СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Письма о добром и прекрасном» (к 110 - летию со дня рождения Дмитрия Сергеевича Лихачёва)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация рассказывает о жизни Дмитрия Сергеевича Лихачева, для чего используются фрагменты из документального фильма, знакомит учащихся с некоторыми письмами, предназначенными для молодых людей.

Просмотр содержимого документа
««Письма о добром и прекрасном» (к 110 - летию со дня рождения Дмитрия Сергеевича Лихачёва)»

Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

Д.С.Лихачёв -  выдающийся советский и российский филолог, культуролог,    искусствовед, доктор филологических наук, профессор 1906 - 1999 Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

Д.С.Лихачёв - выдающийся советский и российский филолог, культуролог,   искусствовед, доктор филологических наук, профессор

1906 - 1999

Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

Детство. Юность Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

Детство. Юность

Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

Соловки Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

Соловки

Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

Великая Отечественная война Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

Великая Отечественная война

Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

50 – 90 годы Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

50 – 90 годы

Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

«Каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением. Положение всегда было таким и, вероятно, всегда таким и останется. Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом для себя главном — как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни. Для своих бесед с читателем я избрал форму писем. Это, конечно, условная форма. В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто». Из предисловия «Письмо к молодым читателям» Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

«Каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением. Положение всегда было таким и, вероятно, всегда таким и останется. Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом для себя главном — как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни.

Для своих бесед с читателем я избрал форму писем. Это, конечно, условная форма. В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто».

Из предисловия «Письмо к молодым читателям»

Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

«Письма о добром и прекрасном» Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

«Письма о добром и прекрасном»

Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

 «Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем — в самом, казалось бы,  незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в  выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом  его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели». Из письма первого  «Большое в малом»   Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

«Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем — в самом, казалось бы,

незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в

выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом

его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели».

Из письма первого «Большое в малом»

Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

  «Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть — иначе будет  не жизнь, а прозябание.    Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.   Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже…   Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку — лучше, чем юлить и врать».   Из письма пятого  «В чем смысл жизни» Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

«Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть — иначе будет

не жизнь, а прозябание.

Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.

Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже…

Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку — лучше, чем юлить и врать».

Из письма пятого «В чем смысл жизни»

Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

Из письма шестого «Цель и самооценка»

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке - низкой или высокой.

Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага - он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…

Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.

Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость.

… главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей Вселенной.

… эту главную жизненную задачу не надо подчеркивать в глазах остальных людей. И одеваться надо хорошо (это уважение к окружающим), но не обязательно "лучше других". И библиотеку себе надо составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. И машину хорошо приобрести для себя и семьи - это удобно. Только не надо превращать второстепенное в первостепенное и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла тебя там, где это не нужно…

Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

 «Этажи заботы. Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны…  Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек – скорее всего человек недобрый и не любящий никого». Из письма седьмого  «Что объединяет людей»   Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

«Этажи заботы. Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны…

Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек – скорее всего человек недобрый и не любящий никого».

Из письма седьмого «Что объединяет людей»

Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

 «Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да,  именно красивым». Из письма двенадцатого  «Человек должен быть интеллигентен»   Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

«Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да,

именно красивым».

Из письма двенадцатого «Человек должен быть интеллигентен»

Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

«Я убежден, например, что настоящая воспитанность проявляется, прежде всего, у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными…

Если мужчина на улице пропускает вперед себя незнакомую женщину (даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, - он невоспитанный человек…

Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких, - он невоспитанный человек….

Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки (пусть это будут даже его маленькие дети), - он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными своих детей…

Воспитанный человек - это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот , кто в равной степени вежлив и со старшим, и с младшим годами, и по положению...

Воспитанный человек во всех отношениях не ведет себя " громко ", экономит время других («Точность - вежливость королей», - говорит поговорка), строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же - дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе...

В основе всех хороших манер лежит забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо…

Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь, и т.д».

Из письма тринадцатое «О воспитанности»

Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

 «Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведет дискуссию, спорит,  отстаивая свои убеждения». Из письма семнадцатого  «Уметь спорить с достоинством»   Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

«Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведет дискуссию, спорит,

отстаивая свои убеждения».

Из письма семнадцатого «Уметь спорить с достоинством»

Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

  «Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе...   По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.   … по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности…   Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. Но хоть и трудно - это надо, надо. Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она

«Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе...

По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

… по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности…

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. Но хоть и трудно - это надо, надо. Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она "затягивает".

Из письма девятнадцатого «Как говорить?»

Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

  «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей...   Одним словом, делает вас мудрыми. Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится – вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать». Из письма двадцать второго  «Любите читать»    Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

«Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей...

Одним словом, делает вас мудрыми. Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится – вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать».

Из письма двадцать второго «Любите читать»

Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

  «В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта — самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью.   Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это „неразменный рубль“.   Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты — очень и очень важно. Поверьте мне!».   Из письма сорок шестого  «Путями доброты»   Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

«В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта — самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью.

Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это „неразменный рубль“.

Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты — очень и очень важно. Поверьте мне!».

Из письма сорок шестого «Путями доброты»

Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы

Какое письмо заставило Вас задуматься? Над какими проблемами размышляет Д.С.Лихачёв? Какими нравственными качествами должен обладать человек, по мнению Д.С.Лихачева? Поразмышляем! Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы
  • Какое письмо заставило Вас задуматься?
  • Над какими проблемами размышляет Д.С.Лихачёв?
  • Какими нравственными качествами должен обладать человек, по мнению Д.С.Лихачева?

Поразмышляем!

Иванова А.В. - УКП при ИК-2 с.Талицы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!