СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по философии и обществознанию "Философия эпохи Возрождения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Философия эпохи Возрождения явилась стадией отрицания средневековой философии. Результатом этого периода становится материалистическое понимание мира, основанное на новом научном мировоззрении и экспериментально-опытном познании.

Это совокупность философских взглядов, возникших и развивавшихся в Европе в  XV-XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая  направленность, ярко выраженный антропоцентризм, идеи гуманизма, жизнеутверждающий оптимизм, вера в человека,  его возможности и творческий потенциал. Философия эпохи Возрождения разработала диалектически цельное представление о неразрывном единстве человека и природы, Земли и бесконечного космоса.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по философии и обществознанию "Философия эпохи Возрождения"»

Философия эпохи Возрождения Разработал: учитель истории КГУ «ОСШ № 21 города Темиртау» Балтабаев Марат Бопышевич

Философия эпохи Возрождения

Разработал: учитель истории КГУ «ОСШ № 21 города Темиртау» Балтабаев Марат Бопышевич

Эпоха Возрождения Хронологически Возрождение занимает два века-XV и XVI. В XVв. преобладает интерес к человеку, а мысль XVI в. распространяется также и на природу. Это время крупных экономических изменений - закладывание основ для более поздней мировой торговли и перехода от цеховой организации ремесла к мануфактуре. На этом базисе складываются национальные монархии. Духовная сфера жизни общества характеризуется развертыванием процессов секуляризации (освобождение от религии и церковных институтов) в экономике, политике, философии, науке, искусстве.

Эпоха Возрождения

Хронологически Возрождение занимает два века-XV и XVI. В XVв. преобладает интерес к человеку, а мысль XVI в. распространяется также и на природу. Это время крупных экономических изменений - закладывание основ для более поздней мировой торговли и перехода от цеховой организации ремесла к мануфактуре. На этом базисе складываются национальные монархии. Духовная сфера жизни общества характеризуется развертыванием процессов секуляризации (освобождение от религии и церковных институтов) в экономике, политике, философии, науке, искусстве.

РЕНЕССАНС С XIX в. применительно к данной эпохе утвердился французский термин

РЕНЕССАНС

С XIX в. применительно к данной эпохе утвердился французский термин "Ренессанс".

Ренессанс - это возрождение античной культуры, образа жизни, способа мышления и чувствования, но не тождественность античности. К античности относились, как к идеалу, - восхищаясь эстетически, но не теряя дистанции между ним и реальностью.

Философия эпохи Возрождения Это совокупность философских взглядов, возникших и развивавшихся в Европе в XV-XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность,  ярко выраженный антропоцентризм, идеи гуманизма, жизнеутверждающий оптимизм, вера в человека, его возможности и творческий потенциал. Философия эпохи Возрождения разработала диалектически цельное представление о неразрывном единстве человека и природы, Земли и бесконечного космоса.

Философия эпохи Возрождения

Это совокупность философских взглядов, возникших и развивавшихся в Европе в XV-XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, ярко выраженный антропоцентризм, идеи гуманизма, жизнеутверждающий оптимизм, вера в человека, его возможности и творческий потенциал. Философия эпохи Возрождения разработала диалектически цельное представление о неразрывном единстве человека и природы, Земли и бесконечного космоса.

Основные черты   Антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство, индивидуально-личностное начало; Оппозиционность к Церкви и церковной идеологии, отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между богом и верующими, а также схоластики; секуляризация.

Основные черты

Антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство, индивидуально-личностное начало;

Оппозиционность к Церкви и церковной идеологии, отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между богом и верующими, а также схоластики; секуляризация.

Основные черты   Принципиально новое пантеистическое миропонимание, активно-преобразующее отношение к миру; Интерес к социальным проблемам, к обществу, государству;  Широкое распространение идеи социального равенства; художественно-эстетическая направленность. .

Основные черты

Принципиально новое пантеистическое миропонимание, активно-преобразующее отношение к миру;

Интерес к социальным проблемам, к обществу, государству;

Широкое распространение идеи социального равенства; художественно-эстетическая направленность.

.

Основные понятия

Антропоцентризм - мировоззрение, оценивающее мир через человека, полагая его главной ценностью мироздания.

Гелиоцентризм - система взглядов, считающая Солнце центром вселенной.

Гносеология – наука о познании.

Гуманизм (от лат. Humanus) - движение, возникшее к концу периода средневековья, противостоящее схоластике и духовному господству церкви, стремившееся обосновать идеал человека на основе вновь открытых произведений античности, - высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в сочетании с мягкостью и человечностью, система взглядов, выражающих признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье, и равенство, уважение принципов справедливости и милосердия как норм отношения между людьми, борьба за создание условий для свободного развития творческих сил и способностей человека.

Методология - способ познания существующей реальности, опирающийся на систему универсальных принципов и законов.

Натурфилософия - философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности, в средние века - учение о природе, свободное от подчинения теологическим умозрениям.

Пантеизм - философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению. Натуралистический пантеизм одухотворяет природу, наделяя ее божественными свойствами и как бы растворяя их в природе.

Секуляризация - освобождение от религии и церковных институтов.

Основные направления Натурфилософия Гносеология Политика Социальные проблемы Методология

Основные направления

Натурфилософия

Гносеология

Политика

Социальные

проблемы

Методология

Натурфилософия (XVI – XVII вв.)   Умозрительное толкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Попытка, опираясь на научные открытия, развенчать учение Церкви о Боге, Вселенной, космосе и основах мироздания, об основах мировоззрения. (Н.Коперник, Д.Бруно, Г.Галилей, Л.да Винчи) Пантеизм – отождествление бога и мира Христианский бог утрачивает свой трансцендентный, внеприродный характер, он как бы сливается с природой, а последняя обожествляется.

Натурфилософия (XVI – XVII вв.)

Умозрительное толкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Попытка, опираясь на научные открытия, развенчать учение Церкви о Боге, Вселенной, космосе и основах мироздания, об основах мировоззрения.

(Н.Коперник, Д.Бруно, Г.Галилей, Л.да Винчи)

Пантеизм – отождествление

бога и мира

Христианский бог утрачивает свой трансцендентный, внеприродный характер, он как бы сливается с природой, а последняя обожествляется.

Натурфилософия (XVI – XVII вв.)    Основные черты  обоснование материалистического взгляда на мир(чаще - в форме пантеизма); - стремление отделить философию от теологии;  выдвижение новой картины мира, в которой Бог, природа и космос Едины, а Земля не является центром вселенной; утверждение, что мир познаваем и, в первую очередь, благодаря чувственному познанию и разуму, а не Божественному откровению.

Натурфилософия (XVI – XVII вв.)

Основные черты

  • обоснование материалистического взгляда на мир(чаще - в форме пантеизма);

- стремление отделить философию от теологии;

  • выдвижение новой картины мира, в которой Бог, природа и космос Едины, а Земля не является центром вселенной;
  • утверждение, что мир познаваем и, в первую очередь, благодаря чувственному познанию и разуму, а не Божественному откровению.
Натурфилософия (XVI – XVII вв.)   Николай Коперник - Польский астроном, математик, механик, экономист, каноник эпохи Возрождения. Наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции. Джордано Бруно - Итальянский монах-доминиканец, философ и поэт, представитель пантеизма. Будучи католическим монахом, Джордано Бруно развивал неоплатонизм в духе возрожденческого натурализма Ленардо да Винчи - Итальянский художник и учёный, изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека». Галилео Галилей - Итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени. Он первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий.

Натурфилософия (XVI – XVII вв.)

Николай Коперник - Польский астроном, математик, механик, экономист, каноник эпохи Возрождения. Наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции.

Джордано Бруно - Итальянский монах-доминиканец, философ и поэт, представитель пантеизма. Будучи католическим монахом, Джордано Бруно развивал неоплатонизм в духе возрожденческого натурализма

Ленардо да Винчи - Итальянский художник и учёный, изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека».

Галилео Галилей - Итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени. Он первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий.

Социально-политическая философия   Политическая философия Философия Реформации Философия социалистов-утопистов П Р О Б Л Е М Ы - государство, его устройство, механизм правления;  принципы устройства общества;  взаимоотношения государственных институтов, церкви, верующих.

Социально-политическая философия

Политическая

философия

Философия

Реформации

Философия

социалистов-утопистов

П Р О Б Л Е М Ы

- государство, его устройство, механизм правления;

  • принципы устройства общества;
  • взаимоотношения государственных институтов, церкви, верующих.
Натурфилософия (XVI – XVII вв.)   Проблема движения Проблема материи Концепции Движущая сила - разумное начало, неотделимое от материи(пантеизм) Атомистическая Пантеистическая

Натурфилософия (XVI – XVII вв.)

Проблема движения

Проблема материи

Концепции

Движущая сила - разумное начало, неотделимое от материи(пантеизм)

Атомистическая

Пантеистическая

Методология   Метафизические  тенденции (XVIв.) Диалектические тенденции (XV-XVIвв.)

Методология

Метафизические

тенденции (XVIв.)

Диалектические

тенденции

(XV-XVIвв.)

   Гносеология   Познаваемость Признание воздействия мира внешнего мира на органы чувств в качестве  источника знания Утверждение роли разума Отрицание и логики врожденных идей

Гносеология

Познаваемость

Признание воздействия

мира

внешнего мира на органы

чувств в качестве

источника знания

Утверждение роли разума

Отрицание

и логики

врожденных

идей

   Социальные проблемы   Отрицание Обновление социального частной собственности идеала на основе божественного природного закона Равное распределение Общественный материальных благ труд

Социальные проблемы

Отрицание

Обновление

социального

частной

собственности

идеала на основе

божественного

природного закона

Равное распределение

Общественный

материальных благ

труд

Политика   Тираноборческое Монархическое направление  направление (республиканское) (абсолютизм)

Политика

Тираноборческое

Монархическое

направление

направление

(республиканское)

(абсолютизм)

Особенности философии  гуманизма   Получил распространение в Европе в XIV-сер. XVвв. Центр – Италия. По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась в иносказательной форме (Данте Алигьери, Франческа Петрарка, Лоренцо Валла,  Эразм Роттердамский). - антицерковная и антисхоластическая направленность; - стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека; - антропоцентризм – особое внимание к человеку, воспевание его сил, величия, возможностей; - жизнеутверждающий оптимизм.

Особенности философии гуманизма

Получил распространение в Европе в XIV-сер. XVвв. Центр – Италия. По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась в иносказательной форме (Данте Алигьери, Франческа Петрарка, Лоренцо Валла, Эразм Роттердамский).

- антицерковная и антисхоластическая направленность;

- стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;

- антропоцентризм – особое внимание к человеку, воспевание его сил, величия, возможностей;

- жизнеутверждающий оптимизм.

ФИЛОСОФИЯ ГУМАНИЗМА    Данте Алигьери - Великий итальянский поэт, мыслитель, богослов, один из основоположников литературного итальянского языка, политический деятель. Эразм Роттердамский -  Крупнейший учёный Северного Возрождения, прозванный «князем гуманистов». Способствовал возвращению в культурный обиход литературного наследия античности. Писал преимущественно на латыни.  Франческо Петрарка - Итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Проторенессанса.

ФИЛОСОФИЯ ГУМАНИЗМА

Данте Алигьери - Великий итальянский поэт, мыслитель, богослов, один из основоположников литературного итальянского языка, политический деятель.

Эразм Роттердамский - Крупнейший учёный Северного Возрождения, прозванный «князем гуманистов». Способствовал возвращению в культурный обиход литературного наследия античности. Писал преимущественно на латыни.

Франческо Петрарка - Итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Проторенессанса.

ЗНАМЕНИТЫЕ ИСТОРИКИ, ГУМАНИСТЫ    Лоренцо Валла - Итальянский гуманист, родоначальник историко-филологической критики, представитель исторической школы эрудитов. Обосновывал и защищал идеи в духе эпикуреизма.  Леонардо Бруни - Итальянский гуманист, писатель и историк, один из знаменитейших учёных, украсивших собой век итальянского Возрождения.

ЗНАМЕНИТЫЕ ИСТОРИКИ, ГУМАНИСТЫ

Лоренцо Валла - Итальянский гуманист, родоначальник историко-филологической критики, представитель исторической школы эрудитов. Обосновывал и защищал идеи в духе эпикуреизма.

Леонардо Бруни - Итальянский гуманист, писатель и историк, один из знаменитейших учёных, украсивших собой век итальянского Возрождения.

 НЕОПЛАТОНИЗМ Идеалистическое направление, ставившее своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие ( Николай Кузанский, Джованни Пико делла Мирандола , Джамбаттиста Вико ). - предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалась роль первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей; не отрицали Божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм; - призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления.

НЕОПЛАТОНИЗМ

Идеалистическое направление, ставившее своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие ( Николай Кузанский, Джованни Пико делла Мирандола , Джамбаттиста Вико ).

- предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалась роль первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей;

  • не отрицали Божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм;

- призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления.

ХРИСТИАНСКИЙ НЕОПЛАТОНИЗМ   Николай Кузанский - кардинал Римской католической церкви, крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ, теолог, учёный-энциклопедист, математик, церковно-политический деятель. Джамбаттиста Вико - Итальянский философ, основоположник философии истории и этнической психологии. Автор известной «Новой науки».    Джованни Пико делла Мирандола - Итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма.

ХРИСТИАНСКИЙ НЕОПЛАТОНИЗМ

Николай Кузанский - кардинал Римской католической церкви, крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ, теолог, учёный-энциклопедист, математик, церковно-политический деятель.

Джамбаттиста Вико - Итальянский философ, основоположник философии истории и этнической психологии. Автор известной «Новой науки».

Джованни Пико делла Мирандола - Итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма.

Реформация XVI-XVII вв.   Критика идеологии средневекового католицизма, противопоставление авторитета Библии авторитету Церкви как посредника между человеком и Богом. (Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Ульрих Цвингли, Жан Кальвин )

Реформация XVI-XVII вв.

Критика идеологии средневекового католицизма, противопоставление авторитета Библии авторитету Церкви как посредника между человеком и Богом.

(Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Ульрих Цвингли, Жан Кальвин )

 Философия христианской реформации XVI-XVII вв. Томас Мюнцер - Немецкий проповедник времён Реформации, выступал против греховного уклада жизни, противопоставляя ему евангельский идеал. С движением Мюнцера было связано восстание германских крестьян. Ульрих Цвингли - Швейцарский реформатор церкви, христианский гуманист и философ. Погиб в битве при Каппеле. Жан Кальвин - Французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма. Главное его сочинение - «Наставление в христианской вере». Мартин Лютер -Христианский богослов, инициатор Реформации, ведущий переводчик Библии на немецкий язык. Его именем названо одно из направлений протестантизма.

Философия христианской реформации XVI-XVII вв.

Томас Мюнцер - Немецкий проповедник времён Реформации, выступал против греховного уклада жизни, противопоставляя ему евангельский идеал. С движением Мюнцера было связано восстание германских крестьян.

Ульрих Цвингли - Швейцарский реформатор церкви, христианский гуманист и философ. Погиб в битве при Каппеле.

Жан Кальвин - Французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма. Главное его сочинение - «Наставление в христианской вере».

Мартин Лютер -Христианский богослов, инициатор Реформации, ведущий переводчик Библии на немецкий язык. Его именем названо одно из направлений протестантизма.

Социально-политическая философия   Утопический социализм XV-XVII вв. (Т.Мор, Т.Кампанелла) Поиск идеально-фантастических форм построения общества, государства, без частной собственности при всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государства. Политическая философия (XV-XVIвв.) Н.Макиавелли Изучение проблем управления государством, поведением правителей.

Социально-политическая философия

Утопический социализм XV-XVII вв. (Т.Мор, Т.Кампанелла)

Поиск идеально-фантастических форм построения общества, государства, без частной собственности при всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государства.

Политическая философия (XV-XVIвв.) Н.Макиавелли

Изучение проблем управления государством, поведением правителей.

Социально-политическая философия   Никколо Макиавелли - Итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель. Труд «Государь» Томас Мор - Английский юрист, философ, писатель-гуманист. Лорд-канцлер Англии. Книга«Утопия» Томмазо Кампанелла - Итальянский философ и писатель, один из первых представителей утопического социализма.

Социально-политическая философия

Никколо Макиавелли - Итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель. Труд «Государь»

Томас Мор - Английский юрист, философ, писатель-гуманист. Лорд-канцлер Англии. Книга«Утопия»

Томмазо Кампанелла - Итальянский философ и писатель, один из первых представителей утопического социализма.

ХРИСТИАНСКИЙ АРИСТОТЕЛИЗМ   Пьетро Помпонацци - Итальянский философ-схоласт периода ренессансного реализма; представитель философской школы александристов.

ХРИСТИАНСКИЙ АРИСТОТЕЛИЗМ

Пьетро Помпонацци - Итальянский философ-схоласт периода ренессансного реализма; представитель философской школы александристов.

СКЕПТИЦИЗМ   Мишель Монтень- Французский писатель и философ эпохи Возрождения, стоял на позициях скептицизма. Автор книги «Опыты».

СКЕПТИЦИЗМ

Мишель Монтень- Французский писатель и философ эпохи Возрождения, стоял на позициях скептицизма. Автор книги «Опыты».

МИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ   Парацельс  - Швейцарский алхимик, врач, философ, естествоиспытатель, натурфилософ эпохи Возрождения, один из основателей ятрохимии. Подверг критическому пересмотру идеи древней медицины. Способствовал внедрению химических препаратов в медицину. Считается одним из основателей современной науки. Признается величайшим оккультистом средневековья и мудрейшим врачом своего времени.  Якоб Бёме - Немецкий христианский мистик, провидец, теософ, родоначальник западной софиологии - учения о «премудрости Божией». Бёме не имел систематического фундаментального образования и не знал латыни, языка учёных, - он был сапожником.

МИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Парацельс - Швейцарский алхимик, врач, философ, естествоиспытатель, натурфилософ эпохи Возрождения, один из основателей ятрохимии. Подверг критическому пересмотру идеи древней медицины. Способствовал внедрению химических препаратов в медицину. Считается одним из основателей современной науки. Признается величайшим оккультистом средневековья и мудрейшим врачом своего времени.

Якоб Бёме - Немецкий христианский мистик, провидец, теософ, родоначальник западной софиологии - учения о «премудрости Божией». Бёме не имел систематического фундаментального образования и не знал латыни, языка учёных, - он был сапожником.

 ВЫВОД:  Философия Возрождения явилась стадией отрицания средневековой философии. Результатом этого периода становится материалистическое понимание мира, основанное на новом научном мировоззрении и экспериментально-опытном познании. В гносеологии происходит разрушение религиозной парадигмы и формируется новая научная парадигма, которая должна была удовлетворить потребности зарождающихся новой машинной материально-технической базы и новых общественных отношений. В натурфилософии геоцентрическая концепция Вселенной сменяется гелиоцентрической во взглядах Бруно, Коперника, Галилея. В этике имеет место переход от геоцентризма к антропоцентризму.

ВЫВОД:

Философия Возрождения явилась стадией отрицания средневековой философии. Результатом этого периода становится материалистическое понимание мира, основанное на новом научном мировоззрении и экспериментально-опытном познании.

В гносеологии происходит разрушение религиозной парадигмы и формируется новая научная парадигма, которая должна была удовлетворить потребности зарождающихся новой машинной материально-технической базы и новых общественных отношений.

В натурфилософии геоцентрическая концепция Вселенной сменяется гелиоцентрической во взглядах Бруно, Коперника, Галилея.

В этике имеет место переход от геоцентризма к антропоцентризму.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!