А.С.Пушкин Роман «Капитанская дочка».
Анализ 4 главы «Поединок»
Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Задачи:
образовательные :
способствовать вчитыванию учащихся в повесть
А. С. Пушкина и её осмыслению углубить понимание идейно - художественного богатства повести, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте;
выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода;
обучать умению видеть основную мысль текста, вести самостоятельную поисковую деятельность.
- способствовать вчитыванию учащихся в повесть А. С. Пушкина и её осмыслению углубить понимание идейно - художественного богатства повести, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте; выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода; обучать умению видеть основную мысль текста, вести самостоятельную поисковую деятельность.
I
Добрый день! Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно включайся в работу, дружок!
Учимся понимать текст
Рассказ об обитателях
Белогорской крепости.
Иван Кузмич:
Старик бойкий и высокого роста, в колпаке и китайчатом халате. Во всём подчиняется своей жене.
Учимся понимать текст
Василиса Егоровна:
Василиса Егоровна бойка, говорит без умолку.
Внешность: “старушка в телогрейке и с платком на голове”.
Василиса Егоровна «прехрабрая дама”, «Баба-то неробкого десятка».
Она любит свою дочь, мечтает выдать ее замуж за богатого дворянина, хотя и не верит, что такой найдется.
Учимся понимать текст
Марья Ивановна:
- «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели».
- Героиня застенчива, скромна, поминутно краснеет и всегда молчалива. Мать называет её «трусихой».
Учимся понимать текст
Швабрин Алексей Иванович.
В крепости пятый год, переведён за смертоубийство.
Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, чрезвычайно живым.
Швабрин очень не глуп. Разговор его остёр и занимателен. Говорит красиво и по-французски.
Словарная работа:
Поединок - 1. борьба двух противников, соперников;
2. - в дворянском обществе: способ защиты личной чести - вооруженная борьба двух противников по вызову одного из них, в присутствии секундантов ,
дуэль
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
Словарная работа:
- Вестовщица (устар.) – любительница рассказывать новости.
- Напасти – беды, горе, страдания.
- Куплет – строфа, часть песни.
- Обиняки – намёки
- Камзол – короткая мужская
одежда без рукавов.
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
Учимся понимать текст
Исследовательская работа
Рассказ о жизни Петра Гринёва в Белогорской крепости.
Жизнь Петра Гринёва в Белогорской крепости сделалась даже приятною. В доме коменданта он был принят как родной. Пётр подружился с Марей Ивановной. Он был произведён в офицеры. Служба его не отягощала: в крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов. По утрам Пётр читал, упражнялся в переводах, а иногда сочинял стихи. Обедал почти всегда у коменданта, где обыкновенно проводил остаток дня.
Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.
Учимся понимать текст
- - Что мы узнаём о семье капитана Миронова со слов Петра Гринёва?
Заполнение таблицы:
Муж и жена были люди почтенные.
Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый. Жена его им управляла, что согласовалось с его беспечностью.
Учимся понимать текст
- - Что мы узнаём о семье капитана Миронова со слов Петра Гринёва?
Заполнение таблицы:
- Василиса Егоровна управляла крепостию так точно, как и своим домком.
- Марья Ивановна перестала с ним дичиться. В ней Пётр нашёл благоразумную и чувствительную девушку.
Учимся понимать текст
- - Какие отношения у Петра были со Швабриным?
С А.И.Швабриным виделся каждый день; но час от часу беседа его становилась для него менее приятною. Шутки его насчёт семьи коменданта Петру очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне.
Учимся понимать текст
- - Как относятся к Швабрину обитатели крепости? За что его не любят?
Василиса Егоровна ожидает от Швабрина всего, что угодно, потому что “он за душегубство из гвардии выписан, он и в Господа Бога не верует”. Марье Ивановне он “очень противен”, потому что “он такой насмешник”. А Иван Игнатьич вообще, будучи “не охотником” до Швабрина, говорит следующее: “И добро б уж закололи вы его: Бог с ним, с Алексеем Иванычем…”
Учимся понимать текст
- Найдите слова, показывающие отношение разных людей к дуэли: Василисы Егоровны, Ивана Игнатьевича, Марьи Ивановны, Савельича, Гринева и Швабрина.
Учимся понимать текст
- «дурь» (Василиса Егоровна);
- драться на дуэли — значит «заколоть своего ближнего» (Иван Игнатьевич);
- «тыкать железными вертелами да притоптывать» (Савельич); «резаться» (Марья Ивановна).
Учимся понимать текст
- -Где проходила дуэль?
- -Кто отвлек Гринева во время дуэли?
- - Куда был ранен Гринев?
- -Каково поведение Гринёва и Швабрина на поединке?
Учимся понимать текст
- Гринёв: Сражается честно, отважно, защищая честь девушки.
- Швабрин : Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Составить сравнительную цитатную характеристику Гринёва и Швабрина по плану: а) дуэль, б) отношение к обоим в Белогорской крепости.
Прочитать 5 главу «Любовь», разобрать вопросы.
Рефлексия
хорошо усвоил
отлично усвоил и могу применить на практике
усвоил хорошо,
но есть вопросы
многое непонятно