А.С.Пушкин
Роман «Дубровский». Анализ 18-19 глав.
.
Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Задачи:
образовательные :
работать над содержанием романа;
учить вчитываться в художественный текст и понимать авторский замысел;
выяснить мотивировку поступков героев;
добиться понимания сюжета и проблематики романа;
определить характер отношения героев;
обучать умению видеть основную мысль текста, погружаться в текст, вести самостоятельную поисковую деятельность;
- работать над содержанием романа; учить вчитываться в художественный текст и понимать авторский замысел; выяснить мотивировку поступков героев; добиться понимания сюжета и проблематики романа; определить характер отношения героев; обучать умению видеть основную мысль текста, погружаться в текст, вести самостоятельную поисковую деятельность;
Добрый день! Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно включайся в работу, дружок!
Учимся понимать текст
- Выборочный пересказ эпизода с кольцом.
План 17 главы
1. Саша у заветного дерева.
2. «…Рыжий оборванный мальчишка запускает руку в дупло…»
3. Борьба мальчишек.
4. «…Сильная рука вцепилась в рыжую щетину волос…»
5. Пленник на барском дворе.
6. Допрос.
7. Наказание.
Слова ́ рная рабо ́ та:
О ́ браз – здесь: икона
- Посажёная мать – женщина, заменяющая мать при свадебном обряде.
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
Словарная работа:
с приступками в глубине церкви
- Туале ́ т – здесь: столик
с зеркалом .
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
Учимся понимать текст
1.Проанализируйте настроение Марии Кириловны, ее отношение к тому, что происходит.
Марья Кириловна сидела перед зеркалом бледная и неподвижная . Ей безразличен ее наряд. Марья Кириловна ничего не видела, ничего не слыхала, думала об одном, с самого утра она ждала Дубровского, надежда ни на минуту её не покидала, что свадьба не состоится.
Учимся понимать текст
- Раскроете характер князя Верейского.
Он был поражен бледностью невесты и странным видом. Он знал, какая она может быть веселая, знал, что она любит другого, но отказываться от красивой, молодой и богатой жены не желал, он нисколько не был тронут искренним признанием Марии Кириловны, и это выдает в нём человека черствого и бесчувственного.
Учимся понимать текст
Проследите, как раскрывается характер Дубровского в последней сцене произведения.
Дубровский в это время со своими сообщниками спешил на выручку своей возлюбленной, но он опоздал.
Учимся понимать текст
- Почему же, полюбив Дубровского, Маша медлит обратиться к нему за помощью, чтобы избежать брака с нелюбимым человеком? Что её останавливало?
Учимся понимать текст
Дубровский — разбойник. Обратиться к нему за помощью — значит пойти против общества, против общепринятой морали, обесчестить своё имя. Побег с разбойником — бесчестие. Брак с Верейским — личная трагедия, но доброе имя сохранится.
Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.
Учимся понимать текст
- Успел ли Дубровский спасти Машу? - Почему после венчания Маша отказывается от свободы, которую ей предлагает Дубровский?
Учимся понимать текст
- «Я дала клятву». Чувство долга, чести берёт верх.
- Маша дала клятву перед Богом, она — жена Верейского. Нарушить слово — отступить от строгой морали.
- Маша жертвует своим счастьем и отказывается от помощи ради спокойствия своей души и совести, ради чистоты пред Богом и перед собой.
Учимся понимать текст
-Читаем последние строки этой главы. Как они характеризуют Дубровского?
Учимся понимать текст
Дубро ́ вский сильно любит Марию Кириловну, но против ее воли он ничего не сделает и не смеет причинить зло не только ей, но и тем, с кем связана ее жизнь, даже если эти люди являются его врагами. В нем опять на первом месте благородство.
Учимся понимать текст
Выводы:
Любовь Владимира к Маше оказалась не всесильной, разница их положения, враждебное окружение и страх в душе Марии Кириловны не дали возможности им быть счастливыми. 2. Дубровский – благородный и добрый человек, человечность в нем победила ненависть к Троекурову. 3 Настоящая любовь становится выше обид и мести.
Учимся понимать текст
Анализ 19 главы.
- -Где жили разбойники?
- -Кого мы узнали из окружения разбойников?
- - В каких условиях жил В.Дубровский? Опишите землянку.
- - О чём сообщил Стёпка?
Учимся понимать текст
Выборочный пересказ эпизода «Последний бой».
Учимся понимать текст
«Последний бой».
Дубровский велел … ворота. Между разбойниками сделался … . Оружия … , человек … солдат устремились на … . Офицер бросился … , солдаты … и … в ров; разбойники … из ружей и … вал. Рукопашный бой … . Разбойники начали … , но Дубровский подошёл к … , приставил пистолет и выстрелил в него. Солдаты остановились. Разбойники смяли их, …, солдаты побежали. Победа была … .
Учимся понимать текст
-Что мы узнаём о дальнейшей судьбе В.Дубровского?
Дубровского среди разбойников не было. Никто не знал, куда он девался. По другим известиям узнали, что Дубровский скрылся за границу.
Учимся понимать текст
- Почему Дубровский расстаётся со своими сообщниками?
Пушкинский герой мог выступать лишь в роли атамана разбойников, пока в этом был смысл: сначала – месть за оскорбление и гибель отца, затем – благородное служение всем несправедливо обиженным и обманутым (Анна Савишна Глобова), и конечно же – спасение любимой девушки от ненавистного брака.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выборочный пересказ эпизода «Последний бой».
Готовиться к (тестовой) контрольной работе
по роману «Дубровский».
Рефлексия
хорошо усвоил
отлично усвоил и могу применить на практике
усвоил хорошо,
но есть вопросы
многое непонятно