СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по литературе на тему: «Н.В.Гоголь. Анализ 5 действия комедии "Ревизор».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Образовательные:

  • познакомить, прокомментировать и обсудить события V действия комедии; продолжить наблюдения за сюжетом комедии, за героями;
  • работать над художественными особенностями пьесы; страх перед ревизором как основа комедийного действия.
  • формирование навыка выразительного чтения по ролям, исследовательской работы с текстом, развитие коммуникативных умений учащихся;
  • анализировать образы героев  комедии через речевую характеристику персонажей, раскрытие внутреннего мира героев через их поступки и речь;

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе на тему: «Н.В.Гоголь. Анализ 5 действия комедии "Ревизор».»

Н. В.Гоголь. Анализ 5 действия комедии «Ревизор».  Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Н. В.Гоголь.

Анализ

5 действия комедии

«Ревизор».

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Задачи:  Развивать навыки анализа текста;  познакомить, прокомментировать и обсудить события, образы героев V действия комедии; формирование навыка выразительного чтения по ролям, исследовательской работы с текстом, развитие коммуникативных умений учащихся; продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать выводы. Воспитывать интерес к творчеству писателя. I

Задачи:

Развивать навыки анализа текста;

познакомить, прокомментировать и обсудить события, образы героев V действия комедии;

формирование навыка выразительного чтения по ролям, исследовательской работы с текстом, развитие коммуникативных умений учащихся;

продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать выводы.

Воспитывать интерес к творчеству писателя.

I

 Добрый день!   Мы сегодня снова будем читать, Выводы делать и рассуждать.  А чтобы урок пошёл каждому впрок,  Активно включайся в работу, дружок!

Добрый день!

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно включайся в работу, дружок!

Учимся понимать текст Тест. Кто первый предложил “подсунуть” взятку ревизору? Кто первым идет на приём к Хлестакову? Продолжите фразу: “Имею честь представиться: смотритель училищ титулярный советник…” Кто рассказывает мнимому ревизору о том, “что здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживаются…”? Кого Добчинский просит помочь узаконить внебрачного сына? Чьи это слова: “Только знаете что, Иван Александрович? Уезжайте отсюда! Ей – богу, уже пора! Погуляли здесь два денька, ну – и довольно”?

Учимся понимать текст

Тест.

  • Кто первый предложил “подсунуть” взятку ревизору?
  • Кто первым идет на приём к Хлестакову?
  • Продолжите фразу: “Имею честь представиться: смотритель училищ титулярный советник…”
  • Кто рассказывает мнимому ревизору о том, “что здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживаются…”?
  • Кого Добчинский просит помочь узаконить внебрачного сына?
  • Чьи это слова: “Только знаете что, Иван Александрович? Уезжайте отсюда! Ей – богу, уже пора! Погуляли здесь два денька, ну – и довольно”?

Учимся понимать текст Тест. Кто первый предложил “подсунуть” взятку ревизору? (Артемий Филиппович) Кто первым идет на приём к Хлестакову? (Аммос Фёдорович) Продолжите фразу: “Имею честь представиться: смотритель училищ титулярный советник…” (Хлопов) Кто рассказывает мнимому ревизору о том, “что здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживаются…”? (Артемий Филиппович Земляника) Кого Добчинский просит помочь узаконить внебрачного сына? (Хлестаков) Чьи это слова: “Только знаете что, Иван Александрович? Уезжайте отсюда! Ей – богу, уже пора! Погуляли здесь два денька, ну – и довольно”? (Осип)

Учимся понимать текст

Тест.

  • Кто первый предложил “подсунуть” взятку ревизору? (Артемий Филиппович)
  • Кто первым идет на приём к Хлестакову? (Аммос Фёдорович)
  • Продолжите фразу: “Имею честь представиться: смотритель училищ титулярный советник…” (Хлопов)
  • Кто рассказывает мнимому ревизору о том, “что здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживаются…”? (Артемий Филиппович Земляника)
  • Кого Добчинский просит помочь узаконить внебрачного сына? (Хлестаков)
  • Чьи это слова: “Только знаете что, Иван Александрович? Уезжайте отсюда! Ей – богу, уже пора! Погуляли здесь два денька, ну – и довольно”? (Осип)

Учимся понимать текст Тест. “ Как бы я желал, сударыня быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…” Чьи слова? Анна Андреевна: “Знаешь ли ты, какой чести удостоивает нас… Он просит руки нашей дочери”. О ком она говорит? Кто приказал Авдотье достать из кладовой персидский ковёр и отдать его в дорогу Хлестакову? У кого просит деньги Хлестаков: “Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста: я не хочу воспользоваться вашею ошибкою, - так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было восемьсот”?

Учимся понимать текст

Тест.

  • Как бы я желал, сударыня быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…” Чьи слова?
  • Анна Андреевна: “Знаешь ли ты, какой чести удостоивает нас… Он просит руки нашей дочери”. О ком она говорит?
  • Кто приказал Авдотье достать из кладовой персидский ковёр и отдать его в дорогу Хлестакову?
  • У кого просит деньги Хлестаков: “Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста: я не хочу воспользоваться вашею ошибкою, - так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было восемьсот”?

Учимся понимать текст Тест. “ Как бы я желал, сударыня быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…” Чьи слова? (Хлестаков) Анна Андреевна: “Знаешь ли ты, какой чести удостоивает нас… Он просит руки нашей дочери”. О ком она говорит? (Хлестаков) Кто приказал Авдотье достать из кладовой персидский ковёр и отдать его в дорогу Хлестакову? (Городничий) У кого просит деньги Хлестаков: “Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста: я не хочу воспользоваться вашею ошибкою, - так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было восемьсот”? (Городничий)

Учимся понимать текст

Тест.

  • Как бы я желал, сударыня быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…” Чьи слова? (Хлестаков)
  • Анна Андреевна: “Знаешь ли ты, какой чести удостоивает нас… Он просит руки нашей дочери”. О ком она говорит? (Хлестаков)
  • Кто приказал Авдотье достать из кладовой персидский ковёр и отдать его в дорогу Хлестакову? (Городничий)
  • У кого просит деньги Хлестаков: “Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста: я не хочу воспользоваться вашею ошибкою, - так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было восемьсот”? (Городничий)

Исследовательская работа с текстом Хлестаков и… Цитата Аммос Фёдорович Манера поведения Хлестакова «Знаете ли что: дайте их мне взаймы»; «Я, знаете, в дороге издержался: то да сё… Впрочем, я вам из деревни сейчас их пришлю» Почтмейстер «Не можете ли вы мне дать триста рублей взаймы. А я, признаюсь, смерть не люблю отказывать себе в дороге, да и к чему?» Подобострастен, готов извиняться, заискивать перед солидным судьёй, вероятно, готов идти на попятную. Говорит более свободно. Сам назначает сумму, что уже довольно смело.

Исследовательская работа с текстом

Хлестаков и…

Цитата

Аммос Фёдорович

Манера поведения Хлестакова

«Знаете ли что: дайте их мне взаймы»; «Я, знаете, в дороге издержался: то да сё… Впрочем, я вам из деревни сейчас их пришлю»

Почтмейстер

«Не можете ли вы мне дать триста рублей взаймы. А я, признаюсь, смерть не люблю отказывать себе в дороге, да и к чему?»

Подобострастен, готов извиняться, заискивать перед солидным судьёй, вероятно, готов идти на попятную.

Говорит более свободно. Сам назначает сумму, что уже довольно смело.

Исследовательская работа с текстом Хлестаков и… Цитата Хлопов «Какие вам нравятся – брюнетки или блондинки? В моих глазах точно есть что-то такое, что внушает робость». Артемий Филиппович Манера поведения Хлестакова «Скажите, пожалуйста, мне кажется, как будто бы вчера вы были немножко ниже ростом, не правда ли?»; «Эй, вы! как вас? я всё позабываю, как ваше имя и отчество». Бобчинский и Добчинский «Денег не у вас? Взаймы рублей тысячу» Распускается и наглеет – обратно пропорционально робости своего собеседника Допускает наглость по отношению к Землянике Нагло вымогает деньги

Исследовательская работа с текстом

Хлестаков и…

Цитата

Хлопов

«Какие вам нравятся – брюнетки или блондинки? В моих глазах точно есть что-то такое, что внушает робость».

Артемий Филиппович

Манера поведения Хлестакова

«Скажите, пожалуйста, мне кажется, как будто бы вчера вы были немножко ниже ростом, не правда ли?»; «Эй, вы! как вас? я всё позабываю, как ваше имя и отчество».

Бобчинский и Добчинский

«Денег не у вас? Взаймы рублей тысячу»

Распускается и наглеет – обратно пропорционально робости своего собеседника

Допускает наглость по отношению к Землянике

Нагло вымогает деньги

Словарная работа: Кавалерия –  здесь: широкая орденская лента, которую носили через плечо при самых высоких орденах. Эстафета – здесь: срочная почта Жуировать – развлекаться, вести весёлую жизнь     Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

Словарная работа:

  • Кавалерия – здесь: широкая орденская лента, которую носили через плечо при самых высоких орденах.
  • Эстафета здесь: срочная почта
  • Жуировать развлекаться, вести весёлую жизнь

Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

Щелкопёр – писака, враль, бумагомаратель Либерал – здесь: свободомыслящий человек Вертопрах – легкомысленный, ветреный человек    Словарная работа: Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
  • Щелкопёр писака, враль, бумагомаратель
  • Либерал – здесь: свободомыслящий человек
  • Вертопрах легкомысленный, ветреный человек

Словарная работа:

Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

Учимся понимать текст Явление 1 -Где происходит действие? - С какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день? - Дайте лексическое толкование слову  “взятка”.

Учимся понимать текст

Явление 1

-Где происходит действие?

- С какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день?

- Дайте лексическое толкование слову  “взятка”.

Хлестаков уехал. Но превращение охватывает новых лиц. В IV действии городничий преображается. Выразительное чтение по ролям явления 1 действия V .

Хлестаков уехал. Но превращение охватывает новых лиц. В IV действии городничий преображается.

Выразительное чтение по ролям явления 1 действия V .

Подумай и ответь… О чём мечтают городничий и Анна Андреевна? Мечты городничего.  Городничий думает со временем и в генералы влезть. Он мечтает о голубой ленте, хотя и знает, что голубую ему не получить ни в коем случае, а вот красную — почему не получить? Почему он хочет стать генералом?  Он сам говорит потом, что, когда генерал едет, тому немедля дают на станции лошадей, тогда как другие «все дожидаются: все эти титулярные, капитаны, городничие... Обедаешь где-нибудь у губернатора, а там — стой, городничий!».

Подумай и ответь…

О чём мечтают городничий и Анна Андреевна?

Мечты городничего. Городничий думает со временем и в генералы влезть. Он мечтает о голубой ленте, хотя и знает, что голубую ему не получить ни в коем случае, а вот красную — почему не получить? Почему он хочет стать генералом? Он сам говорит потом, что, когда генерал едет, тому немедля дают на станции лошадей, тогда как другие «все дожидаются: все эти титулярные, капитаны, городничие... Обедаешь где-нибудь у губернатора, а там — стой, городничий!».

Подумай и ответь… О чём мечтают городничий и Анна Андреевна? Мечты Анны Андреевны.  Знакомые будут графы и все светские… Чтобы дом был первый в столице, и в комнате было амбре (благоухание).

Подумай и ответь…

О чём мечтают городничий и Анна Андреевна?

Мечты Анны Андреевны.

Знакомые будут графы и все светские…

Чтобы дом был первый в столице, и в комнате было амбре (благоухание).

Пересказ явления 2 действия V . Художник П.Боклевский.1951

Пересказ явления 2 действия V .

Художник П.Боклевский.1951

Подумай и ответь… Изменятся ли городничий и его жена, если осуществятся их мечты? Городничий не изменится, он станет таким, каким бывал и каким может быть, когда ему ничто и никто не мешает. Жена городничего тоже не изменится: её мечты демонстрируют крайнюю ограниченность представлений: «Я не иначе хочу, чтоб наш дом был первый в столице».

Подумай и ответь…

Изменятся ли городничий и его жена, если осуществятся их мечты?

Городничий не изменится, он станет таким, каким бывал и каким может быть, когда ему ничто и никто не мешает.

Жена городничего тоже не изменится: её мечты демонстрируют крайнюю ограниченность представлений: «Я не иначе хочу, чтоб наш дом был первый в столице».

Подумай и ответь… Как раскрываются характеры чиновников в сцене поздравления? Злоба, недоброжелательность и даже ненависть. Их недобрые чувства к городничему, их зависть к его «удаче» проявляются с предельной откровенностью: в форме то грубой, то несколько наивной и очень комической. Художник А.Константиновский.1951

Подумай и ответь…

Как раскрываются характеры чиновников в сцене поздравления?

Злоба, недоброжелательность и даже ненависть. Их недобрые чувства к городничему, их зависть к его «удаче» проявляются с предельной откровенностью: в форме то грубой, то несколько наивной и очень комической.

Художник А.Константиновский.1951

Кульминация в комедии полно и резко и во всех отношениях выявлена, и она с неизбежностью влечёт за собой развязку. В комедии не одна, а две развязки. Первая наступает с приходом почтмейстера. Он появляется на сцене как раз в то время, когда торжество городничего достигает апогея. Развязка эта внешне очень похожа на завязку: похожие слова, похожая реакция, похожие интонации. Выразительное чтение по ролям явления 8 действия V .

Кульминация в комедии полно и резко и во всех отношениях выявлена, и она с неизбежностью влечёт за собой развязку. В комедии не одна, а две развязки. Первая наступает с приходом почтмейстера. Он появляется на сцене как раз в то время, когда торжество городничего достигает апогея.

Развязка эта внешне очень похожа на завязку: похожие слова, похожая реакция, похожие интонации.

Выразительное чтение по ролям явления 8 действия V .

Учимся понимать текст Какую характеристику даёт Хлестаков чиновникам города? - Дополните предложения  Городничий глуп, как … . Почтмейстер тоже … , точь- в – точь департаментский …, должно быть, также, …, … …  Надзиратель за богоугодным заведением Земляника – совершенная … … . Смотритель училищ протухнул … . Судья Ляпкин – Тяпкин в … моветон (человек дурного тона).

Учимся понимать текст

  • Какую характеристику даёт Хлестаков чиновникам города?

- Дополните предложения

Городничий глуп, как … . Почтмейстер тоже … , точь- в – точь департаментский …, должно быть, также, …, … …

Надзиратель за богоугодным заведением Земляника – совершенная … … . Смотритель училищ протухнул … . Судья Ляпкин – Тяпкин в … моветон (человек дурного тона).

Подумай и ответь… Какие чувства испытывает городничий и чиновники? Для городничего правда оказалась особенно горькой. Другие чиновники не только огорчены, но и рады. Ведь обманутым в первую очередь оказался городничий. Чиновники злорадствуют, имея давнюю вражду городничему. Заключительная сцена. Художник А.Константиновский.1951

Подумай и ответь…

Какие чувства испытывает городничий и чиновники?

Для городничего правда оказалась особенно горькой. Другие чиновники не только огорчены, но и рады. Ведь обманутым в первую очередь оказался городничий. Чиновники злорадствуют, имея давнюю вражду городничему.

Заключительная сцена. Художник А.Константиновский.1951

Подумай и ответь… Предвидят ли чиновники возможные последствия обмана? В первый момент чиновники не способны до конца осознать случившееся. Немая сцена. Неизвестный художник. 1830

Подумай и ответь…

Предвидят ли чиновники возможные последствия обмана?

В первый момент чиновники не способны до конца осознать случившееся.

Немая сцена. Неизвестный художник. 1830

Подумай и ответь… Почему так поражены чиновники с прибытием настоящего ревизора? С прибытием настоящего ревизора всем чиновникам снова предстоит испытать страх, волнение, борьбу, столкновение интересов и самолюбий, ожидание разоблачения. Оттого-то они так поражены. Немая сцена. Неизвестный художник. 1830

Подумай и ответь…

Почему так поражены чиновники с прибытием настоящего ревизора?

С прибытием настоящего ревизора всем чиновникам снова предстоит испытать страх, волнение, борьбу, столкновение интересов и самолюбий, ожидание разоблачения. Оттого-то они так поражены.

Немая сцена. Неизвестный художник. 1830

Учимся понимать текст Композиционный план комедии. Завязка.  Известие о приезде ревизора. Развитие действия. Распоряжения Городничего чиновникам. Новость из гостиницы. 2. Визит Городничего в гостиницу. 3. Осмотр Хлестаковым богоугодных заведений. Хлестаков в доме Городничего. 4. Парад чиновников и жалобщиков. 5. Сватовство Хлестакова.

Учимся понимать текст

Композиционный план комедии.

Завязка.

Известие о приезде ревизора.

Развитие действия.

  • Распоряжения Городничего

чиновникам. Новость из гостиницы.

2. Визит Городничего в гостиницу.

3. Осмотр Хлестаковым богоугодных заведений. Хлестаков в доме Городничего.

4. Парад чиновников и жалобщиков.

5. Сватовство Хлестакова.

Учимся понимать текст Композиционный план комедии. Кульминация. Враньё Хлестакова и торжество Городничего. Развязка. Письмо Хлестакова Тряпичкину. Известие о приезде настоящего ревизора.

Учимся понимать текст

Композиционный план комедии.

Кульминация.

Враньё Хлестакова и торжество Городничего.

Развязка.

Письмо Хлестакова Тряпичкину.

Известие о приезде настоящего ревизора.

     ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1.  Прочитать статью учебника «В мире гоголевской комедии», с.113-120, ч.2. 2.Составить материал о герое с опорой на материал учебника, уроков (задание 3 рабочей тетради, с.90, ч.1).

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Прочитать статью учебника «В мире гоголевской комедии», с.113-120, ч.2.

2.Составить материал о герое с опорой на материал учебника, уроков (задание 3 рабочей тетради, с.90, ч.1).

Рефлексия  хорошо усвоил       отлично усвоил и могу применить на практике   усвоил хорошо, но есть вопросы многое непонятно

Рефлексия

хорошо усвоил

отлично усвоил и могу применить на практике

усвоил хорошо,

но есть вопросы

многое непонятно

Спасибо  за урок!

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!