СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Анализ 4 главы «Поединок».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

  1. Образовательные:
    1. способствовать вчитыванию учащихся в роман А. С. Пушкина и его осмыслению, углубить понимание его идейно - художественного богатства, учить  ориентироваться в тексте;
    2. выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода;
    3. добиться понимания сюжета и проблематики романа;
    4. обучать умению  видеть основную мысль текста, вести самостоятельную поисковую деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Анализ 4 главы «Поединок».»

А.С.Пушкин  Роман «Капитанская дочка». Анализ 4 главы «Поединок» Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

А.С.Пушкин Роман «Капитанская дочка».

Анализ 4 главы «Поединок»

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Задачи:  образовательные : способствовать вчитыванию учащихся в повесть А. С. Пушкина и её осмыслению углубить понимание идейно - художественного богатства повести, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте; выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода; обучать умению  видеть основную мысль текста, вести самостоятельную поисковую деятельность.  способствовать вчитыванию учащихся в повесть А. С. Пушкина и её осмыслению углубить понимание идейно - художественного богатства повести, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте; выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода; обучать умению  видеть основную мысль текста, вести самостоятельную поисковую деятельность.  I

Задачи:

образовательные :

способствовать вчитыванию учащихся в повесть

А. С. Пушкина и её осмыслению углубить понимание идейно - художественного богатства повести, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте;

выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода;

обучать умению  видеть основную мысль текста, вести самостоятельную поисковую деятельность.

  • способствовать вчитыванию учащихся в повесть А. С. Пушкина и её осмыслению углубить понимание идейно - художественного богатства повести, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте; выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода; обучать умению  видеть основную мысль текста, вести самостоятельную поисковую деятельность.

I

 Добрый день!  Мы сегодня снова будем читать, Выводы делать и рассуждать.  А чтобы урок пошёл каждому впрок,  Активно включайся в работу, дружок!

Добрый день! Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно включайся в работу, дружок!

Учимся понимать текст Рассказ об обитателях Белогорской крепости. Иван Кузмич:  Старик бойкий и высокого роста, в колпаке и китайчатом халате. Во всём подчиняется своей жене.

Учимся понимать текст

Рассказ об обитателях

Белогорской крепости.

Иван Кузмич:

Старик бойкий и высокого роста, в колпаке и китайчатом халате. Во всём подчиняется своей жене.

Учимся понимать текст Василиса Егоровна: Василиса Егоровна бойка, говорит без умолку. Внешность: “старушка в телогрейке и с платком на голове”. Василиса Егоровна «прехрабрая дама”, «Баба-то неробкого десятка». Она любит свою дочь, мечтает выдать ее замуж за богатого дворянина, хотя и не верит, что такой найдется.

Учимся понимать текст

Василиса Егоровна:

Василиса Егоровна бойка, говорит без умолку.

Внешность: “старушка в телогрейке и с платком на голове”.

Василиса Егоровна «прехрабрая дама”, «Баба-то неробкого десятка».

Она любит свою дочь, мечтает выдать ее замуж за богатого дворянина, хотя и не верит, что такой найдется.

Учимся понимать текст Марья Ивановна: «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели». Героиня застенчива, скромна, поминутно краснеет и всегда молчалива. Мать называет её «трусихой».

Учимся понимать текст

Марья Ивановна:

  • «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели».
  • Героиня застенчива, скромна, поминутно краснеет и всегда молчалива. Мать называет её «трусихой».
Учимся понимать текст Швабрин Алексей Иванович.  В крепости пятый год, переведён за смертоубийство. Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, чрезвычайно живым. Швабрин очень не глуп. Разговор его остёр и занимателен.  Говорит красиво и по-французски.

Учимся понимать текст

Швабрин Алексей Иванович.

В крепости пятый год, переведён за смертоубийство.

Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, чрезвычайно живым.

Швабрин очень не глуп. Разговор его остёр и занимателен. Говорит красиво и по-французски.

Словарная работа:  Поединок - 1. борьба двух противников, соперников; 2. - в дворянском обществе: способ защиты личной чести - вооруженная борьба двух противников по вызову одного из них, в присутствии  секундантов ,  дуэль   Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

Словарная работа:

Поединок - 1. борьба двух противников, соперников;

2. - в дворянском обществе: способ защиты личной чести - вооруженная борьба двух противников по вызову одного из них, в присутствии  секундантов

дуэль  

Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

Словарная работа:  Вестовщица (устар.) – любительница рассказывать новости. Напасти – беды, горе, страдания. Куплет – строфа, часть песни. Обиняки – намёки Камзол – короткая мужская одежда без рукавов.  Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

Словарная работа:

  • Вестовщица (устар.) – любительница рассказывать новости.
  • Напасти – беды, горе, страдания.
  • Куплет – строфа, часть песни.
  • Обиняки – намёки
  • Камзол – короткая мужская

одежда без рукавов.

Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

Учимся понимать текст Исследовательская работа Рассказ о жизни Петра Гринёва в Белогорской крепости.  Жизнь Петра Гринёва в Белогорской крепости сделалась даже приятною. В доме коменданта он был принят как родной. Пётр подружился с Марей Ивановной. Он был произведён в офицеры. Служба его не отягощала: в крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов. По утрам Пётр читал, упражнялся в переводах, а иногда сочинял стихи. Обедал почти всегда у коменданта, где обыкновенно проводил остаток дня.

Учимся понимать текст

Исследовательская работа

Рассказ о жизни Петра Гринёва в Белогорской крепости.

Жизнь Петра Гринёва в Белогорской крепости сделалась даже приятною. В доме коменданта он был принят как родной. Пётр подружился с Марей Ивановной. Он был произведён в офицеры. Служба его не отягощала: в крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов. По утрам Пётр читал, упражнялся в переводах, а иногда сочинял стихи. Обедал почти всегда у коменданта, где обыкновенно проводил остаток дня.

Физкультминутка   Вновь у нас физкультминутка,  Наклонились, ну-ка, ну-ка!  Распрямились, потянулись,  А теперь назад прогнулись. Голова устала тоже.  Так давайте ей поможем!  Вправо-влево, раз и два.  Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка,  Отдохнули мы слегка.

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.

Учимся понимать текст - Что мы узнаём о семье капитана Миронова со слов Петра Гринёва? Заполнение таблицы: Муж и жена были люди почтенные. Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый. Жена его им управляла, что согласовалось с его беспечностью.

Учимся понимать текст

  • - Что мы узнаём о семье капитана Миронова со слов Петра Гринёва?

Заполнение таблицы:

Муж и жена были люди почтенные.

Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый. Жена его им управляла, что согласовалось с его беспечностью.

Учимся понимать текст - Что мы узнаём о семье капитана Миронова со слов Петра Гринёва? Заполнение таблицы: Василиса Егоровна управляла крепостию так точно, как и своим домком. Марья Ивановна перестала с ним дичиться. В ней Пётр нашёл благоразумную и чувствительную девушку.

Учимся понимать текст

  • - Что мы узнаём о семье капитана Миронова со слов Петра Гринёва?

Заполнение таблицы:

  • Василиса Егоровна управляла крепостию так точно, как и своим домком.
  • Марья Ивановна перестала с ним дичиться. В ней Пётр нашёл благоразумную и чувствительную девушку.
Учимся понимать текст - Какие отношения у Петра были со Швабриным? С А.И.Швабриным виделся каждый день; но час от часу беседа его становилась для него менее приятною. Шутки его насчёт семьи коменданта Петру очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне.

Учимся понимать текст

  • - Какие отношения у Петра были со Швабриным?

С А.И.Швабриным виделся каждый день; но час от часу беседа его становилась для него менее приятною. Шутки его насчёт семьи коменданта Петру очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне.

Учимся понимать текст - Как относятся к Швабрину обитатели крепости? За что его не любят? Василиса Егоровна ожидает от Швабрина всего, что угодно, потому что “он за душегубство из гвардии выписан, он и в Господа Бога не верует”. Марье Ивановне он “очень противен”, потому что “он такой насмешник”. А Иван Игнатьич вообще, будучи “не охотником” до Швабрина, говорит следующее: “И добро б уж закололи вы его: Бог с ним, с Алексеем Иванычем…”

Учимся понимать текст

  • - Как относятся к Швабрину обитатели крепости? За что его не любят?

Василиса Егоровна ожидает от Швабрина всего, что угодно, потому что “он за душегубство из гвардии выписан, он и в Господа Бога не верует”. Марье Ивановне он “очень противен”, потому что “он такой насмешник”. А Иван Игнатьич вообще, будучи “не охотником” до Швабрина, говорит следующее: “И добро б уж закололи вы его: Бог с ним, с Алексеем Иванычем…”

Учимся понимать текст Найдите слова, показывающие отношение разных людей к дуэли: Василисы Егоровны, Ивана Игнатьевича, Марьи Ивановны, Савельича, Гринева и Швабрина.

Учимся понимать текст

  • Найдите слова, показывающие отношение разных людей к дуэли: Василисы Егоровны, Ивана Игнатьевича, Марьи Ивановны, Савельича, Гринева и Швабрина.
Учимся понимать текст «дурь» (Василиса Егоровна); драться на дуэли — значит «заколоть своего ближнего» (Иван Игнатьевич); «тыкать железными вертелами да притоптывать» (Савельич); «резаться» (Марья Ивановна).

Учимся понимать текст

  • «дурь» (Василиса Егоровна);
  • драться на дуэли — значит «заколоть своего ближнего» (Иван Игнатьевич);
  • «тыкать железными вертелами да притоптывать» (Савельич); «резаться» (Марья Ивановна).

Учимся понимать текст -Где проходила дуэль? -Кто отвлек Гринева во время дуэли? - Куда был ранен Гринев?   -Каково поведение Гринёва и Швабрина на поединке?

Учимся понимать текст

  • -Где проходила дуэль?
  • -Кто отвлек Гринева во время дуэли?
  • - Куда был ранен Гринев?
  •   -Каково поведение Гринёва и Швабрина на поединке?
Учимся понимать текст Гринёв: Сражается честно, отважно, защищая честь девушки. Швабрин : Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича.

Учимся понимать текст

  • Гринёв: Сражается честно, отважно, защищая честь девушки.
  • Швабрин : Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича.
     ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Составить сравнительную цитатную характеристику Гринёва и Швабрина по плану: а) дуэль, б) отношение к обоим в Белогорской крепости. Прочитать 5 главу «Любовь», разобрать вопросы.

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Составить сравнительную цитатную характеристику Гринёва и Швабрина по плану: а) дуэль, б) отношение к обоим в Белогорской крепости.

Прочитать 5 главу «Любовь», разобрать вопросы.

Рефлексия  хорошо усвоил       отлично усвоил и могу применить на практике   усвоил хорошо, но есть вопросы многое непонятно

Рефлексия

хорошо усвоил

отлично усвоил и могу применить на практике

усвоил хорошо,

но есть вопросы

многое непонятно


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!