экономика, 10, базовый уровень
Урок № 6-7
Глава 4. Как работает рынок.
Урок №6. Формирование рыночных цен. Урок №7. Рынок на практике или Как реально реорганизована торговля.
Ключ маркетингового успеха прост: составьте нужное объявление, воспользуйтесь нужными средствами информации и выйдите со всем этим на нужный рынок.
Дэн Кеннеди
Д.З.: § 8, 9, словарь, задания в тетради
Цели урока
- содействовать пониманию механизма формирования цен в условиях рыночной системы. Решая задачи разными методами, сделать вывод о возможных ситуациях на рынке оптовой и розничной торговли.
- формировать умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные
- развивать экономический образ мышления;
- воспитывать ответственность за экономическое поведение
Универсальные учебные действия
- Знать и понимать экономические законы;
- Уметь описывать: действие рыночного механизма;
- объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: оценки собственных экономических действий в качестве потребителя
Понятия, термины
- рыночная цена;
- избыток;
- дефицит;
- равновесие;
- величина спроса;
- величина предложения;
- превышение спроса над предложением; механизм цен;
- розничная торговля;
- оптовая торговля;
- торговый посредник.
Изучение нового материала
Урок №6
- Типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание и равновесие.
- Понятие о равновесном количестве товаров и равновесной цене.
- Механизмы формирования рыночного равновесия.
- Механизм цен.
Типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание и равновесие.
Чтобы легче было понять механизм рыночного ценообразования, начнём сразу с конкретного примера, воспользовавшись данными об уже изучавшемся нами рынке велосипедов.
Избыток (затоваривание) — ситуация, возникающая на рынке, когда при существующем уровне цены продавцы предлагают к продаже больший объем товаров, чем покупатели готовы купить при такой цене.
Типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание и равновесие.
Дефицит — ситуация на рынке, когда покупатели при существующем уровне цены готовы купить больший объём товаров, чем продавцы при такой цене согласны предложить к продаже.
Понятие о равновесном количестве
товаров и равновесной цене
- существует цена, при которой на рынке не будет ни избытка, ни дефицита товаров: сколько товаров будет предложено к продаже, столько и будет куплено?
При цене в 1150 р. величина спроса совпадает с величиной предложения , т. е. будет достигнуто равновесие спроса и предложения . Эту цену называют равновесной ценой , т. е. при этой цене решения покупателей о покупке и продавцов о продаже взаимно согласуются.
Понятие о равновесном количестве
товаров и равновесной цене
Механизмы формирования
рыночного равновесия.
Можно ли управлять формированием рыночного равновесия?
реклама представляет собой форму информирования и ее результаты зависят от характера передаваемых сообщений:
- сезонная распродажа;
- закрытие торговой точки;
- праздничная распродажа;
- популяризация нового незнакомого товара;
- целевая распродажа (для категорий покупателей)
«Тюльпаномания по-голландски» (см. с. 57 учебника)
Механизм цен
- Механизм цен — формирование и изменение рыночных цен под влиянием столкновения интересов покупателей и продавцов, принимающих свои решения без принуждения извне.
Информация эта может быть троякого рода:
- если цены повышаются , значит, товаров на рынок поступает меньше, чем покупатели готовы приобрести при этом уровне цен;
- если цены снижаются , значит, товаров на рынок поступает больше, чем покупатели готовы приобрести при этом уровне цен;
- если цены остаются почти неизменными , значит, на рынок поступает примерно столько товаров, сколько покупатели готовы приобрести при этом уровне цен.
Механизм цен
Поскольку от уровня цены прямо зависят как величина выручки продавцов (а значит, и их собственные доходы в форме прибыли), так и расходы покупателей, то цены превращаются в своеобразные «светофоры» для всех участников рынка.
=
=
ВЫВОДЫ
- Изготовителям и продавцам они подают сигналы о том, стоит ли производить тот ИЛИ иной товар и торговать им, насколько это выгодно при сложившемся уровне цен.
- Покупателям они дают информацию для принятия осознанного решения: по карману ли им приобретение данного товара. Поэтому рынок, на котором система цен формируется свободно — по результатам торга между продавцами и покупателями, — постоянно заставляет всех его участников действовать так, чтобы возникало состояние равновесия.
- Рынок в состоянии равновесия — лучший из возможных компромиссов между интересами продавцов и покупателей.
Изучение нового материала
Урок №7
- Что такое розничная и оптовая торговля.
- Экономические причины возникновения оптовой торговли и приносимая ею обществу выгода.
Что такое розничная
и оптовая торговля.
- Для изготовления нужных людям благ любое предприятие должно собрать вместе все те производственные ресурсы, которые для этого необходимы.
- Как удается заполучить их в нужном объёме и в нужное время?
- Как передать изготовленные изделия тем, кто хочет их получить, для кого они действительно являются благами, т. е. реальным богатством?
Что такое розничная
и оптовая торговля.
Поначалу эта задача решалась розничными торговцами во всем мире крайне просто — они брали большую корзину и с ней обходили на базаре прилавки своих коллег. Взяв у каждого по много единиц определенного товара, они несли эту корзину к себе в лавку или магазинчик и уже там продавали в розницу.
Как же владельцу магазина удается собрать все эти товары у себя на полках?
Но по мере того как люди осваивали производство разнообразных благ и соответственно покупателей начинал интересовать всё более широкий круг товаров, жизнь розничных торговцев усложнялась.
Что такое розничная
и оптовая торговля.
- Розничная торговля самая древняя и самая сложная форма торговой деятельности.
- Розничный продавец должен суметь уговорить покупателя приобрести товар именно у него, да притом на устраивающих торговца условиях.
- «Получить товары куда легче, чем деньги» (Джерем Бентам английский экономист, философ)
Без торговли — особой сферы человеческой деятельности — никакая производственная деятельность была бы просто невозможна.
Розничная торговля — продажа потребительских товаров непосредственно покупателям и в небольшом числе экземпляров либо в малом объёме
Что такое розничная
и оптовая торговля.
Что такое розничная
и оптовая торговля.
Оптовая торговля – деятельность, связанная с продажей товаров и услуг организованным потребителям для последующей перепродажи либо использования в производственных целях.
Оптовики способны выполнять сбытовые функции более эффективно и с меньшими затратами.
Экономические причины возникновения
оптовой торговли
и приносимая ею обществу выгода.
Экономические причины возникновения
оптовой торговли
и приносимая ею обществу выгода.
Организация торговли при прямых связях с изготовителями товаров
Торговец напрямую договаривался с изготовителями товаров. Каждому изготовителю приходилось иметь дело с множеством розничных торговцев, а каждому владельцу магазина — с большим числом изготовителей товаров. Иными словами, между производителями и торговцами устанавливались многочисленные прямые связи.
Экономические причины возникновения
оптовой торговли
и приносимая ею обществу выгода.
Куда проще воспользоваться услугами посредника, который представлял бы все магазины в отношениях со всеми изготовителями. И тогда поставки товаров в магазины стали осуществляться оптовым торговцем. И уже его заботой было организовать поставку каждому розничному торговцу именно тех товаров определенных изготовителей, которые тот хотел бы иметь в своем магазине. В результате количество связей (соответственно затрат) между изготовителями и торговцами существенно снизилось.
Экономические причины возникновения
оптовой торговли
и приносимая ею обществу выгода.
- Рецепт четвертый
- Не следует создавать препятствия для работы рыночных механизмов, например «замораживать» цены, поскольку это не даст рынку достичь равновесия и на нём надолго сохранится ситуация либо дефицита, либо избытка товаров.
рефлексия
Рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
Задача 1
Как повлияет при других равных условиях увеличение в 1,5 раза доходов населения на спрос следующих товаров?
- перловая крупа;
- красная икра;
- компьютеры;
- соль.
Задача 2
На рисунке отражена ситуация на рынке телевизоров:
линия спроса D переместилась в новое положение D1 (P –цена товара, Q – объём спроса товара). Это перемещение может быть вызвано в первую очередь:
1) снижением доходов потребителей 2) увеличением налогов на производителей телевизоров 3) удешевлением технологии производства телевизоров 4) увеличением количества магазинов, торгующих телевизорами
Задача 3
Как повлияет каждое из следующих событий при всех других равных условиях на спрос жителей конкретной страны на натуральный сок местного производства?
1. Выросли цены на газированные напитки;
2. Упали цены на импортные консервированные соки;
3. Появление на местном рынке новой марки водки.
Задача 4
На рисунке отражена ситуация на рынке строительных материалов: линия спроса D 1 переместилась в новое положение D 2 (P – цена товара, Q – объём спроса товара).
Это перемещение может быть вызвано прежде всего:
- ростом числа производителей строительных материалов;
- введением нового налога для производителей;
- совершенствование;
- ожиданием повышения цен на строительные материалы.
Задача 5
На рисунке отражена ситуация на рынке детского питания:
линия спроса D переместилась в новое положение D1 (P – цена товара, Q – объём спроса товара). Это перемещение может быть вызвано в первую очередь:
Это перемещение может быть вызвано прежде всего:
- совершенствованием технологии изготовления детского питания;
- усилением конкуренции производителей;
- снижением рождаемости в стране;
- ростом доходов производителей детского питания
Задача 6
На рисунке отражена ситуация на рынке табачных изделий: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (P – цена товара, Q – объём спроса товара). Это перемещение может быть вызвано в первую очередь:
- ростом доходов производителей табака;
- изменением предпочтений людей;
- совершенствованием технологии производства табачных изделий;
- усилением конкуренции производителей.
Задача 7
На рисунке отражена ситуация на рынке бытовой химии:
линия предложения S переместилась в новое положение S1 (P – цена товара, Q – количество товара).
Это перемещение может быть вызвано прежде всего:
- слухами о вреде бытовой химии для здоровья;
- наступлением сезона отпусков;
- появлением аналогичных средств на основе природных компонентов;
- сокращением издержек производства бытовой химии.
Задача 8
На рисунке отражены изменения, произошедшие с предложением свежевыловленной рыбы: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (P – цена товара, Q – количество товара).
Это изменение может быть связано прежде всего:
- с совершенствованием технологии разведения рыбы;
- с приближением сезона отпусков работников рыбных хозяйств;
- с популяризацией в СМИ блюд из рыбы;
- с повышением цен на другие продукты, содержащие белок.
Задача 9
На рисунке отражена ситуация на рынке производителей косметики. Линия предложения S переместилась в новое положение S1 (P — цена товара, Q — объём предложения товара).
Это перемещение может быть связано в первую очередь с:
1) увеличением доходов потребителей; 2) сокращением количества потребителей; 3) снижением налогов на производителей косметики; 4) закрытием ряда косметических фирм.
Задача 10
На плодородных землях Украины одинаково хорошо растут и пшеница и гречиха. Предположим, что цены на гречиху резко возросли в связи с тем, что люди узнали о ее целебных свойствах. Как это может отразиться на предложении пшеницы?
Изменение цен на другие товары, которые могут быть произведены с помощью тех же самых ресурсов, также способно сместить кривую предложения. Повышение цен на гречиху приведет к тому, что производители станут большую площадь отводить под посевы гречихи и меньшую площадь засевать пшеницей. Следовательно предложение пшеницы сократится и кривая предложения переместится влево.
Задача 11
За последние годы в Москве появилось много новых кафе и ресторанов. Что можно сказать о кривой предложения на московском рынке услуг общепита?
Увеличение числа новых продавцов естественным образом увеличило предложение услуг общепита, следовательно, кривая предложения на этом рынке переместилась вправо.
источники
- Экономика. Программа для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень). (Автор программы – И.В.Липсиц)
- Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10,11 классов общеобразовательных учреждений М.: Вита-пресс,2015г.
- Методические пособия: Савицкая Е.В., Серёгина С.Ф. Уроки экономики в школе: пособие для учителя. – М.: Вита-пресс,2006 г.
- Пинегина Виктория Викторовна. Учитель экономики МБОУ СОШ №188 г. Новосибирска