СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по литературе 10 класса "Образ Петербурга в литературе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную презентацию можно использовать как на уроках литературы в старших классах при изучении обобщающих тем, так и при подготовке внеклассных мероприятий.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе 10 класса "Образ Петербурга в литературе"»

 Образ Петербурга в литературе.

Образ Петербурга в литературе.

 Санкт – от лат. «святой», Петер – от греч. «камень, скала», Бург – от нем. «замок, крепость» Город основан 27 (16 мая) 1703 года Петром I. В 1712—1918 годах — столица Российского государства.

Санкт – от лат. «святой», Петер – от греч. «камень, скала», Бург – от нем. «замок, крепость»

Город основан 27 (16 мая) 1703 года Петром I.

В 1712—1918 годах — столица Российского государства.

У каждой эпохи свой образ Петербурга       Петербург - самый знаменитый, необычный и противоречивый город в нашей стране. Интерес среди писателей к этому поистине великому городу не угасал практически с самого его возведения до наших дней. В произведениях всех живущих здесь писателей и поэтов Северная столица становилась не только местом действия, но и равноправным действующим лицом.

У каждой эпохи свой образ Петербурга

Петербург - самый знаменитый, необычный и противоречивый город в нашей стране. Интерес среди писателей к этому поистине великому городу не угасал практически с самого его возведения до наших дней. В произведениях всех живущих здесь писателей и поэтов Северная столица становилась не только местом действия, но и равноправным действующим лицом.

Для поэтов XVIII века: Ломоносова, Сумарокова, Державина – Петербург предстает как «преславный град», «Северный Рим», «Северная Пальмира». Им чуждо видеть в городе будущего какое-то трагическое предзнаменование.

Для поэтов XVIII века: Ломоносова, Сумарокова, Державина – Петербург предстает как «преславный град», «Северный Рим», «Северная Пальмира». Им чуждо видеть в городе будущего какое-то трагическое предзнаменование.

При Екатерине II Петербург превратился в признанный европейский центр эпохи Просвещения. Сама императрица переписывалась с французскими просветителями и анонимно редактировала журнал «Всякая всячина».

При Екатерине II Петербург превратился в признанный европейский центр эпохи Просвещения. Сама императрица переписывалась с французскими просветителями и анонимно редактировала журнал «Всякая всячина».

  О Петербург, проклятый Петербург  Здесь, право, нельзя иметь души!  Здешняя жизнь давит меня и душит!  В.А. Жуковский

О Петербург, проклятый Петербург Здесь, право, нельзя иметь души! Здешняя жизнь давит меня и душит! В.А. Жуковский

Пушкинский Петербург А.С.Пушкин знал и любил Петербург, во многих своих произведениях он писал о городе как историк и летописец, как бытописатель «города пышного, города бедного». В своих бессмертных творениях поэт запечатлел красоту и совершенство города на Неве, создав в его честь поэтический гимн.

Пушкинский Петербург

А.С.Пушкин знал и любил Петербург, во многих своих произведениях он писал о городе как историк и летописец, как бытописатель «города пышного, города бедного».

В своих бессмертных творениях поэт запечатлел красоту и совершенство города на Неве, создав в его честь поэтический гимн.

                По оживлённым берегам  Громады стройные теснятся  Дворцов и башен; корабли  Толпой со всех концов земли  К богатым пристаням стремятся;  В гранит оделася Нева;  Мосты повисли над водами;  Тёмно – зелёными садами  Её покрылись острова .  Люблю тебя, Петра творенье,  Люблю твой строгий, стройный вид,  Невы державное теченье,  Береговой её гранит,  Твоих оград узор чугунный,  Твоих задумчивых ночей  Прозрачный сумрак, блеск безлунный…

По оживлённым берегам Громады стройные теснятся Дворцов и башен; корабли Толпой со всех концов земли К богатым пристаням стремятся; В гранит оделася Нева; Мосты повисли над водами; Тёмно – зелёными садами Её покрылись острова . Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой её гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный…

Город пышный, город бедный,  Дух неволи, стройный вид,  Свод небес зелено–бледный,  Сказка, холод и гранит…  А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено–бледный, Сказка, холод и гранит… А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

В Петербурге 30-е годы XIX в. - это время литературных салонов. В столкновении мнений и творческих подходов решалась будущая судьба русской литературы, складывался образ Петербурга – у каждого свой. Но на всех строках, посвященных Северной столице, лежал отпечаток пушкинского противопоставления: «Город пышный- город бедный». Никто из авторов XIX в. не мог пройти мимо этого противоречия императорского богатства и бедности «маленьких людей», составлявших население Петербурга.

В Петербурге 30-е годы XIX в. - это время литературных салонов. В столкновении мнений и творческих подходов решалась будущая судьба русской литературы, складывался образ Петербурга – у каждого свой. Но на всех строках, посвященных Северной столице, лежал отпечаток пушкинского противопоставления: «Город пышный- город бедный». Никто из авторов XIX в. не мог пройти мимо этого противоречия императорского богатства и бедности «маленьких людей», составлявших население Петербурга.

Петербург Н. В. Гоголя Для Николая Васильевича Гоголя, автора повестей о Петербурге («Невский проспект», «Нос», «Шинель», «Записки сумасшедшего» и др.), столица – место страданий и гибели «маленьких людей». Эта гибель обусловлена не только общественными причинами, но и фактическим, враждебным человеку характером самого города.

Петербург Н. В. Гоголя

Для Николая Васильевича Гоголя, автора повестей о Петербурге («Невский проспект», «Нос», «Шинель», «Записки сумасшедшего» и др.), столица – место страданий и гибели «маленьких людей». Эта гибель обусловлена не только общественными причинами, но и фактическим, враждебным человеку характером самого города.

… Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет всё. Чем не блестит эта улица – красавица нашей столицы!..  С самого раннего утра… Невский проспект пуст… По улицам плетётся нужный народ… В двенадцать часов на Невский проспект делают набеги гувернёры всех наций… Но чем ближе к двум часам…  Всё, что вы ни встретите на Невском проспекте, всё исполнено приличия…  В три часа — новая перемена. На Невском проспекте вдруг настаёт весна: он весь покрывается чиновниками в зелёных вицмундирах…  Но как только сумерки упадут на дома и улицы… тогда Невский проспект начинает шевелиться и оживает. Тогда настаёт то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет…  О, не верьте этому Невскому проспекту!.. Всё обман, всё мечта,  всё не то, чем кажется!.. Всё дышит обманом. Он лжёт во всякое  время, этот Невский проспект.

Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет всё. Чем не блестит эта улица – красавица нашей столицы!.. С самого раннего утра… Невский проспект пуст… По улицам плетётся нужный народ… В двенадцать часов на Невский проспект делают набеги гувернёры всех наций… Но чем ближе к двум часам… Всё, что вы ни встретите на Невском проспекте, всё исполнено приличия… В три часа — новая перемена. На Невском проспекте вдруг настаёт весна: он весь покрывается чиновниками в зелёных вицмундирах… Но как только сумерки упадут на дома и улицы… тогда Невский проспект начинает шевелиться и оживает. Тогда настаёт то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет… О, не верьте этому Невскому проспекту!.. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!.. Всё дышит обманом. Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект.

«…капитан Копейкин и очутился вдруг в столице, которой подобной, так сказать, нет в мире! Вдруг перед ним свет, так сказать, некоторое поле жизни, сказочная Шехерезада. Вдруг какой – нибудь эдакой, можете себе представить Невский проспект, или там, знаете, какая-нибудь Гороховая, черт возьми! Или там эдакая какая – нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой – нибудь в воздухе, мосты там висят эдаким чертом .можете представить себе безо всякого, то есть, прикосновения, - словом, Семирамида, сударь, да и полно!»

«…капитан Копейкин и очутился вдруг в столице, которой подобной, так сказать, нет в мире! Вдруг перед ним свет, так сказать, некоторое поле жизни, сказочная Шехерезада. Вдруг какой – нибудь эдакой, можете себе представить Невский проспект, или там, знаете, какая-нибудь Гороховая, черт возьми! Или там эдакая какая – нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой – нибудь в воздухе, мосты там висят эдаким чертом .можете представить себе безо всякого, то есть, прикосновения, - словом, Семирамида, сударь, да и полно!»

В творчестве Н.В. Гоголя почти отсутствует описание городского пейзажа, проявляется интерес к обитателям Петербурга. Великолепие города отступает перед проблемами обезличивания человека. Город холодный, равнодушный, он враждебен человеку.

В творчестве Н.В. Гоголя почти отсутствует описание городского пейзажа, проявляется интерес к обитателям Петербурга. Великолепие города отступает перед проблемами обезличивания человека. Город холодный, равнодушный, он враждебен человеку.

Петербург Н. А. Некрасова Петербург в описании Н.А. Некрасова предстает перед читателями резко разделенным на два мира – владельцев «роскошных палат» и обитателей подвалов, «счастливцев» и «несчастливцев».

Петербург Н. А. Некрасова

Петербург в описании Н.А. Некрасова предстает перед читателями резко разделенным на два мира – владельцев «роскошных палат» и обитателей подвалов, «счастливцев» и «несчастливцев».

Другой литературный гений, граф Лев Николаевич Толстой, Петербург инстинктивно не любил, старался бывать в нем, как можно реже каждый раз жаловался, что заболевает, находясь там. Он воспринимал Северную столицу как город «придуманный» и чудный «началам» русской жизни.

Другой литературный гений, граф Лев Николаевич Толстой, Петербург инстинктивно не любил, старался бывать в нем, как можно реже каждый раз жаловался, что заболевает, находясь там. Он воспринимал Северную столицу как город «придуманный» и чудный «началам» русской жизни.

Не любил Петербург и Антон Павлович Чехов, хотя был тесно связан со здешней литературной и театральной жизнью.

Не любил Петербург и Антон Павлович Чехов, хотя был тесно связан со здешней литературной и театральной жизнью.

Петербург Ф. М. Достоевского Образ Петербурга занимает видное место в творчестве Ф. М. Достоевского. Около тридцати лет прожил Достоевский в Петербурге. Здесь создавалась большая часть его произведений, в том числе и романы

Петербург Ф. М. Достоевского

Образ Петербурга занимает видное место в творчестве Ф. М. Достоевского. Около тридцати лет прожил Достоевский в Петербурге. Здесь создавалась большая часть его произведений, в том числе и романы "Записки из мертвого дома", "Униженные и оскорбленные", "Преступление и наказание", "Братья Карамазовы".

Малая Мещанская улица, дом 7, мемориальная доска, надпись на которой гласит:  «В этом доме в 1864 - 1867 годах жил Фёдор Михайлович Достоевский. Здесь был написан роман «Преступление и наказание».
  • Малая Мещанская улица, дом 7, мемориальная доска, надпись на которой гласит:

  • «В этом доме в 1864 - 1867 годах жил Фёдор Михайлович Достоевский. Здесь был написан роман «Преступление и наказание».
Санкт-Петербург, Малая Мещанская улица (сейчас Казначейская), дом 7, квартира 36 (2-й этаж) - по такому адресу Достоевский жил с 20 августа 1864 года по январь 1867 года. На этой улице Фёдор Михайлович жил в трёх домах.  Это доходный дом И. М. Алонкина, потомственного почётного гражданина, купца. Квартиру у него Достоевский нанял без контракта, по 25 рублей в месяц с условием платежа вперёд, за два месяца (19 августа он заплатил Алонкину 10 рублей в задаток).
  • Санкт-Петербург, Малая Мещанская улица (сейчас Казначейская), дом 7, квартира 36 (2-й этаж) - по такому адресу Достоевский жил с 20 августа 1864 года по январь 1867 года. На этой улице Фёдор Михайлович жил в трёх домах.

  • Это доходный дом И. М. Алонкина, потомственного почётного гражданина, купца. Квартиру у него Достоевский нанял без контракта, по 25 рублей в месяц с условием платежа вперёд, за два месяца (19 августа он заплатил Алонкину 10 рублей в задаток).
Петербургский роман   Роман Достоевского «Преступление и наказание» многие критики называют «петербургским романом». На страницах «Преступления и наказания» автор запечатлел всю прозу жизни столицы России 60-х годов XIX столетия – города доходных домов, банкирских контор и торговых лавок, города мрачного, грязного, но в тоже время по-своему прекрасного.

Петербургский роман

Роман Достоевского «Преступление и наказание» многие критики называют «петербургским романом». На страницах «Преступления и наказания» автор запечатлел всю прозу жизни столицы России 60-х годов XIX столетия – города доходных домов, банкирских контор и торговых лавок, города мрачного, грязного, но в тоже время по-своему прекрасного.

 Серебряный век Петербург стал родиной русского модернизма и символизма. В Петербурге жили и работали многие писатели и поэты, творчество которых связано с Серебряным веком русской литературы, - К. Д. Бальмонт,  Вяч. И. Иванов, Л. Н. Андреев,  Ф. Н. Сологуб.

Серебряный век

Петербург стал родиной русского модернизма и символизма.

В Петербурге жили и работали многие писатели и поэты, творчество которых связано с Серебряным веком русской литературы, - К. Д. Бальмонт,

Вяч. И. Иванов, Л. Н. Андреев,

Ф. Н. Сологуб.

Петербург Александра Блока Петербург для Блока был неиссякаемым источником новых образов, тем, пейзажей. Город был как раз тем вдохновителем поэта, без которого он бы не просуществовал.  Однажды, гуляя с В.Рождественским у Инженерного замка, Блок сказал: “Люблю я это место. Вот, дичает город, скоро совсем зарастет травой, и от этого будет еще прекраснее... За этими руинами всегда новая жизнь. Старое должно зарасти травой. И будет на этом месте новый город.  Как хотелось бы мне его увидеть!” Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет…

Петербург Александра Блока

Петербург для Блока был неиссякаемым источником новых образов, тем, пейзажей. Город был как раз тем вдохновителем поэта, без которого он бы не просуществовал.

Однажды, гуляя с В.Рождественским у Инженерного замка, Блок сказал: “Люблю я это место. Вот, дичает город, скоро совсем зарастет травой, и от этого будет еще прекраснее... За этими руинами всегда новая жизнь. Старое должно зарасти травой. И будет на этом месте новый город.

Как хотелось бы мне его увидеть!”

Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет…

Образ любимой столицы в поэзии А. А. Ахматовой Петербург ХХ в., со всем, что ему “на роду написано”, что с ним было, есть и будет, - город Ахматовой, столица ее поэзии. Какая доля досталась городу, такая и поэту:   А мы живем торжественно и трудно  И чтим обряды наших горьких встреч,  Когда с налету ветер безрассудный  Чуть начатую обрывает речь,  Но ни на что не променяем пышный  Гранитный город славы и беды,  Широких рек сияющие льды,  Бессолнечные, мрачные сады  И голос Музы еле слышный .

Образ любимой столицы в поэзии А. А. Ахматовой

Петербург ХХ в., со всем, что ему “на роду написано”, что с ним было, есть и будет, - город Ахматовой, столица ее поэзии. Какая доля досталась городу, такая и поэту:

А мы живем торжественно и трудно

И чтим обряды наших горьких встреч,

Когда с налету ветер безрассудный

Чуть начатую обрывает речь,

Но ни на что не променяем пышный

Гранитный город славы и беды,

Широких рек сияющие льды,

Бессолнечные, мрачные сады

И голос Музы еле слышный .

Первая половина ХХ века 1917 год стал переломным в развитии литературы. Столкнувшись с враждебным отношением со стороны новой власти и рабочих, многие петербургские писатели эмигрировали. Среди них были И. А. Бунин, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонт, А. Т. Аверченко, Н. А. Тэффи, А. И. Куприн и многие другие. Оставшиеся пытались замкнуться в творчестве, отстаивая принцип независимости литературы от политики.

Первая половина ХХ века

1917 год стал переломным в развитии литературы. Столкнувшись с враждебным отношением со стороны новой власти и рабочих, многие петербургские писатели эмигрировали. Среди них были И. А. Бунин,

Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонт, А. Т. Аверченко, Н. А. Тэффи, А. И. Куприн и многие другие. Оставшиеся пытались замкнуться в творчестве, отстаивая принцип независимости литературы от политики.

Образ города в творчестве поэтов и писателей военного и послевоенного времени

Образ города в творчестве поэтов и писателей военного и послевоенного времени

Ольга Берггольц Ольга Федоровна Берггольц (1910-1975) во время войны пережила все 900 дней блокады Ленинграда, вела на радио передачи, своим словом призывая земляков к мужеству. Ольга Берггольц - прижизненная легенда. Ее называли и называют

Ольга Берггольц

Ольга Федоровна Берггольц (1910-1975) во время войны пережила все 900 дней блокады Ленинграда, вела на радио передачи, своим словом призывая земляков к мужеству.

Ольга Берггольц - прижизненная легенда. Ее называли и называют "музой блокадного города", "Мадонной блокады" и просто "нашей Олей"... Ее трагический голос обрел силу в осажденном Ленинграде.

Муса Джалиль Муса Джалиль (1906-1944)- татарский поэт. В первый же день войны добровольцем ушел в ряды действующей армии. Воспевал в стихах блокаду Ленинграда. В июне 1942 г. на Волховском фронте был тяжело ранен и взят в плен. В концлагере вел активную подпольную работу, за что был брошен в фашистскую тюрьму.

Муса Джалиль

Муса Джалиль (1906-1944)- татарский поэт. В первый же день войны добровольцем ушел в ряды действующей армии. Воспевал в стихах блокаду Ленинграда. В июне 1942 г. на Волховском фронте был тяжело ранен и взят в плен. В концлагере вел активную подпольную работу, за что был брошен в фашистскую тюрьму.

Анна Ахматова Большой этап Великая Отечественная война занимает в творчестве Анны Андреевны Ахматовой. Лихие годы застигли поэтессу в Ленинграде. Так, из-под ее руки вышли такие поэзии: «Первый дальнобойный в Ленинграде», «Птицы смерти в зените стоят». Это были впечатления о первых днях войны. Произведения о блокаде Ленинграда поэтесса писала не по рассказам очевидцев, а из собственных воспоминаний.

Анна Ахматова

Большой этап Великая Отечественная война занимает в творчестве Анны Андреевны Ахматовой. Лихие годы застигли поэтессу в Ленинграде. Так, из-под ее руки вышли такие поэзии: «Первый дальнобойный в Ленинграде», «Птицы смерти в зените стоят». Это были впечатления о первых днях войны. Произведения о блокаде Ленинграда поэтесса писала не по рассказам очевидцев, а из собственных воспоминаний.

Александр Борисович Чаковский Писатель А.Б. Чаковский служил в Красной Армии и был корреспондентом многих газет. Так, ему пришлось побывать в блокадном Ленинграде. Впоследствии по этим воспоминаниям он написал роман из пяти книг «Блокада». Его главные герои - жители Ленинграда. Эпопея начинается с мирных времен, рассказывает о тяжелых, голодных и холодных буднях и заканчивается прорывом. Это произведение - самое точное о блокаде Ленинграда. Чаковский был очевидцем тех событий и правдиво изобразил их в своей книге «Блокада».

Александр Борисович Чаковский

Писатель А.Б. Чаковский служил в Красной Армии и был корреспондентом многих газет. Так, ему пришлось побывать в блокадном Ленинграде. Впоследствии по этим воспоминаниям он написал роман из пяти книг «Блокада». Его главные герои - жители Ленинграда. Эпопея начинается с мирных времен, рассказывает о тяжелых, голодных и холодных буднях и заканчивается прорывом. Это произведение - самое точное о блокаде Ленинграда. Чаковский был очевидцем тех событий и правдиво изобразил их в своей книге «Блокада».

Верейская Елена Николаевна Книга Верейской Е. Н. «Три девочки» о дружбе трех девочек-школьниц – Наташи, Кати и Люси, – о том, как в мирные годы интересно и весело живут подружки, и о том, как в дни Великой Отечественной войны дружба помогает им наряду со взрослыми стойко и мужественно выдержать суровые испытания блокады Ленинграда.

Верейская Елена Николаевна

Книга Верейской Е. Н. «Три девочки» о дружбе трех девочек-школьниц – Наташи, Кати и Люси, – о том, как в мирные годы интересно и весело живут подружки, и о том, как в дни Великой Отечественной войны дружба помогает им наряду со взрослыми стойко и мужественно выдержать суровые испытания блокады Ленинграда.

Крестинский Александр Алексеевич Книга «Мальчики из блокады» глубоко автобиографична. Крестинский со светлой грустью вспоминает свое блокадное детство и щедро делится с нами своими воспоминаниями. Автор не пытается вызвать сочувствие, скорее делится наболевшим, доносит самую суть таких понятных, казалось бы, вещей, как человечность, моральный облик, достоинство, которые должны присутствовать при любых обстоятельствах.

Крестинский Александр Алексеевич

Книга «Мальчики из блокады» глубоко автобиографична. Крестинский со светлой грустью вспоминает свое блокадное детство и щедро делится с нами своими воспоминаниями. Автор не пытается вызвать сочувствие, скорее делится наболевшим, доносит самую суть таких понятных, казалось бы, вещей, как человечность, моральный облик, достоинство, которые должны присутствовать при любых обстоятельствах.

Образ города в современной литературе Пелевин В. Хрустальный мир // Пелевин В. Желтая стрела. — М., 1997. Битов А. Пушкинский Дом. — Л., 1989. Стрижак О. Мальчик (роман в воспоминаниях, роман о любви, петербургский роман в шести каналах и реках). — Л., 1993. Толстая Т. Река Оккервиль. — М., 1999. Веллер М. Легенды Невского проспекта. — СПб., 1994. Общая черта всех произведений — это любовь к таинственному, миражному, призрачному и самому фантастическому в мире городу. 

Образ города в современной литературе

Пелевин В. Хрустальный мир // Пелевин В. Желтая стрела. — М., 1997.

Битов А. Пушкинский Дом. — Л., 1989.

Стрижак О. Мальчик (роман в воспоминаниях, роман о любви, петербургский роман в шести каналах и реках). — Л., 1993.

Толстая Т. Река Оккервиль. — М., 1999.

Веллер М. Легенды Невского проспекта. — СПб., 1994.

Общая черта всех произведений — это любовь к таинственному, миражному, призрачному и самому фантастическому в мире городу. 

Выводы Петербург XVIII век: XX век: XIX век: Зловещий город, «Преславный град» Продолжение темы XIX века; Тема «маленького «Северный Рим» человека» блокадный «Северная Пальмира» Ленинград

Выводы

Петербург

XVIII век:

XX век:

XIX век:

Зловещий город,

«Преславный град»

Продолжение темы

XIX века;

Тема «маленького

«Северный Рим»

человека»

блокадный

«Северная Пальмира»

Ленинград

 «Петербург любили и ненавидели, но равнодушными не оставались» - пожалуй, эти слова Н. П. Анциферова, сказанные в конце XIX века, остаются актуальными и сегодня, в начале XXIв. 35

«Петербург любили и ненавидели, но равнодушными не оставались» - пожалуй, эти слова Н. П. Анциферова, сказанные в конце XIX века, остаются актуальными и сегодня, в начале XXIв.

35

Библиография Анциферов Н.П. «Душа Петербурга. Петербург Достоевского». – Л., 1990. Блок Александр Александрович, “Город мой” Ленинград, 1957. Викторович В. «Безымянные герои Достоевского». // Литературная учеба. – 1982. №1 Добринская Л.Б. (Сост.) «Белые ночи». – СПб., Лениздат, 1989. Жизнь и лира: Сборник статей о жизни А.С.Пушкина. – М.: Книга, 1970. Журнал «Костер», стихотворения юных авторов о Петербурге,2004. Зажурило В.К. и др. “Люблю тебя, Петра творенье…”: Пушкинские места Ленинграда.- Л.: Лениздат, 1989. “ Литературные памятные места Ленинграда”. Лениздат, 1976. Пушкинский Петербург. – Л.: “Ленинградское газетно-журнальное и книжное изд-во”, 1949. 35

Библиография

  • Анциферов Н.П. «Душа Петербурга. Петербург Достоевского». – Л., 1990.
  • Блок Александр Александрович, “Город мой” Ленинград, 1957.
  • Викторович В. «Безымянные герои Достоевского». // Литературная учеба. – 1982. №1
  • Добринская Л.Б. (Сост.) «Белые ночи». – СПб., Лениздат, 1989.
  • Жизнь и лира: Сборник статей о жизни А.С.Пушкина. – М.: Книга, 1970.
  • Журнал «Костер», стихотворения юных авторов о Петербурге,2004.
  • Зажурило В.К. и др. “Люблю тебя, Петра творенье…”: Пушкинские места Ленинграда.- Л.: Лениздат, 1989.
  • Литературные памятные места Ленинграда”. Лениздат, 1976.
  • Пушкинский Петербург. – Л.: “Ленинградское газетно-журнальное и книжное изд-во”, 1949.

35

Список литературы Литература.10 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.Ч.1/ под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2011. И.В. Золотарева, Т.И.Михайлова. – М.: ВАКО, 2013. Фефилова Г. Е. Все уроки литературы. 11 класс. 2011. Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание.– М.: Художественная литература, 1970. Пушкин А.С. Сочинения в 2-х т. – М.: Художественная литература, 1982. Интернет ресурсы.

Список литературы

  • Литература.10 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.Ч.1/ под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2011.
  • И.В. Золотарева, Т.И.Михайлова. – М.: ВАКО, 2013.
  • Фефилова Г. Е. Все уроки литературы. 11 класс. 2011.
  • Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание.– М.: Художественная литература, 1970.
  • Пушкин А.С. Сочинения в 2-х т. – М.: Художественная литература, 1982.
  • Интернет ресурсы.
 Интернет ресурсы   http://festival.1september.ru/articles/590114/  Урок-презентация «Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского» автор Петрова Елена Федоровна , преподаватель http://cor.edu.27.ru/dlrstore/7258792b-d344-41e6-ab5b-798b70f8c1cb/Image_Peterburg_at_russian_literature_19_century.ppt https://yandex.ru/images/search?text

Интернет ресурсы

  • http://festival.1september.ru/articles/590114/ Урок-презентация «Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского» автор Петрова Елена Федоровна , преподаватель
  • http://cor.edu.27.ru/dlrstore/7258792b-d344-41e6-ab5b-798b70f8c1cb/Image_Peterburg_at_russian_literature_19_century.ppt
  • https://yandex.ru/images/search?text
Спасибо за внимание! Презентацию подготовила  учитель русского языка и литературы МКОУ «Кудринская средняя общеобразовательная школа» Мещовского района Калужской области Крючкова Галина Анатольевна

Спасибо за внимание!

Презентацию подготовила

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Кудринская средняя общеобразовательная школа»

Мещовского района

Калужской области

Крючкова

Галина Анатольевна


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя