А.С.Пушкин Роман «Капитанская дочка».
Анализ 5 главы «Любовь»
Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Задачи:
образовательные :
способствовать вчитыванию учащихся в повесть
А. С. Пушкина и её осмыслению углубить понимание идейно - художественного богатства повести, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте;
выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода;
обучать умению видеть основную мысль текста, вести самостоятельную поисковую деятельность.
- способствовать вчитыванию учащихся в повесть А. С. Пушкина и её осмыслению углубить понимание идейно - художественного богатства повести, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте; выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода; обучать умению видеть основную мысль текста, вести самостоятельную поисковую деятельность.
I
Добрый день! Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно включайся в работу, дружок!
Учимся понимать текст
Сравнительная характеристика П.Гринёва и Швабрина.
Во время дуэли:
- Гринёв: Сражается честно, отважно, защищая честь девушки.
- Швабрин: Наносит предательский удар беззащитному Гринёву,
когда тот обернулся на голос Савельича.
Учимся понимать текст
Отношение к Швабрину:
Гринёв со А.И.Швабриным виделся каждый день; но час от часу беседа его становилась для него менее приятною. Шутки его насчёт семьи коменданта Петру очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне.
Василиса Егоровна ожидает от Швабрина всего, что угодно, потому что “он за душегубство из гвардии выписан, он и в Господа Бога не верует”. Марье Ивановне он “очень противен”, потому что “он такой насмешник”. А Иван Игнатьич вообще, будучи “не охотником” до Швабрина, говорит следующее: “И добро б уж закололи вы его: Бог с ним, с Алексеем Иванычем…”
Учимся понимать текст
Марья Ивановна:
- «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели».
- Героиня застенчива, скромна, поминутно краснеет и всегда молчалива. Мать называет её «трусихой».
Учимся понимать текст
Швабрин Алексей Иванович.
В крепости пятый год, переведён за смертоубийство.
Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, чрезвычайно живым.
Швабрин очень не глуп. Разговор его остёр и занимателен. Говорит красиво и по-французски.
Словарная работа:
- Жеманство – слащавая изысканность, манерность в обращении.
- Потворство – поощрение, содействие в чём – либо предосудительном, непозволительном.
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
Словарная работа:
- Суженая – невеста
- Оказия – здесь: редкий, из ряда вон выходящий случай
- Грамота – здесь: письмо
- Пенять – укорять, выговаривать кому – нибудь.
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.
Учимся понимать текст
- -Что произошло с Петром Гринёвым?
- - Сколько времени Гринев был без сознания?
- -Кто был рядом с ним всё это время?
- -Какие чувства овладели Петром Гринёвым?
- -Это были взаимные чувства?
Учимся понимать текст
- - О чём просит Гринёв Марью Ивановну?
- -Согласилась ли Марья стать женой Гринёва? В чём она сомневалась?
- - Почему Гринёв решил писать батюшке?
Обратимся к иллюстрациям
«Любовь». Объяснение в любви. Художник А.Соколов.
Учимся понимать текст
- - Какой ответ получил от своего отца Петр Гринев на просьбу благословить его на брак с Марьей Ивановной Мироновой?
- -Как вы думаете, кто сообщил родителям о поединке?
- На ком остановились подозрения Гринёва? Почему?
Письмо отца
- Почему родители Гринёва отказали Петру Андреевичу в родительском благословении?
- Какие качества характера Савельича проявились в его отношении к происходящим событиям?
Учимся понимать текст
- - Как отреагировала Марья Ивановна на отказ родителей Гринева?
- - Что предлагает Гринёв Маше?
- -Как Маша отнеслась к предложению Гринёва обвенчаться без благословения его родителей?
Учимся понимать текст
Творческая работа
Работа в группах
Марья Ивановна почти с ним не говорила и избегала его. Дом коменданта стал для него постыл. Гринёв приучился сидеть один дома. С Швабриным встречался редко и неохотно. Жизнь сделалась несносной. Он потерял охоту к чтению и словесности. Дух его упал.
Словарная работа:
- Постылый - возбуждающий неприязнь к себе, отвращение, надоевший .
- Несносный - такой, что трудно вынести, вытерпеть
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Отвечать на вопросы по 5 главе «Любовь».
Прочитать 6 главу «Пугачёвщина», составить план главы.
Рефлексия
хорошо усвоил
отлично усвоил и могу применить на практике
усвоил хорошо,
но есть вопросы
многое непонятно