СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Оценка проблем западной окраины Казанской агломерации на примере г.Волжска"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация иллюстрировала защиту исследовательской работы "Оценка проблем западной окраины Казанской агломерации на примере г.Волжска" на Научно-практической конференции школьников "Наследники Великой Победы"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Оценка проблем западной окраины Казанской агломерации на примере г.Волжска"»

Оценка проблем западной окраины Казанской агломерации на примере города Волжска Исследовательская работа по социально-экономической географии  Исполнители:   Веревочкина Анна 11В классМОУ СОШ №4 г. Волжска Республики Марий Эл.  Жидко Дарья 10А класс МОУ СОШ №4г. Волжска Республики Марий Эл. Руководитель:  Жидко Татьяна Анатольевна учитель географии  МОУ СОШ №4  г.Волжска РМЭ

Оценка проблем западной окраины Казанской агломерации на примере города Волжска

Исследовательская работа

по социально-экономической географии

Исполнители:

Веревочкина Анна 11В классМОУ СОШ №4 г. Волжска Республики Марий Эл.

Жидко Дарья 10А класс МОУ СОШ №4г. Волжска Республики Марий Эл.

Руководитель:

Жидко Татьяна Анатольевна учитель географии

МОУ СОШ №4 г.Волжска РМЭ

  УРБАНИЗАЦИЯ-    города наступают  Расширяют свои территории;  Образуются агломерации.  Это пространственные группировки поселений и городов, объединенных интенсивными производственными, трудовыми, культурными, образовательными, транспортными, экономическими связями.

УРБАНИЗАЦИЯ- города наступают

Расширяют свои территории; Образуются агломерации.

Это пространственные группировки поселений и городов, объединенных интенсивными производственными, трудовыми, культурными, образовательными, транспортными, экономическими связями.

Актуальность   Агломерации не учитывают административных границ Агломерации не учитывают административных границ Субъекты Федерации   Экономические районы Татарстан РМЭ Поволжский Казанская агломерация Волго-Вятский Казань и 6 районов Татарстана Волжск, Звенигово, Волжский и Звениговский районы.

Актуальность

Агломерации не учитывают административных границ

Агломерации не учитывают административных границ

Субъекты Федерации

Экономические районы

Татарстан

РМЭ

Поволжский

Казанская агломерация

Волго-Вятский

Казань и 6 районов Татарстана

Волжск, Звенигово, Волжский и Звениговский районы.

Гипотеза  Если город Волжск часть Казанской агломерации, то он должен иметь тесные связи с этой территорией.

Гипотеза

Если город Волжск часть Казанской агломерации, то он должен иметь тесные связи с этой территорией.

Цель и задачи Цель работы:  - Выявить проблемы малых городов - окраин крупных агломераций на примере г.Волжска РМЭ. Задачи:  - составить анкету для опроса; провести социологический опрос населения ; - проследить закономерности включения территории РМЭ в Казанскую агломерацию по определению; - выявить проблемы города Волжска в рамках территории Казанской агломерации.

Цель и задачи

Цель работы: - Выявить проблемы малых городов - окраин крупных агломераций на примере г.Волжска РМЭ.

Задачи: - составить анкету для опроса; провести социологический опрос населения ; - проследить закономерности включения территории РМЭ в Казанскую агломерацию по определению; - выявить проблемы города Волжска в рамках территории Казанской агломерации.

Объект исследования -  Казанская агломерация  Казанская агломерация  — это крупнейшая городская агломерация в Республике Татарстан, располагающаяся на северо-западе региона, преимущественно на левом берегу реки Волга. Население — 1,60 млн. чел. Агломерация имеет моноцентрический характер.

Объект исследования - Казанская агломерация

Казанская агломерация  — это крупнейшая городская агломерация в Республике Татарстан, располагающаяся на северо-западе региона, преимущественно на левом берегу реки Волга. Население — 1,60 млн. чел. Агломерация имеет моноцентрический характер.

Казанская агломерация - проект 2030 На территории агломерации возникнут города спутники: Салават-Купере; Новый Зеленый Дол; Волжская Венеция; СМАРТ-Сити; Наукоград Иннополис;

Казанская агломерация - проект 2030

На территории агломерации возникнут города спутники:

  • Салават-Купере;
  • Новый Зеленый Дол;
  • Волжская Венеция;
  • СМАРТ-Сити;
  • Наукоград Иннополис;
Субъект исследования  - город Волжск  Географическое положение  Волжск расположен на левом берегу Волги (Куйбышевское водохранилище), в крайней южной точке республики, в 101 км к югу от столицы Йошкар-Олы .  Город имеет очень тесные агломерационные связи с расположенным в 12 км восточнее городом Зеленодольском , а также сильно тяготеет ко всей агломерации Казани .

Субъект исследования - город Волжск

Географическое положение

Волжск расположен на левом берегу Волги (Куйбышевское водохранилище), в крайней южной точке республики, в 101 км к югу от столицы Йошкар-Олы .

Город имеет очень тесные агломерационные связи с расположенным в 12 км восточнее городом Зеленодольском , а также сильно тяготеет ко всей агломерации Казани .

Метод соцопроса  1. Знаете ли Вы, что город Волжск является частью Казанской агломерации? А)да; Б) нет. 2. В каком городе Вы получали профессиональное образование (училище, техникум, вуз)? А) Й-Ола; Б) Казань (Зеленодольск); В) Чебоксары; Г) другой город (какой). 3. Каким видом транспорта пользовались во время обучения, чтобы добраться до Казани? А) электричка; Б) автомобильным; В) речным. 4. Где ваша семья предпочитает проводить досуг ( кино, театры, музеи, концерты, выставки, прогулки по городу)? А) Й-Ола; Б )Казань (Зеленодольск); В) Чебоксары; Г) другой город (какой). 5 . Каким видом транспорта при посещении Казани Вы пользуетесь сейчас ? А) электричка; Б) автомобильным; В) речным. 6. Куда ваша семья ездит за покупками? А) Й-Ола; Б) Казань (Зеленодольск, Новая Тура); В) Чебоксары; Г) другой город (какой). 7.  В каком городе Вы работаете или работали? А) Й-Ола; Б) Казань (Зеленодольск, Новая Тура); В) Чебоксары; Г) другой город (какой). 8. В каком городе Вы хотели бы обучать ваших детей? А) Й-Ола; Б)Казань (Зеленодольск, Новая Тура); В) Чебоксары; Г) другой город (какой).

Метод соцопроса

1. Знаете ли Вы, что город Волжск является частью Казанской агломерации? А)да; Б) нет. 2. В каком городе Вы получали профессиональное образование (училище, техникум, вуз)? А) Й-Ола; Б) Казань (Зеленодольск); В) Чебоксары; Г) другой город (какой). 3. Каким видом транспорта пользовались во время обучения, чтобы добраться до Казани? А) электричка; Б) автомобильным; В) речным. 4. Где ваша семья предпочитает проводить досуг ( кино, театры, музеи, концерты, выставки, прогулки по городу)? А) Й-Ола; Б )Казань (Зеленодольск); В) Чебоксары; Г) другой город (какой). 5 . Каким видом транспорта при посещении Казани Вы пользуетесь сейчас ? А) электричка; Б) автомобильным; В) речным. 6. Куда ваша семья ездит за покупками? А) Й-Ола; Б) Казань (Зеленодольск, Новая Тура); В) Чебоксары; Г) другой город (какой). 7. В каком городе Вы работаете или работали? А) Й-Ола; Б) Казань (Зеленодольск, Новая Тура); В) Чебоксары; Г) другой город (какой). 8. В каком городе Вы хотели бы обучать ваших детей? А) Й-Ола; Б)Казань (Зеленодольск, Новая Тура); В) Чебоксары; Г) другой город (какой).

Результаты  1. Знаете ли Вы, что город  Волжск  является частью Казанской агломерации?  Большая часть опрашиваемых 133 респондента знают об этом факте и 102 чел.  не имели понятия, что Волжск часть Казанской агломерации, или не знали, что это такое.

Результаты

1. Знаете ли Вы, что город Волжск является частью Казанской агломерации?

Большая часть опрашиваемых 133 респондента знают об этом факте и 102 чел.

не имели понятия, что Волжск часть Казанской агломерации, или не знали, что это такое.

2. В каком городе Вы получали профессиональное образование (училище, техникум, вуз)?  8. В каком городе Вы хотели бы обучать ваших детей?  Образовательные связи

2. В каком городе Вы получали профессиональное образование (училище, техникум, вуз)?

8. В каком городе Вы хотели бы обучать ваших детей?

Образовательные связи

7. В каком городе Вы работаете или работали?  Производственные связи  По данным статистики в начале 2000х — 12 тыс. волжан ежедневно отправлялись на работу в соседний СФ. Сейчас картина несколько изменилась и наряду с Казанью мы имеем в разделе работодателей такие города как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Рязань, Ульяновск, Н.Новгород, Набережные Челны.

7. В каком городе Вы работаете или работали?

Производственные связи

По данным статистики в начале 2000х — 12 тыс. волжан ежедневно отправлялись на работу в соседний СФ.

Сейчас картина несколько изменилась и наряду с Казанью мы имеем в разделе работодателей такие города как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Рязань, Ульяновск, Н.Новгород, Набережные Челны.

3 . Каким видом транспорта пользовались во время обучения, чтобы добраться до Казани?  и 5. Каким видом транспорта при посещении Казани Вы пользуетесь сейчас ? Транспортные связи

3 . Каким видом транспорта пользовались во время обучения, чтобы добраться до Казани?

и

5. Каким видом транспорта при посещении Казани Вы пользуетесь сейчас ?

Транспортные связи

4. Где ваша семья предпочитает проводить досуг ( кино, театры, музеи, концерты, выставки, прогулки по городу)? культурные  связи в

4. Где ваша семья предпочитает проводить досуг ( кино, театры, музеи, концерты, выставки, прогулки по городу)?

культурные связи

в

Финансовые связи 6. Куда ваша семья ездит за покупками?

Финансовые связи

6. Куда ваша семья ездит за покупками?

Результаты. Провели  социологический  опрос;  проанализировали результаты ; построили диаграммы; сделали выводы проследили соответствие критериям территориального объединения в агломерации; смоделировали картосхему «Казанская агломерация 2030»; обозначили проблемы   г. Волжска как западной окраины Казанской агломерации; предложили пути решения .

Результаты.

  • Провели социологический опрос;
  • проанализировали результаты ;
  • построили диаграммы;
  • сделали выводы проследили соответствие критериям территориального объединения в агломерации;
  • смоделировали картосхему «Казанская агломерация 2030»;
  • обозначили проблемы

г. Волжска как западной окраины Казанской агломерации;

  • предложили пути решения .
Критерии примыкание густонаселенных территорий (городов, поселков, поселений) к основному городу (ядру ) без существенных разрывов в застройке; площадь застроенных территорий в агломерации превышает площадь сельскохозяйственных угодий, лесов;  массовые трудовые, учебные, бытовые, культурные и рекреационные поездки (маятниковые миграции) — не менее 10-15% от числа трудоспособного населения; границей является двухчасовая транспортная доступность, а средний радиус составляет примерно 40 – 50 км.

Критерии

  • примыкание густонаселенных территорий (городов, поселков, поселений) к основному городу (ядру ) без существенных разрывов в застройке;
  • площадь застроенных территорий в агломерации превышает площадь сельскохозяйственных угодий, лесов;
  • массовые трудовые, учебные, бытовые, культурные и рекреационные поездки (маятниковые миграции) — не менее 10-15% от числа трудоспособного населения;
  • границей является двухчасовая транспортная доступность, а средний радиус составляет примерно 40 – 50 км.
  Выводы. № Проблема 1 Пути решения. Безработица, низкий уровень оплаты труда. 2 Создание новых высокотехнологичных предприятий с более высокой заработной платой. Проблемы транспортной системы. 3 Развивать все виды транспорта внутри Казанской агломерации, включая речной и ж\д. \возможно скоростные линии/. Недостаточно развита сфера культурного отдыха в городе Волжске, что заставляет совершать поездки в центр агломерации. Развивать сферу услуг, культуры и отдыха, строить объекты семейного досуга /в городе нет кинотеатра и т.д/.

Выводы.

Проблема

1

Пути решения.

Безработица, низкий уровень оплаты труда.

2

Создание новых высокотехнологичных предприятий с более высокой заработной платой.

Проблемы транспортной системы.

3

Развивать все виды транспорта внутри Казанской агломерации, включая речной и ж\д. \возможно скоростные линии/.

Недостаточно развита сфера культурного отдыха в городе Волжске, что заставляет совершать поездки в центр агломерации.

Развивать сферу услуг, культуры и отдыха, строить объекты семейного досуга /в городе нет кинотеатра и т.д/.

Выводы 4 Вывоз финансов в соседний СФ из РМЭ на приобретение товаров, отдых, обучение. 5 Предусмотреть пути возврата денег, за счет предоставления товаров и услуг РМЭ. Создание зоны рекреации для РМЭ, Татарстана, Чувашии с развитой инфраструктурой туризма и отдыха в Волжском и Звениговском районе.  «Утечка мозгов» и квалифицированных трудовых ресурсов. Создание новых высокотехнологичных предприятий с более высокой заработной платой. Создание системы возвращения выпускников ВУЗов и техникумов на предприятия города.

Выводы

4

Вывоз финансов

в соседний СФ из РМЭ на приобретение товаров, отдых, обучение.

5

Предусмотреть пути возврата денег, за счет предоставления товаров и услуг РМЭ. Создание зоны рекреации для РМЭ, Татарстана, Чувашии с развитой инфраструктурой туризма и отдыха в Волжском и Звениговском районе.

«Утечка мозгов» и квалифицированных трудовых ресурсов.

Создание новых высокотехнологичных предприятий с более высокой заработной платой. Создание системы возвращения выпускников ВУЗов и техникумов на предприятия города.

Список литературы А.В. Баранов Управление развитием региональных эколого-экономических систем. // Экологический вестник Республики Татарстан. - 2008. - № 3. - С. 82-84 Е.М Домогацких, Н.И.Алексеевский «Экономическая и социальная география мира» учебник 10-11 класс, М: «Русское слово» 2012 В.П.Дронов, В.Я.Ром «География России. Население и хозяйство» уч., 9 класс М:.»Дрофа» 2013

Список литературы

  • А.В. Баранов Управление развитием региональных эколого-экономических систем. // Экологический вестник Республики Татарстан. - 2008. - № 3. - С. 82-84
  • Е.М Домогацких, Н.И.Алексеевский «Экономическая и социальная география мира» учебник 10-11 класс, М: «Русское слово» 2012
  • В.П.Дронов, В.Я.Ром «География России. Население и хозяйство» уч., 9 класс М:.»Дрофа» 2013

Интернет-ресурсы [ 1 ]  - kzngo . ru / il - sur - metshin - mir - v - storonu [ 2]- https://ru.wikipedia.org/wiki . [ 3 ] - http://www.distanz.ru/videoLecture/2519 [ 4 ] - https://ru.wikipedia.org/wiki/Казанская агломерация [5] - https://ru.wikipedia.org/wiki/ Волжск [6] -http:\\ru gulliway.org Волжск [7] -http://ref.by/refs/72/17308/1.html [8] - http://www.grandars.ru/college/sociologiya/opros.html [9]-http://kazan.tutu.ru/rasp.php?st1=116&st2=12212

Интернет-ресурсы

[ 1 ] - kzngo . ru / il - sur - metshin - mir - v - storonu

[ 2]- https://ru.wikipedia.org/wiki .

[ 3 ] - http://www.distanz.ru/videoLecture/2519

[ 4 ] - https://ru.wikipedia.org/wiki/Казанская агломерация

[5] - https://ru.wikipedia.org/wiki/ Волжск

[6] -http:\\ru gulliway.org Волжск

[7] -http://ref.by/refs/72/17308/1.html

[8] - http://www.grandars.ru/college/sociologiya/opros.html

[9]-http://kazan.tutu.ru/rasp.php?st1=116&st2=12212


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!