Н. В.Гоголь.
Анализ
5 действия комедии
«Ревизор».
Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Задачи:
Развивать навыки анализа текста;
познакомить, прокомментировать и обсудить события, образы героев V действия комедии;
формирование навыка выразительного чтения по ролям, исследовательской работы с текстом, развитие коммуникативных умений учащихся;
продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать выводы.
Воспитывать интерес к творчеству писателя.
I
Добрый день!
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно включайся в работу, дружок!
Учимся понимать текст
Тест.
- Кто первый предложил “подсунуть” взятку ревизору?
- Кто первым идет на приём к Хлестакову?
- Продолжите фразу: “Имею честь представиться: смотритель училищ титулярный советник…”
- Кто рассказывает мнимому ревизору о том, “что здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживаются…”?
- Кого Добчинский просит помочь узаконить внебрачного сына?
- Чьи это слова: “Только знаете что, Иван Александрович? Уезжайте отсюда! Ей – богу, уже пора! Погуляли здесь два денька, ну – и довольно”?
Учимся понимать текст
Тест.
- Кто первый предложил “подсунуть” взятку ревизору? (Артемий Филиппович)
- Кто первым идет на приём к Хлестакову? (Аммос Фёдорович)
- Продолжите фразу: “Имею честь представиться: смотритель училищ титулярный советник…” (Хлопов)
- Кто рассказывает мнимому ревизору о том, “что здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживаются…”? (Артемий Филиппович Земляника)
- Кого Добчинский просит помочь узаконить внебрачного сына? (Хлестаков)
- Чьи это слова: “Только знаете что, Иван Александрович? Уезжайте отсюда! Ей – богу, уже пора! Погуляли здесь два денька, ну – и довольно”? (Осип)
Учимся понимать текст
Тест.
- “ Как бы я желал, сударыня быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…” Чьи слова?
- Анна Андреевна: “Знаешь ли ты, какой чести удостоивает нас… Он просит руки нашей дочери”. О ком она говорит?
- Кто приказал Авдотье достать из кладовой персидский ковёр и отдать его в дорогу Хлестакову?
- У кого просит деньги Хлестаков: “Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста: я не хочу воспользоваться вашею ошибкою, - так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было восемьсот”?
Учимся понимать текст
Тест.
- “ Как бы я желал, сударыня быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…” Чьи слова? (Хлестаков)
- Анна Андреевна: “Знаешь ли ты, какой чести удостоивает нас… Он просит руки нашей дочери”. О ком она говорит? (Хлестаков)
- Кто приказал Авдотье достать из кладовой персидский ковёр и отдать его в дорогу Хлестакову? (Городничий)
- У кого просит деньги Хлестаков: “Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста: я не хочу воспользоваться вашею ошибкою, - так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было восемьсот”? (Городничий)
Исследовательская работа с текстом
Хлестаков и…
Цитата
Аммос Фёдорович
Манера поведения Хлестакова
«Знаете ли что: дайте их мне взаймы»; «Я, знаете, в дороге издержался: то да сё… Впрочем, я вам из деревни сейчас их пришлю»
Почтмейстер
«Не можете ли вы мне дать триста рублей взаймы. А я, признаюсь, смерть не люблю отказывать себе в дороге, да и к чему?»
Подобострастен, готов извиняться, заискивать перед солидным судьёй, вероятно, готов идти на попятную.
Говорит более свободно. Сам назначает сумму, что уже довольно смело.
Исследовательская работа с текстом
Хлестаков и…
Цитата
Хлопов
«Какие вам нравятся – брюнетки или блондинки? В моих глазах точно есть что-то такое, что внушает робость».
Артемий Филиппович
Манера поведения Хлестакова
«Скажите, пожалуйста, мне кажется, как будто бы вчера вы были немножко ниже ростом, не правда ли?»; «Эй, вы! как вас? я всё позабываю, как ваше имя и отчество».
Бобчинский и Добчинский
«Денег не у вас? Взаймы рублей тысячу»
Распускается и наглеет – обратно пропорционально робости своего собеседника
Допускает наглость по отношению к Землянике
Нагло вымогает деньги
Словарная работа:
- Кавалерия – здесь: широкая орденская лента, которую носили через плечо при самых высоких орденах.
- Эстафета – здесь: срочная почта
- Жуировать – развлекаться, вести весёлую жизнь
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
- Щелкопёр – писака, враль, бумагомаратель
- Либерал – здесь: свободомыслящий человек
- Вертопрах – легкомысленный, ветреный человек
Словарная работа:
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
Учимся понимать текст
Явление 1
-Где происходит действие?
- С какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день?
- Дайте лексическое толкование слову “взятка”.
Хлестаков уехал. Но превращение охватывает новых лиц. В IV действии городничий преображается.
Выразительное чтение по ролям явления 1 действия V .
Подумай и ответь…
О чём мечтают городничий и Анна Андреевна?
Мечты городничего. Городничий думает со временем и в генералы влезть. Он мечтает о голубой ленте, хотя и знает, что голубую ему не получить ни в коем случае, а вот красную — почему не получить? Почему он хочет стать генералом? Он сам говорит потом, что, когда генерал едет, тому немедля дают на станции лошадей, тогда как другие «все дожидаются: все эти титулярные, капитаны, городничие... Обедаешь где-нибудь у губернатора, а там — стой, городничий!».
Подумай и ответь…
О чём мечтают городничий и Анна Андреевна?
Мечты Анны Андреевны.
Знакомые будут графы и все светские…
Чтобы дом был первый в столице, и в комнате было амбре (благоухание).
Пересказ явления 2 действия V .
Художник П.Боклевский.1951
Подумай и ответь…
Изменятся ли городничий и его жена, если осуществятся их мечты?
Городничий не изменится, он станет таким, каким бывал и каким может быть, когда ему ничто и никто не мешает.
Жена городничего тоже не изменится: её мечты демонстрируют крайнюю ограниченность представлений: «Я не иначе хочу, чтоб наш дом был первый в столице».
Подумай и ответь…
Как раскрываются характеры чиновников в сцене поздравления?
Злоба, недоброжелательность и даже ненависть. Их недобрые чувства к городничему, их зависть к его «удаче» проявляются с предельной откровенностью: в форме то грубой, то несколько наивной и очень комической.
Художник А.Константиновский.1951
Кульминация в комедии полно и резко и во всех отношениях выявлена, и она с неизбежностью влечёт за собой развязку. В комедии не одна, а две развязки. Первая наступает с приходом почтмейстера. Он появляется на сцене как раз в то время, когда торжество городничего достигает апогея.
Развязка эта внешне очень похожа на завязку: похожие слова, похожая реакция, похожие интонации.
Выразительное чтение по ролям явления 8 действия V .
Учимся понимать текст
- Какую характеристику даёт Хлестаков чиновникам города?
- Дополните предложения
Городничий глуп, как … . Почтмейстер тоже … , точь- в – точь департаментский …, должно быть, также, …, … …
Надзиратель за богоугодным заведением Земляника – совершенная … … . Смотритель училищ протухнул … . Судья Ляпкин – Тяпкин в … моветон (человек дурного тона).
Подумай и ответь…
Какие чувства испытывает городничий и чиновники?
Для городничего правда оказалась особенно горькой. Другие чиновники не только огорчены, но и рады. Ведь обманутым в первую очередь оказался городничий. Чиновники злорадствуют, имея давнюю вражду городничему.
Заключительная сцена. Художник А.Константиновский.1951
Подумай и ответь…
Предвидят ли чиновники возможные последствия обмана?
В первый момент чиновники не способны до конца осознать случившееся.
Немая сцена. Неизвестный художник. 1830
Подумай и ответь…
Почему так поражены чиновники с прибытием настоящего ревизора?
С прибытием настоящего ревизора всем чиновникам снова предстоит испытать страх, волнение, борьбу, столкновение интересов и самолюбий, ожидание разоблачения. Оттого-то они так поражены.
Немая сцена. Неизвестный художник. 1830
Учимся понимать текст
Композиционный план комедии.
Завязка.
Известие о приезде ревизора.
Развитие действия.
чиновникам. Новость из гостиницы.
2. Визит Городничего в гостиницу.
3. Осмотр Хлестаковым богоугодных заведений. Хлестаков в доме Городничего.
4. Парад чиновников и жалобщиков.
5. Сватовство Хлестакова.
Учимся понимать текст
Композиционный план комедии.
Кульминация.
Враньё Хлестакова и торжество Городничего.
Развязка.
Письмо Хлестакова Тряпичкину.
Известие о приезде настоящего ревизора.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Прочитать статью учебника «В мире гоголевской комедии», с.113-120, ч.2.
2.Составить материал о герое с опорой на материал учебника, уроков (задание 3 рабочей тетради, с.90, ч.1).
Рефлексия
хорошо усвоил
отлично усвоил и могу применить на практике
усвоил хорошо,
но есть вопросы
многое непонятно
Спасибо за урок!