А.С.Пушкин Роман «Капитанская дочка».
Анализ 6 главы «Пугачёвщина»
Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Задачи:
образовательные :
способствовать вчитыванию учащихся в повесть
А. С. Пушкина и её осмыслению углубить понимание идейно - художественного богатства повести, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте;
выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода;
обучать умению видеть основную мысль текста, вести самостоятельную поисковую деятельность.
- способствовать вчитыванию учащихся в повесть А. С. Пушкина и её осмыслению углубить понимание идейно - художественного богатства повести, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте; выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода; обучать умению видеть основную мысль текста, вести самостоятельную поисковую деятельность.
I
Добрый день! Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно включайся в работу, дружок!
Учимся понимать текст
Выборочный пересказ «Жизнь в крепости стала несносной»:
Марья Ивановна почти с ним не говорила и избегала его. Дом коменданта стал для него постыл. Гринёв приучился сидеть один дома. С Швабриным встречался редко и неохотно. Жизнь сделалась несносной. Он потерял охоту к чтению и словесности. Дух его упал.
Словарная работа:
- Попечение – здесь: забота, наблюдение.
- Обедня – утренняя или ранняя дневная церковная служба.
- Лазутчик – разведчик.
- Увещевать – убеждать.
- Розыск - дознание, следствие.
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
Учимся понимать текст
Творческая работа
- Опишите губернию, которая «обитаема была множеством полудиких народов».
Учимся понимать текст
Творческая работа
Обширная и богатая Оренбургская губерния обитаема была множеством полудиких народов. Они часто поднимали восстание. Поэтому российское правительство принимало меры для удержания их в повиновении. Для этого были выстроены крепости и заселены казаками, которые должны были охранять спокойствие и безопасность края. Но в 1772 году произошло возмущение яицких казаков в их главном городе. Бунт усмирили, но мятежники выжидали удобного случая для возобновления беспорядков.
Учимся понимать текст
- Какое сообщение получил от генерала капитан Миронов?
- Какие меры были приняты в крепости?
Дополните предложения.
В крепости всего … человек. На казаков надежда … . Учредите … да ночные … . В случае нападения … да … солдат. Пушку … да хорошенько ….
Учимся понимать текст
- Какие приготовления начались в крепости после получения письма от генерала?
На следующий день Иван Игнатьич вычистил пушку. Комендант послал урядника с поручением разведать хорошенько обо всём по соседним селениям.
Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.
Учимся понимать текст
- Почему комендант посадил урядника под караул?
- Какое новое обстоятельство усилило беспокойство коменданта?
- О чём говорилось в воззвании Пугачёва?
- Кого они решили допросить о Пугачёве?
Учимся понимать текст
- Опишите башкирца.
-Почему башкирец ничего не рассказал о том, кто его подослал в крепость?
- Какую весть сообщила Василиса Егоровна?
-Почему комендантша отказалась уехать в Оренбург?
-Почему П.Гринёв забыл нарочно шпагу в доме коменданта?
Учимся понимать текст
Выборочное чтение «Сцена прощания Марьи Ивановны и П.Гринёва».
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Отвечать на вопросы по 6 главе «Пугачёвщина». Выборочный пересказ:
Описание Оренбургской губернии в конце 1773 годах.
Прочитать 7 главу романа «Приступ». Составить план главы.
Рефлексия
хорошо усвоил
отлично усвоил и могу применить на практике
усвоил хорошо,
но есть вопросы
многое непонятно