СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по физике

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация по физике для 9 класса. применяется при обьяснении нового материала

Просмотр содержимого документа
«Презентация по физике»

Повторительно-обобщающий урок. 9 класс   . 2016г.

Повторительно-обобщающий урок.

9 класс

.

2016г.

Цель:  - повторить, обобщить и углубить знания и умения учащихся по теме: «Механические колебания и волны. Звук».

Цель:

- повторить, обобщить и углубить знания и умения учащихся по теме: «Механические колебания и волны. Звук».

Задачи:  Обучающие - повторить понятия: колебание, волна, амплитуда, период, частота, длина волны, скорость волны, высота, тембр, громкость звука; - обеспечить обобщение знаний учащихся о колебательном, волновом движениях, звуковых колебаниях; - углубить знания учащихся поданной теме, путём создания мини проектов;  - продолжить формирование умений и навыков обращения с физическими приборами.  Развивающие  - развивать у учащихся такие информационные умения, как работа с таблицей, текстом, графиком;  - развивать умения совершать мыслительные операции: анализ, сравнение, конкретизация;  - развивать исследовательские навыки, навыки работы с ЭОР;  Воспитывающие  - формировать навыки совместной деятельности, взаимопомощи, взаимоподдержки;  - формировать ответственность, самостоятельность.

Задачи:

Обучающие

- повторить понятия: колебание, волна, амплитуда, период, частота, длина волны, скорость волны, высота, тембр, громкость звука;

- обеспечить обобщение знаний учащихся о колебательном, волновом движениях, звуковых колебаниях;

- углубить знания учащихся поданной теме, путём создания мини проектов;

- продолжить формирование умений и навыков обращения с физическими приборами.

Развивающие

- развивать у учащихся такие информационные умения, как работа с таблицей, текстом, графиком;

- развивать умения совершать мыслительные операции: анализ, сравнение, конкретизация;

- развивать исследовательские навыки, навыки работы с ЭОР;

Воспитывающие

- формировать навыки совместной деятельности, взаимопомощи, взаимоподдержки;

- формировать ответственность, самостоятельность.

Содержание урока: 1. Введение 2. Разминка. (Повторение основных понятий.) 3. «Веришь-не веришь». (Физический диктант). 4. Тест. 5. Продолжи предложение. 6. Экспериментальные задания. 7. Обобщение знаний. (Таблица.) 8. Мини проекты. 9. Рефлексия. 10.Домашнее задание.

Содержание урока:

1. Введение

2. Разминка. (Повторение основных понятий.)

3. «Веришь-не веришь». (Физический диктант).

4. Тест.

5. Продолжи предложение.

6. Экспериментальные задания.

7. Обобщение знаний. (Таблица.)

8. Мини проекты.

9. Рефлексия.

10.Домашнее задание.

Электронная физминутка для глаз   «Крошка Енот» 1.Вступление. Спасибо за урок! «Не будет преувеличением сказать, что среди процессов, как свободно протекающих в природе, так и используемых в технике, колебания, понимаемые в широком смысле этого слова, занимают во многих отношениях выдающееся и часто первенствующее место».  Н.Д. Папалекси  (1880-1947) -физик, академик АН СССР. Признанный основоположник советской радиоастрономии. Галкина И.А.  учитель начальных классов МОУ «Водоватовская СОШ» Арзамасского района, Нижегородской области 07.01.18   07.01.18 07.01.18    07.01.18 07.01.18   07.01.18  07.01.18  07.01.18  07.01.18  07.01.18  07.01.18  07.01.18 07.01.18 07.01.18   07.01.18  07.01.18  07.01.18  07.01.18  07.01.18

Электронная физминутка для глаз «Крошка Енот»

1.Вступление.

Спасибо за урок!

«Не будет преувеличением сказать, что среди процессов, как свободно протекающих в природе, так и используемых в технике, колебания, понимаемые в широком смысле этого слова, занимают во многих отношениях выдающееся и часто первенствующее место».

Н.Д. Папалекси

(1880-1947)

-физик, академик АН СССР. Признанный основоположник советской радиоастрономии.

Галкина И.А.

учитель начальных классов МОУ «Водоватовская СОШ» Арзамасского района, Нижегородской области

07.01.18

07.01.18

07.01.18

07.01.18

07.01.18

07.01.18

07.01.18

07.01.18

07.01.18

07.01.18

07.01.18

07.01.18

07.01.18

07.01.18

07.01.18

07.01.18

07.01.18

07.01.18

07.01.18

07.01.18

07.01.18

07.01.18

07.01.18

07.01.18

07.01.18

07.01.18

07.01.18

07.01.18

07.01.18

07.01.18

07.01.18

07.01.18

07.01.18

07.01.18

07.01.18

07.01.18

07.01.18

07.01.18

07.01.18

07.01.18

07.01.18

07.01.18

07.01.18

07.01.18

07.01.18

07.01.18

07.01.18

07.01.18

07.01.18

Электронная физминутка для глаз   «Крошка Енот» Галкина И.А.  учитель начальных классов МОУ «Водоватовская СОШ» Арзамасского района, Нижегородской области

Электронная физминутка для глаз «Крошка Енот»

Галкина И.А.

учитель начальных классов МОУ «Водоватовская СОШ» Арзамасского района, Нижегородской области

 07.01.18

07.01.18

Спасибо за урок! 07.01.18

Спасибо за урок!

07.01.18

Мы живем в мире колебаний. Маятник стенных часов, фундамент быстроходной турбины, кузов железнодорожного вагона, струна гитары и т.д.

Мы живем в мире колебаний. Маятник стенных часов, фундамент быстроходной турбины, кузов железнодорожного вагона, струна гитары и т.д.

2.Разминка 1. Что понимают под механическими колебаниями?  Механические колебания- это движения, которые точно или приблизительно повторяются через определённые интервалы времени.

2.Разминка

1. Что понимают под механическими колебаниями?

Механические колебания- это движения, которые точно или приблизительно повторяются через определённые интервалы времени.

2. Назовите основные характеристики колебаний.  Амплитуда, период, частота, фаза.  А) Что называется амплитудой? (обозначение, единица измерения.) Амплитуда- это наибольшее отклонение колеблющегося тела от положения равновесия.  А, х м , (м)

2. Назовите основные характеристики колебаний.

Амплитуда, период, частота, фаза.

А) Что называется амплитудой? (обозначение, единица измерения.)

Амплитуда- это наибольшее отклонение колеблющегося тела от положения равновесия.

А, х м , (м)

 Б) Что называется периодом? (обозначение, формула, единица измерения). Период-это промежуток времени в течении которого тело совершает одно полное колебание. Т, Т=t/N , (с) В) Что называется частотой? (обозначение, формула, единица измерения).  Частота- число колебаний в единицу времени. √ , √=N/t, (Гц)

Б) Что называется периодом? (обозначение, формула, единица измерения).

Период-это промежуток времени в течении которого тело совершает одно полное колебание. Т, Т=t/N , (с)

В) Что называется частотой? (обозначение, формула, единица измерения).

Частота- число колебаний в единицу времени. √ , √=N/t, (Гц)

3. Что такое волна? Волна-это возмущение, распространяющееся в пространстве, удаляясь от места её возникновения. 4. Назовите виды волн.  Продольные и поперечные.

3. Что такое волна?

Волна-это возмущение, распространяющееся в пространстве, удаляясь от места её возникновения.

4. Назовите виды волн.

Продольные и поперечные.

 А) Что представляют собой продольные волны?  Волны, в которых колебания происходят вдоль направления распространения волны, называются продольными. Б) Что представляют собой поперечные волны?  Волны, в которых колебания происходят перпендикулярно направлению их распространения называются поперечными. Поперечные волны Продольные волны

А) Что представляют собой продольные волны?

Волны, в которых колебания происходят вдоль направления распространения волны, называются продольными.

Б) Что представляют собой поперечные волны?

Волны, в которых колебания происходят перпендикулярно направлению их распространения называются поперечными.

Поперечные волны

Продольные волны

5. Какими величинами характеризуются волны?  Длина волны, скорость волны. А) Что называется длиной волны? (обозначение, формула, единица измерения). Расстояние между ближайшими друг к другу точками , колеблющимися в одинаковых фазах, называется длиной волны. λ, λ=vT, (м) Б) Что называется скоростью волны? (обозначение, формула, единица измерения). Расстояние, которое проходит волна за единицу времени называется скоростью волны.  V, v=λ/ T , (м/с)

5. Какими величинами характеризуются волны?

Длина волны, скорость волны.

А) Что называется длиной волны? (обозначение, формула, единица измерения).

Расстояние между ближайшими друг к другу точками , колеблющимися в одинаковых фазах, называется длиной волны. λ, λ=vT, (м)

Б) Что называется скоростью волны? (обозначение, формула, единица измерения).

Расстояние, которое проходит волна за единицу времени называется скоростью волны.

V, v=λ/ T , (м/с)

Громкостью и высотой тона.  6.Какие волны называют звуковыми? Это волны, воспринимаемые человеческим ухом. Диапазон звуковых волн лежит в пределах от 20 до 20000Гц. ультра звук инфра 20 кГц 16-20 Гц   7. Как зависит скорость распространения звука от среды?  Чем больше плотность среды, тем больше скорость звука . 8. Какими величинами характеризуются звуковые волны?

Громкостью и высотой тона.

6.Какие волны называют звуковыми?

Это волны, воспринимаемые человеческим ухом. Диапазон звуковых волн лежит в пределах от 20 до 20000Гц.

ультра

звук

инфра

20 кГц

16-20 Гц

7. Как зависит скорость распространения звука от среды?

Чем больше плотность среды, тем больше скорость звука .

8. Какими величинами характеризуются звуковые волны?

9. От чего зависит громкость звука?   Громкость звука зависит от амплитуды колебаний в звуковой волне.

9. От чего зависит громкость звука?

Громкость звука зависит от амплитуды колебаний в звуковой волне.

10. Чем определяется высота тона? Высота тона определяется частотой колебаний источника звуковой волны.

10. Чем определяется высота тона?

Высота тона определяется частотой колебаний источника звуковой волны.

11. Что такое эхо? Эхо –это отражение звуковой волны от препятствий.

11. Что такое эхо?

Эхо –это отражение звуковой волны от препятствий.

3.«Веришь –не веришь».  1.На Луне произошел сильный взрыв. Мы услышим его на Земле? 2. Верите ли вы, что комар быстрее машет крыльями, чем муха? 3. Верите ли вы, что источником звука являются колебания? 4. Верите ли вы, что период колебания нитяного маятника зависит от амплитуды колебания? 5. Верите ли вы, что от колебаний может разрушиться мост? 6. Верите ли вы, что астронавты на Луне пели песни, сняв скафандры? 7. Верите ли вы, что голосовые связки человека поющего басом, колеблются с меньшей частотой, чем у человека поющего тенором? 8. Снаряд, выпущенный из орудия, опередил звук выстрела. Может ли такое быть? 9. Верите ли вы, что в зале заполненной публикой, музыка звучит лучше, чем в пустом?

3.«Веришь –не веришь».

1.На Луне произошел сильный взрыв. Мы услышим его на Земле? 2. Верите ли вы, что комар быстрее машет крыльями, чем муха? 3. Верите ли вы, что источником звука являются колебания? 4. Верите ли вы, что период колебания нитяного маятника зависит от амплитуды колебания? 5. Верите ли вы, что от колебаний может разрушиться мост? 6. Верите ли вы, что астронавты на Луне пели песни, сняв скафандры? 7. Верите ли вы, что голосовые связки человека поющего басом, колеблются с меньшей частотой, чем у человека поющего тенором? 8. Снаряд, выпущенный из орудия, опередил звук выстрела. Может ли такое быть? 9. Верите ли вы, что в зале заполненной публикой, музыка звучит лучше, чем в пустом?

Правильный ответ:  Оценка: «5-6» - 3 «7-8» - 4  «9» - 5

Правильный ответ:

Оценка:

«5-6» - 3

«7-8» - 4

«9» - 5

4.Тест. Вариант 1.  Вариант 2.  1.Какое из перечисленных ниже движений является механическим колебанием?  1)Движение звучащей струны гитары; 2) движение спортсмена, совершающего прыжок в длину.  А) ни 1, ни 2; Б) 1 и 2;  В) только 1; Г) только 2. 1)Движение качелей; 2) движение мяча, падающего на землю.  А) только 1 Б) только 2  В) 1 и 2 Г) ни 1, ни 2

4.Тест.

Вариант 1.

Вариант 2.

1.Какое из перечисленных ниже движений является механическим колебанием?

1)Движение звучащей струны гитары; 2) движение спортсмена, совершающего прыжок в длину.

А) ни 1, ни 2; Б) 1 и 2;

В) только 1; Г) только 2.

1)Движение качелей; 2) движение мяча, падающего на землю.

А) только 1 Б) только 2

В) 1 и 2 Г) ни 1, ни 2

Вариант 1. Вариант 2. 2. Какие из перечисленных ниже колебаний являются свободными?   1)Колебания груза, подвешенного на пружине, после однократного его отклонения от положения равновесия; 2)колебания диффузного громкоговорителя во время работы приёмника.  А) только 1 Б) только 2  В) 1 и 2 Г)ни 1, ни2 2. Какие из перечисленных ниже колебаний являются вынужденными?   1)Колебания груза на нити, один раз отведённого от положения равновесия и отпущенного; 2) колебания качелей, раскачиваемых человеком, стоящим на земле.  А) 1 и 2 Б) только1  В) только 2 Г) ни 1, ни 2

Вариант 1.

Вариант 2.

2. Какие из перечисленных ниже колебаний являются свободными?

1)Колебания груза, подвешенного на пружине, после однократного его отклонения от положения равновесия; 2)колебания диффузного громкоговорителя во время работы приёмника.

А) только 1 Б) только 2

В) 1 и 2 Г)ни 1, ни2

2. Какие из перечисленных ниже колебаний являются вынужденными?

1)Колебания груза на нити, один раз отведённого от положения равновесия и отпущенного; 2) колебания качелей, раскачиваемых человеком, стоящим на земле.

А) 1 и 2 Б) только1

В) только 2 Г) ни 1, ни 2

Вариант 1. Вариант 2. 3. За 4 с маятник совершает 8 колебаний. Чему равен период колебаний?   А) 8с Б) 4с  В) 2с Г) 0,5с  Д) 32с 3. За 3 с маятник совершает 6 колебаний. Чему равен период колебаний?   А) 6с Б) 3с  В) 2с Г) 0,5с  Д) 18с

Вариант 1.

Вариант 2.

3. За 4 с маятник совершает 8 колебаний. Чему равен период колебаний?

А) 8с Б) 4с

В) 2с Г) 0,5с

Д) 32с

3. За 3 с маятник совершает 6 колебаний. Чему равен период колебаний?

А) 6с Б) 3с

В) 2с Г) 0,5с

Д) 18с

Вариант 1. Вариант 2. 4. За 4с маятник совершил 8 колебаний. Чему равна частота колебаний?   А) 8 Гц Б) 4 Гц  В) 2 Гц Г) 0,5 Гц 4. За 3 с маятник совершает 6 колебаний. Чему равен период колебаний?   А) 0,5 Гц Б) 2 Гц  В) 3 Гц Г) 6 Гц

Вариант 1.

Вариант 2.

4. За 4с маятник совершил 8 колебаний. Чему равна частота колебаний?

А) 8 Гц Б) 4 Гц

В) 2 Гц Г) 0,5 Гц

4. За 3 с маятник совершает 6 колебаний. Чему равен период колебаний?

А) 0,5 Гц Б) 2 Гц

В) 3 Гц Г) 6 Гц

Вариант 1. Вариант 2. На рисунке представлена зависимость координаты колеблющегося тела от времени. Какова амплитуда колебаний? А) 0,2 м Б) 3 м В) 2 м Г) 6 м

Вариант 1.

Вариант 2.

На рисунке представлена зависимость координаты колеблющегося тела от времени. Какова амплитуда колебаний?

А) 0,2 м Б) 3 м

В) 2 м Г) 6 м

Вариант 1. Вариант 2. 6. На рисунке представлена зависимость координаты колеблющегося тела от времени. Чему равен период колебаний?  А) 2 с Б) 4 с  В) 8 с Г) 0,5 с

Вариант 1.

Вариант 2.

6. На рисунке представлена зависимость координаты колеблющегося тела от времени. Чему равен период колебаний?

А) 2 с Б) 4 с

В) 8 с Г) 0,5 с

Вариант 1. Вариант 2. 7. На рисунке представлена зависимость координаты колеблющегося тела от времени. Какова частота колебаний? А) 2 Гц Б) 4 Гц В) 0,25 Гц Г) 0,5 Гц

Вариант 1.

Вариант 2.

7. На рисунке представлена зависимость координаты колеблющегося тела от времени. Какова частота колебаний?

А) 2 Гц Б) 4 Гц

В) 0,25 Гц Г) 0,5 Гц

Вариант 1. Вариант 2. Ответы к тесту: А А Г В Б В Б В В Г Б В Б В Критерий оценки:  7 – «5»  6 – «4»  5 – «3»  4 – «3»  3 – «2»

Вариант 1.

Вариант 2.

Ответы к тесту:

А А Г В Б В Б

В В Г Б В Б В

Критерий оценки:

7 – «5»

6 – «4»

5 – «3»

4 – «3»

3 – «2»

5. Продолжи предложение 1. Время, за которое совершается одно полное колебание - ……. 2. Максимальное смещение от положения равновесия - ……… 3. Число колебаний, совершенных в единицу времени - …….. 4. Возмущение, распространяющееся в пространстве, удаляясь от места её возникновения- …….. 5. Если точки среды колеблются вдоль направления распространения волны, то это - ……. 6. Естественный приемник звука - …….. 7. Учение о звуке - ……… 8. Колебания частотой свыше 20000 Гц - ………. 9. Колебания частотой менее 16 Гц - ………. 10. Метод определения расстояний до различных предметов и обнаружение месторасположения с помощью звуковых волн - ……… 11. Колебания, происходящие по закону синуса и косинуса, называются …………

5. Продолжи предложение

1. Время, за которое совершается одно полное колебание - …….

2. Максимальное смещение от положения равновесия - ………

3. Число колебаний, совершенных в единицу времени - ……..

4. Возмущение, распространяющееся в пространстве, удаляясь от места её возникновения- ……..

5. Если точки среды колеблются вдоль направления распространения волны, то это - …….

6. Естественный приемник звука - ……..

7. Учение о звуке - ………

8. Колебания частотой свыше 20000 Гц - ……….

9. Колебания частотой менее 16 Гц - ……….

10. Метод определения расстояний до различных предметов и обнаружение месторасположения с помощью звуковых волн - ………

11. Колебания, происходящие по закону синуса и косинуса, называются …………

7.Экспериментальные задания. Задание 1группе Выполнить лабораторную работу: «Определение зависимости периода колебаний от длины маятника».

7.Экспериментальные задания.

Задание 1группе

  • Выполнить лабораторную работу: «Определение зависимости периода колебаний от длины маятника».
Задание 2 группе Выполнить лабораторную работу: «Определение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника».

Задание 2 группе

  • Выполнить лабораторную работу: «Определение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника».
Задание 3 группе Выполнить лабораторную работу: «Определение зависимости периода колебаний от массы груза».

Задание 3 группе

  • Выполнить лабораторную работу: «Определение зависимости периода колебаний от массы груза».
Задание 4 группе Выполнить лабораторную работу: «Определение зависимости периода колебаний от жесткости пружины».

Задание 4 группе

  • Выполнить лабораторную работу: «Определение зависимости периода колебаний от жесткости пружины».
8.Обобщающая таблица по теме: «Механические колебания и волны. Звук.» Явления Величины, характеризующие эти явления Колебательные движения Формулы и единицы измерения  Амплитуда  Период  Частота  Фаза Волновые движения  Длина волны  Скорость  А, Хм, (м)  Т= t / N , (с)  V=N / t , (Гц) Звуковые колебания  λ = vT ,  (м)    v= λ / T , ( м/с)  Громкость  Высота  Тембр  фон, бел

8.Обобщающая таблица по теме: «Механические колебания и волны. Звук.»

Явления

Величины, характеризующие эти явления

Колебательные

движения

Формулы и единицы измерения

Амплитуда

Период

Частота

Фаза

Волновые движения

Длина волны

Скорость

А, Хм, (м)

Т= t / N , (с)

V=N / t , (Гц)

Звуковые колебания

λ = vT , (м)

v= λ / T , ( м/с)

Громкость

Высота

Тембр

фон, бел

9. Мини проекты 1 группа «Ультразвук» 2 группа « Шум и борьба с ним»; «Колокола». 3 группа «Сейсмические станции». 4 группа « Инфразвук».

9. Мини проекты

  • 1 группа «Ультразвук»
  • 2 группа « Шум и борьба с ним»; «Колокола».
  • 3 группа «Сейсмические станции».
  • 4 группа « Инфразвук».
10. Рефлексия 1.На уроке я работал  2.Своей работой на уроке я  3.Урок для меня показался  4.За урок я  5.Мое настроение  6.Материал урока мне был  7.Домашнее задание мне кажется активно / пассивно  доволен / не доволен  коротким / длинным  не устал / устал  стало лучше / стало хуже  понятен / не понятен  полезен / бесполезен  интересен / скучен  легким / трудным  интересно / не интересно

10. Рефлексия

1.На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

4.За урок я

5.Мое настроение

6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересно / не интересно

11. Дифференцированное домашнее задание 1 уровень- «3» № 855; № 858; № 860. 2 уровень- «4» № 859; № 860; № 903. 3 уровень- «5» № 859; № 860; № 903; № 905. Из «Сборника задач по физике» В.И.Лукашик. Спасибо за внимание. Спасибо за урок!

11. Дифференцированное домашнее задание

1 уровень- «3» № 855; № 858; № 860.

2 уровень- «4» № 859; № 860; № 903.

3 уровень- «5» № 859; № 860; № 903; № 905.

Из «Сборника задач по физике» В.И.Лукашик.

Спасибо за внимание.

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!