучающимся, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития и обучения;
- Обучение навыкам саморегуляции, самораскрытия, самоанализа, использование своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития и др..
в системе психологического сопровождения учащихся при подготовке к ГИА (ЕГЭ, ГВЭ)
- Развитие познавательной сферы учащихся: внимания, памяти, мышления;
- Снятие тревожности, формирование адекватной самооценки;
- Развития произвольности; навыков самоорганизации и самоконтроля;
- Обучение способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения;
- Повышение сопротивляемости стрессу.
- Классные часы ( о способах саморегуляции и самоорганизации, способах снятия тревожности, особенностях возрастного развития и др. );
- Родительские собрания вмести с детьми, где можно обсуждать возникшие проблемы;
- Беседы, тренинги;
- Лектории, семинары для педагогов;
- Оформление стендов и др.
Три основных этапа: • подготовка к экзамену, изучение учебного материала перед экзаменом ; • поведение накануне экзамена ;
• поведение собственно во время экзамена.
- Три основных этапа: • подготовка к экзамену, изучение учебного материала перед экзаменом ; • поведение накануне экзамена ; • поведение собственно во время экзамена.
- ресурсно-ориентированная стратегия – поиск сильных сторон и путей использования их на этапе подготовки и на самом экзамене;
- технологически-ориентированная стратегия – освоение некоторой технологии, последовательности действий, обеспечивающих успешность выпускника
Задание: Назвать ассоциации к ГИА .
Условно можно выделить три группы трудностей, с которыми сталкиваются старшеклассники во время ЕГЭ:
- когнитивные
- личностные
- процессуальные
Это трудности, связанные с особенностями переработки информации, со спецификой работы с тестовыми заданиями.
Тестирование предполагает формирование особенных навыков:
- Способность оперировать большим объемом данных.
- Способность быстрого переключения с одной темы на другую.
- Выделять существенные стороны в каждом вопросе и отделять их от второстепенных.
- Оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста .
Психологические функции обеспечивающие успешность в выполнении тестовых заданий ЕГЭ - это преимущественно
- оперативная память.
- высокая мобильность, переключаемость;
- высокий уровень организации деятельности;
- высокая и устойчивая работоспособность;
- высокий уровень концентрации внимания, произвольности;
- четкость и структурированность мышления;
- сформированность внутреннего плана действий.
Для преодоления когнитивных трудностей необходимо двигаться в двух направлениях:
- Работа с тестовыми заданиями (помогать выпускнику осваивать навыки работы с тестами);
- Развитие познавательной сферы:
упражнения, развивающие мышление, память, внимание и др.
обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями;
- высоким уровнем тревоги, который приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности.
- отсутствием психологической поддержки и защищенности со стороны родителей.
Прежде всего, нужно предоставить достаточно информации о том, что такое единый государственный экзамен.
При высоком уровне тревоги, вызванной особой значимостью экзамена, можно провести работу, направленную на субъективное снижение значимости экзамена, поддержка и т.д.
Помочь ученику сформировать общий положительный настрой перед экзаменом, развивать уверенность в себе, чтобы он шёл на экзамен спокойно, уверенно и в хорошем настроении.
Связаны с самой процедурой единого государственного экзамена:
- Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов;
- Трудности, связанные с ролью взрослого ;
- Трудности, связанные с критериями оценки;
- Трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей.
- Предоставить учащимся необходимую информацию о правилах проведениях процедуры ЕГЭ .
- Проведение психологической игры
« Экзамен» .
Хороший поддерживающий эффект оказывает не просто рассказ о процедуре ЕГЭ, но ее проигрывание, причем в юмористической форме и др.
- Задания : Составить рекомендации.
- 1 группа: «Рекомендации учащимся».
- 2 группа: «Рекомендации родителям».
- 3 группа: «Рекомендации педагогам».
- Правополушарные дети
- Дети-синтетики
- Тревожные дети
- Неуверенные дети
- Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации
- Перфекционисты и «отличники»
- Астенические дети
- Гипертимные дети
- «Застревающие» дети
- Аудиалы и кинестетики.
испытывают затруднения при необходимости четко логически мыслить, структурировать;
- трудно им сосредоточиться на фактах и теоретических построения; трудности в изучении предметов естественно-математического цикла;
- затруднения в тестовых заданиях, где нужно владеть логическими конструкциями, анализировать и сопоставлять;
Стратегии поддержки:
До экзамена:
Чтобы учебный материал лучше усваивался, важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки.
Сухой теоретический материал важно проиллюстрировать примерами или картинками.
Во время экзамена:
пробовать свои силы не столько в простейших заданиях типа А, сколько там, где требуется развернуть ответ, затем перейти к заданиям с множественным выбором.
испытывают трудности с анализом, выделением опорных моментов в информации, делением материала на смысловые блоки;
- трудно им составлять планы или конспекты, некоторые из них составляют план уже после того, как работа написана;
Стратегии поддержки:
До экзамена:
- развивать аналитические навыки, от частного к общему. При изучении каждой темы обобщить ее, выделить конкретные блоки (что здесь является главным, на что обратить внимание)
Во время экзамена:
сначала ознакомиться с материалом в целом, сориентироваться, составить общий план работы. Опираться на умение выделять главное в каждом вопросе.
Часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное;
- при устном ответе пристально наблюдают за реакциями взрослого;
- задают множество уточняющих вопросов;
- часто переспрашивают учителя, проверяя, правильно ли они его поняли.
Стратегии поддержки:
До экзамена:
- создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе;
-нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов;
-создать ситуацию успеха, поощрения, поддержки.
Во время экзамена:
обеспечить ощущение эмоциональной поддержки .
Не умеют опираться на собственное мнение, они склонны прибегать к помощи других людей;
- не могут самостоятельно проверить качество своей работы;
- испытывают затруднения во время любого экзамена.
Стратегии поддержки:
До экзамена:
- необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций, важен личный выбор;
- нельзя говорить неуверенным детям фраз типа «Подумай еще», «Поразмысли хорошенько».
Во время экзамена:
поддержать словами «У тебя все получится».
- Неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности;
- часто отвлекаются;
- нерационально используют отведенное время.
Стратегии поддержки:
До экзамена:
Психические функции формируются через наличие внешних опор.
Очень важно научить использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства: песочные часы, составление списка необходимых дел,
линейка, указывающая на нужную строчку и т.д.
Во время экзамена: помнить о необходимости самопроверки.
- Отличаются высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью;
- очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности;
- все, что они делают, должно быть замечено и получить соответствующую (естественно, высокую) оценку;
Стратегия поддержки:
До экзамена:
- важно помочь таким детям скорректировать их ожидания;
- предлагать тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задания для выполнения и не нужно будет делать все подряд.
Во время экзамена:
выбрать стратегию деятельности и реализовать ее.
- Высокая утомляемость, истощаемость;
- они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок;
Стратегии поддержки:
До экзамена:
-важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не сможет соответствовать: «Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал».
-большое значение имеет оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся ему необходимо делать перерывы в занятиях, достаточно спать;
-родителям поддерживать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов.
Во время экзамена:
не торопится, разрешить несколько небольших перерывов.
- Быстрые, энергичные, импульсивны и порой несдержанны;
- быстро выполняют задания, но зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок;
- испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности,.
Стратегия поддержки:
До экзамена:
Он все равно будет работать в том темпе, в котором ему комфортно.
Необходимо развивать у таких детей функцию контроля, то есть навыки самопроверки: по завершении работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания.
Основной принцип, которым нужно руководствоваться гипертимным детям: «Сделал — проверь».
Необходимо создать ощущение важности ситуации экзамена.
Во время экзамена: помнить о необходимости самопроверки.
- Низкая подвижность, низкая переключаемость психических функций, они с трудом переходят с одного задания на другое; медлительны;
- им требуется длительный ориентировочный период при выполнении каждого задания
Стратегии поддержки:
- До экзамена:
- научить ребенка пользоваться часами для того, чтобы определять время, необходимое для каждого задания.
У аудиалов основной способ восприятия слуховой (аудиальный);
- -у кинестетиков – тактильный способ восприятия
- Стратегия поддержки:
- -необходимо, чтобы дети осознали особенности своего учебного стиля;
- -аудиалы могут воспользоваться речью (очень тихо проговаривать задания вслух)
- -кинестетики могут помогать себе простыми движениями (например, двигать ногами под столом, напрячь и расслабить руки)
- Мозг человека составляет всего 2-3 % от всей массы человека, 20 % калорий потребляемых нами в день «съедает» мозг
- Лучшему запоминанию способствует – морковь
- От напряжения и усталости хорошее средство – лук
- Выносливости способствуют - орехи (укрепляют нервы)
- Острый перец, клубника, бананы помогут снять стресс и улучшат настроение
- От нервозности вас избавит – капуста
- Для питания клеток мозга и хорошего кровоснабжения, полезны черника или морская рыба .
- Стимулирует работу мозга пища богатая белками – это мясо и рыба.
- Сухофрукты, орехи, семечки, злаки, горький шоколад и т.д.
- Для многих людей эффективным способом снятия эмоционального напряжения является – разговор.
- Негативные эмоции могут быть сняты методами арт- терапии –рисование, коллаж, моделирование с бумагой, написание рассказов, сказок, пение, музыка, выразительное движение тела и т.д.
- Хорошей профилактикой от стресса является активизация – чувства юмора (ирония, улыбка, смех совершают переоценку значимости событий и помогают преодолевать трудности)
- Выработка в организме активных психогормональных веществ (помогут: дыхательная гимнастика, бег, массаж, душ и т.д.)
ПОДАРОК
- Вам чего-то не хватает в жизни (активности, уверенности, терпения, жизнелюбия)? Так подарите это себе!
ТРЕВОГА
- Как часто нас переполняет тревога, отбирая массу энергии! Вместо того чтобы переживать и тревожиться, исчеркайте бумагу, постепенно находя и позитивные стороны.
СТРАХ
- Несколькими цветными карандашами «изливайте» свой страх.
ТАЛИСМАН
- Вы беспокоитесь о каком-то важном деле? Нарисуйте «позитивный результат» своих желаний (это могут быть и чувства). Разглядывайте его почаще — это ваш талисман!
ДОРОГА. Нарисуйте ваш путь к успеху таким, каким вы его видите. Повторяйте до тех пор, пока не почувствуете прилив энергии.
- Упражнение «Перекрестный шаг». Можно
сидя, соприкасаются то левое колено с правой рукой,
тот правое колено с левой рукой .
- Вариант упражнения «перекрестный шаг» .
Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», а ситуация требует немедленной сосредоточенности, то можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий.
- Зевота. Как правильно зевать? Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно
3–- 5 зевков.
Притча о
работниках, которые везли тачки с камнями.
Работников было трое. К ним подошёл человек и задал каждому и них один и тот же вопрос: «Чем ты занимаешься?»
Ответ первого был таков: «Везу эту проклятую тачку».
- По иному ответил второй: «Зарабатываю себе на хлеб». Третий воодушевлённо провозгласил: «Строю прекрасный храм!»
Рефлексия.
Метод незаконченных
предложений: « Сегодня Я………»
1.Чибисова М.Ю., Единый государственный экзамен: психологическая подготовка. М., «Генезис», 2004г.
2.Чибисова М.Ю., Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями.М. «Генезис», 2009г
- 3. Варвара Галатонова. Татьяна Богачёва, Марина Чибисова, . Семинар для педагогов «Психологическая подготовка к ЕГЭ» http://psy.1september.ru/