Лев Николаевич Толстой. Толстовство.
Презентацию подготовила
Румянцева Дарья 9В класс
Учитель
Марышева Н.А.
Русский писатель Лев Николаевич Толстой(1828-1910) – автор известных произведений “Война и мир”, “Анна Каренина”, “Смерть Ивана Ильича”, и в наши дни продолжает считаться одним из лучших писателей мира.
Обращение в веру
Несмотря на успех “Анны Карениной”, после завершения романа Толстой испытывал духовный кризис и находился в депрессии. Этот этап биографии Льва Толстого характеризуется поиском смысла жизни. Писатель обратился в Русскую православную церковь, однако не нашел там ответы на свои вопросы. Он пришел к выводу, что христианские церкви были коррумпированы и, вместо организованной религии, продвигали свои собственные убеждения. Он решил выразить эти убеждения, основав в 1883 году новое издание под названием “Посредник”. Как результат, за свои нестандартные и противоречивые духовные убеждения, Толстой был отлучён от русской православной церкви. За ним даже наблюдала тайная полиция.
Толстовство.
Толстовство – протестантское движение, которое возникло как отрицание официальной доктрины православной церкви. В книге «В чем моя вера?» Толстой рассказывает, что в трудные запутанные ситуации он читал Евангелие, после каждого прочтения ему становилось понятно, что эту книгу нужно воспринимать буквально: « Я понял, что Христос говорит то самое, что говорит». (Не отвечать насилием на насилие).
Толстовство.
Толстовское учение – это прямое восприятие библии как руководство к практическому действию. Толстой отвергает христианские мистику, таинства, догматы, обиход и призывает к прямому чтению того, что говорил Христос.
Толстой начинает проповедовать, что любое государство – насилие, человек должен остаться один на один со своей совестью.
Толстовство.
Начинают возникать во всем мире толстовские коммуны, толстовцы становятся государственными «преступниками»: они отказываются идти на воинскую службу, уплачивать налоги, ходить в церковь, исповедоваться. Это мощное протестное движение начинает серьезно беспокоить государство и православную церковь.
Толстовство.
Толстовцы, как правило, придерживались вегетарианства, не употребляли алкоголя и табака. При увлечённости толстовцев сельским хозяйством они стремились исключить по возможности сельскохозяйственную эксплуатацию животных.
Толстовство.
В 1901году Святейший Синод выносит определение об отлучении Льва Толстого от церкви, где говорится о том, что Толстой проповедовал отказы от церковного предания, таинств и догматов, что он вышел за пределы православной церкви, церковь престает считать Толстого своим членом .
Толстовство.
Отлучение Толстого от церкви произвело общественный резонанс. Общество раскололось на две части: были люди, которые поддержали Синод, были и те, которые встали на сторону Толстого.
Письмо Толстого.
«То, что я отрекся от церкви, называющей себя православной, это
совершенно справедливо. Но отрекся я от нее не потому, что я восстал, господа, а напротив, только потому, что всеми силами души желал служить ему. Прежде чем отречься от церкви и единения с народом, которое мне было невыразимо дорого, я, по некоторым признакам усомнившись в правоте церкви, посвятил несколько лет на то, чтобы исследовать теоретически и практически учение церкви: теоретически - я перечитал все, что мог, об учении церкви, изучил и критически разобрал догматическое богословие; практически строго следовал, в продолжение более года, всем
предписаниям церкви, соблюдая все посты и посещая все церковные службы. И я убедился, что учение церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание
самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения….
Письмо толстого.
Потом сказано, что я отвергаю бога, во святой троице славимаго
создателя и промыслителя вселенной, отрицаю господа Иисуса Христа,
богочеловека, искупителя и спасителя мира, пострадавшего нас ради человеков
и нашего ради спасения и воскресшего из мертвых, отрицаю бессеменное зачатие
по человечеству Христа господа и девство до рождества и по рождестве
пречистой богородицы. То, что я отвергаю непонятную троицу и не имеющую
никакого смысла в наше время басню о падении первого человека, кощунственную
историю о боге, родившемся от девы, искупляющем род человеческий, совершенно
справедливо. Бога же - духа, бога - любовь, единого бога - начало всего, не
только не отвергаю, но ничего не признаю действительно существующим, кроме
бога, и весь смысл жизни вижу только в исполнении воли бога, выраженной в
христианском учении
Толстой не только пересматривает догматы христианства, но и призывает своих сторонников к действию, призывает государство и общество остановить насилие: выступает против жестокой столыпинской реформы.
Толстой призывает не противиться злому насилием, не умножать насилие в этом мире.