Просмотр содержимого документа
«Презентация "Партнерская деятельность с детьми в ДОУ в рамках ФГОС"»
Партнёрская деятельность с детьми в ДОУ в рамках ФГОС
- В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из необходимых условий реализации дошкольного образования является принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Оптимальной формой организации сотрудничества является совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка.
Партнерская позиция воспитателя
- Между воспитателями и детьми должно быть взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада. Мы подаем пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге, которых они ждут от детей. Степень уважения, которое дети ощущают со стороны других людей, представляет собой ключевой фактор развития у них самоуважения. А самоуважение, в свою очередь, закладывает прочные основы позитивных взаимоотношений с другими детьми.
- Партнер - всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением.
- Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в едином пространстве (например, сидящий в круге с детьми за общим столом)
Как заслужить уважение ребенка
- Всегда называть детей по имени.
- Говорить индивидуально с каждым ребенком так часто, как это только возможно.
- При разговоре находиться на одном уровне с ребенком: опускаться на корточки или садиться на низкий стул.
- Слушать, что говорит ребенок, и отвечать ему.
- Выражать искреннее восхищение результатами работы детей.
- Дать детям возможность рассказывать другим о своей работе и своих интересах.
- Использовать идеи и предложения детей и благодарить их за помощь
Организация партнерской деятельности взрослого с детьми (тезисы Н.А. Коротковой): Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.
Р
В
Р
Р
Р
Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения.)
?
? ?
?
В
Р
Р
Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства.)
Р
Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе.)
- Партнерская позиция способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.
- На разных этапах партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом .
Проявление партнерской позиции воспитателя на разных этапах деятельности
- Первый этап - мотивация детей на деятельность: воспитатель акцентирует внимание детей на фактах. Стимулируя детские высказывания, активизируя имеющийся опыт детей, педагог направляет обсуждение на постановку проблемы. Рассматривается вариативность её решения. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.
Воспитатель приглашает к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня…, Кто хочет, устраивайтесь по удобнее…» (или: «Я буду…Кто хочет, присоединяйтесь…»).
Наметив задачу для совместного выполнения, воспитатель, как равноправный участник, предлагает возможные способы ее реализации.
Проявление партнерской позиции воспитателя на разных этапах деятельности
- Второй этап представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель обсуждает с детьми возможные пути решения проблемы. Ответы детей можно фиксировать наглядно (лист ватмана, интерактивная доска), используя условные обозначения, понятные детям. Чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий - все эти действия могут стать решением поставленного вопроса. Таким образом, составляется план совместных действий, интегрирующий готовый проект педагога и предложения детей. Главные задачи данного этапа - обучение детей планированию и формирование навыков взаимодействия.
Проявление партнерской позиции воспитателя на разных этапах деятельности
- Третий этап - практическая часть, в ходе которой дети исследуют, экспериментируют, творят. Воспитатели на равных правах с ребенком участвуют в процессе достижения цели, осуществляя постоянный обмен информацией и действиями, являются соучастником деятельности ребенка, распределяя права, обязанности, ответственность. Функция педагога по отношению к детям заключается не трансляция информации, а организация исследовательской деятельности по её усвоению, решению выявленных проблем на данном этапе осуществляется обучение ребёнка действиям контроля и самоконт роля.
Проявление партнерской позиции воспитателя на разных этапах деятельности
- Четвёртым этапом партнёрской деятельности является презентация. В зависимости от возраста детей и темы проекта презентация может проходить в различных формах: итоговые игры-занятия, тематические развлечения, игры - викторины, оформление фотовыставок, альбомов, мини-музеев, творческих газет и т. п.
Таким образом, сотрудничество взрослых и детей на фоне совместной деятельности, их содружество в реальных и живых контактах друг с другом - это та среда, где возникают качества развивающейся личности ребенка.