СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по литературе на тему: "А.П.Чехов. Биография. Рассказ "Толстый и тонкий".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация предназначена учителям русского языка и литературы, работающим в 6 классе. В презентации на слайдах подробно представлена биография А.П.Чехова. Есть данные о родителях, братьях и сестрах, о годах учебы, успехах в обучении. На фотографиях можно увидеть дом в Таганроге, в котором прошли детские годы писателя, гимназию, в которой он обучался. Также на слайде представлен перечень предметов, которые преподавались в гимназии и сводная ведомость успеваемости за все годы обучения. Здесь мы узнаем о том, кем стали братья и сестры Антона. Дан список произведений, которые были выпущены до 1884 года. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе на тему: "А.П.Чехов. Биография. Рассказ "Толстый и тонкий".»

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ (1860 – 1904) БИОГРАФИЯ.   Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ

(1860 – 1904)

БИОГРАФИЯ.

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Детство 17 (29) января 1860 г в городе Таганроге в купеческой семье родился Антон Павлович Чехов

Детство

17 (29) января 1860 г в городе Таганроге в купеческой семье родился Антон Павлович Чехов

Павел Егорович Чехов, отец писателя. Фото 1880-х Евгения Яковлевна Чехова, мать писателя. Фото 1897

Павел Егорович Чехов, отец писателя. Фото 1880-х

Евгения Яковлевна Чехова, мать писателя. Фото 1897

В детстве у меня не было  детства… Павел Егорович и Елена Яковлевна Чеховы  Павла Егоровича и Елену Яковлевну Чеховых Бог благословил многочисленной семьей – у них было 5 сыновей и одна дочь

В детстве у меня не было

детства…

Павел Егорович и Елена Яковлевна Чеховы

Павла Егоровича и Елену Яковлевну Чеховых Бог благословил многочисленной семьей – у них было 5 сыновей и одна дочь

 Детство Раннее детство Антона протекало в бесконечных церковных праздниках, именинах. В будние дни после школы братья сторожили лавку отца, а в 5 утра каждый день вставали петь в церковном хоре. Отчий дом писателя в Таганроге

Детство

  • Раннее детство Антона протекало в бесконечных церковных праздниках, именинах. В будние дни после школы братья сторожили лавку отца, а в 5 утра каждый день вставали петь в церковном хоре.

Отчий дом писателя в Таганроге

 Гимназия № 2 им. А. П. Чехова Сначала Чехов учился в греческой школе в Таганроге. В 8 лет, после двух лет учёбы, Чехов поступает в таганрогскую гимназию (ныне Гимназия № 2 им. А. П. Чехова). Мужская классическая гимназия была старейшим учебным заведением на юге России (основана в 1806 году) и давала солидное по тем временам образование и воспитание. Окончившие восемь классов гимназии молодые люди могли без экзаменов поступить в любой российский университет или поехать учиться за границу.

Гимназия № 2 им. А. П. Чехова

Сначала Чехов учился в греческой школе в Таганроге. В 8 лет, после двух лет учёбы, Чехов поступает в таганрогскую гимназию (ныне Гимназия № 2 им. А. П. Чехова). Мужская классическая гимназия была старейшим учебным заведением на юге России (основана в 1806 году) и давала солидное по тем временам образование и воспитание. Окончившие восемь классов гимназии молодые люди могли без экзаменов поступить в любой российский университет или поехать учиться за границу.

  Чехов-гимназист   Чехов-гимназист издавал юмористические журналы, придумывал подписи к рисункам, писал юмористические рассказы, сценки. Первая драма «Безотцовщина» была написана 18-летним Чеховым в период учёбы в гимназии.

Чехов-гимназист

  • Чехов-гимназист издавал юмористические журналы, придумывал подписи к рисункам, писал юмористические рассказы, сценки. Первая драма «Безотцовщина» была написана 18-летним Чеховым в период учёбы в гимназии.
Гимназия, в которой учился А.П.Чехов  Гимназическая программа: Всеобщая и русская история; История Древней Греции и Рима; География России; Теория словесности; История русской словесности; Древние языки; Немецкий, язык; Французский язык; Закон Божий;

Гимназия, в которой учился А.П.Чехов

Гимназическая программа:

  • Всеобщая и русская история;
  • История Древней Греции и Рима;
  • География России;
  • Теория словесности;
  • История русской словесности;
  • Древние языки;
  • Немецкий, язык;
  • Французский язык;
  • Закон Божий;

Учеба в Таганрогской гимназии 1868 – 1879гг.  Сводная ведомость успеваемости    1868 г. - 1 класс успешно  1869 г. - 2 класс успешно  1870 г. - 3 класс неудовлетворительно география и арифметика  1871 г. - 3 класс успешно  1872 г. - 4 класс успешно  1873 г. - 5 класс неудовлетворительно греческий язык  1874 г. - 5 класс успешно  1875 г. - 6 класс успешно  1876 г. - 7 класс успешно  1877 г. - 8 класс успешно  1878 г. - 9 класс успешно  1879 г. - 10 класс успешно

Учеба в Таганрогской гимназии 1868 – 1879гг. Сводная ведомость успеваемости 1868 г. - 1 класс успешно 1869 г. - 2 класс успешно 1870 г. - 3 класс неудовлетворительно география и арифметика 1871 г. - 3 класс успешно 1872 г. - 4 класс успешно 1873 г. - 5 класс неудовлетворительно греческий язык 1874 г. - 5 класс успешно 1875 г. - 6 класс успешно 1876 г. - 7 класс успешно 1877 г. - 8 класс успешно 1878 г. - 9 класс успешно 1879 г. - 10 класс успешно

  В 1879 году Чехов окончил таганрогскую гимназию и поступил на медицинский факультет Московского университета.  В Москве Чехов начинает сотрудничать с юмористическими журналами. Он писал коротенькие рассказы, фельетоны.  Подписывался Чехов свои миниатюры не своей фамилией, а псевдонимами: Антоша Чехонте, Человек без селезенки, Брат своего брата.

В 1879 году Чехов окончил таганрогскую гимназию и поступил на медицинский факультет Московского университета.

В Москве Чехов начинает сотрудничать с юмористическими журналами.

Он писал коротенькие рассказы, фельетоны.

Подписывался Чехов свои миниатюры не своей фамилией, а псевдонимами: Антоша Чехонте,

Человек без селезенки, Брат своего брата.

 ПЕРВЫЕ  ПРОИЗВЕДЕНИЯ  «Смерть чиновника» «Толстый и тонкий» «Хамелеон» «Хирургия» «Лошадиная фамилия» «Тоска» «Унтер Пришибеев» «Ванька» «Мальчики»

ПЕРВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

«Смерть чиновника»

«Толстый и тонкий»

«Хамелеон»

«Хирургия»

«Лошадиная фамилия»

«Тоска»

«Унтер Пришибеев»

«Ванька»

«Мальчики»

«ПЁСТРЫЕ РАССКАЗЫ» – МИНИАТЮРЫ,  РАСКРЫВАЮЩИЕ РАЗНЫЕ СТОРОНЫ  РУССКОЙ ЖИЗНИ 1883 г. – 120 произведений  1885 г. – около 120 произведений   рассказы-анекдоты  рассказы-диалоги  рассказы-сценки

«ПЁСТРЫЕ РАССКАЗЫ» – МИНИАТЮРЫ, РАСКРЫВАЮЩИЕ РАЗНЫЕ СТОРОНЫ РУССКОЙ ЖИЗНИ

1883 г. – 120 произведений

1885 г. – около 120 произведений

  • рассказы-анекдоты
  • рассказы-диалоги
  • рассказы-сценки
В 1892 году Чехов поселился под Москвой, в деревне Мелихово. Писатель так обосновал свое решение: «Если я врач, то мне нужны больные и больница, если я литератор, то мне нужно жить в гуще народа». Дом А.П. Чехова в Мелихове

В 1892 году Чехов поселился под Москвой, в деревне Мелихово.

Писатель так обосновал свое решение: «Если я врач, то мне нужны больные и больница, если я литератор, то мне нужно жить в гуще народа».

Дом А.П. Чехова в Мелихове

  Живя в Мелихове, Чехов, как врач, обслуживал двадцать пять деревень, четыре фабрики и монастырь. В 1892-1893 годы участвовал в борьбе с эпидемией холеры, на свои средства построил несколько школ для крестьянских детей, участвовал в создании библиотеки в Таганроге.

Живя в Мелихове, Чехов, как врач, обслуживал двадцать пять деревень, четыре фабрики и монастырь. В 1892-1893 годы участвовал в борьбе с эпидемией холеры, на свои средства построил несколько школ для крестьянских детей, участвовал в создании библиотеки в Таганроге.

1892 - 1898 гг. - созданы: «Палата № 6», «Человек в футляре», «Бабье царство», «Ионыч», «Крыжовник». Написан большой «деревенский цикл» произведений, такие, как «Мужики», «На подводе», «Новая дача», «По делам службы», повесть «Три года», пьесы «Чайка», «Дядя Ваня».

1892 - 1898 гг. - созданы: «Палата № 6», «Человек в футляре», «Бабье царство», «Ионыч», «Крыжовник».

Написан большой «деревенский цикл» произведений, такие, как «Мужики», «На подводе», «Новая дача», «По делам службы», повесть «Три года», пьесы «Чайка», «Дядя Ваня».

Псевдонимы А.П.Чехова  Антоша Чехонте, Антоша, Ан.Ч., Антоша Ч., Чехонте, Дон Антонио Чехонте, Человек без селезенки, Г. Балдастов, Прозаический поэт … Всего в «Словаре псевдонимов» И.Ф. Масанова зафиксировано 45 псевдонимов писателя.

Псевдонимы А.П.Чехова

Антоша Чехонте, Антоша, Ан.Ч., Антоша Ч., Чехонте, Дон Антонио Чехонте, Человек без селезенки, Г. Балдастов, Прозаический поэт …

Всего в «Словаре псевдонимов» И.Ф. Масанова зафиксировано 45 псевдонимов писателя.

(1883г.) Однажды Чехов задумал рассказ о том, как после долгих лет встретились случайно два бывших одноклассника. Один из них – мелкий, бедный чиновник. Другой –состоятельный человек, дослужившийся до большого чина.

(1883г.)

Однажды Чехов задумал рассказ о том, как после долгих лет встретились случайно два бывших одноклассника. Один из них – мелкий, бедный чиновник. Другой –состоятельный человек, дослужившийся до большого чина.

херес - сорт дорогого вина; флёрдоранж - цветочный одеколон; лютеранка - исповедует веру, распространённую в Германии; Герострат - житель древнегреческого города Эфеса, сжёгший храм Артемиды, чтобы его имя помнили потомки;    Словарная работа: Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
  • херес - сорт дорогого вина;
  • флёрдоранж - цветочный одеколон;
  • лютеранка - исповедует веру, распространённую в Германии;
  • Герострат - житель древнегреческого города Эфеса, сжёгший храм Артемиды, чтобы его имя помнили потомки;

Словарная работа:

Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

Словарная работа: приватно - неофициально; коллежский асессор  - один из младших рангов чиновников; статский советник  - ранг чиновника среднего звена; тайный советник  - один из высших рангов чиновников, соответствующий генералу в армии. Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

Словарная работа:

  • приватно - неофициально;
  • коллежский асессор - один из младших рангов чиновников;
  • статский советник - ранг чиновника среднего звена;
  • тайный советник - один из высших рангов чиновников, соответствующий генералу в армии.

Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

Юмор  – добрый смех. Сатира – резкое осуждение посредством осмеяния человеческих пороков или несовершенства общественной жизни.

Юмор – добрый смех.

Сатира – резкое осуждение посредством осмеяния человеческих пороков или несовершенства общественной жизни.

Учимся понимать текст Выразительное чтение эпизода. Подслушанный разговор героев. (“Ну как живёшь, друг?....... Две звезды имею”.) Толстый дослужился до тайного советника, что означает в военном звании генерал; тонкий – VIII чин в Табеле о рангах, что означает в воинском звании майор.

Учимся понимать текст

Выразительное чтение эпизода.

Подслушанный разговор героев.

(“Ну как живёшь, друг?....... Две звезды имею”.)

Толстый дослужился до тайного советника, что означает в военном звании генерал; тонкий – VIII чин в Табеле о рангах, что означает в воинском звании майор.

Исследовательская работа                     “ Толстый” во 2-ой части рассказа 1. Глаголы внутреннего состояния героев. “ Тонкий” во 2-ой части рассказа 2. Мимика, жесты, поза. 3. Знаки препинания в конце предложений. 4. Обращение героев друг к другу.

Исследовательская работа

Толстый” во 2-ой части рассказа

1. Глаголы внутреннего состояния героев.

Тонкий” во 2-ой части рассказа

2. Мимика, жесты, поза.

3. Знаки препинания в конце предложений.

4. Обращение героев друг к другу.

Исследовательская работа                     “ Толстый” во 2-ой части рассказа 1. Глаголы внутреннего состояния героев. 2. Мимика, жесты, поза. “ Тонкий” во 2-ой части рассказа “ Хотел возразить…стошнило” 3. Знаки препинания в конце предложений. “ Захихикал”, “приятно ошеломлён”. “ поморщился” “ Побледнел, окаменел…лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…от лица и глаз посыпались искры”. “ Сам он съёжился, сгорбился, сузился”. “… на лице тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты” Восклицательный знак 4. Обращение героев друг к другу. Многоточие. “ Мы с тобой друзья” “ ..ваше превосходительство…Что вы-с Вельможи-с”

Исследовательская работа

Толстый” во 2-ой части рассказа

1. Глаголы внутреннего состояния героев.

2. Мимика, жесты, поза.

Тонкий” во 2-ой части рассказа

Хотел возразить…стошнило”

3. Знаки препинания в конце предложений.

Захихикал”, “приятно ошеломлён”.

поморщился”

Побледнел, окаменел…лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…от лица и глаз посыпались искры”.

Сам он съёжился, сгорбился, сузился”.

“… на лице тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты”

Восклицательный знак

4. Обращение героев друг к другу.

Многоточие.

Мы с тобой друзья”

..ваше превосходительство…Что вы-с Вельможи-с”

Учимся понимать текст Почему чемоданы, узлы и картонки тоже “съёжились и поморщились”? (Тонкий теряет дар речи, униженно, подобстрастно хихикает, в его речи появляется раболепно – почтительное – С.) -К акие знаки препинания ставятся в конце слов толстого? – А какие в конце слов тонкого? Почему? (Негодование, брезгливость у толстого; растерянность, униженность – у тонкого.)

Учимся понимать текст

  • Почему чемоданы, узлы и картонки тоже “съёжились и поморщились”?

(Тонкий теряет дар речи, униженно, подобстрастно хихикает, в его речи появляется раболепно – почтительное – С.)

акие знаки препинания ставятся в конце слов толстого?

А какие в конце слов тонкого? Почему?

(Негодование, брезгливость у толстого; растерянность, униженность – у тонкого.)

Учимся понимать текст Какое качество характера осуждает автор? Чинопочитание, угодничество, подхалимство, самоуничижение, подобострастие.

Учимся понимать текст

  • Какое качество характера осуждает автор?

Чинопочитание,

угодничество,

подхалимство,

самоуничижение,

подобострастие.

Чинопочитание –  лицемерное отношение к старшим по должности, званию. Подобострастие  – льстивость, угодливость. Угодничество - льстивое поведение. Самоуничижение - признание себя ничтожным. Подхалимство  – стремление расположить к себе кого-то лестью.

Чинопочитание лицемерное отношение к старшим по должности, званию.

Подобострастие – льстивость, угодливость.

Угодничество - льстивое поведение.

Самоуничижение - признание себя ничтожным.

Подхалимство – стремление расположить к себе кого-то лестью.

 1.Какие чувства возникают у вас при прочтении этого рассказа? ( Стыд за самоунижение бедного человека перед богатым) 2.Какова идея произведения? (Разоблачение подхалимства и угодничества) 3.Почему Толстый не возражает и уходит? (Он понял, что бесполезно говорить «другу» что-либо). 4. Что должно отражать заглавие? (Тему и основную мысль рассказа) 5.Какое человеческое качество высмеивает Чехов? (Угодничество, готовность унижаться)

1.Какие чувства возникают у вас при прочтении этого рассказа?

( Стыд за самоунижение бедного человека перед богатым)

2.Какова идея произведения?

(Разоблачение подхалимства и угодничества)

3.Почему Толстый не возражает и уходит?

(Он понял, что бесполезно говорить «другу» что-либо).

4. Что должно отражать заглавие?

(Тему и основную мысль рассказа)

5.Какое человеческое качество высмеивает Чехов?

(Угодничество, готовность унижаться)

     ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Подготовить сообщение о А.П.Чехове (по статье учебника ). Сравнительная характеристика Толстого и Тонкого.

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подготовить сообщение о А.П.Чехове (по статье

учебника ). Сравнительная характеристика Толстого и Тонкого.

Рефлексия  хорошо усвоил       отлично усвоил и могу применить на практике   усвоил хорошо, но есть вопросы многое непонятно

Рефлексия

хорошо усвоил

отлично усвоил и могу применить на практике

усвоил хорошо,

но есть вопросы

многое непонятно

Спасибо  за урок!

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!